СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Психологическое время в романе Марселя Пруста «По направлению к Свану»"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматривается организация романа Пруста, построенная на «блуждающих» воспоминаниях автора. Память – основа его произведения, а воспоминания это его сюжетные линии, но они расположены не прямо, и не параллельно друг другу, как у многих других, но переплетены в своей причудливой манере, оголяя душу автора, что и делает произведения Пруста особенными, создав  особую, не похожую на традиционную, форму романа.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Психологическое время в романе Марселя Пруста «По направлению к Свану»"»

Психологическое время в романе Марселя Пруста «По направлению к Свану»

Аннотация: В статье рассматривается организация романа Пруста, построенная на «блуждающих» воспоминаниях автора. Память – основа его произведения, а воспоминания это его сюжетные линии, но они расположены не прямо, и не параллельно друг другу, как у многих других, но переплетены в своей причудливой манере, оголяя душу автора, что и делает произведения Пруста особенными, создав особую, не похожую на традиционную, форму романа.

Ключевые слова: Пруст, психологизм, сознание, воспоминание, память.

Цикл «В поисках утраченного времени» - своеобразные мемуары Пруста, воссоздание его собственной жизни с самого детства. Реально прожитая писателем жизнь осознается им как «потерянное время», как бесплодная и ненужная жизнь. Единственно ценная, подлинная и глубокая жизнь – это жизнь в искусстве, в воспоминаниях, творчески воспроизводящих пережитое. Искусство должно быть нерациональным.

Несмотря на всю трудность усвоения произведений Марселя Пруста нельзя освободиться от того очарования, в каком оставляют они внимательного читателя. Как будто впервые становятся доступными обонянию тонкие ароматы, совершенно неуловимые в обычном состоянии, и человеческий глаз начинает различать и видеть то, что лежит за пределами нормального зрения. Марсель Пруст поражает тонкостью и глубиной своего восприятия мира и вместе с тем умением сложное сводить к простому и понятному. Его стиль, как и его отношение к миру, благородны в высшей мере, черта, которая теперь почти не встречается среди писателей последних десятилетий. В его романах нет ничего грубого, рассчитанного на дешевый эффект, ничего фривольного, никакого угождения читателю; в художественном здании, воздвигнутом им, все строго, все проникнуто с высочайшим вкусом и величайшим чувством изящного и все значительно [1].

Пруста можно назвать мастером психологической прозы в основу его философии заложена предельная изоляция от внешнего мира. Подобно Бергсону Пруст противопоставляет мир времени и мир пространства как две совершенно различные области. И если в мире пространства протекает вся реальная жизнь, действуют объективные законы, ненавистные Прусту законы причинности, разума и науки, то мир времени – область «души», психики, царствует субъективистский произвол.

В «По направлению к Свану» (у семьи гл.героя было два излюбленных маршрута: один назывался «направлением к Мезеглизу» (или «к Свану», дорога проходила мимо имения Свана), а второй - «направлением Германтов») Пруст задается вопросом: что такое жизнь человека, каковы ее свойства, качества, параметры. Для него важна не сама объективная реальность и человек в ней, реальность – в сознании человека. Человек с точки зрения Пруста – это целый космос ощущений и воспоминаний.

Пруст был тем, кто закрепил в литературе новый приём организации текста – техника потока сознания. Он раскрывает внутренную жизнь своего героя, описывает потоки переживаний, вызываемых объективным миром. Автора нет, он не пытается интерпретировать. Пруст фотографирует картину человеческого сознания, удаляясь полностью из этой картины. Для характеристики сознания Марселя, строит сложные изысканные ассоциации, что характеризует развитую фантазию героя. Мышление Марселя сложное, ассоциативное. Его поток сознания – это рассказ о времени, о ситуации, о самом Марселе, о том, какой он человек. Мы это узнаем из бесконечной связи повествования, лексически и ритмически организованно. Романы Пруста это бесконечно тянущаяся ткань сознания. При этом бессмысленно пересказывать содержание. Очень часто цитируемый образ из этого романа это печенье Мадлен, запах печенья ранним утром вызывает у героя массу ассоциаций, унося его в далекое детство. Самое значимое событие для Марселя-ребенка – поцелуй мамы на ночь (у Пруста патологическая привязанность к родителям). Автор настолько погружается в воспоминания, что возникает ощущение, что пишет маленький мальчик. Еще одна причина, почему жизнь лучше в мире грёз – возможность избежать разочарования.

В анализе припоминания, пожалуй, Пруст не знает себе равных. В прошлом хранятся наиболее непосредственные картины мира, особенно в нашем детстве и в юности. Восстанавливая в своей памяти это прошлое, мы возвращаем себе в позднейшем возрасте редкие и восхитительные дары жизни - самые могучие, самые яркие впечатления. И надо удивляться тому упорству, мастерству, с каким Марсель Пруст извлекает из темной кладовой прошлого то, что, казалось бы, давным-давно и безвозвратно там погребено для нас. По этой причине писатель ценит такие моменты, как пробуждение ото сна, первые встречи и знакомства с людьми, когда контролирующая сила рассудка не успевает еще наложить своего отпечатка на непосредственные восприятия [1].

Это умение воспроизводить первоначальные впечатления и спасает болезненную натуру художника. Пруст неоднократно признается, что его терзали шкафы с книгами, зеркало, потолок, слишком резкий свет - они являлись как бы принадлежностью, продолжением, частью органов художника. Пытаясь избавиться от этих беспокойных, утомительных, острых впечатлений, Пруст стремится воссоздать наивно-реалистическое представление о мире; это и есть, по его мнению, поэтическое отношение к окружающей нас действительности. И это ему удается. Сквозь сложный, болезненно утонченный, противоречивый и хаотический внутренний мир художника просвечивает другой - целостный, единый, простой, сочный мир вещей и людей [1].

В отличие от традиционного романа, который развертывается как некое единое сюжетное повествование, вовлекающее в поток своего развертывания разных героев, сцепляющее их в какой-то понятный ход событий, роман Пруста строится иначе. В нем нет единой линии времени. Уже сама его форма предполагает возможность перехода из одного времени в другое. 

В романе мы постоянно встречаемся с одной «маниакальной» эмоцией, которую Пруст все время испытывает и пытается понять. Узнать, что она значит. Это эмоция радости. Она возникает по разным поводам. Но всегда эта радость особого рода. Например, он переживает радость, когда видит три силуэта дерева, последовательно появляющиеся во время одной из его поездок в фиакре. Они возникают перед ним в считанные мгновения в виде носителя какого-то смысла, и его душу охватывает состояние, как пишет Пруст, освобождаемой радости. Причем, для него непонятной — почему? Это дерево такое же, как и все. Почему же тогда эта радость? Откуда? Или другой пример: Марсель окунул печенье «Мадлен» в чашку чая, и вдруг опять его охватила радость. Но тут он уже понял ее причину, сумел расшифровать, вызвать из вкуса печенья, обрадовавшего его, все воспоминания, связанные с детством и теми местами , где он был когда-то. Он вспомнил пейзаж, реку, птиц, цветы — и все это из чашки чая из одного ощущения, совпавшего с ощущением, которое было испытано им в прошлом [2].

   Марсель Пруст - глубокий психолог. Он сам говорит о радости извлекать из себя и выводить на свет что-то скрытое в сумраке души, свойственной ему. Произведения Пруста едва ли можно назвать романами, скорее - это психологические мемуары, но с планом, внимательно обдуманным и последовательно проведенным. Аналитический дар писателя изумителен. Ему удается вскрывать самые сложные, запутанные, еле уловимые движения человеческого духа. Психология припоминания, одиноких ожиданий ребенка ночью матери, анализ ревности, влюбленности, многообразия "я", вдохновения, привязанности, дружбы и т.д., отличаются у Пруста истинным проникновением и наглядной убедительностью [1].

Наша память – это одна из важнейших характеристик нашего потока сознания. Благодаря памяти, некоторые события мы можем переживать как бы заново – в нас вспыхивает поток сознания, который владел нами тогда, мы переживаем заново эмоции. Поток сознания богат нашим прошлым.



  1. Воронский А. Марсель Пруст: к вопросу о психологии художественного творчества.

  2. Мамардашвили М. Марсель Пруст и его роман “В поисках утраченного времени”






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!