СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему: "Язык - отражение истории духовной жизни народа"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматриваются высказывания и размышления К.Д. Ушинского о важности родного языка, необходимости его изучения в образовательном процессе. Проанализированы рекомендации для обучения детей.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: "Язык - отражение истории духовной жизни народа"»

УДК 811.161.1

ЯЗЫК – ОТРАЖЕНИЕ ИСТОРИИ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ НАРОДА

Давид О.А.

Аннотация. В статье рассматриваются высказывания и размышления К.Д. Ушинского о важности родного языка, необходимости его изучения в образовательном процессе. Проанализированы рекомендации для обучения детей.

Ключевые слова: язык, народ, духовность.


Мы живем в век информационных технологий. Стремительно развиваясь, они вытесняют привычный для нас лексикон. Так, многие из нас уже не беспокоятся о красоте, культуре речи, точности выражения мыслей. Для нас важно точно и максимально кратко, быстро передать информацию. Для большинства населения, в частности для молодежи, сквернословие и безграмотность стали нормой. А ведь великий русский педагог К.Д. Ушинский предупреждал о том, что «вымер язык в устах народа – вымер и народ» [1].

Имя Ушинского занимает отдельное место в русской педагогике. По праву он считается создателем русской народной школы, а его книги и по сей день служат незаменимыми помощниками для учителей, преподавателей, родителей в практике обучения и воспитания. Поистине, слова Ушинского в наши дни являются классикой, а в своем творении «Родное слово» педагог продемонстрировал значение языка для культуры и духовной жизни всего народа. «Человек долго вдыхал в себя воздух, прежде чем узнал о его существовании, и долго знал о существовании воздуха, прежде чем открыл его свойства, его состав и его значение в жизни тела. Люди долго пользовались богатством родного слова, прежде чем обратили внимание на сложность и глубину его организма и оценили его значение в своей духовной жизни» [1].

Когда мы вдыхаем чистый и свежий воздух, то не задумываемся о том, как хорошо нам дышится. И только тогда, когда нам становится трудно дышать, мы понимаем, что воздух несвеж. То же самое происходит и с нашим, родным языком. Вот почему необходимо хранить чистоту слова.

В духовной жизни народа язык является отражением истории. Насколько значим язык, К.Д. Ушинский писал так: «Язык народа — лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни, начинающийся далеко за границами истории. В языке одухотворяется весь народ и вся его Родина; в нем претворяется творческой силой народного духа в мысль, в картину, в звук небо Отчизны, ее воздух, ее физические явления, ее климат, ее поля, горы и долины, ее леса и реки, ее бури и грозы — весь тот глубокий, полный мысли и чувства голос родной природы, который говорит так громко в любви человека к его иногда суровой родине, который высказывается так ясно в родной песне, в родных напевах, в устах народных поэтов. Но в светлых, прозрачных глубинах народного языка отражается не одна природа родной страны, но и вся история духовной жизни народа. Поколения народа проходят одно за другим, но результаты жизни каждого поколения остаются в языке — в наследие потомкам. В сокровищницу родного слова складывает одно поколение за другим плоды глубоких сердечных движений, плоды исторических событий, верования, воззрения, следы прожитого горя и прожитой радости, — словом, весь след своей духовной жизни бережно сохраняет в народном слове. Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое историческое живое целое. Он не только выражает собой жизненность народа, но есть именно самая эта жизнь» [2].

Константин Дмитриевич называл язык народа живым организмом, а рассуждая о происхождении языка полагал, что язык народа создает сам народ. В этих размышлениях педагога волновал вопрос о том, почему в них «столько родного и столько чуждого», в какую эпоху происходило их сближение и когда произошло разделение, по каким причинам оно стало таким сильным, что «сойдясь потом, они не узнали друг друга» [2]. Нам неизвестно, что поспособствовало расхождению языков в определенных странах и эпохах, однако мы должны всегда помнить о том, что в родном языке одухотворен и народ, и его родина.

Если отнять у народа родину, он сможет создать новую, но, если вы отнимите у народа язык, значит нет более народа без родного языка. Об этом важно говорить с подрастающим поколением, с современной молодежью, приобщать ребенка с раннего детства к традициям и культуре, поскольку язык народа является полнейшим отражением духовной жизни народа. «Народность – это единственный источник, из которого отдельный человек может черпать силы для себя и для общественной жизни» [3].

К.Д. Ушинский утверждал о том, что «являясь, таким образом, полнейшей и вернейшей летописью всей духовной многовековой жизни народа, язык в то же время является величайшим народ­ным наставником, учившим народ тогда, когда не было еще ни книг, ни школ, и продолжающим учить его до кон­ца народной истории. Усваивая родной язык легко и без труда, каждое новое поколение усваивает в то же время плоды мысли и чувства тысячи предшествовавших ему по­колений. Язык, созданный народом, развивает в духе ребенка способность, которая создает в человеке слово, и которая отличает человека от животного: развивает дух». «…Этот удивительный педагог – родной язык – не только учит многому, но и учит удивительно легко, по какому-то недосягаемому облегчающему методу. Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка, - и усваивает легко и скоро, в два – три года, столько, что и половины того не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения. Таков этот великий народный педагог – родное слово! [4]

Обобщая, можно отметить, что в обучении родному языку педагог считал, что для ребенка важно усвоение грамматики и развитие речи, а при обучении грамоте советовал использовать материал, который придумал сам народ – поговорки, пословицы, загадки. Благодаря труду Ушинского родной язык увековечен в сфере образования, а на плечах учителя русского языка «лежит обязанность обзора всех приобретаемых детьми знаний и приведение их в стройную логическую систему, потому что родное слово есть именно та духовная одежда, в которую должно облечься всякое знание, чтобы сделаться истинной собственностью человеческого сознания» [4].

























Список литературы


  1. Ушинский К.Д. Избр.пед.соч.: В 2 т. – Т. 2. – М., 1954. – С. 541-556.

  2. Ушинский, К. Д. Родное слово. Книга для детей и родителей / К. Д. Ушинский. – Новосибирск: Дет. лит., 1994. – 424 с. 2. Ушинский, К. Д.

  3. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании/ Антология гуманной педагогики. Ушинский. - М., 1998 г.

  4. Педагогические сочинения / К. Д. Ушинский. – М.: Педагогика, 1989. – 528 с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!