СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Организация самостоятельной работы младших школьников во внеурочной деятеельности"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья "Организация самостоятельной работы младших школьников во внеурочной деятеельности"»


Чукаленко Алёна Алексеевна,

КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1

им. М. Горького», студенты 3 курса

Специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Руководитель: Костюченко Юлия Александровна.

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация: проблема формирования у младших школьников самостоятельности до сих пор является актуальной. В статье рассмотрены методы и технологии организации самостоятельной работы младших школьников во внеурочной деятельности. Установлена необходимость изменения методик преподавания с учетом особенностей современных младших школьников.

Ключевые слова: организация, самостоятельная работа, самостоятельность, внеурочная деятельность, младший школьник.

В материалах ФГОС второго поколения (Начальное общее образование) одним из ценностных ориентиров указано «развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации». У обучающихся младшего школьного возраста отмечается интенсивное стремление к самостоятельности, что проявляется готовностью к действиям без роли взрослого. У младших школьников возникает необходимость в самостоятельности, они на все вопросы имеют собственную точку зрения, берут интенсивное участие в оценках взрослых.[2]

Развитие самостоятельности обучающихся младшего школьного возраста всякий раз была и остаётся в педагогике одной из самых важных. Самостоятельность - волевое качество, которому в развитии личности человека надлежит уделять как можно больше времени. Анализ психолого-педагогической и методической литературы показывает, что единого подхода к пониманию сущности такого качества как самостоятельность не наблюдается. «Самостоятельность в общепринятом значении – это независимость, способность и стремление человека совершать действия или поступки без помощи других» [3].

При формировании самостоятельности у младших школьников необходимым является выполнение взаимосвязанных задач. Первая задача направлена на развитие самостоятельности у учащихся в познавательной деятельности и на формирование умения самостоятельно овладевать знаниями, вторая задача – на то, чтобы научить младших школьников самостоятельно применять полученные знания непосредственно при работе с учебным материалом [1].

Самостоятельная работа служит эффективным средством формирования личности, побуждает умственную самостоятельность у обучающихся. В начальных классах все зависит от учителя: как он будет учить обучающихся выполнению самостоятельной работы.

Первые формы самостоятельности наблюдались как раз в построении обучающимся своего черновика. При особой организации образовательного пространства уже к середине первого класса обучающиеся самостоятельно оформляют собственную подготовку, а к концу третьего класса достигается основной образовательный эффект – самостоятельное и ответственное действие [4].

Для развития самостоятельности младших школьников мы организовали читательский клуб. На первой встрече обучающимся представили наш читательский клуб, кратко рассказали, что планируется в клубе, что и заинтересовала учащихся. На второй встрече обучающимся была представлена карта, на которой находились отрывки произведений:

1. Сергей Седов- «Сказка про дворника», «сказки про то, как Вова президентов спасал», «сказка про мам».

2. Мария Бершадская- «Как приручить город», «Рецепт волшебного дня», «Грустный радостный праздник».

3. Станислав Востоков- «Фрося Коровина», «не кормить и не дразнить», «Криволапыч».

4. Артур Гиваргизов- «морж, учитель и поэт», «записки выдающегося двоечника», «вопрос номер двадцать пять».

Мы выбрали именно такие произведения, которые будут интересны обучающимся, поэтому они с легко определили список произведений, которые сами хотят прочитать, с которыми хотят поработать, а не которые мы им задали. В нашем клубеобучающиеся четвёртого класса являются организаторами, а обучающиеся третьего класса -участниками клуба. Нами были выявлены такие дефициты как: отсутствие мотивации на занятиях; затруднение в выделении и фиксации информации в неявном виде; затруднения в организации самостоятельной работе. В связи с этим нами были выделены способы развития самостоятельности младших школьников:

1. Мотивация- 4 класс обучает 3 класс. Постоянное подкрепление мотивации на первых встречах тем, что они организуют клуб, узнают новое и помогают создателю этого клуба, привело к тому, что сейчас на занятия они приходят с готовыми идеями, готовят различные площадки, интересные задания и вопросы самостоятельно. Ответственно подходят к распределению ролей и проведению встреч в клубе;

2. Заполнение читательского дневника- обучающиеся 3 класса фиксирует в него то, что считают необходимым. Обучающиеся отвечают на вопросы, записывают собственные эмоции от произведения, рисуют. Мы не напоминаем ребятам, что им необходимо его заполнять, во время чтения или по завершению они самостоятельно начинают фиксировать в него свои мысли. Читательский дневник носит название «Я читатель!», и обложка выглядит следующим образом. На обложке обучающийся может поместить свою фотографию или любую другую иллюстрацию, которая будет обозначать принадлежность дневника именно ему.

Рис. Читательский дневник.

Страницы дневника разного цвета, информацией с цветных страниц обучающиеся могут делиться на занятиях. Страницы дневника содержат такие вопросы: какому из героев ты бы сказал спасибо? Что тебе запомнилось? Что бы ты посоветовал главному герою? Чем бы ты хотел поделиться?

3. Проведение интервью - данная работа только в планах, но мы уже начинаем вводить данную форму работы. Обучающиеся работая вместе (3 и 4 класс), организуют интервью, предварительно подготовив все необходимые материалы: вопросы, открытку и то, что они сами посчитают необходимым. На подготовку будет выделено две встречи.

4. Включенность родителей - родители будут приходить в наш читательский клуб для того, чтобы рассказать что-то новое и интересное. Прожив данное мероприятие, обучающиеся самостоятельно делают выводы по «новому материалу» и самостоятельно решают необходимо ли им фиксировать новую информацию и в каком формате.

Подводя итог всему выше сказанному, через организацию работы с читательским дневником, в котором обучающиеся показывают свои умения самостоятельно работать с текстом, возможно, сформировать самостоятельную работу младших школьников.


Библиографический список:

1. ФГОС НОО.

2. Григорович Л.А. Педагогика и психология. – М., 2004. – 408 с.

3. Педагогика развития: инициатива, самостоятельность, ответственность.

4. cyberleninka.ru




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!