СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья. Методы обучения изобразительной деятельности.

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье говорится о методах обучения изобразительной деятельности при использовании правополушарного рисования. Дана таблица распределения тем уроков, на которых можно использовать ППР или нетрадиционные техники рисования. распределение идет по классам начальной школы.

Просмотр содержимого документа
«Статья. Методы обучения изобразительной деятельности.»

Выступление на августовском заседании МО

по теме «Методы обучения изобразительной деятельности»

Под методами обучения изобразительной деятельности и конструированию понимают систему действий педагога, организующего практическую и познавательную деятельность детей, которая направлена на усвоение содержания, определенного Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

Приемами обучения называют отдельные детали, составные части метода.

Традиционно методы обучения классифицируются по тому источнику, из которого дети получают знания, навыки и умения, по тем средствам, с помощью которых эти знания, умения и навыки преподносятся.

Так как дети школьного возраста приобретают знания в процессе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающей действительности и из сообщений педагога (объяснения, рассказы), а также в непосредственной практической деятельности (конструирование, лепка, рисование и т.п.), то выделяют методы:

. наглядные;

. словесные;

. практические.

Это традиционная классификация. В последнее время разработана новая классификация методов. Авторами новой классификации являются: Лернер И.Я., Скаткин М.Н. она включает следующие методы обучения:

информативно - рецептивный;

репродуктивный;

исследовательский;

эвристический;

метод проблемного изложения материала.

В информационно - рецептивный метод включаются следующие приемы:

рассматривание;

наблюдение;

экскурсия;

образец воспитателя; показ воспитателя.

Данный метод очень хорошо работает на таких занятиях , где ученикам предлагается выполнить пейзажи. Ведь такие работы можно выполнять соблюдая изученные ранее правила изображения растений, неба, земли, а можно слегка отпустить себя и в этом случае использовать нетрадиционные техники рисования или правополушарное рисование.

Словесный метод включает в себя:

беседу;

рассказ, искусствоведческий рассказ;

использование образцов педагога;

художественное слово.

Репродуктивный метод - это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя:

прием повтора;

работа на черновиках;

выполнение формообразующих движений рукой. Этот метод как раз очень распространен при правополушарном рисовании. Потому что ППР на первом этапе требует именно отработки правил последовательного выполнения рисунка, важно довести до автоматизма хотя бы одну творческую работу (картину), а затем приходит понимание передачи не только изображаемых предметов, а и эмоций в большей степени.

Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно. Здесь проявляется фантазия ребенка, креативность.

Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую-либо часть, а всю работу. Метод проблемного изложения, не может быть использован в обучении младших школьников: он применим только лишь для старших школьников.

Так в рисовании основной прием для первого класса - показ, как следует пользоваться карандашами и красками, идет первичное знакомство с окружающим миром, с предметами, с явлениями природы. Наиболее эффективный прием - пассивные движения, когда ребенок действует не самостоятельно, а с помощью. Эффективны игровые изобразительные движения однородного, ритмичного характера с проговариванием слов: «туда - сюда», «сверху - вниз» и т.д. Такой прием дает возможность связать образ предмета с изобразительным движением.

Использование литературных, музыкальных инструментов - важнейший методический прием. Еще один прием работы в начальных классах - сотворчество педагога с детьми. И в этом случае можно и нужно использовать правополушарное рисование.

Сам метод правополушарного рисования появился благодаря исследованиям психобиолога Роджера Уолкотта Сперри, получившего Нобелевскую премию (1981 г) за исследования в области головного мозга, им доказано, что наши полушария находятся в автономной работе и каждое из них отвечает только за свой определенный вид деятельности. Левое отвечает за логическое мышление, а правое - за творческую деятельность и интуицию. Чтобы мозг эффективно работал, обязательно развитие обоих полушарий мозга, важен баланс между эмоциональным и рациональным. Но на сегодняшний день многие родители и педагоги больше внимания уделяют интеллектуальным занятиям, обучению навыкам, развитию логического мышления у детей, а развитию эмоциональной сферы уделяется гораздо меньше времени.

Чтобы решить эту проблему, американка Бетти Эдвардс, опираясь на исследования Сперри, разработала методику правополушарного рисования. В ней она утверждает, что рисование – это навык, которому может научиться абсолютно каждый человек, как чтению или письму. Методика правополушарного рисования – это не только и не столько обучение изобразительному искусству. Это скорее психологический тренинг, позволяющий раскрепоститься, раскрыться, снять барьеры, сковывающие индивидуальность и творческие возможности личности. Иными словами, активизировать работу правого полушария головного мозга, а рисование является путем, способом добиться этого. У человека не получается рисовать не из-за того, что руки «не оттуда», а из-за того, что мы не в силах смотреть на вещи так, как на них смотрят художники. Благодаря методу правополушарного рисования, такое виденье возможно развить практически у всех, и начать можно и нужно с раннего возраста. В каждом человеке заложено желание творить, а в природе детей заложено желание рисовать. Придя в школу, ребенок приобретает новый статус, к нему предъявляются новые требования, добавляется ответственность, а занятия по изобразительному искусству как бы «уходят на второй план», несмотря на то, что рисование наиболее доступно детям и более всего отвечает их возрастным особенностям. Познакомившись с данной техникой поближе, мне захотелось использовать её на своих уроках. Применяя в своей работе нетрадиционные техники рисования, стало явственно видно, что дети стараются себя проявить как-то по-особенному, работают на творческом подъеме, раскрывают в себе творческого человека. На основании этого, было решено вводить уроки с применением техники правополушарного рисования, на которых дети получили возможность проявить себя в большей степени, проявить свои эмоции и чувства. Во время занятий у детей, независимо от возраста:

- появляется эмоциональный подъем, вдохновение, обостряется чувственное восприятие, за которое отвечает правое полушарие;

- развивается чувство уверенности в себе и своих силах;

- гармонизируется работа обоих полушарий;

- происходит раскрепощение, раскрытие, снятие психологических зажимов и барьеров;

- развивается мотивация и творческий потенциал;

- появляется чувство прекрасного, ребенок начинает красочно и разнообразно смотреть на мир;

- развивается интуитивное мышление и эмоциональный интеллект;

- развивается внимательность к себе, к людям и окружающему миру;

- развивается мелкая моторика – это касается детей младшего возраста.

Все это происходит за счет временного подавления левого полушария. Дети просто рисуют то, что видят, не зная, что в итоге у них получится. Отключение логики и рациональной оценки является результатом такого интуитивного метода творчества. Дети начального звена отключаются быстрее, легче переходят к творческой части, чего не скажешь про среднее звено. Ведь они уже получили свою часть правил и законов рисования, появляется боязнь сделать что-нибудь не так. Поэтому на первых работах с применением правополушарного рисования, некоторые ребята не могут раскрыться, не могут полностью погрузиться в творчество. Но все это проходит постепенно. Я не хочу сказать, что нужно всех детей обучать только по этой методике, нет, никто не отменял уроки, разработанные по ФГОС, но устраивать такие «разгрузочные» творческие уроки просто необходимо.

Метод правополушарного рисования входит в нашу жизнь семимильными шагами, и для меня на первый план выходит задача по вовлечению детей в творческий процесс, используя при этом разные технологии, главное, чтобы ребенок мог видеть красоту окружающего мира, мог раскрыть, доселе дремавшие в потаенных уголках, «язычки творческого пламени».

Применение нетрадиционных техник рисования и правополушарного рисования на уроках изобразительной деятельности в начальных классах в рамках тематического планирования, опираясь на новые учебники «Изобразительное искусство 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс» под редакцией В.С. Кузина и Я.М. Богатырёва, 21 –е издание, Москва «Просвещение». 2021 г.

Класс

Тема урока

Задание

Техника рисования

1

Волшебные краски осеннего дерева.

Написать осеннее дерево, выбрать живописный прием

Использование традиционного рисования, нетрадиционных техник рисования, правополушарное рисование. (на выбор)

1

Красота природы

Нарисуй свое любимое дерево, передай характер

Использование традиционного рисования, использование кляксографии- выдувание.

1

Нарядили елку в праздничное платье

Напиши свою лесную красавицу

Использование традиционного рисования, правополушарное рисование. (на выбор)

1

В гостях у зимушки- зимы

В мастерской художника. Зима в картинах художников

Использование традиционного рисования, правополушарное рисование. (на выбор)

1

Чародейкою зимою околдован , лес стоит

Написать картину «Зимние деревья. Солнечный денек»

Использование традиционного рисования, правополушарное рисование. (на выбор)

1

Весенний день

Напиши картину весенней природы

Использование традиционного рисования, правополушарное рисование. (на выбор)

1

Итоговый урок «Здравствуй, лето»

Написать картину «Мое лето»

Использование традиционного рисования, правополушарное рисование. (на выбор)

2

Поле, русское поле…

Передать пространство поля

Использование правополушарного рисования.

2

Небесный свод, горящий славой звездной…

Нарисовать «Такие разные облака»

Использование правополушарного рисования.

2

Четкие линии гор…

Написать горы

Использование правополушарного рисования.

2

Струятся наши реки, журчат их голоса!..

Пейзаж с рекой и горами

Использование правополушарного рисования.

2

Наши друзья- животные

Нарисуй забавных медвежат

Использование традиционного рисования, нетрадиционных техник рисования-кляксография, рисование пальчиками и др.

2

С чего начинается родина…

Написать картину «Лето красное»

Использование традиционного рисования, правополушарное рисование. (на выбор)

3

И снова осень к нам пришла

Написать осенний букет

Использование традиционного рисования- монотипия, рисование комочками

3

Лежит земля у океана в снегах суровых, с вечным льдом…

Рисуем пейзаж Русского Севера

Использование правополушарного рисования.

3

Полюбуйся: весна наступает…

Изображение весенней ветки

Использование нетрадиционного рисования (набрызг), правополушарное рисование. (на выбор)

3

Играло море с берегами…

Создать образ спокойного или бурного моря

Использование правополушарного рисования.

3

В небе тают облака…

Облака

Использование правополушарного рисования.

4

Путешествуя по земному шару

Импровизация на темы летних впечатлений

Использование традиционного рисования, правополушарное рисование. (на выбор)

4

Я –луч особый, нежно-голубой…

Написать пейзаж при разном освещении

Использование традиционного рисования, правополушарное рисование. (на выбор)

Хочется отметить , что в программе нет точных указаний в какой технике нужно рисовать, нужно создать условия для понимания ребенком того, что он изображает, чтобы работа была живой, яркой и передавала какие -нибудь чувства, переживания, эмоции. Важно, чтобы ребенок получал от рисования удовольствие, а не страх и зажатость. Этой таблицей я хотела показать те темы, которые могут быть просто и быстро поняты. Все будет зависеть от учителя, а это, значит, от меня.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!