СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Психолого-педагогические особенности детей и лиц с ограниченными возможностями здоровья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья "Психолого-педагогические особенности детей и лиц с ограниченными возможностями здоровья"»

Психолого-педагогические особенности детей и лиц с ограниченными возможностями здоровья


Учебная деятельность-это процесс, в котором учащийся не только проявляет свои качества, свойства, но и формирует их. Таким образом, любая деятельность - это, в первую очередь, обоюдный процесс взаимодействия учителя и учащегося. Кром того, это деятельность по овладению новым опытом, привычками, умениями, навыками, знаниями. Сама учебная деятельность осуществляется в условиях целенаправленного обучения и представляет собой деятельность ученика по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач. Данные задачи ставит учитель на основе внешнего контроля и внешней оценки, переходящих в самоконтроль и в самооценку.

Однако, как показывает практика, при равных условиях обучения учащиеся дают существенно отличающиеся результаты, что свидетельствует о различии их психологических возможностях.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», принципами гуманизации образовательного процесса, дифференциации и индивидуализации обучения, выделяется категория обучающихся с ОВЗ. Это – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом или психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. 

Обучение данной категории учащихся может быть организовано как совместно с другими обучающимися. В отдельных классах, группах, посредством проведения групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в образовательное учреждение, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.

В настоящее время обучение данной категории учащихся осуществляется по 2 основным формам: инклюзивное образование - включенное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в учебном заведении, когда образовательный процесс осуществляется с учетом образовательных потребностей ребенка; и интегрированное образование - обучение в учебном заведении, когда сам ребенок приспосабливается под общеобразовательную систему.

Конечно, следует отметить, что у школьников общеобразовательного класса и школьников с ОВЗ общие закономерности развития учебной деятельности. Однако особенности развития высших психических функций и личностной сферы школьников с ОВЗ препятствует быстрому и своевременному формированию полноценной мотивации учения, что приводит к неуспешности в учебной деятельности. Данная проблема обостряется при переходе данной категории учащихся на среднюю ступень, так как происходит рассредоточение и снижение целенаправленности педагогических усилий по формированию мотивации учебной деятельности.







Для обучающихся с ОВЗ характерны следующие психолого-педагогические особенности:

У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний об окружающем мире.

Недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.


Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.

Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.

Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации.

      



Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ является обеспечение оптимального развития ребенка, успешная интеграция в социум.

       









  Задачи психолого-педагогического сопровождения:

-предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

-помощь-содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;

-психолого-педагогическое обеспечение образовательных программ;

-развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.

Психолого-педагогическое сопровождение в образовательном учреждении строится на принципах:

Непрерывность. Психолого-педагогическое сопровождение функционирует на всех ступенях образования, благодаря чему и обеспечивается непрерывность процесса сопровождения.

Системность. Значимость и продуктивность сопровождения определяется его системностью, вниманием к широкому кругу вопросов. Среди них семья, обустройство образовательной среды, обучение и воспитание, взаимодействие детей, вопросы самопознания и личностной самореализации.


— Обеспечение положительного эмоционального самочувствия всех участников образовательного процесса. На всех этапах инклюзивного образования сопровождение обеспечивает положительное эмоциональное самочувствие воспитанников, положительную динамику в развитии и положительные учебные достижения, способствует развитию взаимодействия детей.
В этих условиях у детей с особенностями психофизического развития формируется социальная компетентность.

         Существуют три модели интегрированного обучения.

— Полная и комбинированная интеграция, где в одной группе, осваивая образовательные программы, совместно обучаются дети с ОВЗ.

— Частичная интеграция показана детям, которые по тем или иным причинам не способны овладеть образовательным стандартом, поэтому они вливаются в группу на часть дня.

— Временная интеграция предполагает объединение всех воспитанников группы компенсирующего назначения с типично развивающимися дошкольниками не реже двух раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера.


Инклюзия помогает развивать у здоровых детей терпимость к психическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству. Инклюзия способствует формированию у детей с особыми образовательными потребностями положительного отношения к сверстникам и адекватного социального поведения, а также более полной реализации потенциала развития в обучении и воспитании. Инклюзивное обучение реализует обеспечение равного доступа к получению того или иного образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми детьми.

Общие принципы и правила коррекционной работы:

• Индивидуальный подход к каждому ученику.

• Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства: чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности.

• Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.

• Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

В заключении хотелось бы сделать вывод, что психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребёнку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координированно. Важно обсуждать эту проблему и с родителями учащихся, т.к. основные трудности взаимодействия в процессе организации интегрированного обучения возникают не только по поводу учебных проблем, но и взаимоотношений ребёнка в классе. Кроме того, успешность обучения ребенка с ОВЗ в общеобразовательном учреждении зависит от включенности в работу с ним комплекса специалистов: педагога-психолога, классного руководителя, учителей-предметников, логопеда, дефектолога, социальных педагогов.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!