СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему: «Известные педагоги, прославившие Россию»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье опубликован материал о выдающихся педагогах России, которые навсегда оставили свой след в истории образования и воспитания - Ушинский К.Д., Сухомлинский В.А.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: «Известные педагоги, прославившие Россию»»

Смирнова К.И.

обучающаяся 3 курса Прибрежненского

аграрного колледжа (филиал)


«ИЗВЕСТНЫЕ ПЕДАГОГИ, ПРОСЛАВИВШИЕ РОССИЮ»

Научный руководитель

Мищенко Н.А.

преподаватель высшей

квалификационной категории

Прибрежненского аграрного колледжа

ГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»


Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным.

Лев Толстой

Профессия Учитель – одна из первых профессий, возникших на Земле, ведь потребность передавать свои знания, свой опыт молодым была ещё в древности. В Древнем мире образование было элитарным и доступ к нему имел только ограниченный круг людей, а в XX веке это положение кардинально изменилось. Теперь в современном обществе обучаться может каждый человек. Это его неотъемлемое право, которое страны даже закрепляют на государственном уровне. Высокую роль образования, как социальной ценности, признают и в России.

Можно сказать, что учитель создает будущее страны, т.к. от его труда во многом зависит разносторонность развития знаний молодого поколения, его убеждения, мировоззрение, нравственные качества.

Фамилии выдающихся педагогов разных времен можно перечислять долго. Каждый из них внёс свой вклад и сделал этот мир немножечко лучше. Так и должно быть, никак иначе. Самая лучшая плата за работу учителя – это искренняя признательность учеников. Выдающиеся педагоги навсегда оставили свой след в истории образования. На них равняются современные учителя, их труды стали классикой мировой педагогики, а их новаторские подходы буквально перевернули представление о воспитании и обучении детей.

Учителя, педагоги, наставники... Сколько еще синонимов можно подобрать, чтобы рассказать о людях, которые так много сделали для детей, для школы, для начальной и средней ступеней образования. Сегодня мы вспомним о российских педагогах, которые внесли огромный вклад в развитие образования и воспитания.

Ушинский Константин Дмитриевич (1823-1870) - великий русский педагог, один из основоположников педагогической науки и народной школы в России, создатель глубокой, стройной педагогической системы, автор замечательных учебных книг, по которым в течение более полувека обучались десятки миллионов человек в России. Его основной идеей было привитие будущему поколению стремления к сохранению национальной культуры, а также самобытности. В 19 веке в свете и в семьях говорили в основном на французском языке, на нём же и обучали. Образцом педагогического воззвания по сей день считается статья «О необходимости сделать русские школы русскими», написанная педагогом-публицистом Константином Ушинским в то время.

В основе педагогической системы Ушинского лежит идея народности. Под народностью он понимал своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, географическими и природными условиями. В своих публикациях Ушинский выступал за демократизацию народного образования. Особое внимание педагог уделял начальному образованию. Это было отражено в его учебных книгах «Детский мир» и «Родное слово».

Соратник великого педагога и его ученик Л.Н. Модзалевский емко и точно определил место Константина Дмитриевича в истории русской культуры: «Ушинский - это наш действительно народный педагог, точно так же как Ломоносов - наш народный ученый, Суворов - наш народный полководец, Пушкин - наш народный поэт, Глинка - наш народный композитор».

Он расширил и обогатил новыми приемами методику наглядного обучения, которую раньше создали Коменский, Песталоцци. Придавал огромное значение систематическому обучению учащихся логике мышления. Блестящим примером разъяснения детям логических приёмов и категорий является его труд «Первые уроки логики», в котором в популярной форме излагаются основные понятия и правила логики: сравнение, различие и сходство, суждение, роды и виды, признаки, понятие, определение, причина и следствие, и другие. Поддерживал и развивал основы классно-урочной системы обучения. Ввел звуковой метод обучения грамоте, который значительно облегчил обучение детей чтению и письму. Впервые употребил термин «педагогическая антропология» для обозначения особой науки о воспитании и образовании, которая путем применения педагогических принципов стремится усовершенствовать человека. При жизни Константина Дмитриевича издали два тома антропологических исследований, отрывки из которых часто встречаются в виде цитат в научных работах современных авторов.

Еще одним основанием педагогики как науки Ушинский считал единство теории и практики. Педагог обращал внимание не только на теоретическое, но и большое практическое назначение педагогики. Актуально звучит сегодня положение Ушинского о том, что "передается мысль, выведенная из опыта, но не сам опыт".

Ушинский высоко оценивал роль учителя. Он справедливо считал, что влияние педагога на учащихся составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить никакими уставами и программами, никакой организацией учебных заведений, что «личность воспитателя значит все в деле воспитания». Указывал, что деятельность педагога более чем какая-либо другая нуждается в постоянном воодушевлении: она внешне однообразна, ее результаты сказываются не скоро, в ней сильна опасность, преподавая из года в год одно и то же, «втянуться и вести преподавание почти механически». Он предостерегал учителей от этой опасности, звал их к постоянному движению вперед. Лучшие народные учителя в своей педагогической работе руководствовались сочинениями Ушинского. 

Главными трудами Константина Дмитриевича Ушинского являются: «О пользе педагогической литературы», «О народности в общественном воспитании», «Три элемента школы», «Труд в его психическом и воспитательном значении», «Родное слово» хрестоматия, «Детский мир» «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».

Ушинский за свою короткую жизнь сделал очень много. Он осуществил свою юношескую мечту, записанную в дневнике: «Сделать как можно более пользы моему отечеству - вот единственная цель моей жизни, и к ней-то я должен направлять все свои способности».

Память о великом педагоге живет в нескольких десятках учебных заведений его имени, улицах российских городов и библиотеках.

В истории России можно найти множество уникальных учителей, которые отличались новаторскими взглядами. Именно эти люди позволили изменить систему обучения детей.

Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970) - педагог-новатор Советского периода, создатель своей собственной обучающей системы, Член-корреспондент Академии педагогических наук, Герой Социалистического труда, заслуженный учитель, не отрицая коммунистические идеалы, сумел через идеи гуманной педагогики формировать и воспитывать духовные, гармоничные и счастливые личности -

предложил принимать ребенка со всеми достоинствами и недостатками.

Василий Александрович разделял идею сотрудничества в педагогике. Он представлял учебный процесс как дружеское взаимодействие учителя, ученика и его родителей. По мнению Сухомлинского, воспитание должно проходить без наказаний, а получение знаний — не через принуждение.

Педагогика Сухомлинского основывалась на эстетических представлениях. Многие из учеников, которые занимались в школе Сухомлинского были теми, кто пережил войну. У многих из них в личной жизни случилась настоящая трагедия. В мечтах Василия Александровича было «выпрямить эту согнутую, истерзанную злом и страданиями, невежеством душу ребенка и сделать ее сильной и несгибаемой». Детей учили видеть красоту природы, развивали в них стремление беречь окружающий мир. Считалось, что родителей ребенка нужно приглашать в школу, но не с целью порицания ученика. Взрослым показывали достижения детей. Сухомлинский разработал комплексную эстетическую программу «воспитания красотой».

Ключевым принципом педагогической системы Сухомлинского принято считать принцип «радость познания». Он стремился научить учеников любить науку, книгу, школу, чтобы знания стали страстью и интересом. Важная роль в обучении отводилась слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений, чтению книг.

Сухомлинский говорил, что именно сказка имеет огромное влияние на развитие личности ребенка. При этом он утверждал, что в каждом из детей есть задатки поэта. Необходимо только разбудить его творческую сторону. В его школе дети самостоятельно писали сказки, поэтические миниатюры, рассказы на заданную тему. В выпускном классе каждый из ребят уже мог самостоятельно выбирать тему для выпускного эссе.

В биографии Василия Александровича тысячи сказок, написанных им самим. А все, что сочиняли ученики вместилось в несколько десятков печатных томов. Он автор более шестисот статей и многочисленных брошюр, более тысячи рассказов и монографий. Все научные труды педагогом писались на русском языке.

За сравнительно не долгий период жизни Сухомлинский сделал для педагогики многое. Он творчески переосмыслил труды Аристотеля, Сковороды, Корчака, Ушинского, Песталоцци, Коменского. Опираясь на свои исследования и учительский опыт, он смог развить их и углубить.

За время своей деятельности он написал более 30 разных книг и 500 статей по теории педагогики. Его опыт изучали и до сих пор изучают во многих странах мира. Среди всего богатства знаний, которыми он делился с остальными, стоит выделить такие педагогические книги Сухомлинского: "Сто советов учителю". "Сердце отдаю детям". "Как воспитать настоящего человека". "Родительская педагогика". "Письма к сыну". "Рождение гражданина". В них он обобщил все свои достижения и наработки педагогического коллектива, которым руководил. Эти труды стали основой гуманистического воспитания во многих современных новаторских учебных заведениях.

Преданный своей работе, Сухомлинский воспитал многочисленных учеников, среди которых и двое собственных детей, продолживших его дело. На протяжении всей своей жизни Сухомлинский считал, что в школе всегда должно быть четыре важные вехи: культ человека, культ книги, культ Родины и культ родного слова.

Отечественные педагоги признаны одними из лучших в мировой практике. Их разработки, методы и теории воспитания и образования до настоящего момента остаются в числе используемых и уважаемых. Педагогические системы, Ушинского, Сухомлинского и других нельзя считать частями «педагогического пантеона», в них можно найти идеи для решения проблем, стоящих перед современностью.

«…Сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд...»


ЛИТЕРАТУРА


  1. Дрозд К. В. Актуальные вопросы педагогики и образования. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2019. 266 с.

  2. Каптерев П. Ф. История русской педагогики. Учебное пособие для вузов. В 2-х частях. Часть 2. Общественная педагогия. М.: Юрайт, 2019. 272 с.

  3. Тарасова С. И. Основы народной педагогики. Учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 2020. 158 с.

  4. Федорова Н. М. История педагогики и образования. Управление школьным образованием в России в XIX-XX веках. Учебное пособие для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2019. 268 с.

  5. https://zenon74.ru/school/ushinskiy

  6. https://pikabu.ru/story/velikiy_sovetskiy_pedagog_vasiliy_sukhomlinskiy_3994481


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!