СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Организация взаимодействия с социальными партнерами в контексте преподавания экономики и финансовой грамотности в школе"

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматривается вопрос организации взаимодействия с социальными партнерами в контексте преподавания экономики и финансовой грамотности в современной школе

Просмотр содержимого документа
«Статья "Организация взаимодействия с социальными партнерами в контексте преподавания экономики и финансовой грамотности в школе"»

Организация взаимодействия с социальными партнерами в контексте преподавания экономики и финансовой грамотности в школе

Новоструева Оксана Григорьевна,
учитель экономики и математики
МАОУ «Лицей №14 имени
Заслуженного учителя Российской Федерации А.М.Кузьмина»

В настоящее время одной из важнейших задач, которые ставит общество перед школой, является создание условий для успешной социальной адаптации выпускников, подготовки их к осознанному выбору дальнейшей траектории обучения. Одним из приоритетных направлений обучения в школе является социально-экономическое. Причем, если социальное образование находит отражение в рамках школьного предмета «Обществознание», то с экономикой дело обстоит совсем не так хорошо, как этого бы хотелось. Зачастую школа вынуждена самостоятельно решать вопросы организации экономического образования, в соответствии с имеющимися возможностями: материальными и кадровыми. Изучение экономических дисциплин нацелено на формирование экономического мышления обучающихся, на развитие навыков рационального экономического поведения, на создание предпосылок для последующего профессионального обучения и эффективной практической деятельности. Привычное нам, классическое обучение экономике, недостаточно для формирования образа мышления и деятельности в выработке определенных черт экономически воспитанной личности у ученика. Современному школьнику необходимо приобрести личный опыт социального взаимодействия. Поэтому школа не отказывается и всемерно продвигает идею социального партнерства, в эффективном развитии которого заинтересовано и все общество в целом.

Кого же в настоящее время можно назвать партнерами школы в деле воспитания будущих экономистов, банкиров, предпринимателей? Это организации и социальные институты, которые видят в выпускниках школы будущих коллег, клиентов, вкладчиков. Те, кто заинтересован в финансовой грамотности населения, а особенно ее подрастающей части, которая уже через несколько лет будет формировать экономически активное население страны. Сетевые ресурсы – вот тот мостик, который связывает реальное производство, банки и государственный и коммерческие пенсионные фонды со школой. Использование сетевых ресурсов во взаимодействии с социальными партнерами при преподавании учебного предмета «Экономика» в лицее №14, в контексте преподавания экономики и финансовой грамотности велико.
Партнерами лицея в экономической образовательной деятельности являются: региональное отделение Ассоциации молодых предпринимателей России, Вузы, ПАО «Сбербанк», Банк «ВТБ», Пенсионный фонд Тамбовской области.

Выбирая профиль обучения, большинство наших учеников имеет достаточно отдаленное представление о практических сторонах деятельности представителей той или иной профессии. Ребята, имеющие склонность к математическим дисциплинам и проявляющие интерес к общественно-экономическим процессам выбирают социально-экономический профиль, представляя себя в будущем успешным предпринимателем.

В рамках проведения дней предпринимателя мы ежегодно организуем на базе Лицея встречи с представителями Тамбовского регионального отделения Ассоциации молодых предпринимателей России, на которых лицеисты получают возможность услышать о буднях современного предпринимателя, задать вопросы, поделиться своими идеями. Вместе с руководителем регионального отделения Ассоциации молодых предпринимателей России Анатолием Игоревичем Евсейчевым на встречи с ребятами приходят Тамбовские предприниматели, которые рассказывают им о современных тенденциях в бизнесе, знакомят с основами бизнес-планирования, правовыми основами предпринимательской деятельности. Возможно, именно эти встречи помогают нашим ученикам получить верное представление о роли малого предпринимательства в экономической жизни нашей страны, помогают в дальнейшем избежать ошибок при описании бизнес-идей и составлении бизнес-планов. Ученики лицея неоднократно становились победителями и призерами, представляя свои инновационные идеи, бизнес-планы и сочинения на тему «Если бы я был предпринимателем» на конкурсах, которые проводит Комитет образования администрации города Тамбова и Управление образования и науки Тамбовской области совместно с общественной организацией малого и среднего бизнеса «Опора России» и Тамбовским бизнес-инкубатором.

Лицей активно взаимодействует с Вузами Тамбовской области и России в целом. Наше образовательное учреждение является базовой площадкой для проведения отборочных этапов олимпиад, которые проводят СПбГУ, «Физтех», МГТУ им. Н.Э. Баумана, МИФИ. Ежегодно в рамках взаимовыгодного сотрудничества лицеисты посещают дни открытых дверей и профильные школы, которые проводят ТГУ им. Державина, Тамбовский технический университет. Учащиеся лицея трижды становились победителями в экономических играх на Форумах, которые проводились Институтом экономики, управления и сервиса.

Большое практическое значение для нас имели встречи с преподавателями НИУ «Высшая школа экономики» (г. Москва), которые проходили на базе лицея и в областной летней школе для одаренных детей Тамбовской области (июль 2016, июль 2017 г.). Преподаватели НИУ «ВШЭ» включили в программу летних школ теоретические и практические занятия, экономические игры, конкурсы бизнес-проектов. Ежегодно учащиеся лицея становятся участниками выездных школ при НИУ «ВШЭ», направленных изучение основ бизнеса, подготовку к олимпиадам различных уровней, развитие предпринимательских способностей. Значение встреч с представителями высших учебных заведений для лицеистов (будущих студентов) сложно переоценить. Здесь не только формируется представление о системе и направлениях обучения в университете, здесь лицеисты попадают в особую атмосферу ближайшего будущего, знакомятся с преподавателями, их требованиями, узнают о жизни студентов вне учебных занятий.

Часто гостями на наших уроках становятся представители ПАО Сбербанк, ВТБ банка и пенсионного фонда Тамбовской области. В рамках сотрудничества несколько раз в учебном году мы приглашаем представителей этих организаций на занятия по повышению финансовой грамотности. Высококлассные специалисты знакомят учащихся с особенностями своей профессиональной деятельности, проводят разъяснительные беседы на темы: «Безопасный банк», «Твоя будущая пенсия», «Личный финансовый план» и др. Ежегодно по приглашению этих организаций в рамках профессиональной ориентации лицеистов учащиеся 9-11 классов принимают участие в ознакомительных экскурсиях в Сбербанк и Пенсионный фонд Тамбовской области.

Современные информационные технологии расширяют наши образовательные возможности и помогают получать информацию дистанционно, общаться с интересными людьми, участвовать в учебных проектах, организованных сторонними организациями. На уроках экономики и финансовой грамотности, занятиях по профориентации в рамках внеурочной деятельности мы используем возможности сайта http://dni-fg.ru/. Здесь мы выбираем интересующую нас тему, дату, время и смотрим он-лайн уроки, которые проводят для нас представители Банка России, ПАО Сбербанк, НИУ ВШЭ и другие организации. Обширный перечень тем позволяет выбрать лекцию, соответствующую возрасту учащихся и тематическому планированию. Эксперты - представители различных сфер экономической деятельности разговаривают со школьниками о личном финансовом планировании, о правилах, позволяющих избежать проблем с долгами, финансовых инструментах, проблемах инвестирования и многом другом. Когда лекция заканчивается можно задать преподавателю вопросы, так же как при личном общении.

В 2017/2018 учебном году учащиеся 10 классов лицея имели возможность выбрать для изучения новый предмет - финансовую грамотность. Данный курс имеет практическую направленность, поэтому при изучении его недостаточно опираться лишь на материал учебника, необходимо создать ситуации, направленные на приобретение практического опыта. Поэтому при изучении нового учебного материала на учебных занятиях мы заходим на сайты центрального и коммерческих банков, находим необходимую информацию о кредитных предложениях, процентных ставках по депозитам, получаем данные о надежности данных финансовых институтов, сравниваем условия, которые они предлагают. Учебный предмет ведется комплексно: его главная задача не только делать правильные расчеты по заданным параметрам, но и уметь анализировать экономические ситуации в правовом и историческом контексте. Большое внимание на занятиях уделяется правовой грамотности экономистов, поэтому данная дисциплина преподается силами учителей экономики и учителей истории, обществознания и права.

В заключение мне хочется отметить, что школа – это открытая система и эффективность ее работы зависит от того, на сколько общество заинтересовано в результативности нашей работы. Тесная связь с социумом, дает школе возможность разнообразить формы работы на учебных занятиях и во внеурочной деятельности. В результате у обучающихся формируется мотивация к освоению будущей профессии. Сеть социальных партнеров школы неуклонно растет. Дети это тот ресурс, который будет определять будущее страны, ее экономику: это будущие предприниматели, потребители товаров и услуг, вкладчики. Теперь задача реализации социального образовательного заказа ложится не только на плечи учителей школы, но и на общественные организации, составляющие гражданское общество, на государственные и негосударственные социальные институты, заинтересованные в конечном итоге нашей деятельности: успешных гражданах нашей страны.

Список используемой литературы:

Майбасова, З.Т. Применение технологии интегрированных уроков при изучении экономики [Текст] / З.Т. Майбасова // сборник материалов II Международной заочной научно-практической конференции «Новые образовательные технологии». - Центр дистанционных интеллектуальных проектов «INet». – 2013, С.23-25.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!