СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья по теме: "Методика обучения конспектированию"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учителя истории и  других предметов, где учебный материал представлен в виде текстов, часто сталкиваются с тем, что некоторые ученики не справляются с программой из-за своего неумения получать нужную информацию из текста. Как утверждал Цицерон, “порядок больше всего помогает ясному усвоению”, поэтому важно научить школьников сжимать, уплотнять, схематизировать, обобщать информацию, выявляя “основной смысловой остов” материала.

Просмотр содержимого документа
«Статья по теме: "Методика обучения конспектированию"»

Порядок больше всего помогает ясному усвоению.

(Методика обучения конспектированию)

Одна из особенностей современного мира — ускорение изменений, стремительный рост знаний. По некоторым данным, объем информации в мире удваивается за каждые 18 месяцев. Нельзя объять необъятное, и чтобы личность смогла быть успешной в быстро меняющемся мире, она должна уметь выделять главное в любой поступающей информации, систематизировать ее. Навыки, необходимые для успешной работы с информацией, нужно формировать еще в школе.
Учителя истории и других предметов, где учебный материал представлен в виде текстов, часто сталкиваются с тем, что некоторые ученики не справляются с программой из-за своего неумения получать нужную информацию из текста. Как утверждал Цицерон, “порядок больше всего помогает ясному усвоению”, поэтому важно научить школьников сжимать, уплотнять, схематизировать, обобщать информацию, выявляя “основной смысловой остов” материала. Но для решения этих задач объяснений учителя оказывается абсолютно недостаточно, необходимо формировать перечисленные умения в деятельности, например, используя работу по составлению опорного конспекта к тексту.

Составление опорных конспектов позволяет научить школьников:

  • извлекать информацию из текста, понимать смысл прочитанного;

  • разделять материал на основной, который должен прочно зафиксироваться в долговременной памяти, и второстепенный, без которого можно обойтись;

  • устанавливать взаимосвязь между основными содержательными компонентами материала;

  • обобщать и систематизировать полученную информацию;

  • сжимать информацию, выделяя главное; свертывать информацию;

  • критически оценивать результаты своей работы.

Работа над опорным конспектом позволяет увеличить количество повторений изучаемого материала, сохраняя разнообразие форм и не надоедая с этим материалом ученикам.
В результате информация проходит через сознание ученика несколько раз. Это обеспечивает усвоение не только главного, но и всего программного материала, так как позволяет ученику переосмыслить информацию, полученную из текста, и сделать ее своей интеллектуальной собственностью.

Вашему вниманию предлагается разработанный мной алгоритм проведения занятий по обучению конспектированию, который может быть использован на материале большинства учебных предметов.

Алгоритм проведения занятия по обучению конспектированию

Подготовительный этап

Учитель бегло сообщает новую информацию (кратко материал всей темы или довольно сложный фрагмент материала).

Учащиеся фиксируют информацию на листке V 1/4 страницы любым удобным для себя способом, чтобы по окончании сообщения попытаться, как можно более полно воспроизвести полученную информацию.

Создаётся мотивационная установка: научиться кратко записывать главную информацию, т.е. составлять конспект.

Учащиеся знакомятся с требованиями к конспекту и анализируют алгоритм составления конспекта

1-й этап

Учитель обращает внимание учащихся на первый блок конспекта, размещенного на доске.

Учащиеся

  • выбирают из текста информацию, отражённую в первом блоке;

  • составляют такие вопросы по материалу блока, чтобы слова на доске были ключевыми словами ответов;

  • отвечают на вопросы.

2-й этап

Учитель предлагает учащимся бегло просмотреть текст и найти информацию, которая вошла во второй блок конспекта.

Далее учащимся необходимо найти ошибки (фактические, логические) во втором блоке конспекта и предложить пути их устранения.

3-й этап

Учащиеся

  • выясняют, какая часть информации не вошла в конспект;

  • выделяют в этой части текста главное (имена, даты; ключевые слова главных мыслей; выводы; причинно-следственные связи, закономерности;

  • выделяют в тексте фразы и слова, которые концентрируют в себе смысловую нагрузку данной части текста.

Учащиеся предлагают способы фиксирования этой информации: слова, схемы; рисунки; условные знаки; логические цепочки…

Возможны следующие варианты работы по составлению третьего блока конспекта:

- Все работают индивидуально. Один ученик выполняет работу на доске, а класс предлагает усовершенствования.
- Класс работает парами или группами; результаты вывешиваются на доске, группы просматривают варианты конспектов других групп, “цепляют” интересные идеи, доводят до совершенства свои конспекты; далее желающие выполняют свой вариант 3-го блока конспекта на доске, класс предлагает усовершенствования.

Далее учитель может предложить свою модель третьего блока конспекта.

Закрепление

Учащиеся переносят в тетрадь конспект. При этом первый блок переписывается с доски в готовом виде, во втором блоке можно предложить учащимся самостоятельно исправить ошибки, а работая с третьим блоком, учащиеся могут записать в тетрадях:

  • свой вариант конспекта;

  • вариант учителя (предварительно удалённый с доски);

  • свой вариант с усовершенствованиями.

Если остаётся время, можно предложить сконструировать к каждому блоку конспекта по 2 репродуктивных вопроса и по 1 вопросу конструктивного или творческого уровня и дать ответы на эти вопросы.

Домашнее задание

Составить как можно больше вопросов к информации, включённой в конспект. Оценку “5” получают те ученики, у которых список вопросов будет самым длинным, кто отметит все тонкости и самые мелкие подробности текста.

Дальнейшая деятельность

Учитель проверяет вопросы, сконструированные учащимися на уроке, на каждый листочек дописывает свой вопрос.

На следующем уроке:

1) Листочки с вопросами перемешиваются, учащиеся вытягивают листочек, отвечают на вопросы, используя конспект в своей тетради.

2) Листочки возвращают учащимся. Они обмениваются ими и отвечают на вопросы, используя конспект в своей тетради.


  • Внимательно прочитайте текст.

  • Определите предмет мысли. О ком или о чем говорится в тексте? Что говорится об этом?

  • Отметьте новые слова, имена, даты. Уточните значение непонятных слов.

  • Произведите сортировку материала: выделите главные мысли, определения понятий, выводы и второстепенный материал, без которого можно обойтись.

  • На черновике можно составить план, сделать выписки, записать ключевые слова, можно зафиксировать главные мысли в виде схем, рисунков, знаков (опорных сигналов).

  • При повторном чтении текста обратите внимание на взаимосвязь главных мыслей, на способы их доказательства.

  • Записи старайтесь вести своими словами, не переписывая текст. Стремитесь к краткости.

  • В конспекте можно использовать сокращения. Особенно удобны опорные сигналы, которые легко запоминаются.

  • Не забудьте о логической взаимосвязи отдельных частей конспекта.

  • Запись должна быть компактной (занимать мало места) и в то же время структурированной. Сплошной текст плохо воспринимается и запоминается. Поэтому отступы, пробелы, нумерация, выделение главного подчеркиванием, рамкой или другим цветом сделают ваш конспект более удобным для последующей работы.

  • Закончив конспектирование, прочитайте текст еще раз, при необходимости доработайте конспект.

  • Попробуйте по конспекту восстановить в памяти изученный материал.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!