А.В. Бурлака
ГБПОУ КК КПК
Научный руководитель Н.А. Плутова
Хореография как средство развития ребенка
Хореографическое искусство всегда привлекало к себе внимание детей. Оно приобрело широкое распространение в дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах. Хореографические отделения в школах искусств и хореографические школы показали себя на практике как перспективная форма эстетического воспитания детей и подростков, в основе, которой лежит приобщение их к хореографическому искусству.
Возрастными особенностями принято называть анатомо-физиологические и психические особенности характера того или иного возрастного периода. В тесной связи с возрастными особенностями находятся индивидуальные - устойчивые свойства личности, характера, интересов, умственной деятельности, присущие тому или иному ребенку и отличающие его от других.
К 5-6-летнему возрасту дети способны заниматься хореографией. Мозг 6-летнего ребенка готов к усвоению доступной информации в процессе систематического обучения. Следует иметь в виду, что в индивидуальном развитии детей одного и того же возраста наблюдаются отклонения от средних показателей темпа созревания мозга и всего организма - опережение или отставание. Кроме того, нужно учитывать и половые различия. В физиологическом отношении мальчики в среднем отстают от девочек на год-полтора, хотя те и другие имеют от рождения одинаковое количество лет.
К 6-7 годам дети усваивают понятие пола (к противоположному полу относятся терпимо, доброжелательно), начинают сознательно регулировать свое поведение. Для них характерна устойчивость, непосредственность, жизнерадостность, веселое настроение. Они способны испытать наслаждение и переживание от восприятия прекрасного. Проявляется потребность во внешних впечатлениях, слушании музыки, в посещении концертов, театров, после чего дети часто изображают увиденное. Большое место в этом возрасте занимает игра - это психологическая потребность осмысления новых знаний через игры.
Для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) - характерно слабое развитие мышц, дети быстро устают от физических нагрузок. Из-за слабости мышц спины они не способны долго удерживать корпус в подтянутом состоянии. Педагог должен обратить внимание на укрепление и развитие мышц, формирование устойчивых навыков правильной осанки. Слабость дыхательных мышц, недостаточно развитая сердечно - сосудистая система - все эти особенности требуют от педагога очень осторожного увеличения физических нагрузок. Развитие органов чувств, сенсорных умений и совершенствование восприятия - должно стать первоначальной задачей обучения.
Увлечение и вдохновение - источник интеллектуального роста личности. Интеллектуальное чувство - это та ниточка, на которой держится желание учиться. Если обучение сопровождается яркими и волнующими впечатлениями, познание становится крепким и необходимым. Занятия становятся интересными, и тогда ребенок видит результаты своих усилий в творчестве. Задача педагога - не дать угаснуть творческому интересу ребенка, всячески его развить и укреплять.
К традиционным методам подготовки относятся методы и рекомендации по изучению танцевальной техники, построения и разучивание танцевальных комбинаций, изучение истории становления и развития искусства танца, общее эстетическое развитие занимающихся.
Данный способ включает:
- визуальный компонент (наглядная подача материала самим педагогом, знакомство с новыми танцевальными движениями, просмотр идеальных образцов танцевальной культуры);
-теоретический компонент (объяснение правил выполнения движений с учетом возрастных особенностей детей);
-практический компонент (разучивание и проработка элементов танцевальной комбинации; закрепление путем многократного повторения; тренировка мышечной памяти, на практических занятиях использование видеосъемки, для работы на следующем этапе);
- рефлексивный компонент (предполагает обращение к видеозаписи практических занятий для анализа и сравнения, что позволяет оценить достоинства и недостатки работы; также дается установка на домашнее задание, мысленный повтор разученных комбинаций).
Инновационные методы включают в себя следующие компоненты:
- современные педагогические технологии развития лидерских способностей;
- педагогические аспекты творческой деятельности;
- методы развития межличностного общения в коллективе;
- методы создания художественной среды, соединения средства хореографии с тренингом актерского мастерства;
- развитие многоплоскостного внимания.
Список использованных источников:
Галкина А.Е., Хореография как средство развития ребенка
[электронный ресурс] – Режим доступа – URL: https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/horeografiya-kak-sredstvo-razvitiya-rebe.52559/
Муратова Л. Р., Хореография – важный предмет в развитии ребенка
[электронный ресурс] – Режим доступа – URL: https://nsportal.ru/blog/vuz/obshchevuzovskaya-tematika/2023/02/16/horeografiya-vazhnyy-predmet-v-razvitii-rebyonka