СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Методы и приемы обучения на уроках музыки"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья "Методы и приемы обучения на уроках музыки"»













Методы и приемы обучения на уроках музыки, направленные на формирование творческой личности учащихся.









Работу выполнила:

Учитель музыки Гимназии № 171

Центрального района Санкт-Петербурга

Демина Кристина Викторовна

















2017г.

Греческое слово «метод» означает путь, способ познавательной и практической деятельности людей.

Методы обучения в учебном процессе осуществляют четыре основные функции: функцию информации, или преподавания, включающую в себя изложение и объяснение знаний учителем; функцию обучения учащихся практическим умениям и навыкам; функцию учения, состоящую из разнообразной познавательной деятельности самих учащихся; функцию руководства учителем познавательной деятельностью учащихся.

Методы обучения играют большую роль в учебном процессе, от их совершенства зависит развитие учащихся и качество усвоения ими знаний и овладение навыками самостоятельной работы.

Правильное использование методов обучения на таком специфическом, творческом уроке, как музыка способствует более полному, глубокому и осмысленному усвоению учащимися знаний, умений и навыков, а также развитию творческой личности учащихся, развитию их интеллектуального потенциала.

Вопрос развития творческого начала у детей на сегодняшний момент очень актуален, так как по новой теории, разработанной учеными и нейропсихологами, было выяснено, что скорость обработки информации левым полушарием (логическим) составляет 16 ед. информации в секунду, а скорость обработки  информации правым полушарием (творческим) – 109 единиц информации в секунду. То есть именно правым полушарием, отвечающим за творчество и фантазию, мы познаем большую часть мира, нас окружающего, и усваиваем огромное количество информации.

Однако в настоящий момент в образовательной системе современной школы больший упор делается на развитие левого (логического) полушария. Именно эту модель образования осуждал Г. Гарднер. Он оспаривал идеи о том, что такое разумное поведение, в частности, подвергал критике то особое внимание, которое уделяется в школах на развитие вербальных и математических способностей детей. При этом часто исключается широкий спектр других интеллектуальных способностей.

Ведь на самом деле для полноценного развития интеллекта и личности учащихся мало только точных наук. Да, они отлично структурируют ум, стимулируют развитие логики, но не могут раскрыть в ребенке способность широко мыслить, рассуждать, фантазировать и т.п.

На данный момент мы сталкиваемся с тем, что современным ученикам очень просто ответить на математический вопрос, то есть тот, на который требуется найти точный ответ, посредством вычислений. А вот найти ответ на вопрос, требующий рассуждений, размышлений, использования обширного круга знаний, современный ученик почти не может. Связно и красиво рассказать о своем мнении относительно какого-то исторического события, музыкального или литературного произведения, картины талантливого художника и т.д. им очень трудно.

Следовательно, творческие предметы в школе, то есть музыка, изобразительное искусство, литература, технология очень важны для современных детей. Именно они способны научить детей широко мыслить, именно они могут развить у них работу правого полушария.

На сегодняшний момент можно выделить несколько основных и главных методов, использующихся на уроках музыки для развития творческих способностей учащихся, это:

  1. Метод моделирования художественно-творческого процесса

  2. Метод сочинения и импровизации

  3. Метод содержательного анализа произведения

  4. Метод отождествления

  5. Метод цвет-образ.

  6. Метод размышления о музыке

  7. Метод забегания вперед и возвращения к пройденному

  8. Метод музыкальных обобщений

  9. Метод эмоциональной драматургии

  10. Метод создания художественного контекста

  11. Метод жизненных ассоциаций

  12. Метод наложения

  13. Метод отображения музыкальных впечатлений

  14. Пластическое интонирование

  15. Метод проектного обучения

  16. Декламационный метод обучения.

Все они интересны, нужны и важны в работе учителя музыки, который стремиться развить у своих учеников творческие способности, умение мыслить, рассуждать и размышлять о музыке.

Однако, стоит немного уделить внимания каждому из них.

Итак, « Метод моделирования художественно-творческого процесса» -  позволяет каждому ученику встать в позицию композитора, отвечающего для себя на вопросы, которыми и мучается сам композитор-творец: о чём и как я хочу сказать людям своей музыкой, почему именно это важно для меня, и важно ли это для других?.., каких героев я хочу показать, каким характером они будут наделены. Этот метод развивает у детей способность мыслить, анализировать, фантазировать, сочинять и творить. Ведь в данный момент ученик – это композитор, который размышляет над своим новым будущим творением.

«Метод сочинения и импровизации» - это возможность для учащихся на основе полученного образа осуществить творческий отбор выразительных средств и интонаций, которые, по их мнению, лучше и полнее раскроют жизненное содержание произведения и творческий замысел автора. Ребята пробуют исполнить песню, имея только слова, они становятся в позицию композитора - как бы сочинившего произведение автора для себя, а значит ребенок «пропускает музыку» через свою душу и сердце.

«Метод содержательного анализа инструментального произведения» - раскрывает школьникам «технологию» деятельности слушателя. Как много надо знать, чтобы провести содержательный анализ. На основе уже самых первых интонаций дети выдвигают «рабочую гипотезу» развития музыки в данном конкретном произведении. Поставив ее как содержание «впереди» восприятия и пользуясь механизмом «опережающего отражения», они начинают чувствовать и мыслить от содержания, постоянно проецируя выдвинутую художественную идею на звучащую конкретную форму.

Метод отождествления”, то есть слияние своего “я” с образом, мыслью, эмоцией, которые необходимо раскрыть в исполняемом произведении. Этот метод предполагает не только большую предварительную работу (знание истории, литературы, изобразительного искусства, мировой художественной культуры), но и органическое “проживание” художественного образа самими ребятами. В 7 классе тема «Образ борьбы и победы в Эгмонте» Л. Бетховена помогает учащимся прочувствовать внутреннее состояние графа Эгмонта, который призывал свой народ на борьбу с захватчиками своей страны. При этом основа музыкального произведения строится на знании драмы Й. Гете «Эгмонт»

«Метод цвет – образ» - позволяет проводить интегрированные уроки с коллегами. Ведь вовлечение ребят в размышление о музыке с помощью цвета даёт хороший эффект в осмыслении связей музыки с жизнью, близости искусств, поскольку в сознании учащихся стирается относительная грань между ними. Зная значение цвета, можно придать окраску любому произведению. Дети любят выражать эмоции при помощи цвета – сначала определяется характер произведения и цветовая палитра, которую увидели учащиеся при прослушивании того или иного произведения. Потом дети переносят свои впечатления на лист бумаги рисуя карандашами.

«Метод размышления о музыке» направлен на личностное, индивидуальное присвоение учащимися духовных ценностей. Использование этого метода подразумевает выбор проблемы, которую способно решить музыка и поиск ответа на нее самими учениками;

«Метод забегания вперед и возвращения к пройденному» устанавливает преемственные связи между темами программы, формирует целостное представление о музыке у школьников.

Установление связей предполагается на трех уровнях: между годами обучения, между темами четвертей, между музыкальными произведениями:

«Метод музыкальных обобщений» направлен на усвоение детьми «ключевых знаний» о музыке в опоре на тематизм программы, а также на достижение целостности урока на основе темы четверти;

«Метод эмоциональной драматургии» направлен на активизацию эмоционального отношения к музыке. На основе принципов эмоционального контраста или последовательного обогащения, развития одного эмоционального тона решается задача соотнесения предлагаемого в программе варианта построение урока с конкретными условиями, уровнем развития учащихся, определяется наилучшая последовательность форм и видов музыкальных занятий в условиях данного класса;

«Метод создания художественного контекста» направлен на развитие музыкальной культуры школьников через «выходы» за пределы музыки определенной эпохи (в смежные виды искусства, историю, природу, жизненные ситуации и образы), создание богатой художественно-педагогической среды. Этот метод, также как и метод «цвет-образ» позволяет проводить интересные интегрированные уроки. Часто метапредметные связи легко выстроить с уроком истории (например, при изучении оперы «Князь Игорь» А. Бородина, «Царская невеста» Н.А. Римского-Корсакова, кантаты «Александр Невский» Прокофьева и т.д.), изобразительного искусства (слушая, «Богатырскую симфонию» А. Бородина и рассуждая о картине «Три богатыря» Васнецова), английского и французского языков. Таким образом, используя этот метод, мы в гимназии проводим совместные уроки, что позволяет детям лучше вникнуть в тему и одного, и второго урока, получить более обширные знания на более интересном и содержательном уроке.

«Метод жизненных ассоциаций», направленный на создание у учащихся особенно эмоционального состояния, близкого состоянию героя музыкального произведения. Введение учащихся в такое состояние возможно как при помощи беседы, так и благодаря привлечению смешанных видов искусства, предшествующих появлению произведения, а также при помощи проведения уроков в непривычной атмосфере;

«Метод наложения» направлен на рассредоточение внимания между музыкальным и литературным текстом, налагающимися один на другой. Метод основан на эффекте кино - действия литературного героя как бы подкрепляются силой эмоционального воздействия музыки;

«Метод переинтонирования» направлен на формирование музыкального мышления на интонационной основе. Суть предлагаемого метода заключается в планомерном раскрытии учащимся смысла музыки через интонацию в процессе ее изменений, развития. Смысл музыки постигается учащимися через сравнение интонаций внутри образа, через соотношение интонаций разных частей одного произведения, через переосмысление произведения целиком в разных исполнительских трактовках, через изменение интонаций в рамках произведений другого стиля, жанра, драматургии.

Ключевым моментом в этом методе является такое изучение произведения и его тем, при котором достигается вычленение характерных для композитора «тон-ячеек», «зерна-интонации», излюбленных «речений». Так, изучая темы П. Чайковского, учащиеся постигают такие явления в его творчестве, как «песенность», «мелодизм», «текучесть», «закругленность тем», «мягкие и нежные окончания», «вершина-источник». Такие вычленения решают одновременно две задачи:

1) способность в незнакомой музыке узнавать знакомого автора;

2) способность сочинять темы в стиле известного автора.

«Пластическое интонирование»- этот метод - одна из возможностей “проживания” образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания. Жест, движение, пластика обладает особенным свойством обобщать эмоциональное состояние.

Пластическое интонирование это любое движение человеческого тела, вызванное музыкой и выражающее ее образ. Оно связано со всеми видами исполнительского искусства - это побуждает детей воспринимать музыку не только слухом, но и с помощью музыкально-ритмического движения.

Движения могут быть различными - от гибкого нисходящего движения руки до имитации игры на музыкальных инструментах в характере музыки (“Веселый музыкант” А. Филиппенко); от покачивания корпусом, до радостного танца ; от легкого шага до хоровода (р. н.п. “Во поле береза стояла”).

Дети чаще ждут показа готового варианта пластического выражения, чем сами его придумывают. Поэтому лучше ограничиваться только намеками и подсказками, способными помочь ребенку. Важно - свобода творчества.

На своих уроках часто пользуюсь приемом исполнения музыки движением, жестом - “пластическим интонированием”. Это помогает ребятам ощутить протяженность фразы или несимметричность фразировки, почувствовать в пульсации характер того или иного произведения, показать особенности развития, развертывания музыки, а также проявить себя в творческом поиске.

Так в третьем классе ребята, прослушав фрагмент из произведения “Утро” Э. Грига, прекрасно справляются с заданием показать движением, как развивалась музыка (руки детей плавно поднимаются вверх, показывая как восходит солнце). Обращаю внимание насколько выразительны жесты ребят, отвечают ли они характеру музыки.

Творческое воображение второклассников, в процессе моделирования образа танцевальной музыки “Вальса-шутки” Д. Шостаковича, подсказывает характер движений. При помощи музыки и пластики мы совместно создаем настоящую танцевальную миниатюру, в которой передаем свое чувствование и видение танцевальной музыки.

Самостоятельная творческая деятельность детей связана с пластическим интонированием контрастных музыкальных образов балета С. Прокофьева “Золушка” (“Вальс и Полночь”), во втором классе через свободное дирижирование, поиск линий жеста, движения в передачи бездушного звучания часов, имитации однообразных ударов маятника-робота.

«Метод проектного обучения» используется для реализации поставленной задачи развития личности. Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; развивают у себя исследовательские умения (умения выявить проблему, сбор информации, наблюдения, анализа, обобщения), мышление. Возможные темы учебных проектов разнообразны, как и их объемы. Занятия целесообразно строить с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей. Это поможет правильно определить объем и содержание учебного материала, наметить пути индивидуально - дифференцированного подхода к учащимся различных групп в условиях обучения. Можно использовать индивидуальную и групповую форму работ. Положительные эмоции, испытываемые детьми в процессе обучения, стимулируют их познавательную активность.

Примеры тем проектов используемые мной на уроках «слушания музыки».

В 3 классе перед темой «Инструменты симфонического оркестра», предлагается учащимся мини - проект «Мой музыкальный инструмент». Индивидуальная форма работы. Дети мастерят дома шумовые инструменты, предлагают их на уроке классу, показывают способы игры на них. Работа заключается в исследовании дома и на улице того, что может издавать необычные шумовые звуки: баночки, крышечки, пуговки, столовые принадлежности. После представления инструментов исполняем необычным шумовым оркестром ритмический аккомпанемент к любой известной детской песни, можно с репертуара, исполняемого на уроке.

В пятом классе предлагается проект по теме «Музыкальная сказка». Цель этого проекта - разработка и сочинение своих сказок о музыке. Сначала на уроках по этой теме ставится задача - найти литературные жанры, где можно услышать про музыку (на страницах книг; в стихах, рассказах, баснях) показывается, как тесно связаны два вида искусств литература и музыка. Для закрепления пройденного материала предлагаю два творческих задания (по желанию самих учащихся):

1. Провести исследовательскую работу. Найти стихотворение, где присутствует музыка.

2. Попробовать самим сочинить стихотворение, где музыке будет отведена главная роль. Аналогичное задание можно использовать и по теме «Музыка в баснях», «Музыка в сказках». Главное чтобы на занятиях не было равнодушных, ведь эмоциональное состояние влияет на мотивацию учения.

Для учащихся старших классов в преддверии празднования Победы был предложен групповой проект « Песни военных лет».

Исследовательская деятельность осуществляется в области музыки и истории (песни военных лет).

На первом этапе работы ученикам предлагается приготовить материал о том, как музыка помогала побеждать нашим воинам во время Великой отечественной войны.

Второй этап. Планирование. Ученики делятся на группы. Кто - то готовит материал литературный, кто - то музыкальные фрагменты (дается задание). Третий этап. Исследовательский. Выполняется самостоятельно, согласно принятому в группе плану. У каждого свое задание: кто - то разучивает военную песню, кто - то ищет материал про эту песню, кто - то оформляет работу.

Четвертый этап. Оценка результатов (за активность, качество и объем используемых источников, креативность).

Творчество - это результат труда и усилий самого ребенка. Исследование - всегда творчество. Оно имеет высокую ценность для современного образования. По проведенным мною экспериментам, наблюдениям и выводам, дети с желанием посещают уроки, активны, когда их что-то затягивает, увлекает, а именно творческие задания. Используя на уроках исследовательскую деятельность, решается главная задача - открыть креативные способности каждого ребенка, ведь «именно она – музыка, ни с чем несравнимое средство воспитания творческих сил разума». (В. А. Сухомлинский)

«Декламационный метод обучения» - метод игры с параллельной декламацией заключается в том, что исполнение музыкального произведения сопровождается чтением стихотворного текста. За основу берется соответствие размера и метра размеру и ритму стиха.

Стихи располагают к определенности, четкости в проговаривании, в них есть особая непрерывность, которая необходима в игре. Этот пример помогает в объединении текста, дает почувствовать форму, законченность эпизодов. Но удивительно созвучно по тематике с бесконечностью в движении музыки.

С помощью декламации в данном случае помимо четкости, качества звукоизвлечения, осуществляется задача декламационности музыкального языка, музыкальный материал воспринимается как выразительно-речевой, а кроме этого, появляется эмоциональное воздействие.

При использовании данного метода, многие дети четко осознают насколько поэзия и музыка связаны между собой, как красиво они могут дополнять друг друга, как сильно их общее влияние на слушателя.

В данной работе я рассказала о самых интересных, ярких методах, используемых мной на уроках музыки. Все они, так или иначе, направлены на развитие у учеников творческих способностей, навыков анализировать, мыслить, сопоставлять, рассуждать на те или иные вопросы и проблемы.

Музыка – это удивительное по своей силе искусство, которое способно развивать, менять, облагораживать людей. Оно, как уже доказали ученые, способствует развитию интеллекта, памяти, физического и психического здоровья человека. Таким образом, после всего вышеизложенного, можно сказать, что переоценить важность предмета «Музыка» для современных учеников просто невозможно. А главной задачей учителя является умение сделать этот предмет современным, интересным, полезным и содержательным, в чем и могут помочь методы и приемы, о которых велся рассказ в этой работе.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!