СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья: "Особенности педагогического общения преподавателя и студента"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогическое общение – специфическая форма общения, имеющая свои особенности и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям. А также это совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения, определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Статья: "Особенности педагогического общения преподавателя и студента"»

Статья: Особенности педагогического общения преподавателя и студента

преподаватель высшей квалификационной категории

ГБПОУ «Армавирский медицинский колледж» Ломакина М.И

План


  1. Стили педагогического общения.

  2. Этапы педагогического общения.

  3. Факторы педагогического общения преподавателя и студента.

  4. Этико-психологические основы взаимоотношений преподавателя

и студента.

  1. Вывод.

  2. Литература.



Педагогическое общение – специфическая форма общения, имеющая свои особенности и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям. А также это совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения, определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся.

Стили педагогического общения

Известный психолог В. А. Кан-Калик выделял следующие стили педагогического общения:

1. Общение на основе высоких профессиональных установок педагога, его отношения к педагогической деятельности в целом. О таких говорят: «За ним студенты буквально по пятам ходят!» Причем интерес в общении стимулируется еще и общими профессиональными интересами, особенно на профилирующих предметах.

2. Общение на основе дружеского расположения. Оно предполагает увлеченность общим делом. Педагог выполняет роль наставника, старшего товарища, участника совместной учебной деятельности. Однако при этом следует избегать панибратства. Особенно это касается молодых педагогов, не желающих попасть в конфликтные ситуации.

3. Общение-дистанция относится к самым распространенным типам педагогического общения. В этом случае во взаимоотношениях постоянно прослеживается дистанция во всех сферах, в обучении, со ссылкой на авторитет и профессионализм, в воспитании со ссылкой на жизненный опыт и возраст. Такой стиль формирует отношения учитель – ученики. Но это не означает, что ученики должны воспринимать учителя как сверстника.

4. Общение-устрашение – негативная форма общения, антигуманная, вскрывающая педагогическую несостоятельность прибегающего к нему преподавателя.

5. Общение-заигрывание, характерное для молодых преподавателей, стремящихся к популярности. Такое общение обеспечивает лишь ложный, дешевый авторитет.

Чаще всего в педагогической практике наблюдается сочетание стилей в той или иной пропорции.

Этапы педагогического общения

1. Прогностический этап: моделирование педагогом общения с группой, потоком в процессе подготовки к педагогической деятельности.

2. Начальный период общения: организация непосредственного общения с аудиторией, группой.

3. Управление общением в развивающемся педагогическом процессе.

4. Анализ осуществленной системы общения и моделирование общения в предстоящей деятельности.

Колледж, техникум отличаются от школы содержанием обучения и воспитания, изменением их форм. Основная функция –это формирование личности специалиста. И этой цели подчинено общение преподавателей и студентов. Система педагогического общения в колледже, техникуме в звене «преподаватель – студент» качественно отличается от школьного самим фактом их приобщенности к общей профессии, а это в значительной мере способствует снятию возрастного барьера, мешающего плодотворной совместной деятельности.

Факторы педагогического общения преподавателя и студента

В системе педагогического общения преподавателя и студента сочетаются два фактора:

1) взаимоотношения ведомый – ведущий;

2) взаимоотношения сотрудничества обучаемого и обучающего.

Эти факторы придают взаимоотношениям преподавателя и студента особую эмоциональную продуктивность. Без осознания партнерства в деятельности студентов трудно вовлечь в самостоятельную работу, привить им вкус к профессии и воспитать профессиональную направленность личности.

Наиболее плодотворный процесс техникумовского воспитания и обучения обеспечивается именно надежно выстроенной на этом уровне системой взаимоотношений.

Основные требования к отношениям «преподаватель – студент», «студент – студент» можно сформулировать следующим образом:

• взаимодействие факторов сотрудничества и ведомости при организации воспитательного процесса;

• формирование духа корпоративности, коллегиальности, профессиональной общности с педагогами;

• ориентация системы педагогического общения на взрослого человека с развитым самосознанием и тем самым преодоление авторитарного воспитательного воздействия;

• использование профессионального интереса студентов как фактора управления воспитанием и обучением и как основы педагогической и воспитательной работы.

Такой стиль формируется под влиянием двух важнейших факторов:

• увлеченности наукой, предметом;

• стремления превратить область научного поиска в материал педагогического воздействия, так называемого педагогического чувства.

Дружеское расположение, не переходящее в панибратство, общая увлеченность профессиональными задачами составляют тот эмоциональный фон, на котором происходит обучение.

Этико-психологические основы взаимоотношений

преподавателя и студента

Этико-психологические основы взаимоотношений преподавателя и студента складываются постепенно. Они зависят от многих причин: от жизненного, учебного, общественного опыта учащихся, традиций учебного заведения, от педагогической направленности личности преподавателя.

Исследования по педагогике подтверждают, что молодой человек, поступив в колледж или техникум, не сразу становится студентом по своим психологическим характеристикам. Вначале идет процесс адаптации к новым формам учебной деятельности, контроля, социальному статусу, сказывается оторванность от семьи, новые бытовые условия. Чрезвычайно важно сформулировать правильную систему взаимоотношений студентов-первокурсников и преподавательского состава. Неправомерный перенос школьных отношений между учителем и учениками в колледж, техникум серьезно мешает дальнейшему процессу развертывания отношений между преподавателем и студентами, а порой и деформирует структуру педагогического общения.

Преподаватель создает собственный индивидуальный стиль общения со студентами и использует такие приемы:

– включение студентов в начальные формы исследовательской деятельности;

– создание форм совместного общения для лучшей личностной социализации студентов, участие в заседаниях кафедры, конференциях, лекциях среди населения, выступления в печати и т.д.;

– совместная научно-исследовательская работа;

– совместные нерегламентируемые, неофициальные контакты: беседы о науке, искусстве, профессии, книгах;

– участие преподавательского состава в студенческом досуге (смотры, олимпиады, конкурсы, круглые столы).








Вывод

Таким образом, педагогическое общение преподавателя и студента должно быть не тяжким долгом, а естественным и даже радостным процессом взаимодействия. Каковы слагаемые оптимального педагогического общения?

Во-первых, это высокий авторитет педагога. Второе условие успешности педагогического общения – владение психикой и приемами общения, т. е. педагог должен быть хорошо подготовлен как практический психолог. И третье составляющее успеха – это накопленный опыт, то, что называется «сначала умение, а потом мастерство».


Литература

  1. Грехнев В. С. Культура педагогического общения. – М. : Просвещение, 2000.

  2. Пряжникова Е. Ю. Профориентация : учеб. пособие / Е. Ю. Пряжникова, Н. С. Пряжников : Академия, 2008. – 496 с.

  3. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. С. Психология и педагогика. – Санкт-Петербург : Питер, 2000.

Интернет-ресурсы

  1. https://infourok.ru/osobennosti-pedagogicheskogo-obscheniya-v-kolledzhe-1294099.html

  2. https://megaobuchalka.ru/2/14486.html

  3. https://studfile.net/preview/599100/page:2/

  4. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2012/02/28/kultura-obshcheniya-prepodavatelya-i-studentov

  5. https://spravochnick.ru/pedagogika/vzaimodeystvie_prepodavatelya_i_studenta/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!