Профессор Иванов И.П. отмечает, что многолетнее изучение истории и теории воспитания убеждает: распространенная длительное время дробность в подходе к воспитанию есть проявление одностороннего понимания и осуществления воспитательного процесса как только процесса передачи воспитателями готового, ранее накопленного опыта
и усвоение воспитанниками этого опыта.
В противоположность односторонне- дробному подходу утверждался новый подход. Сущность его том, что процесс воспитания
многофункционален, многогранен, многообразен. Этот подход получил в 70 г. 20 века название - комплексный подход. Повороту способствовало осознание противоречия между обширной, напряженной, постоянно направляемой воспитательной работой классных руководителей и незаинтересованностью многих воспитанников в этой деятельности. Главная причина этого противоречия состоит в характере взаимодействия воспитателей и воспитанников. При односторонне- дробном подходе взаимодействие воспитателей и воспитанников носит опекающее- потребительский характер.
Комплексный- ( целостно- многосторонний ) подход к воспитанию означает необходимость не просто взаимосвязи, а высшей ступени синтеза всех частей воспитания, он означает, что основу воспитательного процесса составляют такие отношения воспитателей и воспитанников, которые носят характер общей творческой заботы об улучшении окружающей жизни и о каждом воспитаннике.
В общей творческой заботе в тесном единстве осуществляются многие функции воспитания, происходит:
- как открытая, так и закрытая передача готового опыта;
- не только открытое, но и незаметное усвоение передаваемого опыта;
- создание нового опыта совместно с воспитателями и воспитанниками (под руководством воспитателей);
- обмен между воспитателями и воспитанниками не только усвоенным, но и собственным опытом;
- накопление и укрепление вновь созланного опыта и закрепление его в виде традиций и привычек;
- преодоление отрицательного опыта.
В общей творческой заботе осуществляется в теснейшем единстве
различные стороны воспитательного процесса:
- воспитание (открытое и скрытое) воспитателями воспитанников
- самовоспитание воспитателей (взаимное и личное)
- воспитание воспитателей воспитанниками самовоспитание воспитанников.
Общая забота позволяет осуществить взаимосвязь всех частей
воспитания: нравственного, умственного, физического, трудового, эстетического.
Воспитательное отношение общей творческой заботы воспитателей и воспитанников - это главная идея и основа всей концепции воспитания в
современных условиях.
Для успешного решения воспитательных задач нужно несколько
условий:
Первое условие. Воздействовать следует так, чтобы включать каждого воспитанника как своего младшего товарища в совместную деятельность на общую пользу и радость.
Второе условие. Воздействовать так, чтобы проявлять внутреннее,
духовное отношение к воспитаннику как к младшему товарищу.
Третье условие. Воздействовать так, чтобы развивать в единстве все три стороны личности человека: познавательно- мировоззренческую, эмоционально- волевую и действенную.
Четвертое условие. Влиять так, чтобы способы воздействия
воспитателей на воспитанников становились бы способами воздействия самих воспитателей на себя. Воспитанников друг на друга и каждого воспитанника на себя.
Пятое условие. Влиять так, чтобы использовать в единстве различные виды воспитательного воздействия- открытые и незаметные, прямые и опосредованные.
Далее профессор Иванов дает определение содержанию процесса
воспитания.
Содержание процесса воспитания - это сложная система деятельности воспитателей и воспитанников, направляемая воспитателями. Это единство двух типов отношений- отношения товарищеского обучения и отношения творческого содружества поколений.
Профессор Иванов предлагает использовать следующие группы методов
и приемов товарищеской заботы.
Методы и приемы товарищеского побуждения, с помощью которых у человека создается и укрепляется эмоционально- волевая сторона личности человека:
увлечение радостной перспективы;
увлечение добрым делом;
увлечение творческим поиском;
увлечение героизмом;
увлечение прекрасным в жизни; увлечение необычным;
увлечение смешным;
товарищеское поощрение;
товарищеская похвала;
товарищеская награда;
товарищеское требование;
товарищеский контроль;
товарищеское напоминание;
товарищеская помощь;
товарищеское осуждение;
доверие человеку;
товарищеское внушение;
обращение к человеку, как к товарищу, за помощью.
Методы и приемы товарищеского убеждения, с помощью которых развивается познавательно- мировоззренческая сторона личности: краткое товарищеское разъяснение; рассказ- размышление; беседа- размышление;
убеждение на собственном опыте; обсуждение собственного опыта и опыта других, товарищеский спор.
Методы и приемы товарищеского приучения, с помощью которых развивается действенная сторона его личности:
оптимальный режим жизни;
товарищеское творческое поручение;
творческая товарищеская игра;
товарищеское соревнование;
товарищеские традиции;
товарищеский личный пример.
Группу основных средств воспитательной работы составляют: коллективные творческие дела; коллективная организационная деятельность, творческие игры; творческие праздники.
Воспитательный процесс представляет собой последовательное развертывание всех видов воспитательной заботы (4 этала).
B воспитательном процесе, направленном товарищеской воспитательной заботой педагогов, осуществляется нравственное, умственное, физическое, трудовое, эстетическое воспитание, в теснейшем единстве происходит развитие всех сторон личности.