СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Личностные ресурсы педагога как гарантия успешной профессиональной деятельности"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья "Личностные ресурсы педагога как гарантия успешной профессиональной деятельности"»


ЛИЧНОСТНЫЕ РЕСУРСЫ ПЕДАГОГА КАК ГАРАНТИЯ

УСПЕШНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье рассматривается важнейший элемент профессиональной культуры; выделены основные компоненты профессиональной культуры педагога, отмечено влияние самопрезентации на успешность профессиональной деятельности.

Ключивые слова: профессиональная культура учителя. имидж педагога

В Российской педагогической энциклопедии определение культуры трактуется так: «Это исторически определенный уровень развития общества,

творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях и в создаваемых ими материальных и духовных ценностях» [4]. Из данных определений видно, что культура характеризует особенности сознания, поведения и деятельности людей в конкретных сферах жизни.

Общество – это реальность, которая задает темп, определяет условия, изменяет вектор образования, диктует и призывает соответствовать, являясь
законодателем тенденций развития образовательной системы. Соответственно, изменяющиеся социальные условия влекут за собой смену требований, норм и правил во всех социальных образовательных сферах, содержание которых носит вариативный характер. Современный прогресс оказывает особое влияние на трансформацию морально-этических установок общества, что не может не отразиться на выборе подходов и методов процесса обучения, на «профессиональном образе» педагога.

В современных экономических, политических, социальных и культурных условиях развития системы образования наблюдается повышенный интерес к профессиональной педагогической деятельности. Профессиональная пригодность, удовлетворенность, мобильность, успех, компетентность является малой частью того, что может определять общую профессиональную состоятельность педагога, давая возможность Я-личности педагога соответствовать представлениям.

Профессия педагога, как и любая другая, предъявляет специальные требования к человеку. Прежде всего, эту профессию невозможно представить без любви к детям, только настоящий педагог способен без остатка отдаться своему благородному делу.
Педагогическая деятельность по своей природе сложна и многогранна. Каждый ученик требует своего, совершенно индивидуального подхода, только так можно выполнить главную цель - научить ребенка, создать условия для становления его положительных качеств. Этими вопросами занимались многие исследователи, а именно С.Ю. Шалова акцентирует внимание на том, что специфической особенностью педагогических задач является невозможность их одномерного, однопланового решения, лежащего на поверхности. Они требуют напряженной работы мысли, анализа множества факторов, условий и обстоятельств. [5, стр 118] Это подтверждает всю сложность и многогранность деятельности педагога.

На мой взгляд, успешность работы учителя зависит не столько от подготовки, сколько от наличия или отсутствия определенных качеств. Современный мир требует яркой, творческой, интересной личности
педагога, который заинтересован в изучении общечеловеческих ценностей, также, он должен быть компетентен и развит, обладать методологическими и теоретическими знаниями как надежным инструментом практико-преобразующей деятельности.

Пространство обсуждения понятия педагогической культуры в мировой практике очень обширно.

Ученые рассматривают профессиональную культуру
не как определенную характеристику педагога, а соединенные в единое качественные способности, также другие считают это освоением культурных ценностей, складывавшихся на основе результатов активной деятельности в различных сферах и опыта предыдущего поколения [3, с. 9]
Философские аспекты формирования педагогической культуры были отражены в трудах Г. С. Батищева, В. В. Давыдова, В. Т. Ефимова, В. Д. Клементьева, Е. Ф. Сулимова, В. Н. Турченко, Л. Ф. Колесникова, Л. Г. Борисовой и других.

Методологические основы формирования педагогической культуры разработаны в исследованиях Н. А. Аитова, Б. Ю. Берзина [2, с. 17]

Профессионально-педагогическая культура выступает частью педагогической культуры как общественного явления. В современной теории и практике не существует единого представления о слагаемых профессиональной культуры педагога. Исследователи выделяют следующие компоненты профессионально-педагогической культуры:
– аксиологический (профессионально-педагогические знания, мировоззрение, педагогическое мышление, рефлексия, педагогический такт и этика);
– технологический (способы и приемы педагогической деятельности, способность структурировать профессиональную деятельность, выстраивать ее по определенному алгоритму, учитывая этапы
целеполагания, планирования, оценки и коррекции);
– личностно-творческий (процесс присвоения выработанных педагогических ценностей происходит на личностно-творческом уровне, осваивая ценности педагогической культуры, педагог способен преобразовывать, интерпретировать их) [1]

Исследование проблемы педагогической культуры требует специального и постоянного рассмотрения; и каждое новое поколение студентов – будущих педагогов – заставляет ученых искать свежий подход к ее решению. Особенно важен этот процесс сегодня, в условиях реформирования системы среднего и высшего образования.

Таким образом, можно констатировать противоречие между объективной потребностью в подготовке будущих учителей с высоким уровнем развития педагогической культуры и реальным состоянием подготовки учительских кадров в педагогических вузах, что свидетельствует об актуальности проблемы и необходимости ее специального, более тщательного исследования. 

Педагогическая культура — совокупность объективных качеств педагога, основанных на человеческих ценностях в достижении учебно-воспитательных целей в едином педагогическом процессе. Педагогическая культура влияет на развитие сознания в виде единства педагогического такта
и профессиональной этики.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что под профессиональной педагогической культурой понимается мера освоения личностью учителя социальной практики людей в педагогическом процессе.

Профессиональная культура — совокупность практики
и специального курса знаний, использующиеся в процессе
профессиональной деятельности. Один из основных признаков профессиональной культуры — формирование типа профессионального мышления, влияющего на самореализацию в процессе профессиональной деятельности человека. Еще при жизни Авиценна говорил о вышесказанной концепции. По его мнению, взгляды специалиста с высокой профессиональной культурой, направленные на различные предметы, уподоблялись дневному свету, отражающему образ, не соответствующий описанию этих предметов

Содержание профессиональной культуры состоит из комплекса знаний, умений, навыков, превращающих специалистов в определенной сфере профессии мастером своего ремесла.

Общая и профессиональная культура не может соответствовать не педагогическим специальностям, наоборот профессиональная культура педагога соответствует высокому уровню общей культуры личности.

Профессиональная культура на основе ценностей, составляющих данную профессию, характеризуется как цель профессиональной деятельности, сбор, хранение и передача информаций, программы поведения, понятия данной профессии, совокупность идей, специальная система концепций, т. е.
понятие «профессиональная культура» рассматривается в тесной общности с понятием субъекта профессиональной деятельности, а также устанавливает универсальные связи межличностных профессиональных взаимоотношений. Профессиональная культура является связующим звеном между субъектом профессиональной деятельности и действующим субъектом и проявляется как метод познания мира и изменения для специалиста как субъекта
профессиональной деятельности, а в качестве метода самоизменения — для действующего субъекта. Особую роль, таким образом, играет коммуникативная культура. Коммуникативная культура определяется совокупностью специальных коммуникативных знаний, умений и навыков, прогнозирующих результативность личностных и профессиональных взаимоотношений, а также предотвращающих возникновение психологического барьера между субъектами.

Итак, профессиональная культура — творческое развитие личностных способностей на основе профессиональной деятельности с целью создания материальных и духовных ценностей.

Профессиональная культура характеризуется как освоение социального опыта педагога, применение умений на практике и усвоенных знаний, способности обновления себя и окружающей среды, способности строить положительные отношения с другими людьми.

Педагогическая культура учителя предполагает возрождение и самореализацию творчества педагога и воспитанников. Результативность профессиональной педагогической деятельности во многом определяется также степенью развитости эмоционально-волевой сферы, богатством и "дисциплиной" чувств, т.е. умением сдерживать себя, не поддаваться настроению, прислушиваться к голосу разума. Специальные исследования и практика свидетельствуют о важном значении особенностей характера педагога. Такие качества, как энергичность, общительность, самостоятельность, оптимизм, чувство юмора, способствуют успешному решению дидактических и воспитательных задач. Многим приходилось слышать, что истинным педагогом надо родиться. Это так, если речь идет о ярком даровании, большом таланте. Но я считаю, что любой учитель, желающий работать с детьми, передавать им свои знания и опыт, может стать мастером с большой буквы, уроки которого будут напоминать игру актера в сказочном спектакле, где все понятно и интересно. А для этого нужно постоянно работать над собой: обогащать себя духовно, развивать и актуализировать свой творческий потенциал, те личностные качества, которые способствуют благотворному влиянию на окружающих; овладевать прогрессивными идеями и технологиями в области педагогики, методикой обучения и воспитания, изучать опыт передовых учителей и твердо верить в свой успех.
На мой взгляд, успешность работы учителя зависит не столько от подготовки, сколько от наличия или отсутствия определенных качеств. Современный мир требует яркой, творческой, интересной личности, способной воспринимать его вызовы и соответствовать им, что и достигается в полной мере непрерывным повышением профессиональной культуры. сберегающим фактором в случае проявления его позитивных характеристик в образовательном процессе. К сожалению, в современном мире не уделяется
должного внимания педагогической культуре учителя, самопрезентации педагога. Вместе с тем, важно, чтобы учитель владел своим образом, поведением, способствуя формированию у учащихся интереса к познавательной деятельности, развитию социально-значимых качеств, раскрытию индивидуальности и творческого потенциала.

Список использованной литературы

1. Введенский В.Н. Профессиональная компетентность педагога: пособие для учителя / В.Н.Введенский; - СПб.: Просвещение, 2004. - 158 с.

2.Гребенюк О. С., Рожков М. И. Общие основы педагогики. — М.: Владос-пресс, 2003. — 160 с.

3. Педагогика. Учебное пособие для пед. вузов и пед. Колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Российское педагогическое агенство,

1995. — 638 с.

4. Российская педагогическая энциклопедия : в 2 т. / гл. ред. В.В. Давыдов. – М. : Большая рос. энцикл., 1993-1999.

5. Шалова С. Ю. Создание условий для научно-педагогического творчества студентов в вузе. - Ростовна-Дону: Изд-во ЮФУ, 2011.



Знак копирайта (©), с указанием автора и года (2020).

(©) Савченко (2020).






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!