Колесникова Е.И.
Приёмы повышения уровня мотивации у обучающихся на уроках математики
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Абакана «Лицей имени Н.Г.Булакина»
Одной из особенностью нашего времени является потребность в предприимчивых, деловых, компетентных специалистах в той или иной сфере общественной, социальной, экономической и производительной деятельности. Необходимо быть грамотным. А быть грамотным в быстро меняющемся мире означает быть просто лучше образованным. Чем выше уровень образованности, тем выше профессиональная и социальная мобильность. Для привития глубокого интереса обучающихся к математике, для развития их мыслительной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества обучающихся. Доказано, что мотивация обучающихся к обучению – один из критериев эффективности педагогического процесса. Рассмотрим некоторые приемы мотивации деятельности на уроках математики.
Начиная с 5-го класса, по некоторым темам курса математики можно разработать творческие задания для обучающихся, например: «Составьте и решите задачу на пропорцию по сюжетам сказок А.С.Пушкина», «Составьте магическую фигуру», «Рисунки на координатной плоскости» и др. Лучшие работы участвуют в выставке. Это способствует созданию ситуации успеха и системы перспектив.
Использование на уроках задач нестандартного и олимпиадного характера, позволяет постепенно создавать ситуацию успеха. Личные достижения обучающихся способствуют повышению их интереса к предмету. Такая подборка задач может быть использована, как для индивидуальной, так и для групповой работы с обучающимися. Учителем осуществляется дифференцированная помощь и консультация. Задания подобраны по нарастанию сложности.
Результат обучения во многом зависит от организации самостоятельной работы учащихся. На уроках геометрии задания с элементами исследования помогают приобщить школьников к творческому процессу поиска, открытий. В этих заданиях предлагается подметить закономерность, высказать гипотезу, вывести следствие, провести аналогию, сделать вывод, обобщение.
Проектная деятельность на уроке учит детей работе с большим количеством информации, анализу изученной информации, её систематизации, постановке проблемы и целей своей деятельности, развивает творческий дух, способствует самостоятельному изучению и анализу научно-популярной литературы. Примеры проектов: « Симметрия и окружающий нас мир», «Теорема Пифагора вне школьной программы», «Пирамиды вокруг нас», «Процнтные расчёты на каждый день».
При изучении тем, связанных с именем конкретного учёного, нужно говорить не только о его вкладе в математику, но и о том, что школьники знают о той эпохе, когда он жил и работал, что привнёс нового в развитие других наук. Ведь жизнь великого ученого - это пример целеустремленности в работе, самозабвенного труда на пользу человечества. По некоторым вопросам возможны сообщения, презентации и доклады самих ребят. Например: «Из истории процентов», «Пифагор и его школа» и др.
Методическое обновление урочных занятий и их нестандартное проведение, способствует активизации познавательной деятельности, поэтому больше эффекта дадут уроки, проведённые в нетрадиционной форме. Для школьников нетрадиционный урок - это переход в иное психическое состояние, другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве, для учителя – возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные способности. Такие уроки проводятся, как итоговые работы при обобщении, систематизации знаний, например: матемитические бои, игра «Звездный час», урок - соревнование, игра «Эрудит» и др.
Эстетическое воспитание школьников можно осуществлять через «поэтические ноты» на уроках математики, где звучат задачи в стихах, старинные задачи и задачи народов мира.
Немаловажную роль необходимо отводить дидактическим играм. В игровых формах обучения усматривается возможность эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекаясь, дети не замечают, что учатся, познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях. Пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию, особенно те, кто в другое время просто бы не реагировали на урок. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по команде. Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьезным» учением. Включенные в урок дидактические игры или игровые моменты делают процесс обучения интересным и занимательным, у детей создается рабочее настроение, которое помогает преодолевать трудности в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Игру нужно рассматривать как незаменимый рычаг умственного развития ребенка. Примеры дидактических игр, например: игра «Молчанка», игра «Бегунок», игра «Теремок» и др.
Применение данных приемов в системе работы педагога, наряду с другими методами и современными образовательными технологиями, позволяет создавать ситуацию успеха, повышает интерес к изучаемым темам, придает обучающимся уверенность в своих силах. Мотивируя ребят такими приемами деятельности убеждаемся в их эффективности. Наблюдается положительная динамика успеваемости и качества знаний учащихся. К тому же, выше перечисленные методы имеют здоровьесберегательную направленность: снимают усталость, напряженность умственного труда, повышают работоспособность учащихся на уроке. Ученики показывают хорошие знания на уровне их творческого применения в новой учебной ситуации, успешно участвуют в школьных, городских, Всероссийских и Международных научно-практических конференциях и олимпиадах.