СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Примеры использования действия моделирования на уроках окружающего мира в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уважаемые коллеги! В данной статье рассматривается учебное действие моделирование на уроках окружающего мира и даются рекомендации по реализации заданий, направленные на данное учебное действие

Просмотр содержимого документа
«Статья "Примеры использования действия моделирования на уроках окружающего мира в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. "»

Примеры использования действия моделирования на уроках окружающего мира в системе развивающего обучения

Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.


Липуновская Дарья Максимовна студентка 3 курса

КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1

им. М. Горького»

Научный руководитель: Яковец Ольга Сергеевна, преподаватель


Аннотация статьи: В данной статье рассматривается учебное действие моделирование на уроках окружающего мира. Анализируются задания из учебника и вебинара, направленные на действие моделирования, и даются рекомендации по их реализации. Раскрывается значение моделирования в познании окружающего мира школьниками.

Ключевые слова: моделирование, модель, система развивающего обучения.


В современном образовании остро стоит вопрос о реализации обновленного федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС НОО), в котором появились не только новые предметные результаты, но и обновились метапредметные результаты. Одним из основных групп результатов являются познавательные универсальные учебные действия, в которые включаются не только базовые исследовательские и логические действия, но и работа с информацией. А работа с информацией, в свою очередь, включает такое учебное действие как моделирование:

    • анализировать и создавать графическую информацию в соответствии с учебной задачей;

    • самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации [1, c. 17].

В системе развивающего обучения построение и использование моделей в разных функциях становится неотъемлемой стороной учебной активности детей. И в процессе изучения курса “Окружающий мир” учащимся дается возможность не только ознакомиться с разными формами моделями, но и научиться их самостоятельно строить. В своем методическом пособии Е. В. Чудинова говорит: “В процессе изучения «Окружающего мира» развиваются общеучебные умения ребенка, такие как способность анализировать, выделять существенное, схематически фиксировать новый опыт....” [4, с. 7]. Все описанные действия выполняются учениками в процессе моделирования.

Моделирование – действие по построению, преобразованию, использованию воспринимаемой модели, элементы и отношения которой подобны элементам и отношениям определенной природной системы (реальной) [2, с. 147].

Моделирование хоть и является важной частью учебного процесса, но ученикам бывает сложно осуществлять это действие, так как оно включает в себя не только создание модели. Учащимся необходимо уметь работать с представленной информацией, анализировать и выделять важное, ведь преимущество моделей в том, что второстепенная информация отделяется и остается лишь основная. Также, после выделения важной информации, необходимо установить связи между понятиями, чтобы модель стала полноценной и связной.

Для того, чтобы учащимся было проще усваивать действие моделирование, были выделены этапы, которые описала З. А. Клепинина [3, с. 27]:

1. Первоначальное ознакомление с объектом (процессом) путем наблюдения отдельных его составляющих; постановка опытов, работа с наглядными пособиями, текстом и т.д

2. Анализ полученных детьми восприятий и представлений в ходе обсуждения, нахождение общих признаков, сторон изучаемых предметов и явлений, определение ведущих этапов явления, существенных признаков объекта.

3. Построение каждым учеником идеальной (мысленной) модели в ходе самостоятельной работы.

4. Коллективное обсуждение вариантов моделей. Ученик, предлагающий свою модель, может ее изобразить на бумаге (доске) и использовать как наглядность к своей сначала мысленно построенной, а затем словесно излагаемой модели.

5. Выбор формы предъявления модели (схема, рисунок, таблица, символ, материальная модель и т.д.).

6. Самостоятельное моделирование объекта, явления.

7. Контроль (учителем), взаимоконтроль и самоконтроль соответствия созданной модели оригиналу.

8. Использование созданной модели в учебном процессе (не обязательно на данном уроке).

С целью выявления количества заданий с применением действия моделирования нами были проанализированы учебники и программа Е.В. Чудиновой по предмету “Окружающий мир” в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. По результатам анализа можно сделать вывод, что на моделирование как учебное действие направлена весомая часть заданий учебников в каждом классе. Из ста десяти заданий сорок направлены на применение моделирования. Уже с первого класса учащиеся учатся строить модели (схемы процессов) на основе текстов, выделять первичное и конечное состояние объектов исследования. Во втором классе к схемам процессов добавляются схемы объектов (например, приборы для измерения времени), с которыми учащиеся активно работают. В третьем и четвертом классах учащиеся учатся работать с картами, схемами, таблицами и диаграммами. Так же, в четвертом классе ученики учатся проводить мысленный эксперимент, выдвигая и обосновывая гипотезы, которые не могут быть проверены экспериментально (гипотезы о смене дня и ночи, смене фаз Луны, форме Земли и пр.). Они проверяют свои предположения с помощью разнообразных моделей.

При проведении собственного урока по окружающему миру по теме “Смена дня и ночи” в четвертом классе, удалось организовать деятельность по созданию моделей учащимися. В своем методическом пособии Е. В. Чудинова предлагает дать ученикам в начале уроке сказочный текст о появлении Солнца, а после, на основе проведенного наблюдения по смене дня и ночи, составить общую схему.

Перед проведенным уроком учащиеся не проводили никаких наблюдений, поэтому необходимо было подготовить дополнительный материал для создания схемы, а именно миф о Богах Древней Греции и научное объяснение смены дня и ночи. Это необходимо для того, чтобы ученики могли сравнить, какая из схем лучше всего описывает процесс смены дня и ночи. Для этого они составляли критерии по оценке схем, совместно с учителем обсуждали каждую работу. Исходя из этой работы, удалось сделать вывод, что даже в четвертом классе у учеников наблюдаются проблемы с действием моделирования - после обсуждения схем обнаружилось, что ни одна не подходит под все критерии.

Также, в своем вебинаре “Виды наглядности в курсе "Окружающий мир"“ Е. В. Чудинова рассказывает о том, как стоит ввести в четвертом классе новую модель для учащихся - глобус. Она рекомендует дать учащимся возможность самим создать свою модель Земли с помощью воздушного шара. При работе с ним стоит давать разнообразные задания, чтобы ученики поняли, для чего необходима модель Земли. Например, показать расположение объекта на поверхности. Учащиеся вводят для этого специальные линии, на пересечении которых и находится необходимый объект. И данные линии являются прообразом меридианов. Учащиеся знакомятся с картой мира уже в третьем классе, поэтому можно попросить их зафиксировать материки и океаны на их модели Земли. И следующим этапом работы будет уже знакомство с глобусом.

Можно сделать вывод, что в системе развивающего обучения на уроках окружающего мира соблюдаются требования ФГОС НОО по достижению обучающимися познавательных УУД, а именно учебного действия моделирования.

Также, хочется отметить, что именно от действий учителя во многом зависит, насколько успешно пройдет урок не только по окружающему миру, но и по другим учебным предметам.

Моделирование играет большую роль в познании окружающего мира. Большая часть обучения проходит в рамках классной комнаты, а некоторые объекты учитель не способен показать учащимся так, как они выглядят в реальной жизни. Например, планеты Солнечной системы. А с помощью моделей и моделирования у учащихся сформируется понимание того, как выглядят данные объекты, и в каких процессах они участвуют, какую роль исполняют.







Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования : утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. N 286

  2. Миронов, А. В. Теория и технология преподавания интегрированного курса "Окружающий мир" : учебник и практикум для вузов / А. В. Миронов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 447 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10596-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. с. 150 — URL: https://urait.ru/bcode/475099/p.150

  3. Клепинина З. А. Моделирование в системе универсальных учебных действий / З. А Клепинина, // Начальная школа. – 2014. – № 1. – С. 26-29.

  4. Чудинова, Е.В. Методика преподавания курса «Окружающий мир». 4 класс: пособие для учителя/Е.В. Чудинова, Е.Н. Букварёва. — ООО «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2019. - 164 с. - URL: юя ' C 4 8 = 2 0 (lbz.ru) (Дата обращения: 03.12.2022) - Текст: электронный.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!