СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья по теме "дебаты на уроках русского языка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Устная речевая деятельность - проблема в современном мире. Гаджеты и ИКТ технологии заменили живое общение. Как же учителю помочь детям в развитии устной речевой деятельности? Есть выход. Применение на уроках дебатной технологии - инетерсное и одновременно непростое в организации урока. 

Просмотр содержимого документа
«Статья по теме "дебаты на уроках русского языка"»

Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького































ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТЕХНОЛОГИИ «ДЕБАТЫ» НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Янковская В.В

Студентка 3 курса, группы 21п – 4





















Красноярск, 2023





СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ


Аннотация: 2

ВВЕДЕНИЕ И АКТУАЛЬНОСТЬ. 3

ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ «ДЕБАТЫ» 3

ДЕБАТЫ. КАКИЕ УМЕНИЯ РАЗВИВАЕТ ТЕХНОЛОГИЯ? 4

ПРОЦЕСС ОРГАНИЗАЦИИ ДЕБАТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА. 5









































Аннотация: Человек может сотрудничать с другими людьми, достичь жизненного успеха, быть счастливым только тогда, когда он обладает развитой коммуникативной культурой или системой знаний, норм и образцов поведения, принятых в обществе, в котором живет и реализует их в деловом общении. На протяжении всего обучения в начальной школе идет активная подготовка обучающихся к сдаче ВПР, которая ограничивает нас, как учителей, во времени, которое отводится на устные ответы, ученики теряют навыки аргументированных устных ответов, не могут реализовать свои знания в деловом и эмоциональном общении, часто не могут аргументировать свою точку зрения. Социологи и психологи отмечают, что сегодня существенно обострились проблемы эмоционального общения людей. Развитие коммуникативной культуры личности в детстве, и на протяжении всей школьной жизни, предполагает разработку системы средств, направленных не только на развитие мышления, речи, социальных установок, но и на развитие коммуникативных умений. В данной статье мы рассмотрим технологию «дебаты, как способ развития устной речевой деятельности на уроках русского языка. Рассмотрим преимущества данной технологии, процесс и правил организации данной технологии на уроках в начальной школе, и что она подразумевает.


ВВЕДЕНИЕ И АКТУАЛЬНОСТЬ.

В учебном процессе школы все больше обозначаются аспекты, связанные с формированием речевой деятельности младших школьников, которые способствуют развитию таких личностных качеств, как мобильность, критическое мышление, креативность, навыки системного анализа, искусства аргументации, готовность к саморазвитию и самосовершенствованию. Русский язык является точным предметом, в котором присутствует множество правил. На сегодняшний день существует шкала оценивания сложности предметов, которая находится в СанПиНе. Проанализировав эту шкалу, можно сделать вывод о том, что для учеников начальной школы, самыми сложными предметами являются – математика и русский язык. Также в век современных технологий наблюдается, низкий уровень сформированности устной речи., учащиеся не могут аргументировать свою точку зрения. Данное явление происходит за счет гаджетов, медийности, мессенджеров, ИКТ. [6]

Опираясь на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, можно выделить актуальность выбранной темы. При изучении ФГОС НОО, а именно статьи II "ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ", пункт 12.1 в блоке "русский язык и литература". В стандарте для данной предметной области выделена задача: Развитие диалогической и монологической устной речи. Исходя из этого можно сделать вывод о том, что выбранная технология "дебаты" может помочь развивать умение детей говорить в монологической и диалогической форме, при этом внимательно слушая собеседника, и одновременно анализируя его высказывание. А также грамотно отстаивать свою точку зрения и аргументировать ее. [1]

Таким образом проблема обучения устной речи учащихся начальных классов приобретает в современной методике все большую актуальность. Это связано со сменой значимых ориентаций в образовательном процессе: в качестве самой большой ценности признается свободная, развитая и образованная личность, способная сознательно ориентироваться на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности, уметь выражать свое мнение на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации.

ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ «ДЕБАТЫ»

Одним из эффективных средств формирования коммуникативно -речевой компетенции учащихся являются дебаты. Об этом свидетельствует разработанная в России в 1993 году Институтом «Открытое общество» международная программа «Дебаты», создание международной образовательной ассоциации «Дебаты для школьников» (International Debate Educational Association). В России программа «Дебаты» является инновационным проектом, подготовленным группой специалистов федерального экспертного совета по общему образованию Министерства образования РФ (Е. Е. Вяземский, О. Ф. Вакурова), целью которого является внедрение новой дебатной технологии развивающего обучения в общеобразовательных и средних школах. [2]

Технология дебатов способствует становлению гражданского общества, развитию толерантности и уважительного отношения к различным взглядам, умению работать в команде и партнерскому общению, способности ориентироваться в сути проблемы, активизирует саморазвитие и самостоятельность школьников, тем самым является эффективным средством формирования устной речевой деятельности.

Данную технологию рассматривало огромное множество педагогов и психологов, как Российских, так и зарубежных. Например, Специфика дебатной технологии рассмотрена в работах Э. Н. Гусинского, Р. Бранхема, О. В. Кишенкова, М. В. Кларина, О. В. Клименкова. [2]

М. В. Короткова, А. К. Снайдер, Ю. М. Турчанинова. В разных источниках дебаты рассматриваются как учебная технология (National Chengchi University NCUU, «Международные дебаты колледжей» в Сингапуре), как обучению ораторскому мастерству, навыкам аргументации, (Международная Образовательная Ассоциация «Дебаты», 1999), как образовательная технология, способствующая развитию навыков дискуссии (И. В. Галковская, С. В. Лысенко, С. А. Наумов, Н. В. Немова, О. Л. Петренко, Т. В. Светенко и др.), как взаимодействие двух равноправных субъектов общения с аудиторией (Л. С. Выготский, Е. Н. Зарецкий, И. А. Зимняя, С. Ф. Иванова, М. В. Колтунова, А. К. Михалевская). [2]

ДЕБАТЫ. КАКИЕ УМЕНИЯ РАЗВИВАЕТ ТЕХНОЛОГИЯ?

Дебаты – это одна из форм дискуссии. Дебаты — современная педагогическая технология, представляющая собой особую форму дискуссии, которая проводится по определенным правилам. В то же время, дебаты — целенаправленный и упорядоченный, структурированный обмен идеями, суждениями, мнениями. [4]

Дебаты представляют собой не просто увлекательное занятие, интересный урок, но и эффективное средство для развития обучающихся, формирования у них компетенций, необходимых и полезных для успешной жизнедеятельности в условиях современного общества, в частности компетенции связанной с коммуникацией.[3]

Применение образовательной технологии «Дебаты» в учебном процессе способствует созданию устойчивой мотивации к учению, так как обеспечивается личностная значимость учебного материала для учащихся; наличие элемента состязательности стимулирует творческую, поисковую деятельность, тщательную проработку изучаемого материала. «Дебаты» позволяют эффективно решать весь комплекс задач учебно-воспитательного процесса.

Какие умения развивает технология «Дебаты»?


  • Развивается интерес к чтению, связанный с необходимостью находить нужную информацию по теме дебатов. Готовясь к ним, учащимся нужно прочитать различные газетные и журнальные статьи, а зачастую целые книги для того, чтобы дать компетентный ответ на тот или иной вопрос.

  • Дети учатся говорить в монологической и диалогической форме, при этом внимательно слушая собеседника и одновременно анализируя его высказывание.

  • Игра формирует ответственность учащихся за культуру своего речевого высказывания, так как ребята работают в команде, где каждый отвечает за участие в дебатах другого человека.

  • Учащиеся учатся работать на время, учатся собранности и обязательности. В определенном смысле игра помогает преодолеть боязнь говорения, страх, неумение общаться.

  • Дебатное общение развивает исследовательские умения детей и нестандартность их мышления.

Подводя итог, стоит отметить, что получаемые лингвистические, интеллектуальные и социальные навыки способствуют успешному развитию коммуникативной компетенции учащихся. Несмотря на то, что дебаты являются важной формой проведения занятий, не следует излишне злоупотреблять данной методической формой работы, так как эмоциональный фон не может из урока в урок поддерживаться на высоком уровне. Недопустимо формальное отношение учащихся к дебатам.

Альтернативой дебатам может служить короткая дискуссия в начале каждого урока. При определенном мастерстве и творческом подходе учителя Дискуссия станет хорошим мотивационным моментом перед изучением темы, особенно если темы будут выбирать сами школьники. [5]

ПРОЦЕСС ОРГАНИЗАЦИИ ДЕБАТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.

Процесс организации данной технологии происходит не просто. На первый взгляд можно сказать о том, что применить ее на уроке русского языка невозможно. На самом деле это не так. Монж выделить множество тем, в которых можно поставить проблемный вопрос, и использовать данную технологию. Существует несколько видов технологии дебатов, которые можно организовывать не только на уроках русского языка, но и на других уроках.

  • Проблемные дебаты.

Это такой вид дебатов, который, предполагает, использование детьми достаточно обширного материала по теме, привлечение всех известных источников информации, в которых поднимается проблема. А не ограничение учащимися фактами какой-либо одной темы

Совет: В данном случае можно разработать вопрос, по которому будет проводиться технология. Дать материал детям, по этому вопросу, либо же составить план для поиска информации по той или иной теме самостоятельно. [5]

  • Экспресс - дебаты по мини-проблемам

Это дебаты, в которых фаза ориентации и подготовки сведены к минимуму. Подготовка осуществляется непосредственно на уроке по материалу учебника или рассказу учителя.

Совет: Этот тип дебатов может быть довольно часто и успешно использован как элемент «обратной связи», закрепления учебного материала либо как форма активизации познавательной деятельности.[5]

  • Дебаты как форма работы с документами

Дебаты, основанные на различных источниках и предусматривающие работу учащихся с историческими документами. Эти дебаты призваны научить работать с первоисточниками.[5]























СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования” https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/

  2. Диссертация на тему «Дебаты как средство формирования коммуникативной компетентности педагогов в условиях повышения квалификации» Калинкина Елена Георгиевна, кандидат педагогических наук. https://www.dissercat.com/content/debaty-kak-sredstvo-formirovaniya-kommunikativnoi-kompetentnosti-pedagov-v-usloviyakh-povysh

  3. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М., 2004. https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_001358434/

  4. Красовский Ю.Д. Мир деловой игры. М., 2008 https://rusneb.ru/catalog/000207_000017_RU___РГДБ___EK___72983/

  5. Польдяева О.В. Возможности технологии «Дебаты». Школьные технологии. №1, 2007. https://narodnoe.org/journals/shkolnie-tehnologii/2007-1/vozmojnosti-tehnologii-debati-

  6. Статья «Возможности педагогической технологии "Дебаты"», Пылкова Любовь Васильевна. https://urok.1sept.ru/articles/591143


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!