2.1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения слепыми обучающимися адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС НОО являются оценка образовательных достижений слепых обучающихся и оценка результатов деятельности образовательных организаций и педагогических кадров. Полученные данные используются для оценки состояния и тенденций развития системы образования. Система оценки достижений слепыми обучающимися планируемых результатов освоения АООП НОО призвана решать следующие задачи: закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки; ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие, воспитание слепых обучающихся, на достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и программы коррекционной работы, формирование универсальных учебных действий; обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения АООП НОО слепыми обучающимися, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов; предусматривать оценку достижений слепых обучающихся (итоговая оценка обучающихся, освоивших АООП НОО) и оценку эффективности деятельности образовательной организации; позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений слепых обучающихся. Результаты достижений слепых обучающихся в овладении АООП НОО являются значимыми для оценки качества образования. Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО для слепых обучающихся предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трех групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных. Оценка результатов освоения слепыми обучающимися АООП НОО (кроме программы коррекционной работы) осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Оценка результатов освоения слепыми обучающимися программы коррекционной работы, составляющей неотъемлемую часть АООП НОО, осуществляется в полном соответствии с требованиями ФГОС НОО. При определении подходов к осуществлению оценки результатов освоения слепыми обучающимися программы коррекционной работы целесообразно опираться на следующие принципы: 1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей слепых обучающихся; 2) динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей слепых обучающихся; 3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП НОО, что сможет обеспечить объективность оценки. Эти принципы, отражая основные закономерности целостного процесса образования слепых, самым тесным образом взаимосвязаны и касаются одновременно разных сторон процесса осуществления оценки результатов освоения программы коррекционной работы. Основным объектом оценки достижений планируемых результатов освоения слепыми программы коррекционной работы, выступает наличие положительной динамики слепых обучающихся в интегративных показателях, отражающих успешность преодоления вторичных отклонений развития. К таким интегративным показателям в соответствии с ФГОС НОО относятся: сформированность умения использовать сохранные анализаторы и компенсаторные способы деятельности в учебно-познавательном процессе и повседневной жизни; сформированность навыков ориентировки в микропространстве и умений ориентироваться в макропространстве; сформированность адекватных (в соответствии с возрастом) предметных (конкретных и обобщенных), пространственных представлений о предметах, объектах и явлениях окружающей жизни; проявление познавательного интереса, познавательной активности; наличие представлений (соответствующих возрасту) о современных тифлотехнических, оптических и технических средствах, облегчающих познавательную и учебную деятельность, и готовности их активного использования; проявление стремления к самостоятельности и независимости от окружающих (в бытовых вопросах); сформированность умений адекватно использовать речевые и неречевые средства общения; способность к проявлению социальной активности; способность осуществления самоконтроля и саморегуляции; готовность учета имеющихся противопоказаний и ограничений в учебно-познавательной деятельности и повседневной жизни. Оценка результатов освоения слепыми обучающимися программы коррекционной работы может осуществляться с помощью мониторинговых процедур. Мониторинг, обладая такими характеристиками, как непрерывность, диагностичность, научность, информативность, наличие обратной связи, позволяет осуществить не только оценку достижений планируемых результатов освоения слепыми программы коррекционной работы, но и вносить (в случае необходимости) коррективы в ее содержание и организацию. В целях оценки результатов освоения слепыми обучающимися программы коррекционной работы целесообразно использовать все три формы мониторинга: стартовую, текущую и финишную диагностику. Стартовая диагностика позволяет наряду с выявлением индивидуальных особых образовательных потребностей и уровня развития компенсаторных возможностей обучающихся, выявить исходный уровень развития интегративных показателей, свидетельствующий о степени влияния нарушений развития на учебно-познавательную деятельность и повседневную жизнь (например, выявить стартовый уровень развития у слепого обучающегося умения использовать сохранные анализаторы и компенсаторные способы деятельности в учебно-познавательной и повседневной жизни). Текущая диагностика используется для осуществления мониторинга в течение всего времени обучения слепого на начальной ступени образования. При использовании данной формы мониторинга можно использовать экспресс-диагностику интегративных показателей, состояние которых позволяет судить об успешности (наличие положительной динамики) или неуспешности (отсутствие даже незначительной положительной динамики) слепых обучающихся в освоении планируемых результатов овладения программой коррекционной работы. Данные эксперсс-диагностики выступают в качестве ориентировочной основы для определения дальнейшей стратегии: продолжения реализации разработанной программы коррекционной работы или внесения в нее определенных корректив. Целью финишной диагностики, приводящейся на заключительном этапе (окончание учебного года, окончание обучения на начальной ступени школьного образования), выступает оценка достижений слепого обучающегося в соответствии с планируемыми результатами освоения слепым программы коррекционной работы. Организационно-содержательные характеристики стартовой, текущей и финишной диагностики разрабатывает образовательная организация с учетом типологических и индивидуальных особенностей обучающихся, их индивидуальных особых образовательных потребностей. В случаях стойкого отсутствия положительной динамики в результатах освоения программы коррекционной работы (отсутствие положительной динамики по двум и более интегративным показателям) обучающегося в случае согласия родителей (законных представителей) необходимо направить на расширенное психолого-медико-педагогическое обследование для получения необходимой информации, позволяющей внести коррективы в организацию и содержание программы коррекционной работы. Для полноты оценки достижений планируемых результатов освоения слепыми программы коррекционной работы, следует учитывать мнение родителей (законных представителей), поскольку наличие положительной динамики обучающихся по интегративным показателям, свидетельствующей об ослаблении (отсутствии ослабления) степени влияния нарушений развития на жизнедеятельность обучающихся, проявляется не только в учебно-познавательной деятельности, но и повседневной жизни. Оценка результатов деятельности образовательной организации начального общего образования осуществляется в ходе ее аккредитации, а также в рамках аттестации педагогических кадров. Она проводится на основе результатов итоговой оценки достижения планируемых результатов освоения слепыми обучающимися АООП НОО с учётом: результатов мониторинговых исследований разного уровня (федерального, регионального, муниципального); условий реализации АООП НОО для слепых обучающихся; особенностей контингента обучающихся. 2.2. Содержательный раздел Программы формирования универсальных учебных действий; отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области; духовно-нравственного развития, воспитания; экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; внеурочной деятельности (кроме программы коррекционной работы) полностью соответствуют ФГОС НОО. 2.2.1. Направления и содержание программы коррекционной работы Коррекционная работа осуществляется во внеурочное время в объеме не менее 5 часов. Объем и содержание определяются в зависимости от образовательных потребностей обучающихся. Программа коррекционной работы в рамках реализации АООП НОО для слепых обучающихся включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие её основное содержание: мониторинг имеющихся в образовательной организации условий для удовлетворения особых образовательных потребностей слепых обучающихся, развития их жизненной компетенции; определение (перечень) и корректировку индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих слепым обучающимся удовлетворение особых образовательных потребностей, их интеграцию/инклюзию в образовательную организацию и освоение ими АООП НОО; диагностическую работу, которая обеспечивает своевременное выявление у слепого обучающегося особых потребностей в адаптации к освоению АООП НОО, проведение его комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию ему психологомедикопедагогической помощи в условиях образовательной организации; коррекционноразвивающую работу по оказанию своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии слепых обучающихся; консультативную работу, обеспечивающую непрерывность специального сопровождения слепых обучающихся в освоении АООП НОО, их педагогов и семей по вопросам реализации дифференцированных психологопедагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся; информационнопросветительскую работу, направленную на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими ограничений по возможностям здоровья), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками. Мониторинг имеющихся в образовательной организации условий с точки зрения удовлетворения особых образовательных потребностей слепых обучающихся направлен на выявление материально-технических, организационно – педагогических, гигиенических (в том числе офтальмо-гигиенических) условий. Основной перечень индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий включает: коррекционно-развивающую работу тифлопедагога в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся, позволяющую слепому обучающемуся освоить специальные умения и навыки, повышающие его сенсорно-перцептивные, предметно-практические, ориентировочные, двигательные, коммуникативные возможности, мобильность; развить компенсаторные механизмы; преодолеть деффицитарность функций в рамках индивидуальных коррекционных занятий; коррекционно-развивающую работу специалистов в соответствии с индивидуальными особенностями (недостатками развития), требующими коррекции (логопедической, педагогической, психологической); мероприятия по предметно-пространственной и социальной адаптации слепых обучающихся с целью повышения их мобильности, самостоятельности и активности в школьной среде; взаимодействие с семьей (законными представителями) слепых обучающихся по вопросам коррекции и развития, в том числе, по вопросам семейного воспитания слепых обучающихся, их физического развития и повышения двигательной активности. Диагностическая работа включает: изучение и анализ данных об особых образовательных потребностях слепых обучающихся, представленных в заключении психолого- медико -педагогической комиссии; наблюдение за возможностями слепых обучающихся включиться в образовательный процесс; выявление адаптивных возможностей и уровня их социализации; диагностику специалистами отклонений в развитии, особых индивидуальных потребностей слепых обучающихся в реализации своих возможностей в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования; изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания слепых обучающихся; комплексный сбор сведений о слепых обучающихся на основании диагностической информации от специалистов разного профиля; анализ успешности коррекционно развивающей работы. Коррекционно развивающая работа включает: системное и разностороннее обогащение чувственного опыта слепых обучающихся; коррекцию и развитие деффицитарных функций (сенсорных, моторных, психических) у слепых обучающихся; развитие умений и навыков познавательной деятельности, пространственной и социально-бытовой ориентировки, коммуникативной деятельности, осязания и мелкой моторики, слухового восприятия и других его модальностей, остаточного зрения слепых обучающихся; обеспечение возможности слепым обучающимся активно использовать освоенные компенсаторные способы, умения и навыки, восстановленные и скорректированные функции в разных видах учебной деятельности, в урочной и внеурочной деятельности, в общении с окружающими; коррекцию и развитие высших психических функций как компенсаторную основу отражения окружающего слепыми обучающимися; активизацию социальных потребностей и развитие навыков самостоятельной работы, развитие познавательной активности и познавательных интересов, формирование эмоционально-волевой сферы и положительных качеств личности. Консультативная работа включает: выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы со слепыми обучающимися, единых для всех участников образовательного процесса; консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приёмов работы со слепыми обучающимися; консультирование семьи в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения слепых обучающихся. 2.3. Организационный раздел. 2.3.1. Учебный план Учебный план по предметным областям обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС НОО. Коррекционная работа осуществляется во внеурочное время. Объем и содержание определяются в зависимости от образовательных потребностей обучающихся. 2.3.2. Система условий реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для слепых обучающихся Система условий реализации АООП НОО в соответствии с требованиями Стандарта (далее – система условий) разрабатывается на основе соответствующих требований Стандарта и обеспечивает достижение планируемых результатов освоения АООП НОО. Система условий должна учитывать особенности организации, а также её взаимодействие с социальными партнерами. Система условий должна содержать: описание имеющихся условий: кадровых, финансовых, материально-технических (включая учебно-методическое и информационное обеспечение); контроль состояния системы условий. Требования к условиям получения образования обучающимися с ОВЗ представляют собой интегративное описание совокупности условий, необходимых для реализации АООП НОО, и структурируются по сферам ресурсного обеспечения. Интегративным результатом реализации указанных требований является создание комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды для обучающихся с ОВЗ, построенной с учетом их особых образовательных потребностей, которая обеспечивает высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей), духовно-нравственное (нравственное) развитие обучающихся, гарантирует охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья обучающихся. Организация создает условия для реализации АООП НОО, обеспечивающие возможность1: достижения планируемых результатов освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО; выявления и развития способностей обучающихся через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно-полезной деятельности, в том числе с использованием возможностей организаций дополнительного образования; учета особых образовательных потребностей – общих для всех обучающихся с ОВЗ и специфических для отдельных групп; расширения социального опыта и социальных контактов обучающихся, в том числе со сверстниками, не имеющими ограничений здоровья; участия педагогических работников, родителей (законных представителей) обучающихся и общественности в разработке АООП НОО, проектировании и развитии социальной среды внутри организации, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся; поддержки родителей (законных представителей) в воспитании обучающихся, охране и укреплении их здоровья, в вовлечении семей непосредственно в образовательную деятельность; эффективного использования времени, отведенного на реализацию обязательной части АООП НОО и части, формируемой участниками образовательных отношений, в соответствии с запросами обучающихся и их родителей (законных представителей), спецификой деятельности организации и с учетом особенностей субъекта Российской Федерации; использования в образовательной деятельности современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникативных технологий; обновления содержания АООП НОО, а также методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования с учетом запросов и потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также особенностей субъекта Российской Федерации; эффективного управления организацией с использованием информационно-коммуникационных технологий, а также современных механизмов финансирования. Требования к кадровым условиям реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для слепых обучающихся Уровень квалификации педагогических работников, реализующих АООП НОО для слепых, для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности. Требования к кадровым условиям реализации АООП НОО для слепых обучающихся, осуществляющейся в условиях отдельных образовательных организаций и отдельных классах. Педагогические работники – учитель начальных классов, учитель музыки, учитель рисования, учитель физической культуры, учитель адаптивной физической культуры, учитель иностранного языка, педагог-психолог, социальный педагог, педагог-организатор, педагог дополнительного образования, учитель-логопед - наряду со средним или высшим профессиональным педагогическим образованием по соответствующему занимаемой должности направлению (профилю, квалификации) подготовки, должны иметь документ о повышении квалификации установленного образца в области тифлопедагогики. Учитель-дефектолог (тифлопедагог) должен иметь высшее профессиональное образование в области тифлопедагогики: по профилю «Коррекционная педагогика и специальная психология» по направлению «Педагогика»; по программе «Специальное педагогическое образование» по направлению «Педагогика»; по профилю «Тифлопедагогика. Начальное обучение детей с нарушениями зрения» по направлению «Специальное (дефектологическое) образование»; по профилю «Специальное педагогическое образование»; по специальности "Тифлопедагогика". Лица, имеющие профессиональное педагогическое образование по другим специальностям и профилям подготовки, для реализации программы коррекционной работы должны пройти переподготовку в области тифлопедагогики. Воспитатель должен иметь: по профилю «Коррекционная педагогика и специальная психология» по направлению «Педагогика»; по программе «Специальное педагогическое образование» по направлению «Педагогика»; по профилю «Тифлопедагогика. Начальное обучение детей с нарушениями зрения» по направлению «Специальное (дефектологическое) образование»; по профилю «Специальное педагогическое образование»; по специальности «Тифлопедагогика»; Руководящие работники (административный персонал) наряду со средним или высшим профессиональным педагогическим образованием должны иметь документ о повышения квалификации в области тифлопедагогики. Требования к кадровым условиям реализации АООП НОО для слепых обучающихся, осуществляющейся в условиях совместного обучения с другими обучающимися. Педагогические работники - учитель начальных классов, учитель музыки, учитель рисования, учитель физической культуры, учитель иностранного языка, учитель адаптивной физической культуры, воспитатель, педагог-психолог, социальный педагог, педагог-организатор, педагог дополнительного образования, учитель-логопед - наряду со средним или высшим профессиональным педагогическим образованием по соответствующему занимаемой должности направлению (профилю, квалификации) подготовки должны иметь документ о повышении квалификации установленного образца в области инклюзивного образования. Учитель-дефектолог должен иметь наряду с высшим профессиональным педагогическим образованием в области специального образования (тифлопедагогики, олигофренопедагогики, сурдопедагогики, логопедии) диплом установленного образца о профессиональной переподготовке в области инклюзивного образования. Руководящие работники (административный персонал) наряду со средним или высшим профессиональным педагогическим образованием должны иметь документ о повышении квалификации в области инклюзивного образования установленного образца. В процесс реализации АООП НОО для слепых детей образовательная организация может обеспечить (по рекомендации психолого – медико - педагогической комиссии) участие тьютора, который должен иметь высшее профессиональное педагогическое образование и диплом о профессиональной переподготовке по соответствующей программе установленного образца. В процессе реализации АООП НОО для слепых детей образовательная организация может временно или постоянно обеспечить участие ассистента (помощника)2, который должен иметь образование не ниже общего среднего и пройти соответствующую программу подготовки. Образовательная организация имеет право включать в штатное расписание специалистов по информационно-технической поддержке образовательной деятельности, имеющих соответствующую квалификацию. Требования к финансовым условиям реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для слепых обучающихся Финансовое обеспечение государственных гарантий на получение обучающимися с ОВЗ общедоступного и бесплатного образования за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в государственных, муниципальных и частных образовательных организациях осуществляется на основе нормативов, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обеспечивающих реализацию АООП НОО в соответствии со Стандартом. Финансовые условия реализации АООП НОО должны3: 1) обеспечивать возможность выполнения требований Стандарта к условиям реализации и структуре АООП НОО; 2) обеспечивать реализацию обязательной части АООП НОО и части, формируемой участниками образовательной деятельности, учитывая вариативность особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей развития обучающихся; 3) отражать структуру и объем расходов, необходимых для реализации АООП НОО, а также механизм их формирования. Финансирование реализации АООП НОО должно осуществляться в объеме определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего образования. Указанные нормативы определяются в соответствии со Стандартом: специальными условиями получения образования (кадровыми, материально-техническими); расходами на оплату труда работников, реализующих АООП НОО; расходами на средства обучения и воспитания, коррекцию (компенсацию) нарушений развития, включающими расходные и дидактические материалы, оборудование, инвентарь, электронные ресурсы, оплату услуг связи, в том числе расходами, связанными с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; расходами, связанными с дополнительным профессиональным образованием руководящих и педагогических работников по профилю их деятельности; иными расходами, связанными с реализацией и обеспечением реализации АООП НОО, в том числе с круглосуточным пребыванием обучающихся с ОВЗ в организации. Финансовое обеспечение должно соответствовать специфике кадровых и материально-технических условий, определенных для каждого варианта АООП НОО для разных групп обучающихся с ОВЗ. Требования к материально-техническим условиям реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для слепых обучающихся В соответствии с требованиями Стандарта для материально-технического обеспечения всех предметных областей, включая коррекционно-развивающую область, и внеурочную деятельность образовательная организация должна соответствовать строительным нормам и правилам, санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности и быть оборудована: учебными помещениями (классами, специальными кабинетами), площадь, освещенность, расположение, размеры рабочих, игровых зон и зон для индивидуальных занятий, активной деятельности, сна (в случае интернатного проживания обучающихся) и отдыха которых, должны обеспечивать возможность успешной реализации слепыми обучающимися урочной и внеурочной деятельности; • учебными помещениями для осуществления образовательного процесса (классами, специальными кабинетами): педагогической коррекции, коррекции речевых нарушений, психологической коррекции; • помещениями (кабинетами, мастерскими, студиями) для занятий изобразительным искусством и др.; • помещениями библиотек с рабочими зонами, оборудованными читальными залами и книгохранилищами, обеспечивающими сохранность книжного фонда, медиатекой, фонотекой; • актовым залом; • спортивными сооружениями (залами, стадионами, спортивными площадками), оснащёнными игровым, спортивным оборудованием и инвентарём, соответствующим особым образовательным потребностям слепых детей; • помещениями для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи, обеспечивающими возможность организации качественного горячего питания, в том числе горячих завтраков; • помещениями медицинского назначения (в том числе кабинет офтальмолога, ортоптический кабинет); • административными и иными помещениями, оснащёнными необходимым оборудованием для организации учебного процесса; • гардеробами, санузлами, местами личной гигиены; • участком (территорией) с необходимым набором оснащённых зон. Информационно-образовательная среда образовательной организации, реализующей АООП НОО для слепых обучающихся, должна включать в себя совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты и др.), культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также наличие служб поддержки применения ИКТ. Информационно-образовательная среда образовательной организации должна обеспечивать возможность осуществлять в электронной (цифровой) форме следующие виды деятельности: планирование образовательного процесса; размещение и сохранение материалов образовательного процесса, в том числе – работ слепых детей и педагогов, информационных ресурсов; фиксацию хода образовательного процесса и результатов освоения слепыми обучающимися АООП НОО; взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе – дистанционное посредством сети Интернет; возможность использования данных, формируемых в ходе образовательного процесса для решения задач управления образовательной деятельностью; контролируемый доступ участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет (ограничение доступа к информации, несовместимой с задачами духовно-нравственного развития, воспитания детей); взаимодействие образовательной организации с органами, осуществляющими управление в сфере образования и с другими образовательными организациями. Функционирование информационной образовательной среды обеспечивается средствами ИКТ и квалификацией работников ее использующих и поддерживающих. Функционирование информационной образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации. Образовательная организация вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. При реализации образовательной организацией образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, в ней должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения. Материально-технические условия реализации АООП НОО для слепых обучающихся должны отвечать особым образовательным потребностям данной категории обучающихся и их особым образовательным потребностям, характерным для конкретной группы слепых, что обусловливает необходимость предъявления специфических требований к: организации процесса обучения; организации пространства; организации временного режима обучения; организации рабочего места обучающегося; техническим средствам обучения; учебникам, учебным принадлежностям, дидактическим материалам и средствам наглядности. Требования к организации процесса обучения Требования к наполняемости классов. Наполняемость классов в условиях инклюзии не более 2 слепых обучающихся в классе. Общая наполняемость класса: при 1 слепом – не более 20 обучающихся, при 2 слепых – не более 15 обучающихся. Требования к организации работы по реализации АООП НОО: необходимость повышенного педагогического руководства учебно-познавательной деятельностью слепых обучающихся, что предполагает постоянное и целенаправленное руководство учебно-познавательной деятельностью слепых, использование прямого педагогического руководства, использование алгоритмов; необходимость постоянной обратной связи со слепыми обучающимися (педагог должен иметь постоянную обратную связь со слепыми обучающимися на всех этапах образовательного процесса: мотивации, актуализации опорных знаний, умений и опыта, осознания (осмысления) учебного материала, усвоения знаний, умений и способов деятельности, закрепления и применения); необходимость использования специальных приемов организации учебно-познавательной деятельности слепых обучающихся: инструктивно-методические рекомендации о порядке, последовательности, этапности деятельности слепых, такие как: - приемы алгоритмизации деятельности учащихся; - приемы расчленения учебного материала на отдельные фрагменты, части, узлы, на отдельные элементы, преподнесение их этапами, а затем объединения их в целостный процесс; - приемы сочетания зрительной и слуховой информации; - приемы сочетания письменной и устной работы; - приемы снятия зрительной и тактильной утомляемости; - приемы, обеспечивающие уяснение специальной символики и унификации (сигнальные карточки); - приемы, позволяющие выделить существенные признаки изучаемых предметов и процессов; - приемы, позволяющие определить качество предметных представлений; - организационные приемы замены демонстрационных показов лабораторными опытами или самостоятельными работами; - организационные приемы, связанные с подбором объектов, с выбором форм регистрации репродуктивной деятельности учащихся, созданием условий для целенаправленного восприятия перекодированной информации; - приемы конкретизации речи педагога; соблюдение регламента зрительных (для слепых обучающихся с остаточным зрением) и тактильных нагрузок; реализация офтальмо - гигиенических рекомендаций по соблюдению светового режима (для слепых обучающихся со светоощущением и остаточным зрением); использование приемов, направленных на снятие зрительного и тактильного напряжения; рациональное чередование тактильной нагрузки со слуховым, зрительным (для слепых обучающихся с остаточным зрением) восприятием учебного материала; соблюдение режима физических нагрузок (с учетом противопоказаний); обеспечение доступности учебной информации для непосредственного восприятия (с помощью остаточного зрения и/или осязания); необходимость при выполнении слепыми обучающимися итоговых работ адаптации (в соответствии с их особыми образовательными потребностями) текстового и иллюстративного материала и увеличения времени на их выполнение: время может быть увеличено в 2 раза по сравнению с регламентом, установленным для обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Требования к единому орфографическому режиму представлены в Приложении 1. Требования к организации пространства Необходимость обеспечения: безопасности и постоянства предметно-пространственной среды, что предполагает: определенное предметное наполнение школьных помещений (свободные проходы к партам, входным дверям, отсутствие выступающих углов и др.); оснащение в соответствии с особыми образовательными потребностями слепых с остаточным зрением школьных помещений специальными зрительными ориентирами: - уличными ориентирами: стрелочными указателями, которые показывают направление, в котором следует идти до указанного в них номера корпуса; номерными указателями, на которых номер наносится черной краской (толщина линии – 30 мм) на прямоугольную рамку с белым фоном, имеющими следующие габаритные размеры: высота 700 мм, ширина 500 мм; цветовыми указателями: двумя горизонтальными полосами шириной 400 мм верхняя полоса – красного цвета, нижняя – желтого (нижняя кромка должна находиться на высоте 500 мм от уровня пола), которые наносятся в случае, когда входные двери в здании стеклянные; - ориентирами для помещений: табличками и надписями с обозначением номеров аудиторий, названий учебных кабинетов, кабинетов должностных лиц (укрепляются на стене со стороны дверной ручки на высоте 1,3 – 1,5 м, размер таблички составляет 500Х150 мм, текст выполняется на белой бумаге черным цветом, толщина линии 10 мм, текст вставляется в прозрачную пластину из оргстекла толщиной 4 мм); слуховыми уличными ориентирами: на переходах через проезжую часть улиц, вблизи образовательной организации должны быть установлены звуковые кнопочные и автоматические светофоры и звуковые маяки, звуковые маяки в сочетании со световым сигналом; осязательными ориентирами: - уличными ориентирами: направляющими перилами, бордюрами, декоративным кустарником, пандусами на пешеходных дорожках, дорожками с гравийным покрытием; бетонными бордюрами с высотой не менее 150 мм и окрашенными в яркие цвета: 500 — 600 мм - в белый, 500—600 мм — в черный; - ориентирами для помещений: надписями на табличках, выполненными рельефно-точечным шрифтом Л. Брайля на специальной пластинке из жести (размер пластинки 180Х40 мм); пластмассовыми пластинами круглой формы на лестничных поручнях для обозначения этажей; направляющей (полосой или поручнем), которая крепится вдоль стены: расстояние от стены 30—50 мм, высота от пола 80 см, и которая имеет разрыв в поручнях на расстоянии 30—40 см от дверей и после них; в местах разрыва на поручнях укрепляются таблички с названием кабинета по Л. Брайлю; обозначениями на лестничных маршах первой и последней ступени (они должны отличаться от остальных фактурой поверхности и контрастным цветом); поручнями на лестничной площадке (должны быть устроены по обеим сторонам лестницы и проходить по всему периметру этажной площадки, не доходя 30—40 см до дверной коробки; разрывы в поручнях на маршах не допускаются); рельефными планами этажей; соблюдение необходимого для слепого обучающегося со светоощущением или остаточным зрением светового режима (обеспечение беспрепятственного прохождения в школьные помещения естественного света; одновременное использование естественного и искусственного освещения; возможность использования дополнительного индивидуального источника света и др.); оперативное устранение факторов, негативно влияющих на состояние зрительных функций слепых с остаточным зрением и светоощущением (недостаточность уровня освещенности рабочей зоны, наличие бликов и др.), осязания, слуха; определенного уровня освещенности школьных помещений: требования к уровню освещенности школьных помещений (классов, кабинетов, спортивного зала, рекреаций, комнат отдыха и др.) при реализации АООП НОО в отдельных образовательных организациях должны соответствовать нормам освещения, предусмотренным для слепых обучающихся с остаточным зрением; требования к уровню освещенности школьных помещений при реализации АООП НОО в отдельном классе, в отдельных классах должны соответствовать нормам к уровню освещенности, утвержденным действующим СанПиНом для обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Уровень освещенности рабочего места слепого обучающегося с остаточным зрением должен быть увеличен (по рекомендации врача-офтальмолога) за счет оборудования рабочего места индивидуальным источником света; 3) доступности образовательной среды для слепых обучающихся, что обеспечивается: использованием учебников, дидактического материала и средств наглядности, отвечающих особым образовательным потребностям слепых обучающихся; использованием оптических, тифлотехнических, технических средств, в том числе и средств комфортного доступа к образованию; наличием в классе (специальном кабинете) места для хранения книг изданных рельефно-точечным шрифтом Л. Брайля; тетрадей, индивидуальных тифлотехнических и оптических средств, дидактических материалов, выполненных рельефно-точечным шрифтом; обеспечением доступности справочной и наглядной информации, размещенной в образовательной организации, для непосредственного и беспрепятственного восприятия слепыми обучающимися, что достигается за счет использования наряду с традиционными (изданными рельефно-точечным шрифтом Л. Брайля) альтернативных форм предоставления учебных материалов (цифровая аудиозапись mp3, daisy, электронные форматы хранения текстов TXT, RTF, DOC, DOCX, HTML). Временной режим обучения Временной режим образования слепых обучающихся (учебный год, учебная неделя, день) устанавливается в соответствии с законодательно закрепленными нормативами (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», СанПиН, приказы Министерства образования и науки РФ и др.), локальными актами образовательной организации. Сроки освоения слепыми обучающимися различных вариантов АООП НОО устанавливаются ФГОС НОО. Учебный день включает в себя уроки, курсы коррекционно-развивающей области, паузу, время прогулки, выполнение домашних заданий. Обучение и воспитание происходит в урочной и внеурочной деятельности детей в течение учебного дня. Обучение слепых обучающихся осуществляется только в первую смену. Продолжительность общеобразовательного урока определяется действующим СанПиНом. Продолжительность групповых занятий коррекционно-развивающей области определяется приказами Минобрнауки РФ; индивидуальных занятий - возрастом и психофизическим состоянием обучающегося. В середине урока проводится физкультурная минутка, направленная на снятие общего мышечного напряжения (в соответствии с действующим СанПиНом) и физкультминутка, в которую включаются упражнения, способствующие снятию зрительного напряжения (у слепых обучающихся с остаточным зрением) и предупреждению зрительного (у слепых обучающихся с остаточным зрением) и/или тактильного утомления. Упражнения проводятся с учетом состояния зрения детей (клинических форм зрительного заболевания, имеющихся противопоказаний, этапа лечения). Психолого – медико - педагогическое сопровождение слепых в процессе освоения АООП НОО осуществляется в урочной и внеурочной деятельности и реализуется командой специалистов: педагогами, психологами, медицинским персоналом (в том числе врачом-офтальмологом, сестрой - ортоптисткой). Требования к организации рабочего места Рабочее место должно быть снабжено дополнительным индивидуальным источником света (в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога). Школьная парта может быть стационарно зафиксирована и снабжена ограничительными бортиками, обеспечивающими предметную стабильность рабочей зоны (по рекомендации учителя-дефектолога-тифлопедагога). Номер парты должен соответствовать росту ученика. Определение местоположения парты в классе для слепого с остаточным зрением и для слепого со светоощущением осуществляется в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога. Требования к техническим средствам комфортного доступа слепого обучающегося к образованию. В целях комфортного доступа слепого обучающегося к образованию необходимо использовать: персональный компьютер или ноутбук, оснащенный необходимым для данной категории обучающихся специальным программным обеспечением (Программы: невизуального доступа «JAWSforWindows»; «COBRA 9.0»; « SuperNova Magnifier & Screen Reader»; «Screen Reader», «Duxbury BrailleTranslator» и другие), синтезатором речи; адаптированные (с учетом особых образовательных потребностей детей) официальные сайты образовательной организации. Оборудование рабочего места должно соответствовать действующему ГОСТу, определяющему требования к типовому специальному компьютерному рабочему месту для инвалида по зрению. Требования к техническим средствам обучения Наряду с общими техническими средствами, использующимися на НОО, в обучении слепых должны применяться специальные тифлотехнические (азбука – колодка по Брайлю (колодка шеститочия), приборы «Ориентир», «Графика», «Школьник» и др.) и оптические (очковые средства коррекции зрения, электронные лупы, дистанционные лупы, карманные увеличители различной кратности и др.) средства, облегчающие учебно-познавательную деятельность обучающимся. Оптические и тифлотехнические средства должны быть доступны для систематического использования слепыми обучающимися. Образовательная организация должна иметь тифлотехнические устройства позволяющие преобразовывать визуальную информацию: в речь (посредством использования программ невизуального доступа к информации, синтезаторов речи и читающих устройств); в рельефно-точечный шрифт по системе Л. Брайля посредством использования брайлевских дисплеев и брайлевских принтеров в сочетании со специальным программным обеспечением; в визуальную информацию, которая представлена плоскопечатным брусковым рубленным шрифтом, выполненную в необходимом контрасте и цветовом оформлении посредством использования программ увеличения изображения на экране компьютера, автономных видео увеличителей. Требования к учебникам, учебным принадлежностям ,дидактическим материалам и наглядным пособиям В процессе обучения слепых необходимо использовать: специальные учебники: созданные на основе учебников для детей, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, но отвечающие особым образовательным потребностям слепых (изданные рельефно-точечным шрифтом; содержащие иллюстративно-графический материал, выполненный рельефом или рельефом и цветом) и имеющие учебно-методический аппарат, адаптированный к особенностям познавательной деятельности слепых обучающихся; «озвученные» учебники, фонические материалы, аудио учебники, записанные на цифровые носители; тифлоплеер с функцией диктофона для воспроизведения аудиокниг; портативное устройство для чтения; тематические рельефно-графические пособия издательства «Логос»; рельефные координатные плоскости; рельефные географические и исторические карты; принадлежности для рельефного черчения (линейка, циркуль, транспортер с тактильной индикацией); приспособление для рельефного черчения (Приборы: «Draftsman», «Школьник»); 10) специальные учебные принадлежности: брайлевские приборы, приборы для плоского письма, грифели, тетради, сделанные из плотной (брайлевской) бумаги; 11) брайлевские печатные машинки (Tatrapoint, Perkins и т.п.), бумагой для печати по Брайлю; 12) брайлевский дисплей; трость для ориентировки слепых; приборы, предназначенные для коррекционной работы по пространственной ориентировке («Графика», «Ориентир»); тренажеры и спортивный инвентарь для слепых; текстовые дидактические пособия, выполненные рельефно-точечным шрифтом; иллюстративно-графические пособия, выполненные рельефом на плоскости и рассчитанные на осязательное восприятие (для тотально слепых); иллюстративно-графические пособия, выполненные рельефом на плоскости, но имеющие цветовое оформление, рассчитанные на осязательное и зрительное восприятие (для слепых детей со светоощущением и с остаточным зрением); индивидуальные дидактические материалы и наглядные пособия, отвечающие индивидуальным особым образовательным потребностям слепых детей. Список используемой Литературы: 1. Письмо Министерства образования и науки РФ от 11марта 2016 г. № ВК 452/07 " О введении ВГОС ОВЗ " 2. Реестр примерных программ http://fgosreestr.ru
|