СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья «Организация проблемного обучения на уроках технологии»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье определяется понятие и особенности проблемного обучения на уроках технологии. Выявляются задачи проблемного обучения, рассматриваются конкретные проблемы и пути их решения.

Просмотр содержимого документа
«Статья «Организация проблемного обучения на уроках технологии»»

Тема: «Организация проблемного обучения на уроках технологии»


Аннотация: В данной статье определяется понятие и особенности проблемного обучения на уроках технологии. Выявляются задачи проблемного обучения, рассматриваются конкретные проблемы и пути их решения. Определяется последовательность решения задач, направленных на упрощение организации процесса проблемного обучения на уроках технологии.

Ключевые слова: проблемное обучение, проблемы, решения, технология, задачи и др.

Актуальность исследования: социум ставит перед образованием задачу воспитания свободной, развитой и образованной личности, способной жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Обучение призвано помочь личности в саморазвитии: научиться получать знания, действовать в разных ситуациях, общаться, жить в согласии с самим собой и обществом.

Образование в общеобразовательных школах сегодня имеет ряд специфических особенностей, которые выступают в качестве основы преподавания. Одним из современных способов обучения является проблемное обучение.

При осуществлении технологии проблемного обучения следует учитывать методический аспект организации процесса обучения. Проблемное обучение может быть реализовано на различных типах уроков по-разному в зависимости от поставленной изначально цели.

Педагоги стремятся получить повышение квалификации по данному вопросу, что является перспективным в школе. Учителя считают, что нужно посещать открытые уроки педагогов, которые смогут показать, как правильно строить проблемные ситуации и задачи на уроках. К тому же ряд исследователей считают, что нужно привлекать учащихся к созданию заданий уроков с проблемным обучением, однако не все младшие школьники выполнят данную просьбу педагога. Это может быть связано с тем, что придумать такие задания самим учащимися достаточно сложно. Все это побуждает школьника находить новые варианты пояснения и определять дальнейшие свои действия.

Развитие индивида связано не только с врожденными способностями личности, но и его собственным отношением к себе и сложившейся ситуации. В образовании эти направления тесно связаны с проблемой обучения. Цель обучения состоит в системном овладении не только научными знаниями, но и освоением процесса получения этих знаний. Структура вопросов, возникающих в процессе образования, представляет собой систему связанных между собой, постоянно усложняющихся проблемных ситуаций.

Рассмотрим ниже задачи проблемного обучения:

1. Развитие мышления и способностей ученика, развитие творческих умений и навыков.

2. Усвоение школьниками знаний и навыков, приобретенных в процессе активного поиска и самостоятельного решения проблемы.

3. Воспитать инновационного человека, способного видеть, ставить и решать нестандартные задачи.

В педагогической литературе проблемное обучение рассматривается как форма активного обучения, в основе которого лежит психологический закон. Алгоритм решения задачи состоит из четырех этапов.

На первом этапе учащиеся осознают проблемы, выявляют противоречия, присущие этому вопросу, и обнаруживают пробелы в цепочке причинных связей. Это противоречие решается на практике с помощью гипотезы. Поэтому на втором этапе формулируют гипотезу. На третьем этапе решается задача доказательства гипотезы. Заканчивается решение проблемы общим результатом, в котором изучаемые следственные связи углубляются и выявляются новые стороны изучаемого объекта или явления - это четвёртый этап решения проблемы.

Одним из методов проблемного обучения является постановка вопроса о материале, представленным преподавателем на уроке.

Цель проблемного обучения заключается в организации такого процесса обучения, которое предполагает создание проблемной ситуации под руководством педагога и активную самостоятельную деятельность учеников начального звена. Усвоение учебного материала осуществляется в процессе активной поисковой работы школьников, что приводит к развитию творческих способностей личности, а также к повышению качества его знаний.

В проблемной ситуации особенно ярко проявляется детское любопытство, с которого начинается процесс познания. В сознании детей такая ситуация проявляется в виде затруднения, для преодоления которой нужна интенсивная интеллектуальная деятельность. Активность познавательного интереса побуждает исследовательскую деятельность школьника, создаёт ситуацию творческого поиска.

Проблемное обучение является наиболее результативным и продуктивным способом развития мышления младших школьников. В процессе преподавания с целью облегчения учебной деятельности можно применять метод гипотезы, экспериментального исследования, эвристического разговора, опроса представленного материала.

Учебное задание может быть использовано на разных этапах урока. Особенно важным является обновление знаний младших школьников. Следует отметить, что технология проблемного обучения позволяет достичь основных целей образования. Технология проблемного обучения, может включать эксперименты, лабораторные опыты, проведение исследований.

Проблемное обучение не является единственным способом получения знаний. Оно в меньшей степени связано с формированием практических навыков, чем другие виды обучения. Поэтому его можно использовать в обычном способе воспроизведения, когда уже получено готовое новшество и сформированы навыки его использования, как действовать в зависимости от модели.

Проблемная ситуация основана на творческой деятельности ребенка, его активном мышлении, которое проявляется при поиске решения проблемы.

Постановка проблемной ситуации на занятиях (урок «Технологии»), осознание этой ситуации школьниками может применяться при изучении всех тем основных разделов. Возможности применения проблемного обучения должны основываться на имеющихся знаниях ребенка. Ученик должен увидеть проблему, о которой говорит преподаватель, определить ее основу и решить верным путем.

В современной теории обучения существует два типа проблемных ситуаций: эмоциональные и академические. Первый вопрос касается деятельности младших школьников, второй вопрос идеи организации учебного процесса. Это учебная задача, ситуация, которая создается операциональной функцией задания, педагог подчеркивает новизну, важность, красоту и другие исключительные качества объекта познания.

Учитель создает проблемную ситуацию, поручает младшим школьникам ее решить, организовать поиск решения.

Ребенок оказывается в положении субъекта своего собственного обучения и в результате своего нового знания становится хозяином новых способов действия. Сложность управления учебной задачей заключается в том, что возникает вопрос о статусе одной функции, поэтому преподаватель хочет использовать дифференцированный и индивидуальный подход.

Создание проблемной ситуации в разные периоды обучения, а также усвоение новых, через алгоритмы, этапы, технологии, учебных заданий не только обеспечивали творческое овладение УУД, но и способствовали развитию у младших школьников навыков мышления. Дети учатся искать и находить свой образ жизни в меняющихся обстоятельствах, в которых они оказываются.

Проблема в том, что обучение не ограничивается обучением младших школьников эмоциональным действиям. Это активизация умственных действий. Она снабжена тем, что младший школьник анализирует, сравнивает, обобщает, конкретизирует реальную субстанцию и получает от нее новую информацию. Другими словами, это всестороннее, глубокое знание пути ранее приобретенного и нового применения прежних знаний.

Не все, что находится в процессе обучения, может быть интересно младшим школьникам. Чтобы пробудить желание учиться, необходимо развить у младшего школьника желание заниматься познавательной деятельностью, то есть это означает, что процесс получения знаний младшим школьником будет признан привлекательным для сторон, поэтому он является образовательным процессом сам по себе и содержит положительные заряды интереса. Проблема обучения вызывает живую дискуссию в разговоре, эмоции со стороны младших школьников, окружение, интерес, отраженный в поиске, создании мира. Дети сами планируют свои действия, подбирают материалы для достижения поставленных целей, проводят мероприятия, контролируют и оценивают их выполнение. Это оказывает положительное влияние на отношение младших школьников и обучение.

С использованием проблемных ситуаций на занятиях роль учителя в воспитании находится в процессе существенных изменений. Преподаватель и младшие школьники становятся равноправными участниками совместной образовательной деятельности. Немаловажно и то, что при решении задач на занятиях младших школьников учат думать, искать решение, а это одно из средств установления развития. П.С. Бубнова в своем учебном пособии «Инновационные методы обучения» подчеркивает, что применение метода проблемного обучения на уроках технологии способствуют самостоятельному освоению учениками новых областей и сфер знаний.

Имея противоречия, ученик пытается самостоятельно найти выход из сложившейся ситуации на основе уже имеющихся знаний и навыков.

Для создания проблемной ситуации преподаватель может применять вопросы, задания, задачи, наглядные пособия, презентации. Среди всех указанных направлений лидирующее место занимает «вопрос» (А.А. Васин, В.В. Костенко, В.И. Леонтьев), который актуализирует процесс умственной и мыслительной интеллектуальной деятельности учащегося.

Проблемное обучение повышает интерес к предмету и активность учащихся. При этом складываются хорошие отношения с учителем, формируется дружественный и благоприятный климат в коллективе. Развивается внимание, воля, повышается самооценка личности. Это отражается на усвоении знаний, умений и навыков, на повышение качества обучения.

Проблемой в учебной ситуации будет учебная ценность задания, задача, поставленная перед младшим школьником, соответствующая его интеллектуальным способностям.

Дети, при непосредственном участии педагога или независимо от методов исследования и способов его решения, строят гипотезу, намечают и обсуждают способы проверки ее истинности, логики, проводят исследования, контролируют, анализируют их результаты, спорят, доказывают. Ряд исследователей признают, что проблемное обучение выступает в качестве перспективы современной школы. Поток информации растет изо дня в день, люди развиваются, а сроки обработки материала в начальной школе не учитывают всех перечисленных аспектов. Сегодня предпочтение отдается осознанному образованию.

Мотивация интереса школьника к предмету, развивает как личностные, так и умственные его качества. Как показывает практика, традиционные средства обучения уже не актуальны, они теряют свое первостепенное значение.

Таким образом, технология проблемного обучения предполагает систему учебных занятий с основной целью – создать условия, при которых учащиеся открывают новые знания, овладевают новыми способами поиска информации, развивают проблемное мышление.


























Список используемой литературы:


  1. Авдеева М.В. Проблемное обучение в начальных классах / М.В. Авдеева. – М.: Изд-во Проспект, 2018. – 287 с.

  2. Гущева С. Техника проблемного обучения в школе / С. Гущева // Новые ценности образования: проблемы и перспективы развития. М.: Русское поле, 2017.- Вып.9. - С. 11 - 26.

  3. Демидов, Г.Л. Уроки технологии в начальных классах / Г.Л. Демидов. - М., 2018. - 89-98 с.

  4. Изотова, Л.В. Школьные технологии / Л.В. Изотова // Педагогика и психология. –2019. - №8.

  5. Коровина, А. М. Аспекты поискового подхода при решении нестандартных задач / А.М. Коровина // Научные проблемы гуманитарных исследований.- 2018. - № 5.

6. Тарасова Д. Р. Технологии преподавания в начальных классах / Д.Р. Тарасова. – М.: Изд-во Проспект, 2019. – 155 с.




Выполнила: Асатова В.Р.

Проверила: Минсабирова В.Н.


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!