СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья: "Некоторые приоритеты в преподавании русского языка в учреждении среднего профессионального образования"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В своей работе мы определили приоритеты в обучении русскому языку: на учебных занятиях продолжать  интеллектуальное и речевое развитие студентов, формировать навыки общения, повышать  качество знаний. Мы придерживаемся сложившейся точки зрения, что повышение грамотности обучаемых – одна из главных задач уроков русского языка в современной школе, и инструментом в этом виде образовательной деятельности нами выбрана работа с   текстом. Текст составляет основу дидактического материала дисциплины, с помощью которого предъявляются соответствующие лингвистические знания и формируются коммуникативные умения.

Просмотр содержимого документа
«Статья: "Некоторые приоритеты в преподавании русского языка в учреждении среднего профессионального образования"»

Некоторые приоритеты в преподавании русского языка в учреждении среднего профессионального образования.


Дурницына М.А.

Почетный работник общего образования РФ,

преподаватель русского языка и литературы

ГБПОУ «Армавирский медицинский колледж»


- Когда начинается урок? Когда прозвенел звонок?

- Нет, когда на уроке становится интересно!

С.Соловейчик


Работая на учебных занятиях по дисциплине русский язык со студентами Армавирского медицинского колледжа, вынуждены, к сожалению, подтвердить сложившееся в обществе мнение: грамотность у обучаемых неуклонно снижается, а их интерес к русскому языку ослабевает. Даже высокие баллы, полученные на ЕГЭ и ГИА, не являются объективными показателями подлинного знания предмета. Такое состояние дел волнует передовую педагогическую общественность, не оставляет равнодушными этот вопрос и нас, преподавателей русского языка Армавирского медицинского колледжа. Содержание работы на уроках русского языка предполагает преодоление сложившегося противоречия.

По нашему глубокому убеждению, истинное владение русским языком как в устной, так и в письменной форме необходимо каждому человеку, получившему образование: знания эти потребуются и в жизни, и в профессии. Следуя этому положению, мы особенно внимательны к первокурсникам, поступившим в колледж на базе 9 классов. Эти студенты должны получить и базовые знания по дисциплине, и быть готовы к сдаче ЕГЭ (в случае необходимости получения высшего образования), а также должны демонстрировать речевую компетентность в будущей профессии медицинского работника.

В своей работе мы определили приоритеты в обучении русскому языку: на учебных занятиях продолжать интеллектуальное и речевое развитие студентов, формировать навыки общения, повышать качество знаний. Мы придерживаемся сложившейся точки зрения, что повышение грамотности обучаемых – одна из главных задач уроков русского языка в современной школе, и инструментом в этом виде образовательной деятельности нами выбрана работа с текстом. Текст составляет основу дидактического материала дисциплины, с помощью которого предъявляются соответствующие лингвистические знания и формируются коммуникативные умения. Текст на уроках языка можно рассматривать и как предмет обучения (то есть то, чему нужно учить), и как средство обучения (язык живёт, функционирует только в речи, продуктом которой является текст). Поэтому на уроках русского языка мы предусматриваем разнообразную работу в этом плане: анализ текста с точки зрения задачи его создания, темы, основной мысли, авторского замысла, строения, связи частей, стилистического и жанрового своеобразия, использования соответствующих речевой задаче и условиям её решения средств языка, оценки их изобразительно-выразительных возможностей и т.д. Творческие задания, которые необходимо нашим обучающимся выполнить самостоятельно, ориентируют их как на восприятие чужого текста, так и на создание собственного с учётом определённых правил текстообразования. Предлагая студентам работу с текстом, обязательно готовим и грамматический материал по теме учебного занятия. Бесспорно, что тексты должны быть интересными по содержанию, тогда уровень положительной и качественной активности студентов на уроке повышается в несколько раз. Это фрагменты из произведений А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, И.А. Бунина, К.Г. Паустовского, М.М. Пришвина и других авторов.

Учебники по русскому языку под редакцией В.В. Бабайцевой, А.И. Власенкова, Н.Г. Гольцовой также содержат богатейший дидактический материал для совершенствования языковой, лингвистической компетенций студентов.

Нами определены пути реализации установленных подходов в преподавании русского языка – это формирование лингвистической (умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений), языковой (практическое владение русским языком, его словарем и грамматическим строем, соблюдение языковых норм), коммуникативной (умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания), интеллектуальной (умение осуществлять анализ, синтез, обобщение и систематизацию языковых и текстовых единиц) компетенций.

Наиболее результативными являются следующие формы организации работы на уроке с текстом:

- концентрированный анализ текста;

- лексико-грамматический анализ текста;

- комплексный анализ текста;

- лингворечевой анализ текста;

- редактирование авторского текста;

- интеллектуально-лингвистические упражнения на материале фрагментов текста;

- работа с текстами-миниатюрами;

- сравнительный анализ двух текстов и другие.

Диапазон применяемых форм широк и вариативно разнообразен: применим как на отдельно взятом учебном занятии, так и в системе уроков.

Повторим, что главное в работе с текстом – сосредоточить внимание обучающихся не только на орфографии и пунктуации, но и на содержании текста как коммуникативно-познавательной единице.

Активному обучению студентов русскому языку способствует использование элементов современных образовательных технологий: личностно-ориентированной технологии, технологии сотрудничества, технологии проблемного, интегрированного и разноуровневого обучения, игровых и информационных технологий.

Процесс обучения студента можно отобразить в следующей цепочке: актуализация, мотивация, перечень необходимых компетенций, создание проблемной ситуации, реализация поставленных задач в усвоении темы, творческий процесс, творческий продукт, рефлексия, анализ и самоанализ, новый творческий продукт.

Продолжая тему, приведу один пример концентрированного анализа текста современного автора.

(1)Утром метро полно ш…леста газет.(2) Ра…вернутые стр…ницы остро пахнут типографской краской.(3) Внимание людей странствует в н…в…стях мира.(4) Лица замкнуты(,) и новый день еще (не) успел вполне ра…будить их и связать друг с другом.(5) Каждый ещё отг…рожен своим утром(,) своим(,) может быть(,) непозабытым сном(,) своими заботами(,)любовью(,) теплом или горечью дома.(6) Рядом с вами(,) за этим нахмуре(н,нн)ым лбом или высоким шиньоном, таятся чужая судьба(,) надежды и страх. (7) А может быть(,) где-то рядом г…рит огонь сильных мыслей(,) таланта(,) страсти?.. (8) И мы мчимся (,)придерживаясь за св…ркающие п…ручни(,) отражаясь в посверкивающей тьме стекол(,) а зёрнышки впечатлений прор…стают(,) и(,) кто знает(,) какие новые всходы дадут они потом.

(Н. Ватолина)

Инструкция по работе с текстом.

1.Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки.

2.Озаглавьте текст. Определите стиль текста, тип речи, аргументируйте свой ответ.

Варианты ответа на задания 1,2:

1.Зёрнышки впечатлений.

2.Стиль текста – публицистический, так как автор Н. Ватолина делится своими впечатлениями о людях в утреннем метро, наблюдает за их погружением и в новости мира, и в непозабытые сновидения, и в собственные заботы. И отгороженность пассажиров метро друг от друга – только внешняя, утренняя, символическая. Пройдет совсем немного времени, и «зёрнышки впечатлений прорастут» и дадут новые всходы. Автор размышляет, «какие новые всходы дадут они потом», эти людские утренние мысли и погружения.

Назначение текста – передать информацию с одновременным воздействием на читателя. Автор уверен в положительности зарождающихся и прорастающих новых впечатлений, и этой уверенностью он легко и убедительно делится со своими читателями.

Текст общедоступен, эмоционален. Сфера применения – социальные и морально – этические отношения в обществе.

Тип речи – рассуждение.

Н. Ватолина использует изобразительно - выразительные средства:

- эпитеты (остро пахнут, нахмуренным лбом, чужая судьба, сильных мыслей, сверкающие поручни); метафоры (шелест газет, зёрнышки впечатлений, огонь сильных мыслей);,олицетворения ( внимание странствует, отгорожен утром, день еще не успел разбудить, таятся судьба, надежды, страх) ; восходящая градация (огонь сильных мыслей, таланта, страсти...);оксюморон (в посверкивающей тьме);гипербола (внимание людей странствует в новостях мира).

Кроме ИВС особое значение приобретают синтаксические конструкции, которые позволяют автору достоверно передать свои впечатления. К таким следует отнести противопоставление (чужая судьба, надежды и страх - огонь сильных мыслей, таланта, страсти);однородные члены предложения (4,5); риторические вопросы(8);

3.Определите главную мысль текста, сделайте ссылки на авторский замысел.

Вариант ответа на задание 3:

«…а зёрнышки впечатлений прорастают, и, кто знает, какие новые всходы дадут они потом».

4.Замените слово мчимся из предложения 8 стилистически нейтральным синонимом. Запишите этот синоним.(едем).

5.Среди предложений 5-8 найдите краткое причастие, выпишите его. (отгорожен).

6.Замените словосочетание типографской краской (предложение 2),построенное на основе согласования, синонимичным со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.(краской из типографии).

7.Выпишите грамматическую основу (предложение 3).(внимание странствует).

8.В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.(2,3).

Каждый еще отгорожен своим утром,(1)своим, (2)может быть,(3)непозабытым сном,(4)своими заботами,(5)любовью,(6) теплом или горечью дома.

9.Среди предложений 1-5 найдите предложение(-я) с однородными членами. Запишите номер этого (-их) предложения(-ий).(4,5).

10.Среди предложений 7-8 найдите предложение с обособленным обстоятельством, напишите его номер. (8).

Инструкция по выполнению домашнего задания.

Напишите по прочитанному тексту сочинение-рассуждение, в котором прокомментируйте проблему, поставленную автором текста. В своей работе опирайтесь на жизненные впечатления и читательский опыт.

Используя текст, как основу создания на уроках русского языка речевой среды, мы обеспечиваем освоение студентами не только правописных навыков, но и повышение речевой культуры, получаем возможность улучшить коммуникативные навыки, положительно изменяя общий интеллектуальный фон.

Литература

1. Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. М.: Изд-во: Академия,2008.

2.Современная русская речь. Состояние и функционирование. М.:Изд-во:Эксмо,2008

3. Хаустова Д.А. Работа с современными текстами // Русский язык в школе. – 2012. – № 3. – С. 35-34.

4.Кушевич Т.А. Учимся на чужих ошибках // Русский язык в школе.- 2012.- № 2.- С.27-28.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!