СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья по теме: «Анализ побегов сосны в насаждениях сосновой поляны города Санкт-Петербурга».

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ побегов сосны в насаждениях  сосновой поляны города Санкт-Петербурга.

Просмотр содержимого документа
«Статья по теме: «Анализ побегов сосны в насаждениях сосновой поляны города Санкт-Петербурга».»

Клешаева П.А.

ГБОУ СОШ 385

Санкт-Петербурга

Статья по теме: «Анализ побегов сосны в насаждениях сосновой поляны города Санкт-Петербурга».

Введение.

Сосна, это вид, реагирующий на загрязнение окружающей среды, которую можно использовать как биоиндикатор (1). Для этого мы с учениками использовали величину годового прироста основного побега, длину листовой пластинки (2). Эти показатели будут наглядно отображать погодно- климатические и техногенные изменения за определенный промежуток времени (3).

Чем хуже условия среды, тем меньше размеры органов (3). И нашей задачей было выявление этих изменений. Такие исследования необходимы для развития научно- познавательного интереса школьников, укрепления экологического воспитания, и таких исследований в рамках урока, как правило, не провести. Данный анализ можно провести в ходе весенней экскурсии, или внеурочной деятельности, когда ребята проходят материал Голосеменные растения. Можно выполнить в качестве проектной работы в 9-10 классах.

Объекты и методы исследования.

Необходимо выбрать пробную площадку (4), оценить состав и возраст древостоя, его полноту, индекс жизненного состояния, узнать подвержен ли участок антропогенной нагрузке. Заметить есть ли на участке вкрапления других древесных пород. Обратить внимание на повреждения вредителями.

Всю информацию вносим в блокноты, фотографируем объект исследования.

Далее срезаем по пять побегов на высоте нашего роста, обязательно с южной стороны кроны, с разных деревьев сосны, оценив их жизненное состояние. Измеряем хвою, замечаем побеги первого и второго порядка, заносим все полученные данные и в дальнейшем в таблицу для математической обработки Excel.

Результаты исследований.

В ходе проведенных работ, делаем выводы с учениками, что длина хвои варьирует, у здоровых особей нами обнаружены максимальные размеры.

На ослабленных деревьях- размер хвои будет уменьшаться. Причем наличие ясеня рядом с соснами благоприятно сказывается на приросте первого и второго порядка.

Таким образом, в ходе простого научного исследования, доступного по территории, учащиеся могут заметить, как антропогенная деятельность и близость к городу ухудшает рост побегов. Мы можем сделать вывод, что мусор в лесных насаждениях будет препятствовать и прорастанию семян сосны.

Таким образом, проведение данной научно-познавательной работы в рамках курса биологии в школе научит школьников азам исследовательской деятельности на объекте, и будет способствовать экологическому формированию их личности.

Ведь экологическое воспитание нужно начинать как можно раньше, именно с такого формата деятельности, тем самым закладывая основы биологии и экологической культуры, формируя положительное отношение детей к природе и науке в целом.

Литература

1.Боголюбов А.С. Оценка жизненного состояния леса по сосне. «Экосистема»,1999.

2. Селянкина К.П. О репродуктивной функции основных лесообразующих пород Урала. Челябинск.1972. -120 с.

3. Соболева О.М. Эколого-физиологическая адаптация сосны обыкновенной. Кемерово. 2012.

4. Горина П.А., Золотухин А.И. Динамика травяного покрова сосновых лесов различного состояния. Журнал «Научное обозрение» 5, 2011. С 39-50.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!