СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья «Направления разработки адаптированной общеобразовательной программы для обучающихся с нарушениями зрения в общеобразовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В системе общего и специального образования происходит смена образовательной парадигмы, а именно,содержание образования обогащается акцентом на адаптацию образовательных программ для обучающихся в соответствии с их индивидуальными потребностями и возможностями.

Просмотр содержимого документа
«Статья «Направления разработки адаптированной общеобразовательной программы для обучающихся с нарушениями зрения в общеобразовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ»»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»



Кафедра специального и инклюзивного образования

Дополнительная профессиональная программа

(повышение квалификации)

«Реализация ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ в Московской области»



Самостоятельная работа №2

Тема: «Направления разработки адаптированной общеобразовательной программы для обучающихся с нарушениями зрения  в общеобразовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ»



Выполнила:

Торбяк Ирина Викторовна,учитель начальных классов,

Г.о Балашиха МАОУ " Средняя общеобразовательная школа № 21"


Проверила:

Ст. преподаватель

Черкасова Людмила Александровна


2018 г

Содержание

Введение..............................................................................3-4

Основная часть....................................................................4-63

Список использованной литературы............................................................................64
























Введение

В настоящее время происходят существенные изменения в педагогической теории и практике. В системе общего и специального образования происходит смена образовательной парадигмы, а именно, содержание образования обогащается акцентом на адаптацию образовательных программ для обучающихся в соответствии с их индивидуальными потребностями и возможностями.

В этой связи одной из актуальных проблем становится поиск путей качественной индивидуализации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их образовательными потребностями, позволяя обеспечить доступность получения образования детьми с психофизическими недостатками. Данное положение обусловлено тем, что образовательные результаты ребенка с ограниченными возможностями здоровья зависят от структуры и содержания программ, по которым они обучаются.

В свою очередь, процесс индивидуализации образования применительно к категории детей с ограниченными возможностями здоровья является инновационным в силу того, что требует смены педагогической парадигмы в направлении построения процесса обучения, коррекции и компенсации нарушений у детей как их адаптированной деятельности, поддержки и развития индивидуальности каждого ребенка и особой организации образовательно-воспитательной среды.

Основными механизмами достижения максимальной доступности и индивидуализации образования для различных категорий обучающихся являются: проектирование образовательного процесса в каждой образовательной организации  и проектирование индивидуальных  образовательных маршрутов (адаптированных образовательных программ) обучающихся и воспитанников с особыми образовательными потребностями. При этом каждая адаптированная образовательная программа нацелена на «преодоление несоответствия между процессом обучения ребёнка с ОВЗ по образовательным программам начального, основного, среднего общего образования и реальными возможностями ребенка, исходя из структуры его нарушения, познавательных потребностей и возможностей».

В качестве нормативно-правовых оснований проектирования адаптированных образовательных программ для воспитанников и обучающихся выступает закон РФ «Об образовании» в редакции от 29 декабря 2012 года (11). При этом законодательно установлен минимум содержания образовательной программы, определяемый государственным образовательным стандартом, на который следует ориентироваться при их разработке.

Адаптированная образовательная программа, как и любая другая программа, разрабатываемая специалистами образовательных организаций, должна быть утверждена руководителем образовательной организации и проектируется и реализуется для нуждающегося в ней ребенка с согласия родителей (законных представителей), что также закреплено в нормативных документах в сфере образования.


Содержание примерной
адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования
слепых обучающихся


1.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


2.

ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛЕПЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ (ВАРИАНТ 3.1)


2.1.

Целевой раздел


2.1.1.

Пояснительная записка


2.1.2.

Планируемые результаты освоения слепыми обучающимися адаптированной основной общеобразовательная программы начального общего образования


2.1.3.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения слепыми обучающимися адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования


2.2.

Содержательный раздел


2.2.1.

Направления и содержание программы коррекционной работы


2.3.

Организационный раздел


2.3.1.

Учебный план


2.3.2.

Система условий реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования слепых обучающихся






1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Определение и назначение адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для слепых обучающихся

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования (далее - АООП НОО) разрабатывается в строгом соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - Стандарт) и представляет собой образовательную программу, адаптированную для обучения слепых обучающихся с учетом их возрастных, типологических и индивидуальных особенностей, а также особых образовательных потребностей.

АООП НОО для слепых обучающихся самостоятельно разрабатывается и утверждается образовательной организацией (далее – ОО), осуществляющей образовательную деятельность в соответствии со Стандартами с учетом примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования (далее -ПрАООП НОО) для слепых обучающихся.

АООП НОО для слепых обучающихся определяет содержание образования, ожидаемые результаты и условия ее реализации.

Структура адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для слепых обучающихся.

Структура АООП НОО для слепых обучающихся в соответствии со Стандартом должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации АООП НОО для слепых обучающихся, а также способы определения достижения этих целей и результатов.

Целевой раздел включает:

пояснительную записку;

планируемые результаты освоения слепыми обучающимися АООП НОО;

систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО.

Содержательный раздел определяет общее содержание АООП НОО для слепых обучающихся и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов (в зависимости от варианта АООП НОО содержательный раздел может быть ориентирован на достижение только личностных и предметных результатов):

программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся (в зависимости от варианта АООП НОО – базовых учебных действий);

программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области;

программу духовно-нравственного развития, воспитания слепых обучающихся (в зависимости от варианта АООП НОО – нравственного развития, воспитания обучающихся);

программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;

программу коррекционной работы;

программу внеурочной деятельности.

Организационный раздел включает:

учебный план НОО, включающий предметные и коррекционно-развивающую области, направления внеурочной деятельности;

систему условий реализации АООП НОО в соответствии с требованиями Стандарта.

Учебный план НОО слепых обучающихся (далее – Учебный план) является основным организационным механизмом реализации АООПНОО.

В соответствии со Стандартом слепых АООП НОО для слепых обучающихся включает четыре варианта программ различных по уровню сложности и направленности с учетом их возрастных особенностей, а также особых образовательных потребностей - варианты 3.1, 3.2, 3.3, 3.4.

Принципы и подходы к формированию адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для слепых обучающихся

В основу разработки АООП НОО для слепых обучающихся заложены дифференцированный и деятельностный подходы.

Дифференцированный подход к построению АООП НОО для слепых обучающихся предполагает учет их особых образовательных потребностей, в том числе индивидуальных, типологических особенностей развития, которые проявляются в наличии разных возможностей в освоении содержания образования. Это обусловливает необходимость создания разных вариантов образовательной программы. Варианты АООП НОО для слепых обучающихся создаются в соответствии с дифференцированно сформулированными требованиями Стандарта к:

1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ.

Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя слепым обучающимся возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.

Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности и структуру образования с учетом специфики развития личности слепого обучающегося.

Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности слепых обучающихся определяется характером организации доступной им деятельности (учебно-познавательной, коммуникативной, двигательной, предметно-практической).

Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является организация познавательной и предметно-практической деятельности слепых обучающихся, обеспечивающая овладение ими содержанием образования.

В контексте разработки АООП НОО для слепых обучающихся реализация деятельностного подхода обеспечивает:

  • придание результатам образования социально и личностно значимого характера;

  • прочное усвоение слепыми обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;

  • существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;

  • обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных (базовых) учебных действий.

В основу формирования АООП НОО для слепых обучающихся положены следующие принципы:

принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);

принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;

принцип коррекционной направленности образовательного процесса;

принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;

онтогенетический принцип;

принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования слепых обучающихся на всех ступенях;

принцип целостности содержания образования, поскольку в основу структуры содержания образования положено не понятие предмета, а - «образовательной области»;

принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения слепыми обучающимися всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;

принцип переноса усвоенных знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечивает готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке, активной деятельности в реальном мире;


2.ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ СЛЕПЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ (ВАРИАНТ 3.1)

2.1. Целевой раздел

2.1.1. Пояснительная записка

Цель реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для слепых обучающихся

Цель реализации АООП НОО для слепых обучающихся является создание условий выполнения требований Стандарта через обеспечение получения качественного начального общего образования слепыми обучающимися в те же сроки, что и сверстниками, не имеющими ограничений по возможностям здоровья, по итоговым достижениям полностью соответствующим требованиям к результатам освоения, определенным Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее – ФГОС НОО), с учетом особых образовательных потребностей обучающихся данной категории.

Достижение поставленной цели при разработке и реализации ОО АООП НОО для слепых обучающихся предусматривает решение следующих основных задач:

формирование общей культуры, духовно­нравственное,
гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья;

обеспечение планируемых результатов по освоению слепыми обучающимися целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, особыми образовательными потребностями; семейными, общественными, государственными потребностями;

развитие личности слепого обучающегося в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления им возможных трудностей сенсорно-перцептивного, коммуникативного, двигательного, личностного развития, обусловленных негативным влиянием патогенного фактора, его успешной социальной адаптации и интеграции;

достижение планируемых результатов освоения АООП НОО слепыми обучающимися;

осуществление коррекционной работы, обеспечивающей минимизацию негативного влияния особенностей познавательной деятельности слепых обучающихся на освоение ими АООП НОО, сохранение и поддержание их физического и психического здоровья, профилактику и коррекцию вторичных нарушений, оптимизацию социальной адаптации и интеграции;

выявление и развитие способностей слепых обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности;

организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно ­ технического творчества, проектно ­ исследовательской и спортивно-оздоровительной деятельности;

участие слепых обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа, определяющих пути и способы достижения ими социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития слепых обучающихся с учетом их особых образовательных потребностей;

предоставление слепым обучающимся возможности накопления опыта самостоятельности и активности в реализации освоенных умений и навыков в урочной и внеурочной деятельности;

включение слепых обучающихся в процессы познания и пре­
образования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города).

Принципы и подходы к формированию адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для слепых обучающихся представлены в разделе 1 «Общие положения».

Общая характеристика АООП НОО для слепых обучающихся

Вариант 3.1 предполагает, что слепой обучающийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1-4 классы).

Обязательным является систематическая специальная и психолого-педагогическая поддержка коллектива учителей, родителей, детского коллектива и самого обучающегося. Основными направлениями в специальной поддержке являются: удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с нарушением зрения; коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения; обучение письму и чтению c использованием рельефно-точечного шрифта Л. Брайля; развитие сохранных анализаторов и компенсаторных способов деятельности в учебно-познавательном процессе и повседневной жизни; развитие познавательного интереса, познавательной активности; формирование представлений (соответствующих возрасту) о современных оптических (для слепых обучающихся с остаточным зрением), тифлотехнических и технических средствах, облегчающих познавательную и учебную деятельность, и умений активного их использования.

Психолого-педагогическая поддержка предполагает: помощь в минимизации негативного влияния особенностей познавательной деятельности слепых обучающихся на освоение ими АООП НОО, развитие адекватных отношений между ребенком, учителями, одноклассниками и другими обучающимися, родителями; работу по профилактике внутриличностных и межличностных конфликтов в классе, школе, поддержанию эмоционально комфортной обстановки; создание условий успешного овладения учебной деятельностью с целью профилактики негативного отношения обучающегося к ситуации школьного обучения в целом, проявлению стремления к самостоятельности и независимости от окружающих (в учебных и бытовых вопросах); умения адекватно использовать речевые и неречевые средства общения; проявление социальной активности.

В структуру АООП НОО обязательно включается Программа коррекционной работы, направленная на овладение эффективными компенсаторными способами учебно-познавательной и предметно-практической деятельности с учетом имеющихся противопоказаний и ограничений; овладение навыками и умениями использования рельефно-точечного шрифта Л.Брайля; повышение возможностей в пространственной и социально-бытовой ориентировке; развитие навыков сотрудничества с нормально видящими взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях; овладение вербальными и невербальными средствами общения; повышение дифференциации и осмысления картины мира; расширение предметных представлений; повышение познавательной и социальной активности; повышение самостоятельности в учебной деятельности и повседневной жизни.

В рамках данного варианта АООП НОО слепые обучающиеся полностью осваивают содержание образования (кроме Программы коррекционной работы), представленного в действующем Стандарте.

Требования к структуре и результатам освоения слепыми обучающимися АООП НОО полностью соответствуют ФГОС НОО младших школьников.

Итоговые достижения слепых обучающихся полностью соответствуют требованиям к результатам освоения ФГОС НОО.

Наличие у слепых обучающихся наряду с общими особых образовательных потребностей детерминирует включение в АООП НОО программы коррекционной работы, которая выступает, как исходно заданное требование к образовательной подготовке обучающихся и направлена на минимизирование негативного влияния слепоты на учебно-познавательную деятельность и обеспечение профилактики возникновения вторичных отклонений в развитии. Содержание работы со слепыми обучающимися в данном направлении включает: обогащение чувственного опыта, развитие пространственной ориентировки, коммуникации, управление собственной деятельностью, самооценку и др.

Психолого-педагогическая характеристика слепых обучающихся

На развитие обучающихся данной категории серьезное влияние оказывает состояние зрительных функций, по которому выделяют: тотальную слепоту, светоощущение, практическую слепоту (наличие остаточного зрения).

Тотально слепые, характеризуются абсолютной (тотальной) слепотой на оба глаза, что детерминирует полное отсутствие у них даже зрительных ощущений (отсутствие возможности различить свет и тьму). В качестве ведущих в учебно-познавательной и ориентировочной деятельности данной подгруппы обучающихся выступают осязательное и слуховое восприятие. Другие анализаторы выполняют вспомогательную роль.

Слепые со светоощущением в отличие от первой подгруппы, имеют зрительные ощущения. По своим зрительным возможностям данная группа весьма разнообразна и включает:

- слепых, у которых имеет место светоощущение с неправильной проекцией (не могут правильно определять направление света), что не дает им возможности использовать светоощущение при самостоятельной ориентировке в пространстве;

- слепых, у которых имеет место светоощущение с правильной проекцией (могут адекватно определять направление света), что позволяет использовать его в учебно-познавательной деятельности (особенно в пространственной ориентировке);

- слепых, у которых наряду со светоощущением имеет место цветоощущение (могут наряду со светом и тьмой различать цвета), что обеспечивает возможность его использования в учебно-познавательной и ориентировочной деятельности.

К слепым с остаточным зрением (практическая слепота) относятся обучающиеся, имеющие как относительно высокую по сравнению с другими группами слепых остроту зрения (острота зрения варьирует от 0,005 до 0,04 на лучше видящем глазу в условиях оптической коррекции), так и дети с более высокой остротой зрения, которая может доходить до 1,0 и у которых границы поля зрения сужены до 10-15 градусов или до точки фиксации. Это в свою очередь, создает возможность зрительного восприятия предметов и объектов окружающего мира. Способность воспринимать цвет, форму, размер предметов и объектов обеспечивает возможность получения данной подгруппой обучающихся очень некачественных, но и, тем не менее, зрительных представлений. Однако в силу того, что остаточное зрение характеризуется неравнозначностью нарушений отдельных функций, лабильностью (неустойчивостью) ряда компонентов и зрительного процесса в целом, повышенной утомляемостью, ведущими в учебно-познавательной деятельности данной подгруппы обучающихся должны выступать осязательное и слуховое восприятие. Зрительное же восприятие должно играет роль вспомогательного способа ориентировки, контроля своих действий и получения информации.

Среди слепых имеет место преобладание обучающихся, у которых зрение было нарушено (утеряно) в раннем возрасте, что, с одной стороны, обусловливает своеобразие их психофизического развития, с другой, определяет особенности развития компенсаторных механизмов, связанных с перестройкой организма, регулируемой центральной нервной системой.

Неоднородность данной группы проявляется в различном уровне как психофизического развития обучающихся, поступающих в школу, так и уровня развития компенсаторных процессов, необходимых для систематического обучения. Диапазон колебания уровня развития в данной группе обучающихся может быть очень широким: от отсутствия элементарных навыков самообслуживания, пространственной ориентировки (даже на собственном теле), общения, контроля над своим поведением до наличия достаточно высокого уровня общего развития и сформированности компенсаторных способов деятельности, умений и навыков социально-адаптивного поведения.

В условиях слепоты имеет место обедненность чувственного опыта, обусловленная не только нарушением функций зрения (вследствие сокращения зрительных ощущений и восприятий снижается количество и качество зрительных представлений, что проявляется в их фрагментарности, нечеткости, схематизме, вербализме, недостаточной обобщенности), но и низким уровнем развития сохранных анализаторов, недостаточной сформированностью приемов обследования предметов и объектов окружающего мира, отсутствием потребности и низким уровнем развития умения использовать в учебно-познавательной и ориентировочной деятельности сохранные анализаторы. Обедненность чувственного опыта требует развития сенсорной сферы, формирования, обогащения, коррекции чувственного опыта.

Слепота, в силу негативного влияния на уровень развития как общей, так и двигательной активности, значительно осложняет физическое развитие обучающихся, что проявляется: в замедленном темпе овладения слепыми различными движениями и более низком уровне их развития (снижение объема движений, качества их выполнения); в нарушении координации движений; в снижении уровня развития общей и мелкой моторики; в возникновении навязчивых движений; в нарушении осанки, походки, положения тела; в трудностях передвижения в пространстве.

У слепых в силу снижения полноты, точности и дифференцированности чувственного отражения мира имеет место своеобразие становления и протекания познавательных процессов (снижение скорости и точности ощущений, восприятий, снижение полноты, целостности образов, широты круга отображаемых предметов и явлений; возникновение трудностей в реализации мыслительных операций, в формировании и оперировании понятиями; дивергенция чувственного и логического, обусловливающая возможность возникновения формальных суждений; возникновение формализма и вербализма знаний; наличие низкого уровня развития основных свойств внимания, недостаточная его концентрация, ограниченные возможности его распределения; возникновение трудностей реализации процессов запоминания, узнавания, воспроизведения; снижение количественной продуктивности и оригинальности воображения, подмена образов воображения образами памяти и др.).

Имеющие место у слепых обучающихся трудности в овладении языковыми (фонематический состав, словарный запас, грамматический строй) и неязыковыми (мимика, пантомимика, интонация) средствами общения, в осуществлении коммуникативной деятельности (восприятия, интерпретации и продуцирования средств общения), а также наличие своеобразия их речевого развития (снижение динамики в развитии и накоплении языковых средств и выразительных движений, своеобразие соотношения слова и образа, проявляющееся в слабой связи речи с предметным содержанием, особенности формирования речевых навыков и др.) обуславливают необходимость особого внимания к использованию речи в учебно-познавательном процессе слепых обучающихся как важнейшего средства компенсации зрительной недостаточности; осуществление речевого развития слепых обучающихся с учетом особенностей их познавательной деятельности; коррекцию речи с учетом непосредственного и опосредованного влияния на различные ее стороны глубоких нарушений зрения; формирование коммуникативной деятельности.

Имеющее место у слепых обучающихся значительное снижение общей и познавательной активности препятствует своевременному развитию различных видов деятельности (в том числе и учебно-познавательной), способствует возникновению трудностей в процессе ее осуществления (трудности контроля, диспропорциональность понимания функций действия и его практического выполнения, стремление к решению практических задач в вербальном плане, трудности переноса сформированнных умений на новые условия деятельности и др.). У многих слепых обучающихся имеет место снижение активности (общей и познавательной).

У данной категории обучающихся имеет место значительное снижение в условиях слепоты уровня развития мотивационный сферы, регуляторных (самоконтроль, самооценка, воля) и рефлексивных образований (начало становления «Я-концепции», развитие самоотношения, включающее адекватное отношение к имеющимся у обучающегося нарушениям).

Особые образовательные потребности слепых обучающихся

В структуру особых образовательных потребностей слепых обучающихся входят, с одной стороны, образовательные потребности, свойственные для всех обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с другой, характерные только для слепых.

К общим потребностям относятся:

получение специальной помощи средствами образования;

психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие обучающегося с педагогами и сверстниками;

психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации;

использование специальных средств обучения (в том числе и специализированных компьютерных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных» путей обучения;

индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для обучения здоровых сверстников;

обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды;

максимальное расширение образовательного пространства за счет расширения социальных контактов с широким социумом.

К потребностям, характерным для слепых обучающихся, относятся:

целенаправленное обогащение (коррекция) чувственного опыта за счет развития сохранных анализаторов (в том числе и остаточного зрения);

целенаправленное руководство осязательным и зрительным восприятием;

формирование компенсаторных способов деятельности;

профилактика вербализма и формализма знаний за счет расширения, обогащения и коррекции предметных и пространственных представлений, формирования, обогащения, коррекции понятий;

использование специальных приемов организации учебно-познавательной деятельности слепых обучающихся (алгоритмизация и др.);

систематическое и целенаправленное развитие логических приемов переработки учебной информации;

развитие полисенсорного восприятия предметов и объектов окружающего мира;

обеспечение доступности учебной информации для тактильного и зрительного восприятия слепыми обучающимися с остаточным зрением;

учет при организации обучения, воспитания слепого обучающегося с остаточным зрением: зрительного диагноза (основного и дополнительного), возраста и времени нарушения зрения, состояния основных зрительных функций, возможности коррекции зрения с помощью оптических средств и приборов, режима зрительной, тактильной и физической нагрузок; тотально слепыми и слепыми со светоощущением - возраста и времени утраты зрения, режима тактильных и физических нагрузок;

преимущественное использование индивидуальных пособий, рассчитанных на осязательное или осязательное и зрительное восприятие;

учет темпа учебной работы слепых обучающихся в зависимости от уровня сформированности компенсаторных способов деятельности;

введение в структурное построение урока пропедевтического (подготовительного) этапа;

постановка и реализация на общеобразовательных уроках и внеклассных мероприятиях коррекционных целевых установок, направленных на коррекцию отклонений в развитии и профилактику возникновения вторичных отклонений;

активное использование в учебно-познавательном процессе речи как средства компенсации нарушенных функций, осуществление специальной работы по коррекции речевых нарушений;

реализация приемов, направленных на профилактику и устранение вербализма и формализма речи;

целенаправленное формирование умений и навыков ориентировки в микро и макропространстве;

целенаправленное формирование умений и навыков социально-бытовой ориентировки;

создание условий для развития у слепых обучающихся инициативы, познавательной и общей (в том числе двигательной) активности;

развитие мотивационного компонента деятельности, в том числе за счет привлечения к участию в различных (доступных) видах деятельности;

создание условий для развития и коррекции коммуникативной деятельности;

создание условий для коррекции нарушений в двигательной сфере;

развитие регуляторных (самоконтроль, самооценка) и рефлексивных (самоотношение) образований;

нивелирование негативных качеств характера, коррекция поведенческих проявлений и профилактика их возникновения.


2.1.2. Планируемые результаты освоения слепыми обучающимися адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования

Требования к результатам освоения слепыми обучающимися АООП НОО для слепых (личностным, метапредметным, предметным) полностью соответствуют требованиям к результатам, представленным в ФГОС НОО.

В требования к планируемым результатам освоения АООП НОО включаются требования к результатам освоения слепыми обучающимися программы коррекционной работы.

Результатами освоения слепыми обучающимися программы коррекционной работы выступают:

  • Повышение возможностей в пространственной ориентировке, в адаптации к новым (нестандартным) ситуациям, проявляющееся в:

формировании навыков ориентировки в микропространстве и совершенствовании умений в ориентировке в макропространстве; овладении умением использовать в ориентировочной деятельности все сохранные анализаторы, пользоваться средствами оптической коррекции и тифлотехническими средствами; развитии способности использовать сформированные ориентировочные умения и навыки в новых (нестандартных) ситуациях; развитии умения адекватно оценивать свои зрительные возможности и учитывать их в пространственной ориентировке; формировании умения обращаться за помощью при внезапно возникших затруднениях.

  • Развитие межличностной системы координат «слепой — зрячий сверстник», «слепой — зрячий взрослый», проявляющейся в:

развитии умения общаться со взрослыми и сверстниками, не имеющими ограничений по возможностям здоровья; развитии вербальных и невербальных средств общения (восприятие, понимание, продуцирование, использование); стремлении к расширению контактов со сверстниками; развитии умения использовать в процессе межличностной коммуникации все сохранные анализаторы; формировании умения в понятной форме излагать свои мысли, наблюдения, умозаключения; развитии соучастия, сопереживания, эмоциональной отзывчивости; развитии самоконтроля и саморегуляции.

  • Повышение дифференциации и осмысления картины мира, проявляющегося в:

обогащении чувственного опыта за счет расширения предметных (конкретных и обобщенных), пространственных представлений; овладении компенсаторными способами деятельности; расширении круга предметно-практических умений и навыков (в том числе и социально-бытовых); развитии умения построения целостной дифференцированной картины происходящего; способности к осмыслению картины мира; наличии знаний о тифлотехнических средствах, расширяющих познавательные возможности в условиях слепоты; формировании умений пользоваться оптическими, тифлотехническими и техническими средствами в учебной деятельности и повседневной жизни; повышении познавательной и социальной активности; повышении самостоятельности в учебной и повседневной жизни.

  • Повышение дифференцированности и осмысления адекватного возрасту своего социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей, проявляющегося в:

развитии интереса к представителям ближайшего окружения; расширении представлений (адекватных возрасту) о различных представителях широкого социума; развитии внимания к состоянию, настроению, самочувствию окружающих; дифференциации собственных эмоциональных проявлений и проявлений окружающих; расширении представлений о принятых в обществе правилах, нормах, ценностях; расширении социального опыта обучающегося за счет интериоризации социальных ролей, соответствующих возрасту.

Результаты освоения слепым обучающимся программы коррекционной работы проявляются в следующих достижениях:

использует сохранные анализаторы и компенсаторные способы деятельности в учебно-познавательном процессе и повседневной жизни;

освоил навыки ориентировки в микропространстве и овладел элементарными умениями ориентировки в макропространстве;

имеет адекватные (в соответствии с возрастом) предметные (конкретные и обобщенные), пространственные представления;

проявляет познавательный интерес, познавательную активность;

имеет представления (соответствующие возрасту) о современных тифлотехнических, оптических и технических средствах, облегчающих познавательную и учебную деятельность, и активно их использует;

проявляет стремление к самостоятельности и независимости от окружающих (в бытовых вопросах);

умеет адекватно использовать речевые и неречевые средства общения;

способен к проявлению социальной активности;

способен к соучастию, сопереживанию, эмоциональной отзывчивости;

способен проявить настойчивость в достижении цели;

проявляет самоконтроль и саморегуляцию;

знает и учитывает в учебной деятельности и повседневной жизни имеющиеся противопоказания и ограничения.






2.1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения слепыми обучающимися адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования

Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС НОО являются оценка образовательных достижений слепых обучающихся и оценка результатов деятельности образовательных организаций и педагогических кадров. Полученные данные используются для оценки состояния и тенденций развития системы образования.

Система оценки достижений слепыми обучающимися планируемых результатов освоения АООП НОО призвана решать следующие задачи:

закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;

ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие, воспитание слепых обучающихся, на достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и программы коррекционной работы, формирование универсальных учебных действий;

обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения АООП НОО слепыми обучающимися, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов;

предусматривать оценку достижений слепых обучающихся (итоговая оценка обучающихся, освоивших АООП НОО) и оценку эффективности деятельности образовательной организации;

позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений слепых обучающихся.

Результаты достижений слепых обучающихся в овладении АООП НОО являются значимыми для оценки качества образования.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО для слепых обучающихся предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трех групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

Оценка результатов освоения слепыми обучающимися АООП НОО (кроме программы коррекционной работы) осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Оценка результатов освоения слепыми обучающимися программы коррекционной работы, составляющей неотъемлемую часть АООП НОО, осуществляется в полном соответствии с требованиями ФГОС НОО.

При определении подходов к осуществлению оценки результатов освоения слепыми обучающимися программы коррекционной работы целесообразно опираться на следующие принципы:

1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей слепых обучающихся;

2) динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей слепых обучающихся;

3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП НОО, что сможет обеспечить объективность оценки.

Эти принципы, отражая основные закономерности целостного процесса образования слепых, самым тесным образом взаимосвязаны и касаются одновременно разных сторон процесса осуществления оценки результатов освоения программы коррекционной работы.

Основным объектом оценки достижений планируемых результатов освоения слепыми программы коррекционной работы, выступает наличие положительной динамики слепых обучающихся в интегративных показателях, отражающих успешность преодоления вторичных отклонений развития. К таким интегративным показателям в соответствии с ФГОС НОО относятся:

сформированность умения использовать сохранные анализаторы и компенсаторные способы деятельности в учебно-познавательном процессе и повседневной жизни;

сформированность навыков ориентировки в микропространстве и умений ориентироваться в макропространстве;

сформированность адекватных (в соответствии с возрастом) предметных (конкретных и обобщенных), пространственных представлений о предметах, объектах и явлениях окружающей жизни;

проявление познавательного интереса, познавательной активности;

наличие представлений (соответствующих возрасту) о современных тифлотехнических, оптических и технических средствах, облегчающих познавательную и учебную деятельность, и готовности их активного использования;

проявление стремления к самостоятельности и независимости от окружающих (в бытовых вопросах);

сформированность умений адекватно использовать речевые и неречевые средства общения;

способность к проявлению социальной активности;

способность осуществления самоконтроля и саморегуляции;

готовность учета имеющихся противопоказаний и ограничений в учебно-познавательной деятельности и повседневной жизни.

Оценка результатов освоения слепыми обучающимися программы коррекционной работы может осуществляться с помощью мониторинговых процедур. Мониторинг, обладая такими характеристиками, как непрерывность, диагностичность, научность, информативность, наличие обратной связи, позволяет осуществить не только оценку достижений планируемых результатов освоения слепыми программы коррекционной работы, но и вносить (в случае необходимости) коррективы в ее содержание и организацию. В целях оценки результатов освоения слепыми обучающимися программы коррекционной работы целесообразно использовать все три формы мониторинга: стартовую, текущую и финишную диагностику.

Стартовая диагностика позволяет наряду с выявлением индивидуальных особых образовательных потребностей и уровня развития компенсаторных возможностей обучающихся, выявить исходный уровень развития интегративных показателей, свидетельствующий о степени влияния нарушений развития на учебно-познавательную деятельность и повседневную жизнь (например, выявить стартовый уровень развития у слепого обучающегося умения использовать сохранные анализаторы и компенсаторные способы деятельности в учебно-познавательной и повседневной жизни).

Текущая диагностика используется для осуществления мониторинга в течение всего времени обучения слепого на начальной ступени образования. При использовании данной формы мониторинга можно использовать экспресс-диагностику интегративных показателей, состояние которых позволяет судить об успешности (наличие положительной динамики) или неуспешности (отсутствие даже незначительной положительной динамики) слепых обучающихся в освоении планируемых результатов овладения программой коррекционной работы. Данные эксперсс-диагностики выступают в качестве ориентировочной основы для определения дальнейшей стратегии: продолжения реализации разработанной программы коррекционной работы или внесения в нее определенных корректив.

Целью финишной диагностики, приводящейся на заключительном этапе (окончание учебного года, окончание обучения на начальной ступени школьного образования), выступает оценка достижений слепого обучающегося в соответствии с планируемыми результатами освоения слепым программы коррекционной работы.

Организационно-содержательные характеристики стартовой, текущей и финишной диагностики разрабатывает образовательная организация с учетом типологических и индивидуальных особенностей обучающихся, их индивидуальных особых образовательных потребностей.

В случаях стойкого отсутствия положительной динамики в результатах освоения программы коррекционной работы (отсутствие положительной динамики по двум и более интегративным показателям) обучающегося в случае согласия родителей (законных представителей) необходимо направить на расширенное психолого-медико-педагогическое обследование для получения необходимой информации, позволяющей внести коррективы в организацию и содержание программы коррекционной работы.

Для полноты оценки достижений планируемых результатов освоения слепыми программы коррекционной работы, следует учитывать мнение родителей (законных представителей), поскольку наличие положительной динамики обучающихся по интегративным показателям, свидетельствующей об ослаблении (отсутствии ослабления) степени влияния нарушений развития на жизнедеятельность обучающихся, проявляется не только в учебно-познавательной деятельности, но и повседневной жизни.

Оценка результатов деятельности образовательной организации начального общего образования осуществляется в ходе ее аккредитации, а также в рамках аттестации педагогических кадров. Она проводится на основе результатов итоговой оценки достижения планируемых результатов освоения слепыми обучающимися АООП НОО с учётом:

результатов мониторинговых исследований разного уровня (федерального, регионального, муниципального);

условий реализации АООП НОО для слепых обучающихся;

особенностей контингента обучающихся.


2.2. Содержательный раздел

Программы формирования универсальных учебных действий; отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области; духовно-нравственного развития, воспитания; экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; внеурочной деятельности (кроме программы коррекционной работы) полностью соответствуют ФГОС НОО.


2.2.1. Направления и содержание программы коррекционной работы

Коррекционная работа осуществляется во внеурочное время в объеме не менее 5 часов. Объем и содержание определяются в зависимости от образовательных потребностей обучающихся.

Программа коррекционной работы в рамках реализации АООП НОО для слепых обучающихся включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие её основное содержание:

мониторинг имеющихся в образовательной организации условий для удовлетворения особых образовательных потребностей слепых обучающихся, развития их жизненной компетенции;

определение (перечень) и корректировку индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих слепым обучающимся удовлетворение особых образовательных потребностей, их интеграцию/инклюзию в образовательную организацию и освоение ими АООП НОО;

диагностическую работу, которая обеспечивает своевременное выявление у слепого обучающегося особых потребностей в адаптации к освоению АООП НОО, проведение его комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию ему психолого­медико­педагогической помощи в условиях образовательной организации;

коррекционно­развивающую работу по оказанию своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии слепых обучающихся;

консультативную работу, обеспечивающую непрерывность специального сопровождения слепых обучающихся в освоении АООП НОО, их педагогов и семей по вопросам реализации дифференцированных психолого­педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;

информационно­просветительскую работу, направленную на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими ограничений по возможностям здоровья), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Мониторинг имеющихся в образовательной организации условий с точки зрения удовлетворения особых образовательных потребностей слепых обучающихся направлен на выявление материально-технических, организационно – педагогических, гигиенических (в том числе офтальмо-гигиенических) условий.

Основной перечень индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий включает:

коррекционно-развивающую работу тифлопедагога в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся, позволяющую слепому обучающемуся освоить специальные умения и навыки, повышающие его сенсорно-перцептивные, предметно-практические, ориентировочные, двигательные, коммуникативные возможности, мобильность; развить компенсаторные механизмы; преодолеть деффицитарность функций в рамках индивидуальных коррекционных занятий;

коррекционно-развивающую работу специалистов в соответствии с индивидуальными особенностями (недостатками развития), требующими коррекции (логопедической, педагогической, психологической);

мероприятия по предметно-пространственной и социальной адаптации слепых обучающихся с целью повышения их мобильности, самостоятельности и активности в школьной среде;

взаимодействие с семьей (законными представителями) слепых обучающихся по вопросам коррекции и развития, в том числе, по вопросам семейного воспитания слепых обучающихся, их физического развития и повышения двигательной активности.

Диагностическая работа включает:

изучение и анализ данных об особых образовательных потребностях слепых обучающихся, представленных в заключении психолого- медико -педагогической комиссии;

наблюдение за возможностями слепых обучающихся включиться в образовательный процесс; выявление адаптивных возможностей и уровня их социализации;

диагностику специалистами отклонений в развитии, особых индивидуальных потребностей слепых обучающихся в реализации своих возможностей в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования;

изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания слепых обучающихся;

комплексный сбор сведений о слепых обучающихся на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;

анализ успешности коррекционно ­ развивающей работы.

Коррекционно ­ развивающая работа включает:

системное и разностороннее обогащение чувственного опыта слепых обучающихся;

коррекцию и развитие деффицитарных функций (сенсорных, моторных, психических) у слепых обучающихся;

развитие умений и навыков познавательной деятельности, пространственной и социально-бытовой ориентировки, коммуникативной деятельности, осязания и мелкой моторики, слухового восприятия и других его модальностей, остаточного зрения слепых обучающихся;

обеспечение возможности слепым обучающимся активно использовать освоенные компенсаторные способы, умения и навыки, восстановленные и скорректированные функции в разных видах учебной деятельности, в урочной и внеурочной деятельности, в общении с окружающими;

коррекцию и развитие высших психических функций как компенсаторную основу отражения окружающего слепыми обучающимися;

активизацию социальных потребностей и развитие навыков самостоятельной работы, развитие познавательной активности и познавательных интересов, формирование эмоционально-волевой сферы и положительных качеств личности.

Консультативная работа включает:

выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы со слепыми обучающимися, единых для всех участников образовательного процесса;

консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приёмов работы со слепыми обучающимися;

консультирование семьи в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения слепых обучающихся.


2.3. Организационный раздел.

2.3.1. Учебный план

Учебный план по предметным областям обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС НОО. Коррекционная работа осуществляется во внеурочное время. Объем и содержание определяются в зависимости от образовательных потребностей обучающихся.


2.3.2. Система условий реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для слепых обучающихся

Система условий реализации АООП НОО в соответствии
с требованиями Стандарта (далее – система условий) разрабатывается на основе соответствующих требований Стандарта и обеспечивает достижение планируемых результатов освоения АООП НОО.

Система условий должна учитывать особенности организации, а также её взаимодействие с социальными партнерами.

Система условий должна содержать:

описание имеющихся условий: кадровых, финансовых, материально-технических (включая учебно-методическое и информационное обеспечение);

контроль состояния системы условий.

Требования к условиям получения образования обучающимися с ОВЗ представляют собой интегративное описание совокупности условий, необходимых для реализации АООП НОО, и структурируются по сферам ресурсного обеспечения. Интегративным результатом реализации указанных требований является создание комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды для обучающихся с ОВЗ, построенной с учетом их особых образовательных потребностей, которая обеспечивает высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей),
духовно-нравственное (нравственное) развитие обучающихся, гарантирует охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья обучающихся.

Организация создает условия для реализации АООП НОО, обеспечивающие возможность1:

достижения планируемых результатов освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО;

выявления и развития способностей обучающихся через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно-полезной деятельности, в том числе с использованием возможностей организаций дополнительного образования;

учета особых образовательных потребностей – общих для всех обучающихся с ОВЗ и специфических для отдельных групп;

расширения социального опыта и социальных контактов обучающихся, в том числе со сверстниками, не имеющими ограничений здоровья;

участия педагогических работников, родителей (законных представителей) обучающихся и общественности в разработке АООП НОО, проектировании и развитии социальной среды внутри организации, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;

поддержки родителей (законных представителей) в воспитании обучающихся, охране и укреплении их здоровья, в вовлечении семей непосредственно в образовательную деятельность;

эффективного использования времени, отведенного на реализацию обязательной части АООП НОО и части, формируемой участниками образовательных отношений, в соответствии с запросами обучающихся и их родителей (законных представителей), спецификой деятельности организации и с учетом особенностей субъекта Российской Федерации;

использования в образовательной деятельности современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникативных технологий;

обновления содержания АООП НОО, а также методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования с учетом запросов и потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также особенностей субъекта Российской Федерации;

эффективного управления организацией с использованием информационно-коммуникационных технологий, а также современных механизмов финансирования.

Требования к кадровым условиям реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для слепых обучающихся

Уровень квалификации педагогических работников, реализующих АООП НОО для слепых, для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности.

Требования к кадровым условиям реализации АООП НОО для слепых обучающихся, осуществляющейся в условиях отдельных образовательных организаций и отдельных классах.

Педагогические работники – учитель начальных классов, учитель музыки, учитель рисования, учитель физической культуры, учитель адаптивной физической культуры, учитель иностранного языка, педагог-психолог, социальный педагог, педагог-организатор, педагог дополнительного образования, учитель-логопед - наряду со средним или высшим профессиональным педагогическим образованием по соответствующему занимаемой должности направлению (профилю, квалификации) подготовки, должны иметь документ о повышении квалификации установленного образца в области тифлопедагогики.

Учитель-дефектолог (тифлопедагог) должен иметь высшее профессиональное образование в области тифлопедагогики:

по профилю «Коррекционная педагогика и специальная психология» по направлению «Педагогика»;

по программе «Специальное педагогическое образование» по направлению «Педагогика»;

по профилю «Тифлопедагогика. Начальное обучение детей с нарушениями зрения» по направлению «Специальное (дефектологическое) образование»;

по профилю «Специальное педагогическое образование»;

по специальности "Тифлопедагогика".

Лица, имеющие профессиональное педагогическое образование по другим специальностям и профилям подготовки, для реализации программы коррекционной работы должны пройти переподготовку в области тифлопедагогики.

Воспитатель должен иметь:

  • высшее профессиональное образование в области тифлопедагогики:

по профилю «Коррекционная педагогика и специальная психология» по направлению «Педагогика»;

по программе «Специальное педагогическое образование» по направлению «Педагогика»;

по профилю «Тифлопедагогика. Начальное обучение детей с нарушениями зрения» по направлению «Специальное (дефектологическое) образование»;

по профилю «Специальное педагогическое образование»;

по специальности «Тифлопедагогика»;

  • среднее или высшее профессиональное педагогическое образование и документ о повышении квалификации в области тифлопедагогики.

Руководящие работники (административный персонал) наряду со средним или высшим профессиональным педагогическим образованием должны иметь документ о повышения квалификации в области тифлопедагогики.

Требования к кадровым условиям реализации АООП НОО для слепых обучающихся, осуществляющейся в условиях совместного обучения с другими обучающимися.

Педагогические работники - учитель начальных классов, учитель музыки, учитель рисования, учитель физической культуры, учитель иностранного языка, учитель адаптивной физической культуры, воспитатель, педагог-психолог, социальный педагог, педагог-организатор, педагог дополнительного образования, учитель-логопед - наряду со средним или высшим профессиональным педагогическим образованием по соответствующему занимаемой должности направлению (профилю, квалификации) подготовки должны иметь документ о повышении квалификации установленного образца в области инклюзивного образования.

Учитель-дефектолог должен иметь наряду с высшим профессиональным педагогическим образованием в области специального образования (тифлопедагогики, олигофренопедагогики, сурдопедагогики, логопедии) диплом установленного образца о профессиональной переподготовке в области инклюзивного образования.

Руководящие работники (административный персонал) наряду со средним или высшим профессиональным педагогическим образованием должны иметь документ о повышении квалификации в области инклюзивного образования установленного образца.

В процесс реализации АООП НОО для слепых детей образовательная организация может обеспечить (по рекомендации психолого – медико - педагогической комиссии) участие тьютора, который должен иметь высшее профессиональное педагогическое образование и диплом о профессиональной переподготовке по соответствующей программе установленного образца.

В процессе реализации АООП НОО для слепых детей образовательная организация может временно или постоянно обеспечить участие ассистента (помощника)2, который должен иметь образование не ниже общего среднего и пройти соответствующую программу подготовки.

Образовательная организация имеет право включать в штатное расписание специалистов по информационно-технической поддержке образовательной деятельности, имеющих соответствующую квалификацию.


Требования к финансовым условиям реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для слепых обучающихся

Финансовое обеспечение государственных гарантий на получение обучающимися с ОВЗ общедоступного и бесплатного образования за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в государственных, муниципальных и частных образовательных организациях осуществляется на основе нормативов, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обеспечивающих реализацию АООП НОО в соответствии со Стандартом.

Финансовые условия реализации АООП НОО должны3:

1) обеспечивать возможность выполнения требований Стандарта
к условиям реализации и структуре АООП НОО;

2) обеспечивать реализацию обязательной части АООП НОО и части, формируемой участниками образовательной деятельности, учитывая вариативность особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей развития обучающихся;

3) отражать структуру и объем расходов, необходимых для реализации АООП НОО, а также механизм их формирования.

Финансирование реализации АООП НОО должно осуществляться
в объеме определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего образования. Указанные нормативы определяются в соответствии со Стандартом:

специальными условиями получения образования (кадровыми, материально-техническими);

расходами на оплату труда работников, реализующих АООП НОО;

расходами на средства обучения и воспитания, коррекцию (компенсацию) нарушений развития, включающими расходные и дидактические материалы, оборудование, инвентарь, электронные ресурсы, оплату услуг связи, в том числе расходами, связанными с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

расходами, связанными с дополнительным профессиональным образованием руководящих и педагогических работников по профилю их деятельности;

иными расходами, связанными с реализацией и обеспечением реализации АООП НОО, в том числе с круглосуточным пребыванием обучающихся с ОВЗ в организации.

Финансовое обеспечение должно соответствовать специфике кадровых и материально-технических условий, определенных для каждого варианта АООП НОО для разных групп обучающихся с ОВЗ.


Требования к материально-техническим условиям реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для слепых обучающихся

В соответствии с требованиями Стандарта для материально-технического обеспечения всех предметных областей, включая коррекционно-развивающую область, и внеурочную деятельность образовательная организация должна соответствовать строительным нормам и правилам, санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности и быть оборудована:

  • учебными помещениями (классами, специальными кабинетами), площадь, освещенность, расположение, размеры рабочих, игровых зон и зон для индивидуальных занятий, активной деятельности, сна (в случае интернатного проживания обучающихся) и отдыха которых, должны обеспечивать возможность успешной реализации слепыми обучающимися урочной и внеурочной деятельности;

• учебными помещениями для осуществления образовательного процесса (классами, специальными кабинетами): педагогической коррекции, коррекции речевых нарушений, психологической коррекции;

• помещениями (кабинетами, мастерскими, студиями) для занятий изобразительным искусством и др.;

• помещениями библиотек с рабочими зонами, оборудованными читальными залами и книгохранилищами, обеспечивающими сохранность книжного фонда, медиатекой, фонотекой;

• актовым залом;

• спортивными сооружениями (залами, стадионами, спортивными площадками), оснащёнными игровым, спортивным оборудованием и инвентарём, соответствующим особым образовательным потребностям слепых детей;

• помещениями для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи, обеспечивающими возможность организации качественного горячего питания, в том числе горячих завтраков;

• помещениями медицинского назначения (в том числе кабинет офтальмолога, ортоптический кабинет);

• административными и иными помещениями, оснащёнными необходимым оборудованием для организации учебного процесса;

• гардеробами, санузлами, местами личной гигиены;

• участком (территорией) с необходимым набором оснащённых зон.

Информационно-образовательная среда образовательной организации, реализующей АООП НОО для слепых обучающихся, должна включать в себя совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты и др.), культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также наличие служб поддержки применения ИКТ.

Информационно-образовательная среда образовательной организации должна обеспечивать возможность осуществлять в электронной (цифровой) форме следующие виды деятельности: планирование образовательного процесса; размещение и сохранение материалов образовательного процесса, в том числе – работ слепых детей и педагогов, информационных ресурсов; фиксацию хода образовательного процесса и результатов освоения слепыми обучающимися АООП НОО; взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе – дистанционное посредством сети Интернет; возможность использования данных, формируемых в ходе образовательного процесса для решения задач управления образовательной деятельностью; контролируемый доступ участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет (ограничение доступа к информации, несовместимой с задачами духовно-нравственного развития, воспитания детей); взаимодействие образовательной организации с органами, осуществляющими управление в сфере образования и с другими образовательными организациями.

Функционирование информационной образовательной среды обеспечивается средствами ИКТ и квалификацией работников ее использующих и поддерживающих. Функционирование информационной образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации.

Образовательная организация вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

При реализации образовательной организацией образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, в ней должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения.

Материально-технические условия реализации АООП НОО для слепых обучающихся должны отвечать особым образовательным потребностям данной категории обучающихся и их особым образовательным потребностям, характерным для конкретной группы слепых, что обусловливает необходимость предъявления специфических требований к: организации процесса обучения; организации пространства; организации временного режима обучения; организации рабочего места обучающегося; техническим средствам обучения; учебникам, учебным принадлежностям, дидактическим материалам и средствам наглядности.

Требования к организации процесса обучения

  1. Требования к наполняемости классов. Наполняемость классов в условиях инклюзии не более 2 слепых обучающихся в классе. Общая наполняемость класса: при 1 слепом – не более 20 обучающихся, при 2 слепых – не более 15 обучающихся.

  2. Требования к организации работы по реализации АООП НОО:

необходимость повышенного педагогического руководства учебно-познавательной деятельностью слепых обучающихся, что предполагает постоянное и целенаправленное руководство учебно-познавательной деятельностью слепых, использование прямого педагогического руководства, использование алгоритмов;

необходимость постоянной обратной связи со слепыми обучающимися (педагог должен иметь постоянную обратную связь со слепыми обучающимися на всех этапах образовательного процесса: мотивации, актуализации опорных знаний, умений и опыта, осознания (осмысления) учебного материала, усвоения знаний, умений и способов деятельности, закрепления и применения);

необходимость использования специальных приемов организации учебно-познавательной деятельности слепых обучающихся: инструктивно-методические рекомендации о порядке, последовательности, этапности деятельности слепых, такие как:

- приемы алгоритмизации деятельности учащихся;

- приемы расчленения учебного материала на отдельные фрагменты, части, узлы, на отдельные элементы, преподнесение их этапами, а затем объединения их в целостный процесс;

- приемы сочетания зрительной и слуховой информации;

- приемы сочетания письменной и устной работы;

- приемы снятия зрительной и тактильной утомляемости;

- приемы, обеспечивающие уяснение специальной символики и унификации (сигнальные карточки);

- приемы, позволяющие выделить существенные признаки изучаемых предметов и процессов;

- приемы, позволяющие определить качество предметных представлений;

- организационные приемы замены демонстрационных показов лабораторными опытами или самостоятельными работами;

- организационные приемы, связанные с подбором объектов, с выбором форм регистрации репродуктивной деятельности учащихся, созданием условий для целенаправленного восприятия перекодированной информации;

- приемы конкретизации речи педагога;

соблюдение регламента зрительных (для слепых обучающихся с остаточным зрением) и тактильных нагрузок;

реализация офтальмо - гигиенических рекомендаций по соблюдению светового режима (для слепых обучающихся со светоощущением и остаточным зрением);

использование приемов, направленных на снятие зрительного и тактильного напряжения;

рациональное чередование тактильной нагрузки со слуховым, зрительным (для слепых обучающихся с остаточным зрением) восприятием учебного материала;

соблюдение режима физических нагрузок (с учетом противопоказаний);

обеспечение доступности учебной информации для непосредственного восприятия (с помощью остаточного зрения и/или осязания);

необходимость при выполнении слепыми обучающимися итоговых работ адаптации (в соответствии с их особыми образовательными потребностями) текстового и иллюстративного материала и увеличения времени на их выполнение: время может быть увеличено в 2 раза по сравнению с регламентом, установленным для обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья.

  1. Требования к единому орфографическому режиму представлены в Приложении 1.

Требования к организации пространства

Необходимость обеспечения:

  1. безопасности и постоянства предметно-пространственной среды, что предполагает:

определенное предметное наполнение школьных помещений (свободные проходы к партам, входным дверям, отсутствие выступающих углов и др.);

оснащение в соответствии с особыми образовательными потребностями слепых с остаточным зрением школьных помещений специальными зрительными ориентирами:

- уличными ориентирами: стрелочными указателями, которые показывают направление, в котором следует идти до указанного в них номера корпуса; номерными указателями, на которых номер наносится черной краской (толщина линии – 30 мм) на прямоугольную рамку с белым фоном, имеющими следующие габаритные размеры: высота 700 мм, ширина 500 мм; цветовыми указателями: двумя горизонтальными полосами шириной 400 мм верхняя полоса – красного цвета, нижняя – желтого (нижняя кромка должна находиться на высоте 500 мм от уровня пола), которые наносятся в случае, когда входные двери в здании стеклянные;

- ориентирами для помещений: табличками и надписями с обозначением номеров аудиторий, названий учебных кабинетов, кабинетов должностных лиц (укрепляются на стене со стороны дверной ручки на высоте 1,3 – 1,5 м, размер таблички составляет 500Х150 мм, текст выполняется на белой бумаге черным цветом, толщина линии 10 мм, текст вставляется в прозрачную пластину из оргстекла толщиной 4 мм);

слуховыми уличными ориентирами: на переходах через проезжую часть улиц, вблизи образовательной организации должны быть установлены звуковые кнопочные и автоматические светофоры и звуковые маяки, звуковые маяки в сочетании со световым сигналом;

осязательными ориентирами:

- уличными ориентирами: направляющими перилами, бордюрами, декоративным кустарником, пандусами на пешеходных дорожках, дорожками с гравийным покрытием; бетонными бордюрами с высотой не менее 150 мм и окрашенными в яркие цвета: 500 — 600 мм - в белый, 500—600 мм — в черный;

- ориентирами для помещений: надписями на табличках, выполненными рельефно-точечным шрифтом Л. Брайля на специальной пластинке из жести (размер пластинки 180Х40 мм); пластмассовыми пластинами круглой формы на лестничных поручнях для обозначения этажей; направляющей (полосой или поручнем), которая крепится вдоль стены: расстояние от стены 30—50 мм, высота от пола 80 см, и которая имеет разрыв в поручнях на расстоянии 30—40 см от дверей и после них; в местах разрыва на поручнях укрепляются таблички с названием кабинета по Л. Брайлю; обозначениями на лестничных маршах первой и последней ступени (они должны отличаться от остальных фактурой поверхности и контрастным цветом); поручнями на лестничной площадке (должны быть устроены по обеим сторонам лестницы и проходить по всему периметру этажной площадки, не доходя 30—40 см до дверной коробки; разрывы в поручнях на маршах не допускаются); рельефными планами этажей;

соблюдение необходимого для слепого обучающегося со светоощущением или остаточным зрением светового режима (обеспечение беспрепятственного прохождения в школьные помещения естественного света; одновременное использование естественного и искусственного освещения; возможность использования дополнительного индивидуального источника света и др.);

оперативное устранение факторов, негативно влияющих на состояние зрительных функций слепых с остаточным зрением и светоощущением (недостаточность уровня освещенности рабочей зоны, наличие бликов и др.), осязания, слуха;

  1. определенного уровня освещенности школьных помещений:

требования к уровню освещенности школьных помещений (классов, кабинетов, спортивного зала, рекреаций, комнат отдыха и др.) при реализации АООП НОО в отдельных образовательных организациях должны соответствовать нормам освещения, предусмотренным для слепых обучающихся с остаточным зрением;

требования к уровню освещенности школьных помещений при реализации АООП НОО в отдельном классе, в отдельных классах должны соответствовать нормам к уровню освещенности, утвержденным действующим СанПиНом для обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Уровень освещенности рабочего места слепого обучающегося с остаточным зрением должен быть увеличен (по рекомендации врача-офтальмолога) за счет оборудования рабочего места индивидуальным источником света;

3) доступности образовательной среды для слепых обучающихся, что обеспечивается:

использованием учебников, дидактического материала и средств наглядности, отвечающих особым образовательным потребностям слепых обучающихся;

использованием оптических, тифлотехнических, технических средств, в том числе и средств комфортного доступа к образованию;

наличием в классе (специальном кабинете) места для хранения книг изданных рельефно-точечным шрифтом Л. Брайля; тетрадей, индивидуальных тифлотехнических и оптических средств, дидактических материалов, выполненных рельефно-точечным шрифтом;

обеспечением доступности справочной и наглядной информации, размещенной в образовательной организации, для непосредственного и беспрепятственного восприятия слепыми обучающимися, что достигается за счет использования наряду с традиционными (изданными рельефно-точечным шрифтом Л. Брайля) альтернативных форм предоставления учебных материалов (цифровая аудиозапись mp3, daisy, электронные форматы хранения текстов TXT, RTF, DOC, DOCX, HTML).

Временной режим обучения

Временной режим образования слепых обучающихся (учебный год, учебная неделя, день) устанавливается в соответствии с законодательно закрепленными нормативами (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», СанПиН, приказы Министерства образования и науки РФ и др.), локальными актами образовательной организации. Сроки освоения слепыми обучающимися различных вариантов АООП НОО устанавливаются ФГОС НОО.

Учебный день включает в себя уроки, курсы коррекционно-развивающей области, паузу, время прогулки, выполнение домашних заданий. Обучение и воспитание происходит в урочной и внеурочной деятельности детей в течение учебного дня. Обучение слепых обучающихся осуществляется только в первую смену. Продолжительность общеобразовательного урока определяется действующим СанПиНом. Продолжительность групповых занятий коррекционно-развивающей области определяется приказами Минобрнауки РФ; индивидуальных занятий - возрастом и психофизическим состоянием обучающегося.

В середине урока проводится физкультурная минутка, направленная на снятие общего мышечного напряжения (в соответствии с действующим СанПиНом) и физкультминутка, в которую включаются упражнения, способствующие снятию зрительного напряжения (у слепых обучающихся с остаточным зрением) и предупреждению зрительного (у слепых обучающихся с остаточным зрением) и/или тактильного утомления. Упражнения проводятся с учетом состояния зрения детей (клинических форм зрительного заболевания, имеющихся противопоказаний, этапа лечения).

Психолого – медико - педагогическое сопровождение слепых в процессе освоения АООП НОО осуществляется в урочной и внеурочной деятельности и реализуется командой специалистов: педагогами, психологами, медицинским персоналом (в том числе врачом-офтальмологом, сестрой - ортоптисткой).

Требования к организации рабочего места

Рабочее место должно быть снабжено дополнительным индивидуальным источником света (в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога). Школьная парта может быть стационарно зафиксирована и снабжена ограничительными бортиками, обеспечивающими предметную стабильность рабочей зоны (по рекомендации учителя-дефектолога-тифлопедагога).

Номер парты должен соответствовать росту ученика. Определение местоположения парты в классе для слепого с остаточным зрением и для слепого со светоощущением осуществляется в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога.

Требования к техническим средствам комфортного доступа слепого обучающегося к образованию.

В целях комфортного доступа слепого обучающегося к образованию необходимо использовать: персональный компьютер или ноутбук, оснащенный необходимым для данной категории обучающихся специальным программным обеспечением (Программы: невизуального доступа «JAWSforWindows»; «COBRA 9.0»; « SuperNova Magnifier & Screen Reader»; «Screen Reader», «Duxbury BrailleTranslator» и другие), синтезатором речи; адаптированные (с учетом особых образовательных потребностей детей) официальные сайты образовательной организации. Оборудование рабочего места должно соответствовать действующему ГОСТу, определяющему требования к типовому специальному компьютерному рабочему месту для инвалида по зрению.

Требования к техническим средствам обучения

Наряду с общими техническими средствами, использующимися на НОО, в обучении слепых должны применяться специальные тифлотехнические (азбука – колодка по Брайлю (колодка шеститочия), приборы «Ориентир», «Графика», «Школьник» и др.) и оптические (очковые средства коррекции зрения, электронные лупы, дистанционные лупы, карманные увеличители различной кратности и др.) средства, облегчающие учебно-познавательную деятельность обучающимся. Оптические и тифлотехнические средства должны быть доступны для систематического использования слепыми обучающимися.

Образовательная организация должна иметь тифлотехнические устройства позволяющие преобразовывать визуальную информацию:

в речь (посредством использования программ невизуального доступа к информации, синтезаторов речи и читающих устройств);

в рельефно-точечный шрифт по системе Л. Брайля посредством использования брайлевских дисплеев и брайлевских принтеров в сочетании со специальным программным обеспечением;

в визуальную информацию, которая представлена плоскопечатным брусковым рубленным шрифтом, выполненную в необходимом контрасте и цветовом оформлении посредством использования программ увеличения изображения на экране компьютера, автономных видео увеличителей.

Требования к учебникам, учебным принадлежностям ,дидактическим материалам и наглядным пособиям

В процессе обучения слепых необходимо использовать:

  1. специальные учебники:

созданные на основе учебников для детей, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, но отвечающие особым образовательным потребностям слепых (изданные рельефно-точечным шрифтом; содержащие иллюстративно-графический материал, выполненный рельефом или рельефом и цветом) и имеющие учебно-методический аппарат, адаптированный к особенностям познавательной деятельности слепых обучающихся;

  1. «озвученные» учебники, фонические материалы, аудио учебники, записанные на цифровые носители;

  2. тифлоплеер с функцией диктофона для воспроизведения аудиокниг;

  3. портативное устройство для чтения;

  4. тематические рельефно-графические пособия издательства «Логос»;

  5. рельефные координатные плоскости;

  6. рельефные географические и исторические карты;

  7. принадлежности для рельефного черчения (линейка, циркуль, транспортер с тактильной индикацией);

  8. приспособление для рельефного черчения (Приборы: «Draftsman», «Школьник»);

10) специальные учебные принадлежности: брайлевские приборы, приборы для плоского письма, грифели, тетради, сделанные из плотной (брайлевской) бумаги;

11) брайлевские печатные машинки (Tatrapoint, Perkins и т.п.), бумагой для печати по Брайлю;

12) брайлевский дисплей;

  1. трость для ориентировки слепых;

  2. приборы, предназначенные для коррекционной работы по пространственной ориентировке («Графика», «Ориентир»);

  3. тренажеры и спортивный инвентарь для слепых;

  4. текстовые дидактические пособия, выполненные рельефно-точечным шрифтом; иллюстративно-графические пособия, выполненные рельефом на плоскости и рассчитанные на осязательное восприятие (для тотально слепых); иллюстративно-графические пособия, выполненные рельефом на плоскости, но имеющие цветовое оформление, рассчитанные на осязательное и зрительное восприятие (для слепых детей со светоощущением и с остаточным зрением); индивидуальные дидактические материалы и наглядные пособия, отвечающие индивидуальным особым образовательным потребностям слепых детей.




Список используемой Литературы:

1. Письмо Министерства образования и науки РФ от 11марта 2016 г. № ВК 452/07 " О введении ВГОС ОВЗ "

2. Реестр примерных программ http://fgosreestr.ru



































































































































































































































































































































































1Пункт 22 раздела IV ФГОС НОО.

2 Часть 3 статьи79 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»)

3Пункт 24 раздела IV ФГОС НОО.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!