СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Принятие христианства на Руси и его значение".

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья "Принятие христианства на Руси и его значение" может быть использована в 6 классе на уроках истории России или МХК.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Принятие христианства на Руси и его значение".»

Принятие христианства князем Владимиром.

Крещение Руси.


В 987 г. Владимир и византийский император Василий II заключили союзный договор, направленный, прежде всего, против восставшего византийского полководца Варды Фоки, желавшего занять византийский трон вместо Василия II. За это сестра императора Анна должна была стать женой Владимира при условии, что он примет христианство по греческому обряду.

Император Василий II.


Русская дружина численностью 6000 воинов сыграла значительную роль в снятии осады с Константинополя и в окончательной победе императорских войск в битве при Авидосе. Однако император не выполнил своего обещания и сестру к Владимиру не отправил. Тому были две причины.

Во-первых, византийских принцесс никогда не выдавали замуж за иностранных властителей, считая такой брак позорным. Византийский престол вёл свою историю от великих императоров Рима, а остальные правители Европы были всего лишь потомками варварских вождей. Во-вторых, Владимир был язычником и многожёнцем. Помимо официальной жены Рогнеды, у него было ещё несколько сотен наложниц.

И обещание Владимира принять православное крещение императора не убеждало. Когда стало ясно, что принцесса не прибудет, Владимир решился на «силовую акцию» устрашения: быстро собрал войско и, придя в Крым, осадил принадлежавший Византии Херсон (Корсунь). В античные времена здесь находилась греческая колония Херсонес. Численность войска насчитывала несколько тысяч человек (5 – 6 тысяч на 150 – 200 ладьях), согласно подсчётам военного инженера и археолога А.Л.Бертье-Делагарда.




Попытки взять город штурмом успехом не увенчались: русичи были сильны натиском, напором в первом бою, а вот штурмовать каменные крепости русские ещё не умели. У них не было ни стенобитных машин, ни камнемётов или огнемётов (горшки с зажигательной смесью).

Попытка засыпать крепостной ров, присыпать к стене вал и по нему перебраться в город также не дала результата. Херсониты прорыли под стеной подкоп и уносили присыпаемую войском Владимира землю в город, разбрасывая её посреди рыночной площади на близлежащей горе Ликофрос. Взбешённый Владимир поклялся стоять под стенами хоть три года, но всё-таки взять непокорный город.


Оборонительные стены Корсуни (Херсонеса, Херсона) в Х веке. Реконструкция.


Долгое время осаждённый город не испытывал недостатка в припасах: вода поступала по водопроводу, скрытому в земле; продовольствия, запасённого сразу после жатвы (осень – изобильная пора) тоже хватало. Кроме того, его тайно доставляли с византийских кораблей в город по подземному ходу.

По истечении полугода осады силы осаждающих были на исходе, а осаждённые держались стойко и мужественно.

Но город погубило предательство: грек Анастас посоветовал Владимиру перекрыть водопровод и указал в посланной на стреле в стан русских записке, где это лучше сделать. Услышав об этом, Владимир воскликнул: «Если это сбудется, я непременно крещусь». Другой предатель – варяг Жедберн (по-другому Жберн, или Ижьберн) – посоветовал перекопать подземный ход, по которому в город доставлялось продовольствие.

Осада была тяжелой и для осаждённых, и для осаждавших. По сведениям средневековых источников (Жития князя Владимира), русские простояли у города от 6 до 9 месяцев, т.е. осень, зиму и часть весны. Жители города отчаянно защищались («боряхуся крепко из града»).

Взятие Корсуня князем Владимиром.

С картины И.Петрова и В.Сердюка.




После предательства, по словам летописца, город продержался ещё три месяца и, несмотря на неприступные стены (15 метров в высоту и от 3 до 10 метров в толщину), истомлённый голодом и жаждой, сдался на милость победителям.



Победитель был относительно милостив, насколько это возможно было в те далёкие времена. Был убит архонт Херсона, но сам город князь Владимир не отдал на разграбление своим дружинам. Владимир поселился в Херсоне и отправил в Константинополь послов с ультиматумом, в котором потребовал немедленно прислать принцессу Анну. И пригрозил императорам Василию II и его брату Константину, что, если этого не произойдёт, он пойдёт войной на Константинополь и сделает с имперской столицей то же, что и с Херсоном.

Истощённой смутами империи было не до войны с русскими дружинами: плачущая 25-летняя принцесса Анна, сопровождаемая митрополитом и множеством светских и церковных иерархов, прибыла в Херсон. Перспектива оказаться супругой дикого нравом Владимира, правителя страны варваров, приводили царевну Анну в ужас.


Византийские императоры Василий II и Константин VIII.

Парный портрет на монете.


Но братья-императоры сумели убедить её, что она, выйдя замуж за Владимира, таким образом, содействует обращению к Христу целого народа русского и будет содействовать распространению истинной веры на Русской земле, а также спасёт Византию от нашествия язычников.


Встреча князем Владимиром принцессы Анны.

Жители Херсона встретили принцессу как свою спасительницу. Согласно «Повести Временных лет», Владимир – всё ещё язычник – к моменту прибытия Анны заболел, и у него стало пропадать зрение. Невеста посоветовала ему поскорее принять святое крещение, и зрение к нему непременно вернётся. Владимир послушался Анну.

Согласно легенде, как только священник возложил руки на голову неофита - и чудо свершилось! Князь моментально прозрел и воскликнул, выходя из святой купели: «Вот теперь-то впервые узрел я Бога истинного!». Многие приближённые великого князя были так поражены чудом, что тут же изъявили желание креститься.

Крещение князя Владимира в Херсоне. В.М.Васнецов.


В крещении Владимир принял имя Василий (в переводе с греческого «царь»), принял императорский титул и возложил на себя корону! Здесь же, в Херсоне, состоялось венчание Владимира и Анны. В результате этого брака впервые европейский монарх становится юридически равен византийскому императору!

Херсонес. Место крещения князя Владимира.

В русских летописях содержится крайне мало сведений об Анне Романовне. В византийских хрониках есть сведения, что она на своей новой родине построила множество храмов. Владимир под влиянием жены внёс много новшеств при великокняжеском дворе: церемониал приёма иностранных послов, проведения богослужений, церковных праздников.



Современный вид места крещения

князя Владимира в Херсонесе.



Умерла она в 1011 г. в возрасте 48 лет. Её похоронили в мраморном саркофаге внутри Десятинной церкви в Киеве. После кончины княгини Владимир вскоре опять женился, но похоронить себя завещал рядом с Анной в таком же саркофаге.

После венчания Владимир взял с собой Анну, херсонских священников и мастеровых, и отправился домой – в Киев. На Русь потянулись длинные обозы вывозимого из Херсона добра. Среди этих вещей были «два истукана и четыре коня медных». Возможно, это были античные статуи. Скульптуры были установлены в Киеве, но после разграбления его в 1240 г. татарами они пропали. Вывез Владимир и мощи св. Климента, множество икон,


Памятник князю Владимиру в Херсонесе.


красивые церковные ворота. Корсунская икона Божией матери, хранительница Руси, по преданию, тогда же была вывезена Владимиром из Херсона. В Киев также были привезены церковная утварь, богослужебные книги, другие религиозные святыни.

Значение Херсона для торговли Руси того времени было довольно значительно: археологические находки, сделанные на территории Киева и Киевской земли, Новгорода, Рязани и других мест подтверждают это. Владимир стал рьяно свергать деревянных языческих идолов. Горожане, хранившие им верность, плакали, наблюдая унижение почитаемых ими божеств. По городу стали проходить крестные ходы, охраняемые дружиной. Священники кропили святой водой дома и колодцы, изгоняя отовсюду «бесовскую силу».

Владимир предпринял целый ряд серьёзных акций по утверждению христианства в качестве официальной государственной религии Древней Руси. По приказу князя в разных концах города начали ставить деревянные церкви и молельни, учреждая церковные приходы.

Крещение Руси. В.М.Васнецов


Первым делом Владимир принял решение крестить своих детей и дружину. Он также объявил, что теперь является поборником единобрачия. Своим многочисленным жёнам и наложницам он предоставил возможность найти себе достойного супруга из числа «княжих мужей».

Затем он повелел всем жителям города прийти на берег Днепра креститься. Того, кто не явится, он грозил объявить своим врагом. Толпы народы спустились к реке и покорно вошли в днепровские воды. Появился Владимир с церковным причтом.


Крещение Руси. В.Навозов. 1887 г.

Священники совершили обряд крещения, и все киевляне были названы христианами. Согласно летописям, крещение Руси произошло в 988 году.

В Киеве был возведён храм Святого Василия на месте капища Перуна. Там, где погибли первые киевские мученики-христиане Феодор и Иоанн, греческие мастера построили церковь Успения Богоматери. В Берестове был построен загородный деревянный дворец с каменной домовой церковью Спасо-Преображения.

В 996 в Киеве был освящён каменный храм «во имя Пресвятой Богородицы». Церковь получила название Десятинной, ибо на содержание её Владимир выделил одну десятую от доходов княжеской казны. В её строительстве участвовали «мастеры от грек» и русские зодчие, которые использовали при строительстве плинфу – тонкий древнерусский





кирпич. Десятинная церковь была богато украшена мозаиками, фресками, резными мраморными плитами и священными предметами – «иконами, сосудами, крестами», вывезенными Владимиром из Херсона. Около 1001 г. сюда были перенесены мощи святой княгини Ольги.

Память о Владимире Святославиче сохранялась в народных сказаниях. Подобно апостолам, он крестил свой народ. У князя были и особые, личные права на святость, которые подчёркиваются и в летописи, и у Нестора, и в похвальных словах: особенно отмечалась его милостыня. Все русские книжники, говоря о Владимире даже мимоходом, не преминули рассказывать о том, как «нищие приходом на двор его во вся дня и приимаху, кто чего требоваша; а недужным, не могущим ходити, повеле слугам, да в дом приносят им». Предание помнило языческую жизнь Владимира: но «аще бо в невежестве етера согрешениа быша, после рассыпашася покаянием и милостынями».

В 1040 г. митрополит Киевский Иларион написал «Похвальное слово князю Владимиру», где упомянул нравственные подвиги крестителя Руси. Официально его канонизировали в XIII веке после того, как 15 мая 1240 г. заступничеством святого Владимира была одержана знаменитая победа в Невской битве над шведскими крестоносцами.


Вывод о причинах принятия христианства на Руси:

- необходимость определённого этапа государственного развития;

- объединение страны;

- укрепление власти князя;

- контакты с Византией.



Значение принятия христианства

на Руси.


В отличие от крещения языческих племён Прибалтики крестоносцами или аборигенов Америки испанцами, введение христианства на Руси было внутренним делом государства. В двух первых случаях можно действительно говорить о насильственном обращении этих народов. Внешнего, насильственного напора на Древнюю Русь не было.

В самой Руси в южных и западных областях переход в новую веру проходил если не с энтузиазмом, но и без явного сопротивления. Поскольку Владимир рассматривал христианство как государственную религию, то отказ от крещения в этих условиях был бы равнозначен проявлению нелояльности правителю, к чему у киевлян не было оснований. Куда большее сопротивление религиозные новшества встретили на Севере и Северо-востоке. Новгородцы взбунтовались против крещения, и для христианизации города потребовалась военная экспедиция киевлян во главе с Добрыней и Путятой. Сходные конфликты возникли в Муроме, в других городах Новгородской и Ростовских земель.


Князь Владимир.


Крещение Руси Владимиром стало завершением своеобразной реформы по укреплению международного авторитета Руси, по значимости сопоставимой в истории с реформами Петра I. Во-первых, князь прочно обосновался в Киеве, чего не было при его предшественниках. Во-вторых, он постарался идейно объединить союзные славянские племена с помощью общей для всех религии – христианства. Темпы христианизации были достаточно высокие. Христианство утвердилось в Древней Руси примерно за 100 лет. В то время, как крестившимся почти одновременно с Русью, Швеции и Норвегии потребовалось на это соответственно 250 и 150 лет.

Благодаря принятию христианства, Русь встала в ряд европейских государств. Русь была признана как христианское государство, что определило качественно иной, более высокий уровень взаимоотношений с европейскими странами и народами.

Государственная реформа князя Владимира высвободила постепенно накапливавшийся в древнерусском обществе потенциал – началось бурное, стремительное развитие страны. Христианство дополнило и усилило достижения духовной жизни славян, заменив языческую форму их выражения цивилизованной и культурной. Особое место в этом занимало устное народное творчество, создавшее духовную почву для дальнейшего развития литературы. Фольклорные обряды, традиции органично влились в письменную культуру, пришедшую с новой верой.

Христианство дало название основной массе сельских жителей на Руси – «крестьяне». Язычество и христианство сосуществовали в быту, особенно в сельской местности, где языческие представления сохранялись дольше всего, равно как и старые одежды, обычаи, имена.

Основной одеждой всегда была рубаха: у мужчин длиной до колен, у женщин – до щиколоток. Зимой носили разного рода тулупы. Летнюю обувь плели из лыка, а зимой носили подобие сапог из овечьей или ещё какой-нибудь шкуры.

Имена долго сохранялись языческие, например: Путята, Добрыня, или же прозвища: Волчий Хвост и т.п. Прозвища были настоящими заменителями имён для людей того времени. В одной из богослужебных книг сохранилось имя писца: «поп Упирь Лихой».


Многое в христианстве и язычестве было схожим: единый владыка Вселенной; моления-богослужения и магические обряды; каркасом годичного цикла празднеств были солнечные фазы; понятие «души» и её бессмертия, её существования в загробном мире. Перемена веры расценивалась внутренне не как смена убеждений, а как перемена формы обрядности и замена имен божеств. Одним из заметных новшеств в религиозном быте русской деревни X - XII вв. стало прекращение обрядов трупосожжения.

Очень важным является то, что христианство принесло на Русь письменную, книжную культуру, новые виды искусства. Некоторое время на Руси существовало два литературных языка – церковно - книжный и светско - государственный. Первые книги, появившиеся на Руси – церковные тексты. Тексты Священного писания стали первыми книгами на Руси, они использовались во время богослужения. Пользовалась популярностью Псалтырь, по которой учили грамоте. Первые книги приходят на Русь из Византии – это апокрифы, византийские хроники.


От Византии Русь получила основные идеи и принципы мировоззрения, переводную литературу, причём литературу не столько развлекательную или религиозно-богословскую, но и работы по философии. Книги в то время в основном переписывались в монастырях, к сожалению, частые пожары не способствовали сохранности рукописей. Так, «Поучение Владимира Мономаха» и «Слово о полку Игореве» дошли до нас в единственном экземпляре.

До татарского нашествия на Руси существовало своеобразное двоеверие, т.к. многие языческие обычаи не умерли, но, соединившись с новыми верованиями, сохранились, а некоторые – и на многие столетия.


18




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!