СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему "Комплексный подход к воспитанию"

Нажмите, чтобы узнать подробности

статья

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему "Комплексный подход к воспитанию"»

Профессор Иванов И.П. отмечает, что многолетнее изучение истории и теории воспитания убеждает: распространенная длительное время дробность в подходе к воспитанию есть проявление одностороннего понимания и осуществления воспитательного процесса как только процесса передачи воспитателями готового, ранее накопленного опыта
и усвоение воспитанниками этого опыта.

В противоположность односторонне- дробному подходу утверждался новый подход. Сущность его том, что процесс воспитания
многофункционален, многогранен, многообразен. Этот подход получил в 70 г. 20 века название - комплексный подход. Повороту способствовало осознание противоречия между обширной, напряженной, постоянно направляемой воспитательной работой классных руководителей и незаинтересованностью многих воспитанников в этой деятельности. Главная причина этого противоречия состоит в характере взаимодействия воспитателей и воспитанников. При односторонне- дробном подходе взаимодействие воспитателей и воспитанников носит опекающее- потребительский характер.

Комплексный- ( целостно- многосторонний ) подход к воспитанию означает необходимость не просто взаимосвязи, а высшей ступени синтеза всех частей воспитания, он означает, что основу воспитательного процесса составляют такие отношения воспитателей и воспитанников, которые носят характер общей творческой заботы об улучшении окружающей жизни и о каждом воспитаннике.

В общей творческой заботе в тесном единстве осуществляются многие функции воспитания, происходит:

- как открытая, так и закрытая передача готового опыта;

- не только открытое, но и незаметное усвоение передаваемого опыта;

- создание нового опыта совместно с воспитателями и воспитанниками (под руководством воспитателей);

- обмен между воспитателями и воспитанниками не только усвоенным, но и собственным опытом;

- накопление и укрепление вновь созланного опыта и закрепление его в виде традиций и привычек;

- преодоление отрицательного опыта.

В общей творческой заботе осуществляется в теснейшем единстве
различные стороны воспитательного процесса:

- воспитание (открытое и скрытое) воспитателями воспитанников

- самовоспитание воспитателей (взаимное и личное)

- воспитание воспитателей воспитанниками самовоспитание воспитанников.

Общая забота позволяет осуществить взаимосвязь всех частей
воспитания: нравственного, умственного, физического, трудового, эстетического.

Воспитательное отношение общей творческой заботы воспитателей и воспитанников - это главная идея и основа всей концепции воспитания в
современных условиях.

Для успешного решения воспитательных задач нужно несколько
условий:

Первое условие. Воздействовать следует так, чтобы включать каждого воспитанника как своего младшего товарища в совместную деятельность на общую пользу и радость.

Второе условие. Воздействовать так, чтобы проявлять внутреннее,
духовное отношение к воспитаннику как к младшему товарищу.

Третье условие. Воздействовать так, чтобы развивать в единстве все три стороны личности человека: познавательно- мировоззренческую, эмоционально- волевую и действенную.

Четвертое условие. Влиять так, чтобы способы воздействия
воспитателей на воспитанников становились бы способами воздействия самих воспитателей на себя. Воспитанников друг на друга и каждого воспитанника на себя.

Пятое условие. Влиять так, чтобы использовать в единстве различные виды воспитательного воздействия- открытые и незаметные, прямые и опосредованные.

Далее профессор Иванов дает определение содержанию процесса
воспитания.

Содержание процесса воспитания - это сложная система деятельности воспитателей и воспитанников, направляемая воспитателями. Это единство двух типов отношений- отношения товарищеского обучения и отношения творческого содружества поколений.
Профессор Иванов предлагает использовать следующие группы методов
и приемов товарищеской заботы.

Методы и приемы товарищеского побуждения, с помощью которых у человека создается и укрепляется эмоционально- волевая сторона личности человека:
увлечение радостной перспективы;
увлечение добрым делом;
увлечение творческим поиском;
увлечение героизмом;
увлечение прекрасным в жизни; увлечение необычным;
увлечение смешным;
товарищеское поощрение;
товарищеская похвала;
товарищеская награда;
товарищеское требование;
товарищеский контроль;
товарищеское напоминание;
товарищеская помощь;

товарищеское осуждение;
доверие человеку;
товарищеское внушение;
обращение к человеку, как к товарищу, за помощью.
Методы и приемы товарищеского убеждения, с помощью которых развивается познавательно- мировоззренческая сторона личности: краткое товарищеское разъяснение; рассказ- размышление; беседа- размышление;
убеждение на собственном опыте; обсуждение собственного опыта и опыта других, товарищеский спор.

Методы и приемы товарищеского приучения, с помощью которых развивается действенная сторона его личности:

оптимальный режим жизни;

товарищеское творческое поручение;

творческая товарищеская игра;

товарищеское соревнование;

товарищеские традиции;

товарищеский личный пример.

Группу основных средств воспитательной работы составляют: коллективные творческие дела; коллективная организационная деятельность, творческие игры; творческие праздники.

Воспитательный процесс представляет собой последовательное развертывание всех видов воспитательной заботы (4 этала).

B воспитательном процесе, направленном товарищеской воспитательной заботой педагогов, осуществляется нравственное, умственное, физическое, трудовое, эстетическое воспитание, в теснейшем единстве происходит развитие всех сторон личности.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!