Метапредметная связь в школе VIII вида в условиях ФГОС.
Логопедическая работа в специальной коррекционной школе 8 вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития умственно отсталых школьников. Интеллектуальная недостаточность отрицательно сказывается на речевом развитии ребёнка.
Умственное и речевое развитие ребенка тесно связаны между собой, но вместе с тем развитие речи и познавательной деятельности характеризуются определенными особенностями. Формирование речи основывается на развитии познавательной деятельности.
Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи у детей с умственной отсталостью способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы социальной адаптации учеников коррекционной школы.
Нарушение чтения и письма у умственно отсталых учащихся является одним из самых распространённых.
Педагогический эффект зависит от творческого и профессионального контакта учителя-логопеда с учителями, воспитателями.
В своей деятельности логопед руководствуется выбранной им коррекционной программой. Учитель активно подключается к коррекционной работе по развитию составляющих речевой системы у детей по данной программе.
В работе над речью детей перед воспитателями, учителями и учителем-логопедом стоит общая цель: сформировать правильную речь как полноценное средство общения, необходимое для общего развития ребенка
Функции учителя, воспитателя и логопеда достаточно четко определены и разграничены. Ведущая роль в этой работе, безусловно, принадлежит логопеду.
Учитель с помощью логопеда осуществляет контроль над правильной речью детей, участвует в воспитании у них самоконтроля. Кроме того, он помогает ребенку в оформлении ответа на уроках и в организации речевого общения школьника со сверстниками. Это особенно важно для заикающихся детей, имеющих проблемы с коммуникацией, для детей системным недоразвитием речи.
На уроках письма и развития речи учитель включает упражнения по развитию фонематического восприятия.
Важнейшее значение имеет дифференцированный подход, который предполагает учет особенностей высшей нервной деятельности; психические особенности ребенка, его работоспособность.
Развитие связной устной речи – наиболее сложная задача обучения воспитанников. Связная речь характеризуется смысловой структурой и языковой связью частей и служит средством коммуникации.
К развитию речи на уроках в коррекционной школе предъявляются следующие требования:
- создание условий для возникновения у детей потребности говорить;
- работа над логикой высказывания;
- организация языковой основы для высказывания.
Формирование связной речи в коррекционной школе осуществляется как в процессе логопедических занятий, так и на учебных занятиях и во внеурочное время (при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим).
Внеурочная работа по развитию связной речи, проводимая логопедом и воспитателем включает: коррекционное формирование лексического и грамматического строя речи, целенаправленное развитие фразовой речи, навыков речевого общения.
На занятиях, в ходе режимных моментов дети усваивают определенные знания об окружающих предметах и явлениях. На основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности происходит развитие речевых средств путем обогащения словаря, уточнения лексических и грамматических значений слов. Развивая самостоятельную речь, воспитатель работает над активизацией лексического запаса детей, создавая потребность подражать речи взрослого. В процессе коррекционной работы воспитатель уделяет большое внимание развитию общей, мелкой моторики.
Логопедическая работа в школе 8 вида требует связи не только с воспитателем, но и с учителями – предметниками.
Особую роль по развитию речи играют занятия социально – бытовой ориентировки и трудового обучения.
На уроках трудового обучения воспитанники выполняют различного рода записи, которые с одной стороны, помогают закрепить в их памяти учебный материал по предмету, с другой – служат упражнениями для развития письменной и устной речи.
Большое значение имеет уровень развития устной речи учащихся. При этом часто имеет в виду только коммуникативную функцию речи: способность понимать чужую речь и сообщать свои мысли. Действительно, от умения учащегося общаться во время урока с учителем и одноклассниками во многом зависит продуктивность обучения. Однако помимо коммуникативной большую роль играет регулирующая функция речи, которая проявляется в процессах организации человеком собственной деятельности: в анализе ее условий, формировании образа объекта труда, планировании и контроле практических действий.
Преодоление недостатков регулирующей функции речи осуществляется путем пополнения активного словаря учащихся и развития их умения посредством слова отражать свойства предметов и процессы труда. Словарь учащихся на уроках трудового обучения должен пополняться такими словами и выражениями, которые дают возможность охарактеризовать объект труда или технологический процесс в школьной мастерской.
Предметные характеристики должны быть по возможности точнее передавать свойства объектов труда, так как только при этом условии возможно успешное использование характеристик для формирования представления об объекте.
. На уроках, в учебных мастерских, постоянно возникает ситуация, когда воспитанники поставлены перед необходимостью попросить материалы и инструменты, обратиться с вопросом к учителю, отчитаться о проделанной работе.
Это весьма положительно влияет на развитие у воспитанников коммуникативной функции речи.
Работа по развитию речи проводится на уроках математики.
Речевые зарядки – счет в слух, чтение числового ряда, проговаривание геометрических терминов, чтение по тексту, а затем пересказывание. Работа над словарем включает проговаривание математических терминологий, названия единиц измерения, сравнением предметных совокупностей.
Работая над фразовой речью, дети, учатся отвечать на вопросы полным ответом, сокращать и расширять предложения. На уроках математики идет формирование доказательной и рассуждающей речи.
Уроки социально- бытовой ориентировки содействуют не только развитию познавательной деятельности воспитанников, но и направлены на совершенствование их разговорной речи. С помощью учебно- игровых ситуаций создаются условия диалога между детьми, или учеником и учителем. Во время таких уроков дети усваивают слова, которыми будут пользоваться в быту или на работе. При этом сюжетно – ролевая игра служит не только средством усвоения, но и частичного пополнения речевого материала.
Тесно связаны логопедические занятия с развитием речи.
Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе и новые программы по русскому языку ставят задачу развития тех речевых умений, которые применяются учащимися на занятиях по логопедии.
Прежде всего, следует указать на филологические уроки в системе занятий по языку, во время которых учащиеся обучаются анализу предметов.
Для успешного преодоления нарушений речи у детей важна взаимосвязь в работе логопеда с музыкальным руководителем.
Важность развития у школьников правильного неречевого и речевого дыхания, чувства ритма, развитие речи, активизация внимания, ориентировка в пространстве и многое другое закрепляются на уроках музыки
Совместная работа логопеда и учителя по физической культуре осуществляется в нескольких аспектах. Развитие всех типов дыхания осуществляется путём включения в физкультурные занятия упражнений, регулирующих физиологическое и речевое дыхание; синхронность речевого и неречевого выдоха, его плавность и длительность. При планировании занятий, учитель по физической культуре учитывает состояние общей моторики детей, зачисленных на логопедический пункт
. В процессе всех занятий необходимо развивать и корригировать речь детей, формировать планирующую и регулирующую функции речи.
Эффективность исправления недостатков речи присущих умственно отсталым детям, зависит от правильной постановки всего учебно – воспитательного процесса в школе.
В заключение можно сказать, что своевременное выявление детей с нарушениями речи, правильно организованная работа в тесном взаимодействии учителя и логопеда имеют большое значение в условиях школы.
Литература:
Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия, «Владос», М., 1999.
Забрамная С.Д. Ваш ребёнок учится во вспомогательной школе. М., 1994 г.
Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» Москва. «Владос» 2004г.
Каше Г.А. Недостатки произношения и письма у учащихся первых классов вспомогательной школы и опыты их преодоления. В сб.: Умственное развитие учащихся вспомогательной школы». Москва, издательство АПН РСФСР, 1961 г.
Воздействие через эмоциональную сферу, в том числе музыку;
направленность программного материала, прежде всего на формирование речи, как средства общения, для дальнейшей интеграции в общество