СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья по теме: "Оценка учебных достижений учащихся с ОВЗ на уроках музыки"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методика и технология организации работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья на уроке музыки включает в себя ряд коррекционных мер: организация охранительного речевого режима; регуляция эмоционального состояния; развитие моторных систем организма; формирование речевого дыхания, навыков рациональной голосоподачи и голосоведения. Оценочная деятельность педагога направлена на то, чтобы стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся. Урок музыки так же, как и любой другой учебный предмет в школе, нуждается в такой организации, чтобы учитель мог наблюдать за продвижением своих учеников на каждом этапе работы.

Просмотр содержимого документа
«Статья по теме: "Оценка учебных достижений учащихся с ОВЗ на уроках музыки"»

Областное государственное автономное общеобразовательное учреждение «Центр образования «Ступени»















Тема:


Оценка учебных достижений учащихся с ОВЗ на уроках музыки













Выполнила: учитель музыки












г.Биробиджан 20.. год



Введение



Работая в системе государственного образования, каждый учитель должен соотносить свою работу с "требованиями заказчика", которым в данном случае является государство и общество. Сегодняшний ориентир – это Федеральный государственный образовательный стандарт, который, оставляя значительную свободу для реализации индивидуальных возможностей конкретной школы и учителя, тем не менее, диктует некую основу, базис, который должен присутствовать в любой авторской программе и методике преподавания. На сегодняшний день принципы работы по ФГОС - один из наиболее острых вопросов современной музыкальной педагогики.

Работать в нашей школе и обучать детей – непростая задача. Она становится вдвойне сложной для преподавателей музыки, которые должны не только дать подрастающему поколению блок знаний по предмету, но и научить детей ценить классическую музыку, привлечь любовь к искусству и Родине.

Для ребёнка с ограниченными возможностями школа является одним из важных факторов социализации, а также важным символом здоровья и полноценной жизни. Поэтому в представлении детей с ограниченными возможностями о своём будущем школа занимает существенное место.

Урок музыки можно выделить, как наиболее полно предоставляющий благоприятные возможности для организации условий работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Это обусловлено тем, что: во-первых, в жизни современного ребенка музыка занимает особое место, она становится постоянным фоном жизни подростка, музыка не просто развлечение, она участвует в жизни, помогаем формированию нравственных качеств. Во-вторых, потребность в музыке имеет связь с очень важной потребностью в общении, которая не всегда легко осуществима, а общение является ведущей деятельностью в подростковом возрасте, общение с друзьями, приготовление уроков, прогулка - самым естественным образом совмещается с прослушиванием любимых записей, иногда даже трудно определить, сколько времени тратится на это увлечение. В-третьих, с древнейших времен известно благотворное влияние музыки на здоровье человека. В-четвертых, структура урока музыки, как урока искусства, достаточно гибкая, что позволяет организовать работу на основе взаимодействия и взаимосвязи средств музыки с приемами коррекции, не меняя главной цели урока - формирование общей музыкальной культуры подростков с ограниченными возможностями здоровья.

Очень часто от родителей учащихся мы можем услышать: «Моему ребенку поставили не ту оценку! Мой ребенок учится лучше, у него не может быть тройки!» Почему-то многие считают, что оценивать качество знаний учащихся очень просто. И даже любой из родителей, прослушав, как отвечает ребенок, не может объективно оценить его.

Оценивание знаний учащихся — это все же сложнейшая педагогическая проблема. Без оценивания работы ученика не возможен никакой процесс усвоения. Оно оказывает большое влияние на учащихся, на его отношение к предмету, учителю, школе и окружающему миру в целом. Поэтому процесс оценивания одна из актуальных и самых обсуждаемых тем, стоящая перед учителями, учениками и родителями почти каждой школы.


Основная часть


Методика и технология организации работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья на уроке музыки включает в себя ряд коррекционных мер: организация охранительного речевого режима; регуляция эмоционального состояния; развитие моторных систем организма; формирование речевого дыхания, навыков рациональной голосоподачи и голосоведения.

В начальном курсе музыки для коррекционных классов используется облегчённый музыкальный материал для слушания произведений, и песенный репертуар подбирается с учётом психологического развития.

Предметно-практическая и игровая деятельность на уроках музыки продолжает быть основой обучения детей в школе с ОВЗ.

На дифференцированной основе планируется и диагностика знаний. Наличие обязательной и дополнительной частей в контрольных и самостоятельных работах с усложнением задания соответствует сути коррекционного обучения, позволяет учитывать возможности ребенка, создает ситуацию успеха и психологической комфортности. Этим же целям служат информационные карты урока с необходимым справочным материалом, опорным конспектом, тренировочными заданиями с различным объемом помощи.

Оценочная деятельность педагога направлена на то, чтобы стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся. Урок музыки так же, как и любой другой учебный предмет в школе, нуждается в такой организации, чтобы учитель мог наблюдать за продвижением своих учеников на каждом этапе работы.

Цель музыкального воспитания в школе - формирование музыкальной культуры школьников, как часть духовной культуры – обозначает финальный продукт учебно-воспитательного процесса. Всё, чему учатся дети посредством различных видов музыкальной деятельности (пение, слушание музыки, творчество, размышления о музыке, изучение средств музыкального языка и т.д.) способствует формированию музыкальной культуры.

Использование современных образовательных технологий позволяет мне повысить эффективность учебного процесса.

Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. Моя задача, как учителя, организовать учебно-познавательную деятельность таким образом, чтобы полученные знания на уроке учащимися были результатом их собственных поисков. Но эти поиски необходимо организовать, при этом управлять учащимися, развивать их познавательную активность.

Применяя различные методы в своей работе, я заметила что дети запоминают в первую очередь то, что действует на их чувства. Поэтому наиболее эффективными принципами активности на уроках музыки считаю следующее: насыщенность занятия материалом: учебно-наглядным и музыкально- дидактическим; динамичность урока; заинтересованность детей уроком; эмоциональность преподнесения материала; дифференцированный подход к каждому ребенку.

Объектом системы оценки, содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты. Функциями являются: ориентация образовательного процесса на духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования; обеспечение эффективной «обратной связи», позволяющей осуществлять регулирование (управление) системы образования.

Что входит в оценочную деятельность учителя, работающего по ФГОС второго поколения: оценивание является постоянным процессом; оценивание может быть только критериальным; оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Оценивать можно только то, чему учат; система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включились в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.

В системе оценивания в начальной школе используется преимущественно внутренняя оценка, выставляемая педагогом или школой.

Внешняя оценка, проводимая различными независимыми службами: мониторинговые исследования, аттестация ОУ. Результаты не влияют на итоговую отметку детей, участвующих в этих процедурах.

В начальной школе рекомендуется использовать три вида оценивания.

Виды оценивания: стартовая диагностика (на входе) в 1 классах основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе; текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения; итоговое оценивание.

Формы контроля и учета достижений в текущем оценивании используются субъективные методы (наблюдения, самооценка и самоанализ) и методы, основанные, как правило, на анализе письменных ответов и работ учащихся.

Итоговое оценивание происходит в конце года, а затем в конце обучения в начальной школе. Наиболее целесообразно проводить итоговое оценивание в форме накопительной оценки. Такая оценка предполагает синтез всей накопленной за 4 года обучения информации об учебных достижениях школьника.

Какие же появляются новые формы и методы оценки?

Приоритетным в диагностике (контрольные работы) становятся теперь вместо репродуктивных заданий (воспроизведение информации) продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки.

Новые методы и формы оценки: метапредметные диагностические работы и диагностика результатов личности развития.

Помимо привычных контрольных работ, теперь необходимо проводить метапредметные диагностические работы, требующие от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий.
Система оценки предполагает:

Комплексность (предметная, метапредметная, личностная);

Системность (оценка достижений обучающихся, эффективности деятельности педагогических работников, образовательных учреждений, функционирования системы образования в целом);

    Оценку динамики учебных достижений обучающихся;

    Разнообразные методы и формы оценивания (персонифицированные (в рамках итоговой оценки), не персонифицированные, стандартизированные и не стандартизированные: проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и т.д.).

Критериями оценивания качественного аспекта музыкальной культуры (музыкального опыта) могут быть показатели наличия музыкального опыта:

  • активность (участие) учащихся в различных видах музыкальных действий;

  • присутствие/отсутствие эмоционального переживания музыки;

  • положительное отношение к музыке.

В школьной практике, порой, трудно оценивать музыкальный опыт учащихся. Конечно, существует множество педагогических приёмов, благодаря которым учащиеся могут внешне выразить свои внутренние переживания и чувства, вызванные музыкой. В моей небольшой практике, как учителя музыки, я использую следующие приемы оценивания обучающихся:

Приём “Похвала”.

У детей 7-8 лет очень сильна потребность в том, чтобы их труд был оценен учителем. В 1 классе при безотметочном обучении формулирую словесную оценку успеха:

«Молодец!», «Отлично!» «Мне нравится твое исполнение (ответ)!» «Тебя приятно было слушать!» «У тебя все получится!» «Индивидуальный разговор «по секрету»

Все это стимулирует деятельность учащихся.

Приём “Собери слово”.

За успехи на уроках музыки в 1 классе дети получают каждый раз по одной или две буквы, и потом собирают слово. Слова могут быть такие:“Молодец!”, “Умница!”, “Отлично!”, «Хорошо!» и др.

В своей работе использую следующие приемы самооценки и самоконтроля:

Прием «Светофор»

«Светофор» - оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов: красный – нужна помощь, жёлтый – я умею, но не уверен, зелёный – я умею сам.

Прием «Ключевые слова»

На доске (экране) написаны ключевые слова урока, по которым нужно составить рассказ. Например: учитель, сосед, исполнение, слушание, оценка и др.

Прием «5 баллов»

Оценить по 5-бальной шкале работу на уроке с позиции: «Я» 0 ____5

«Мы» 0____5

«Урок» 0____5

В начальных классах учащиеся заполняют «Лесенки достижений», где помещенная на ту или иную ступеньку лесенки фигурка символизирует исходный уровень владения данным навыком, «Карты самооценки».

Коллективная оценочная деятельность школьников

На уроках музыки для проверки знания текста и правильности интонирования песен, я использую сольное (групповое) пение учащихся. Все остальные учащиеся становятся слушателями-экспертами. Перед ними ставится задача - оценить исполнение одноклассника. Для детей звучит как вопрос: За что бы вы его (ее)похвалили?

Никогда не оценивается правильность выполнения всего задания! Всегда выбирается один из нескольких элементарных критериев, например:

  • выполнение правил пения;

  • чистота интонирования;

  • знание текста;

  • эмоциональность.

Взаимооценка – важнейшая составляющая оценочной деятельности на уроке, ибо эта деятельность побуждает ученика анализировать, сравнивать, оценивать, делать выводы, стремиться работать лучше.

«Взаимопроверка»

На своих уроках я использую взаимопроверку. Этот прием способствует не только формированию умения контролировать свои действия, но и воспитывает и такие качества, как честность и правдивость, коллективизм, дисциплинированность и др.

Успешно используется для оценки тестовые задания.

Заключение


Таким образом, сформированность творческой деятельности, самостоятельность учащихся, поиск и выбор вариантов достижения цели сводится к оцениванию предметных, метапредметных, личностных результатов на уроках музыки.

Критерии оценивания предметных результатов, тесно связаны с критериями музыкального развития учащихся, которые определены задачами изучения предмета в образовательном учреждении: развития разных сторон музыкального восприятия, объёма историко-музыкальных (от фольклора до современной музыки XXI века) и музыкально-теоретических (жанр, музыкальные формы, композиторское воплощение и т. д.) знаний, а так же способность применять их в анализе музыкального текста.

Критерии оценки метапредметных результатов связаны с учением самостоятельно организовывать собственную деятельность, работать с информацией разного типа и включать её в деятельность, оценивать правильность выполнения учебной задачи, выявлять собственные возможности её решения, организовывать совместную учебную деятельность, работать в команде, находить общее решение, включать в свою деятельность ИКТ.

Критерии оценки личностных результатов связаны с осознанием ценности музыкального языка, со стремлением к музыкальному и речевому самосовершенствованию (достаточный объём музыкального и словарного запаса, для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения), со способностью к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью.

Наша система оценивания на уроках музыки имеет всесторонний характер, что позволяет учащимся проявлять себя в разных сферах музыкально-эстетической деятельности. Мы продолжаем искать новые подходы и критерии оценивания на уроке музыки, которые помогут нам и учащимся выйти на новый уровень.


Список использованных источников

1. Оценка планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч. Ч 1./ [М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова и др.]. – М.: Просвещение, 2011;

2. http://infourok.ru/metodicheskoe-obespechenie-programmi-po-muzike-v-usloviyah-vvedeniya-fgos-dlya-detey-s-ovz-448725.html;

3. http://nsportal.ru/kultura/muzykalnoe-iskusstvo/library/2015/06/23/sistema-otsenivaniya-na-urokah-muzyki-v-ramkah;

4.http://kazanseva.ucoz.ru/publ/metodicheskaja_rabota/pedsovet_tekhnologija_ocenivanija_uchashhikhsja_v_sootvetstvii_s_trebovanijami_fgos_ovaz_kouching_zanjatie_dlja_uchitelej/2-1-0-56;



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!