пЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ: нОВРУЗОВА л.ф.
статья на тему: «Семья и школа: взаимодействие, взаимопонимание, сотрудничество»
Семьи, из которых дети приходят в школу, неоднородны. Хорошо, если отношения в семье нормальные, там царит доброжелательная атмосфера. А если нет?! Тогда школа должна постараться компенсировать всё то, что ребёнок не может получить в семье, чтобы он вырос хорошим человеком, здоровой во всех смыслах этого слова личностью.
Успешность ребёнка в школе во многом зависит от того, насколько родители хотят, стремятся помочь своему ребёнку, насколько поддерживают его.
Мы же, в свою очередь, должны принимать наших учеников такими, какие они есть на данный момент, и работать над тем, чтобы каждому в классе было комфортно, чтобы в школе каждому было интересно, чтобы каждый ребёнок почувствовал себя успешным в каком-то деле.
Школа ставит перед собой следующие задачи в вопросе взаимодействия:
психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей;
вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми для повышения воспитательного потенциала внеурочной работы, улучшения взаимодействия учителей, родителей и детей;
корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся:
оказание психолого-педагогической помощи в воспитании талантливых, одарённых учащихся;
оказание родителям психолого-педагогической помощи в решении трудных вопросов воспитания;
индивидуальная работа с неблагополучными семьями.
К основным направлениям деятельности педагогов и родителей относятся:
познавательная сфера жизни школьников;
поддержка физического здоровья учащихся;
развитие их творческого потенциала;
поддержка одарённых детей;
социальная поддержка учащихся;
профилактика безнадзорности среди несовершеннолетних.
Семья формирует основные модели поведения. Родители влияют на поведение ребёнка, поощряя или осуждая определённые стереотипы, поддерживая ребёнка или применяя к нему наказания.
Семья помогает ребёнку приобрести необходимый жизненный опыт. Дети, чей жизненный опыт включал широкий набор различных ситуаций и которые научились справляться с проблемами общения, научились находить компромиссы, прощать, радоваться, лучше других детей адаптируются к новой обстановке и адекватно реагируют на происходящие вокруг перемены.
Семья формирует у ребёнка такие базовые понятия, как
отношение к себе;
стиль отношений с другими людьми;
нравственные ценности или представление о том, «что такое хорошо и что такое плохо»;
представления о себе как о мужчине или о женщине;
стремления и идеалы;
смысл жизни;
чувство связи поколений, ощущение сопричастности к своей малой Родине, к своему народу, к своей стране.
Таким образом, семья – это та среда, которая влияет на развитие личности ребёнка, его будущее духовное и душевное благополучие.
Главным и самым первым шагом в решении проблемы взаимодействия школы и родителей является изучение воспитательного потенциала семьи, той семейной атмосферы, в которой ученик растёт и развивается. Классными руководителями составляются социальные паспорта классов, на основе которых составляется социальный паспорт школы. Полученные аналитические данные становятся базовой информацией, которая позволяет выработать стратегию взаимодействия школы и родителей. Важную роль в системе взаимодействия с семьями играют школьные традиции: общешкольные и классные дела (традиционные праздники, концерты, конкурсные программы, спортивные мероприятия и т.д.); информационная среда школы (школьные стенды, классные уголки, сайт школы).
В основу взаимодействия между семьёй и школой положены ценности здоровья, творчества, толерантности, взаимной открытости, диалога и сотрудничества.
У нас с родителями общая цель – воспитать достойного человека, который будет себя комфортно чувствовать в окружающем его мире; чтобы он нашёл себя в жизни, смог самоопределиться и использовать весь свой потенциал, чтобы стать успешным.
У нас с родителями общая цель – воспитать достойного человека, который будет себя комфортно чувствовать в окружающем его мире; чтобы он нашёл себя в жизни, смог самоопределиться и использовать весь свой потенциал, чтобы стать успешным.
Основная и главная задача педагога – сделать семью своим союзником, единомышленником, создать демократичный стиль отношений. Учитель должен обладать большим терпением и тактом. У наших родителей много проблем и вопросов, и наш долг помочь им своими профессиональными знаниями.