СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Как научить читать и понимать научно-познавательные тексты"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Умения смыслового чтения не развиваются в полной мере в начальной школе ,этот процесс необходимо продолжать в основной школе. На уроке русского языка нужно и важно найти время для систематического развития этих умений.

2. Материал учебника русский язык позволяет систематически развивать и отрабатывать умения смыслового чтения (правила, определения, научно-познавательные статьи о русском языке), но к ним нужны обучающие задания, которые в учебнике есть лишь частично.

3. Умения смыслового чтения последовательно развиваются, если использовать приёмы разных видов чтения и технологию продуктивного чтения.

4. В 5-7 классах при чтении текстов правил и определений важно применять алгоритм изучающего чтения, при работе с научно-познавательными текстами конструировать задания.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Как научить читать и понимать научно-познавательные тексты"»

Как научить читать и понимать научно-познавательные тексты


Дурницына М.А.

Почетный работник общего образования РФ,

преподаватель русского языка и литературы

ГБПОУ «Армавирский медицинский колледж»


Научно-познавательные тексты предлагают учебники и разного вида учебные пособия. Важно выполнять данную работу хотя бы один раз в неделю по выбранному научно-познавательному тексту для развития умений смыслового чтения.

Диагностическая работа на основе Технологии продуктивного чтения

(Из сборника Е.В.Бунеевой, Н.А.Исаевой «Учимся читать и понимать тексты» Русский язык, 4класс.М.: «Баласс», 2017г.)

Прочитайте заглавие текста. Какие вопросы и предложения у вас возникли?

Прочитайте текст изучающим чтением: проведите диалог с автором, расставляйте по ходу чтения буквы В,О,П. после чтения выполните задания к тексту.

Уроки слов

Слово понадобилось человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире, и самому себе. Ведь чтобы о чём-то говорить или думать, надо его как-то называть, именовать.

Самые простые слова - имена того, что человек видит вокруг себя. Они как этикетки: «это кошка», «это куст», «это снег»… Такими словами –этикетками как бы увешано всё вокруг нас. И «приклеены» они так накрепко, что кажутся нам частью самого мира. Очутившись в мире другого языка, а значит «невидимых этикеток», мы – в растерянности. Вот, допустим, вы приезжаете в Армению, и оказывается, что весь мир иной. Потому что вода - не вода, а джур, море – не море, а цов… Кав – это глина, арагил – аист, крунк – журавль. И вы вслушиваетесь в эти чужие слова, а заодно и в привычные свои.

Мы начинаем узнавать мир по его именам. Язык здесь – учитель, а каждое слово – небольшой урок «всеговедения». Особенно интересны уроки таких слов, в которых нам уже что-то знакомо. Вот подорожник - ясно: он растёт вдоль по дороги. А подберёзовик – под берёзой растёт, а опёнок – у пня… Сразу видно родство этих слов с другими, у них есть «родители»: у подорожника – дорога, у подберёзовика – берёза… Лингвисты называют такие слова мотивированными – в них видны мотивы приклеивания этикетки.

Извлекаем отсюда два важных знания о слове.

Первое. У слов есть устройство. Одни устроены проще(куст), другие - сложнее (подорожник). Но чем сложнее устроено слово, тем легче его понять: видны мотивы, а они – подсказка.

Второе. Слова можно получать. Из одних – другие. И для этого в языке есть целый «склад запасных частей». Наука, ведающая законами получения слов, - словообразование. Огромный механизм словообразования внушает спокойствие: как бы быстро и решительно ни изменялся мир, для всего в нём найдётся, будет произведено слово. В этом язык неистощим.
(По Энциклопедическому словарю юного филолога)

Алгоритм работы с текстом

1.Проверяем умение оценивать языковые особенности текста.

2. Проверяем умение находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде (фактическая информация).

3.Проверяем умение устанавливать простые связи, непоказанные в тексте напрямую (находить подтекстовую информацию).

4. Проверяем умение устанавливать простые связи, непоказанные в тексте напрямую (находить подтекстовую информацию).

Работа с цитатами.

5.Проверяем умение соотносить информацию из разных частей текста.

Приведите 2 доказательства, что текст содержит научную информацию.

6.Проверяем умение делить текст на смысловые части и составлять простой план.

Определите сколько смысловых частей содержит текст _________

Составьте план текста. Для этого задайте вопросы к каждой смысловой части текста, последовательно запишите эти вопросы.

7.Проверяем умение формулировать главную мысль текста (4 варианта ответа с одним самым точным).

Задание выполняется в два этапа:

1. Заполнить таблицу

Данное
Для чего написан текст? Сообщите о том, что…

Новое
Информация, которая ДАННОЕ только поясняет

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Сформулировать главную мысль, опираясь на содержание первой колонки.

8. Проверяем умение применять информацию из текста при решении учебно-практических задач.

  1. ..

  2. … и т.д.

Эти шаги при работе с научно-познавательным текстом позволяют проверить уровень развития смыслового чтения.

Практика: разбор текста по алгоритму.

Задание 1. Проверяем умение оценивать языковые особенности текста

1. Значение слова «этикетка» в толковом словаре объясняется так: это наклейка или ярлычок на товаре, экспонате и т.п. с указанием названия, цены, изготовителя и т.п. Синонимы к слову «этикетка»: ярлык, бирка. Наклейка. В каком значении употребляется слово «этикетка» в тексте?

Выберите ответ и обведите нужную букву.

А) В прямом значении как в словаре.

Б) В переносном значении (слово – название предмета, явления)

2. В каком значении употребляется в тексте слово «мотивы»? Выберите правильный ответ о обведите нужную букву.

А) Причины какого-нибудь действия, явления.(книж.) По мотивам личного характера. Какими мотивами вы руководствовались?

Б)Доводы в пользу чего-нибудь.(книж.) Привести мотивы в пользу своего предложения.

В) Тема, сюжет произведения искусства. Осенние мотивы в картинах Левитана.

Г) Мелодия, напев.(разг.) Плясовой мотив Весёлый мотив.

Важно начинать работу с текстом с этого задания. Понимание текста завязано на понимании отдельных слов. Работу с текстом надо начинать именно с этого задания. Важно убедиться, что учеником правильно поняты все слова и только после этого рассматривать текст глубже.

2.Проверяем умение находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде (фактическая информация).

Найдите в тексте ответы на вопросы, запишите ответы.

  1. Для чего нужны слова?

  2. На что похожи слова – названия всего, что человек видит вокруг? Закончите предложение. Слова названия похожи на …

  3. В тексте приводятся примеры слов, устроенных проще и сложнее. Приведите несколько примеров из текста. Слова, которые устроены проще… Слова, которые устроены сложнее…

  4. Напишите, как называется наука, которая изучает законы получения слов.

3.Проверяем умение устанавливать простые связи, непоказанные в тексте напрямую (находить подтекстовую информацию)

1. В тексте говорится, что у слов есть устройство. Что это значит? Как сказать по-другому?

2. Почему чем сложнее устройство слова, тем легче его понять? Объясните и покажите на примере любых двух слов из текста.

3. В тексте говорится про «склад запасных частей». Как называются эти «запасные части»?

4. Проверяем умение устанавливать простые связи, непоказанные в тексте напрямую (находить подтекстовую информацию).

Работа с цитатами

Язык здесь – учитель, а каждое слово – небольшой урок «всеговедения».

Объясните, как вы понимаете это предложение.

5.Проверяем умение соотносить информацию из разных частей текста.

Приведите два доказательства того, что этот текст содержит научную информацию.

6.Проверяем умение делить текст на смысловые части и составлять простой план.

Определите сколько смысловых частей содержит текст _________

Составьте план текста. Для этого задайте вопросы к каждой смысловой части текста, последовательно запишите эти вопросы.

Ответ.

1.Для чего нужны слова?

2. Почему самые простые слова похожи на этикетки? Одинаковы ли названия предметов в разных странах?

3. Почему особенно интересны слова, в которых нам что-то уже известно?

4. Какое первое важное знание о слове можно извлечь из текста?

5. каково второе важное значение о слове?

7. Проверяем умение формулировать главную мысль текста (4варианта ответа с одним самым точным).

Задание выполняется в два этапа:

1. Заполнить таблицу

Данное
Для чего написан текст? Сообщите о том, что…

Новое
Информация, которая ДАННОЕ только поясняет

Слова нужны для того, чтобы называть всё вокруг, в том числе человека.

Автор сравнивание слово - название с этикеткой, приводит примеры слов из разных языков (русский и армянский. «этикетки» разные).

Слова устроены по-разному: есть более простые и более сложные.

Примеры таких слов.

Слова образуются друг от друга по определённым законам. Эти законы изучает особая наука – словообразование.

 

Наиболее интересны слова, которые могут рассказать о том. Как возникли те или иные названия. Это и есть уроки слов.

Примеры таких слов: подорожник, подберёзовик, опёнок.

2.Сформулировать главную мысль, опираясь на содержание первой колонки.

Главная мысль текста (общий смысл): слова языка помогают познавать мир, потому что называют всё в нём. Устройство слов (состав слов) изучает специальная наука - словообразование. Она позволяет открыть много интересного. Узнать о том, откуда произошли названия предметов.

8. Проверяем умение применять информацию из текста при решении учебно-практических задач

1. Разберите по составу слова: подорожник, подберёзовик.

2. Прочитайте слова, где состав слова подсказывает, почему предмет получил такое название. («видны мотивы приклеивания этикетки»)? Подчеркните эти слова.

Путь, подстаканник, сладкоежка, луг, море, рассказчик, «всеговедение».

3.Составьте словообразовательные цепочки: покажите от чего и с помощью чего образовались слова.

Наушники
Подстаканник

4.Как последовательно развивать читательские умения детей на уроках русского языка и готовиться к итоговой диагностике

Задание. Учимся находить в тексте признаки понятий, отделять основную информацию от второстепенной.

1.(Н) Прочитайте определение понятия «орфограмма». В нём выделены и пронумерованы фрагменты. Впишите в ячейки таблицы цифры, обозначающие нужные фрагменты.

Орфограмма – это(1) правильное написание (буква, пробел, дефис), (2)которое нужно выбрать из нескольких возможных вариантов, (3) Морской (о или а) сад(д или т), устный (с т или без т), (под) горой(под слитно или раздельно). Если нет выбора, нет и орфограммы. Слон, дом, пел.

(5)Чтобы выбрать правильное написание, нужно применить орфографическое правило. (6)Орфограммы можно найти по особым приметам в слове – опознавательным признакам. (7) Например, орфограмму-букву безударного гласного можно найти по безударному положению гласного звука в слове (морской ), орфограмму –букву согласного на конце слова (сад) или при скоплении согласных звуков (устный).

Признаки орфограммы

Примеры, которые их поясняют

Более общее родовое понятие
Правильное написание

Буква, пробел, дефис

Признак 1
Написание надо выбрать из нескольких вариантов

 

Признак 2
Чтобы выбрать написание, надо применить орфографическое правило

 

Признак 3
Орфограммы можно найти по опознавательным признакам

 

2.(П)Запишите номера фрагментов текста, которые содержат основную информацию 1,2.4,5,6, второстепенную информацию 1,3,7.

3.(М)Используя содержание текста, сформулируйте самостоятельно. Что такое опознавательные признаки орфограммы. (Это особые приметы в слове, по которым можно найти орфограммы.)

Выводы и рекомендации:

1. Умения смыслового чтения не развиваются в полной мере в начальной школе, этот процесс необходимо продолжать в основной школе. На уроке русского языка нужно и важно найти время для систематического развития этих умений.

2. Материал учебника русский язык позволяет систематически развивать и отрабатывать умения смыслового чтения (правила, определения, научно-познавательные статьи о русском языке), но к ним нужны обучающие задания, которые в учебнике есть лишь частично.

3. Умения смыслового чтения последовательно развиваются, если использовать приёмы разных видов чтения и технологию продуктивного чтения.

4. В 5-7 классах при чтении текстов правил и определений важно применять алгоритм изучающего чтения, при работе с научно-познавательными текстами конструировать задания.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!