СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Диагностика и коррекционная работа по развитию мышления и внимания у обучающихся начальных классов"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья подготовлена в рамках участия в Научно-практической конференции "Поиск.Гипотезы.Решения"

Просмотр содержимого документа
«Статья "Диагностика и коррекционная работа по развитию мышления и внимания у обучающихся начальных классов"»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение Краснодарского края

«Краснодарский педагогический колледж»



Автор: Любарчук Наталия Леонидовна (методист РЦ, преподаватель),

Горбатых Анастасия Владимировна (студент 2 курса ШО)



Диагностика и коррекционная работа по развитию

мышления и внимания у обучающихся начальных классов.

Поступление ребенка в школу знаменует собой начало нового периода его жизни. Дети начинают новую, общественную по своему содержанию и по функции деятельность (ходить в школу, заниматься учебными предметами, следовать школьному режиму, подчиняться правилам поведения). Новое положение ребенка в обществе, позиция ученика характеризуется тем, что у него появляется обязательная, общественно значимая и контролируемая деятельность — учебная, он должен подчиняться системе ее правил и нести ответственность за их нарушение.

Успешность адаптации ребенка к новым условиям определяется его готовностью к школьному обучению, которая включает в себя:

1. развитие аффективно-потребностной (мотивационной) сферы ребенка. Наличие у него познавательных интересов. Стремление занять свое особое место в системе социальных отношений, выполнять важную, оцениваемую деятельность — быть школьником;

2. развитие произвольной сферы ребенка: произвольного внимания, произвольной памяти, умения действовать по образцу, по правилу, по принятому намерению;

3. развитие познавательной сферы ребенка: восприятия, памяти внимания, речи и мышления;

4. развитие предпосылок учебной деятельности: умение внимательно слушать и точно выполнять последовательные указания взрослого; самостоятельно действовать по заданию; ориентироваться на систему условий задачи, преодолевая отвлечение на побочные факторы.

Ведущей деятельностью ребенка младшего школьного возраста является учебная деятельность. Учебная деятельность - это деятельность, непосредственно направленная на усвоение знаний и умений, выработанных человечеством.

В 2011 году в России был введен Федеральный государственный

образовательный стандарт начального общего образования, который определил требования к структуре, результатам освоения и условиям реализации образовательной программы. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе данного Стандарта, выдвинул новые цели и результат образования на начальном этапе – это развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий средствами знаний, навыков и умений.

Реализация поставленных задач требует повышения эффективности

обучения, что приводит к необходимости изучения факторов, влияющих на него-внимания и мышления.

Изучению внимания всегда уделяли самое большое значение в психологии в связи с тем, что отмечали зависимость качества деятельности от данного психического явления. В работах великого русского педагога-психолога К.Д. Ушинского отмечается: «Внимание есть единственная дверь нашей души, через которую непременно проходит всё из внешнего мира, что только входит в сознание».

Все существующие эмпирические исследования особенностей внимания детей, начиная с младенческого возраста, подчеркивают тот факт, что внимание является динамическим показателем всех психических процессов, основой успешной познавательной деятельности. При этом необходимо отметить, что внимание человека не появляется сразу в развернутой произвольной форме, поэтому очень актуальным является проблема развития внимания в онтогенезе.

В младшем школьном возрасте произвольность высших психических функций становится основным новообразованием личности, показателем нормативного психического развития. Но, спонтанного перехода к произвольности не происходит, поэтому развитие внимания требует создания специальных организованных условий, с одной стороны, а с другой, обращение внимания на неполноценное проявление отдельных свойств внимания у учащихся, чтобы своевременно проводить развивающую и коррекционную работу по развитию свойств и качеств внимания.

В отечественной психологии проблема внимания рассматривалась и изучалась многими исследователями(Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин , С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Добрынин и др.)

В школьном возрасте внимание остается непроизвольным и нестабильным. В старших возрастах удержание внимание происходит за счет стараний (волевых усилий) и мотивации. Именно это позволяет говорить специалистам о готовности ребенка к учебной деятельности. Установлена связь внимания с эмоционально-волевой сферой ребенка и его индивидуальными особенностями. Сангвиники подвижны и могут быть невнимательными, флегматики узко сосредоточены, меланхолики истощаемы и как следствие теряют продуктивность. Также значимы для внимания здоровье и состояние ребенка. Для внимания младшего школьника все еще характерно непроизвольное внимание, напрямую связанное с интересом, яркостью стимулов, их новизна. Ему сложна волевая регуляция и нагляднообразный характер мыслительной деятельности компенсирует низкую продуктивность внимания посредством возможности опоры на реальные объекты при необходимости их анализа и синтеза. Произвольность развивается вместе с мотивацией. Воля слаба, а значимые мотивы, например, высокая оценка, похвала педагога, поддерживают активность и целенаправленность учебной деятельности.

Объем внимания младшего школьника меньше, чем у взрослого

человека, а распределение внимания еще слабое.

Большую роль в развитии внимания играет организация условий. Педагогический процесс способен регулировать активность ребенка, управлять и стимулировать развитие его психических процессов. Так, если педагог не может создать условия для того, чтобы два непересекающихся процесса – детский непосредственный интерес, который неустойчив и быстро переключаем, и последовательные связанные по смыслу и логической преемственностью знания – пересеклись благодаря его педагогическим профессиональным навыкам, то эффективность учения будет очень низкой. Педагог организует среду и жизнь ребенка в образовательной среде, таким образом, чтобы эти две лини пересеклись. Он активно вмешивается в процессы протекания детских интересов и воздействует на них таким же способом, каким он влияет и на все поведение детей. В период младшего школьного возраста развитие произвольного внимания является значимым достижением для ребенка, а также показателем его соответствия нормам развития. Здесь происходит формирование волевых качеств личности и умственное развитие ребенка. Таким образом, внимание имеет целостный и объединяющий характер. От его развития и качества функционирования зависит целостность восприятия и понимания ребенком мира, других людей, самого себя. Учебная деятельность является важным условием и фактором психического развития ребенка, развития его познавательной деятельности, произвольности всех процессов и регуляции деятельности. Условиями и факторами успешного развития являются общепедагогические принципы, такие как системность, последовательность и пр., а также специальные приемы, позволяющие внести яркость, эмоциональность, разнообразить процесс учения, но с сохранением его ясности, последовательности, преемственности и логичности.

Научные исследования внимания подтверждают необходимость специальной целенаправленной работы специалистов, педагогов и психологов, направленной на развитие произвольного и послепроизвольного внимания, а если необходимо и его коррекции.

Основные критерии качественного и сформированного внимания младшего школьника выражаются опосредованно, т.е. отражаются в качестве и точном выполнении действий, на которые и направлено внимание. Образы воспринимаемых объектов становятся четкими и, как следствие, ясными для их обработки и понимания, за этим следует и более качественная мыслительная деятельность ребенка – мышление становится последовательным, легко устанавливаются преемственности и причинноследственные связи, облегчается обобщение и категоризация изучаемых явлений и предметов.

Для практических психологов образования в этом ракурсе актуальным становится вопрос о методах, средствах, способах и условиях, которыми и в которых можно развивать и корректировать внимание младшего школьника.

Для того чтобы развивать и корректировать такой неоднозначный и сложный психический феномен, не имеющий собственного продукта, как внимание, необходимо четко понимать и различать варианты, виды и признаки нарушения внимания. Основными признаками нарушения являются отвлекаемость, рассеянность ребенка, подвижность или, напротив, инертность его внимания.

Любое нарушение предполагает наличие какой-либо патологии. Для внимания такими патологиями могут быть изменения избирательности, направленности, легкая отвлекаемость на любые раздражители и пр.

Классически, к видам нарушения внимания относятся:

­ отвлекаемость,

­ подвижность,

­ гиперподвижность,

­ инертность,

­ сужение объема внимания,

­ неустойчивость внимания при низкой его концентрации.

Любая профилактическая и коррекционно-развивающая работа начинается с диагностики того психического явления, которое выбрано мишенью работы. Это относится и к программам развития педагогом качественно нового внимания у младших школьников. Диагностика внимания представляет собой систему процедур, в ходе реализации которых будет получено четкое представление о характере, свойствах и видах внимания, а также степени его развитости. В настоящее время современный педагог имеет возможность обратиться к многочисленным методикам и программам и подобрать именно тот диагностический инструментарий, который будет наиболее полно раскрывать всю картину состояний обучающихся.

Проблема развития мышления и внимания стоит перед каждым педагогом. Многочисленные методики, разработанные на данный момент, позволяют найти оптимальный подход в решении ставящихся задач. На наш взгляд, некоторые из нижеприведенных упражнений и заданий, могут с большим успехом применяться как в урочной так и во внеурочной деятельности.

Данные упражнения направлены на осознание и принятие правил поведения детей младшего школьного возраста в учебной деятельности; на обучение навыкам конструктивного общения: развитие навыков слушания собеседника, формирование конструктивного способа привлечения внимания, развитие уважения и интереса к личности другого человека, развитие рефлексивной позиции; формирование самоконтроля в процессе общения.

1. Упражнение «Зачем человеку правила?»

Цель: формирование положительного отношения к правилам поведения в школе у младших школьников.

Порядок выполнения и инструкция.

Звучит спокойная, но не слишком медленная музыка. Дети свободно двигаются по комнате. Внезапно музыка прекращается. Все останавливаются, слушают произнесенную шепотом команду ведущего (например: «Положите правую руку на плечо соседа») и тотчас же ее выполняют. Затем снова звучит музыка, и все продолжают ходьбу. Команды даются в разной последовательности: спокойные и энергичные. Затем ведущий говорит «Ребята, мы сегодня говорим о правилах, об их значении для жизни людей. Чтобы нам лучше понимать друг друга, давайте попробуем сделать такую вещь: нарисовать ПРАВИЛО. Правила помогают жить, одни разрешают что-то, а другие, наоборот, запрещают, ограничивают. Но, тем не менее, правила очень нужны: они помогают человеку жить. С чем или с кем вы могли бы сравнить правило? Может быть, с каким-то предметом или с человеком? Может быть, ПРАВИЛО похоже на забор, который куда-то не пускает, или на милиционера, который говорит, куда можно идти, а куда нет. Всем ли понятно, что нужно сделать?». После того, как рисунки участников будут готовы, ведущий обсуждает следующие вопросы «Понравилось ли вам рисовать? Чем похожи рисунки? Какие правила вы знаете? Зачем нужны правила? Всегда ли правила — это плохо? Есть правила запрещающие, а есть разрешающие. Какие запрещающие и разрешающие правила мы знаем? Что происходило бы в школе, если бы не было правил? Ребята, мы сегодня говорим о правилах, об их значении для жизни людей. Чтобы нам лучше понимать друг друга, давайте попробуем сделать такую вещь: нарисовать ПРАВИЛО. Правила помогают жить, одни разрешают что-то, а другие, наоборот, запрещают, ограничивают. Но, тем не менее, правила очень нужны: они помогают человеку жить. С чем или с кем вы могли бы сравнить правило? Может быть, с каким-то предметом или с человеком? Может быть, ПРАВИЛО похоже на забор, который куда-то не пускает, или на полицейского, который говорит, куда можно идти, а куда нет. Всем ли понятно, что нужно сделать? Понравилось ли вам рисовать? Чем похожи рисунки? Какие правила вы знаете? Зачем нужны правила? Всегда ли правила — это плохо? Есть правила запрещающие, а есть разрешающие. Какие запрещающие и разрешающие правила мы знаем? Пожалуйста, подумайте несколько минут и ответьте: если бы не было правил, что тогда происходило бы в школе? А теперь я предлагаю вам нарисовать два рисунка на такие темы: «Школа с правилами» и «Школа без правил». Всем ли понятно задание? Что общего есть в рисунках? Понравилась ли вам такая жизнь, когда вас колотят, обижают, отбирают, обзывают? Можно ли назвать рисунки «Школа без правил» радостными? Какой вывод мы можем сделать: нужны ли нам правила поведения в школе? Зачем? Правила в школе нужны. Они помогают нам. Выполнять их иногда очень сложно и не хочется, но все равно нужно.


2. Упражнение «Самое-самое»

Цель: осознание и принятие правил поведения в школе детьми младшего школьного возраста.

Порядок выполнения и инструкция.

Ведущий рассказывает « В некотором царстве, в некотором государстве была школа. А в этой школе были Правила. Давайте познакомимся с ними (ведущий называет правило и показывает его рисунок): На-уроках-веди-себя спокойно, играем-на-переменах, Учителя-нужно-слушать, Драки запрещены и др. Правила помогали ребятам играть, дружить, решать споры. Но однажды сильный ветер принес с собой Колючку. Ребятам, конечно, стало интересно, что это такое. Они дотронулись до нее. Сразу же кусочки Колючки приклеились к их пальцам. Как ни старались ребята, не смогли их отмыть. А на следующий день в школе начались драки, ссоры. Правила бегали от одного ученика к другому, пытались их помирить и успокоить, но все было бесполезно. Ребята обзывались друг на друга, не слушали учителей. Оказалось, что эта колючка была сделана из Злости и Вредности. Кто к ней прикоснется, становится злым. Правила все время пытались подружить ребят, но ничего не получалось. Тогда правила решили: «Раз мы вам уже не нужны и ничем не можем помочь, мы уходим из этой школы». Ребята радостно закричали: «Конечно, уходите, вы нам не нужны, только жить мешаете!». Услышав такие слова, правила ушли. Им стало обидно, что их не замечают, на них не обращают никакого внимания. Вам ведь тоже было бы неприятно, если бы на вас никто не обращал внимания, правда? Правила собрались и ушли из школы. Но мы-то с вами знаем, как трудно жить без правил: неизвестно, как и что надо делать. Ребята, давайте подумаем, как нам вернуть правила в эту школу? (Ведущий выслушивает все варианты.) Ребята, что будет, если уйдет правило «Драки запрещены»? (Таким образом разбираются последствия каждого нарушения правила.) Участники подводятся в выводу что у правил очень тяжелая работа, они очень и очень нужны и полезны. Давайте теперь скажем нашим правилам какие-то хорошие слова. Может быть, кто-то придумает подарок для правил, и тогда они все-таки вернутся?

Далее проводится ролевая игра: некоторые добровольцы назначаются на роль правил. Остальные участники должны сказать или сделать им что-то приятное, привести доводы, почему им нельзя уходить.

Инструкция. Мы сегодня говорили о том, что есть два похожих слова: слышать и слушать. Мы с вами пытались понять, в чем же разница между ними. Слушать — это понимать смысл того, что тебе говорят. Слышать — это просто воспринимать набор звуков. Представьте себе такую ситуацию: учительница на уроке вам что-то объясняет, а вы все кричите. Как вы думаете, услышит ли учительница вас, а вы ее? Сейчас мы попробуем сыграть в игру, где один будет учительницей, а все остальные — шумными учениками. Задача учительницы — услышать, что говорит каждый из учеников. Сложность состоит в том, что говорить мы будем все одновременно. Кто хочет первым побывать в роли учителя?

Остальным участникам ведущий предлагает придумать, о чем они будут говорить. Если необходимо, помогает подобрать тему. Участники встают или садятся в круг, в центре стоит участник, который играет роль учительницы. По команде ведущего все дети начинают громко говорить, а «учитель» внимательно слушает, что говорит каждый. Процедура повторяется несколько раз, в зависимости от желания детей.

Обсуждение. Понравилось играть или не понравилось играть? Какой момент запомнился особенно? Было легко или сложно слушать и слышать участников? Что говорил каждый из «учеников»? Что слушали и что слышали? Слышали — шум, а слушали — каждого участника.

Вывод. Слушать человека не так уж легко, но зато ты получаешь много информации.


3. Упражнение: «Слушай и исполняй!»

Цель: развитие внимания и памяти детей младшего школьного возраста

Порядок выполнения и инструкция. Ведущий называет несколько действий, но не показывает их. Разрешается повторить это задание 1-2 раза. Затем дети должны повторить эти действия в своих движениях в той последовательности, в какой они были названы ведущим.

Задание 1. Повернуть голову направо, повернуть голову прямо, опустить голову вниз, повернуть голову прямо.

Задание 2. Поднять правую руку вверх, поднять левую руку вверх, опустить обе руки.

Задание 3. Повернуться налево (на 90°), присесть, встать.

Задание 4. Поднять правую ногу, стоять на одной левой ноге, поставить правую ногу.


4. Упражнение «Живая картинка»

Цель: развитие объёма внимания, зрительной памяти детей 7-10 лет.

Порядок выполнения и инструкция. Психолог организует детей в группу. Участники замирают по сигналу в какой-либо позе. Водящий в течение 30 секунд рассматривает эту скульптурную группу, затем отворачивается. В «картинку» вносится строго 100 оговорённое количество изменений (например, двое участников меняются местами, третий – опускает поднятую руку, четвёртый поворачивается в другую сторону – всего три изменения). Задача водящего – восстановить первоначальную картинку. В роли водящего могут побывать несколько человек.


5. Упражнение «Найди слово».

Цель: развитие концентрации внимания детей 7-10 лет.

Порядок выполнения и инструкция. В ниже приведенных рядах букв нужно предложить детям найти «спрятавшиеся» там слова: АВРОГАЗЕТААТМНИСЛШКТДОМРВМЧЕВНГМШЬ (газета, дом).

ШАОНСРВИКЕЫМОЧКИВЛГМЛГСТИМСНПАКЕТД (очки, пакет).

АВМЛБЕРЕЗАВЛНГСТРЫИЧЕНСЩКНИГАМШВАЛ (береза, книга).

ВОНГАРСИЫПЧЬЛШДАТКОШКААВЕСНАУЕКЫМЧСЯ (кошка,

весна).

ЗВНКПЕНАЛВАСКШНМТВЛДЧБЮВНЛЕСВНАОСТВ (пенал,

лес).


































СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Акимова, М. К. Психологическая коррекция умственного развития школьников / М. К. Акимова, В. Т. Козлова. - М.:Академия

2. Андрущенко, Г. Ю. Коррекция психического развития младшего школьника на начальном этапе обучения / Г. Ю.Андрущенко, Н. В. Карабекова // Вопросы психологии.

3. Бурменская, Г. В. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей / Г. В. Бурменская, О. А. Карабанова, А. Г. Лидерс. - М.: Изд-во Минск. гос. ун-та, 1990.

4. Вачков, И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники / И. В. Вачков. - М.: Ось, 2000.

5. Венгер, А. Л. Психологическое консультирование и диагностика: практическое руководство. Ч. 2 / А. Л. Венгер. - М.: Генезис, 2001.

6. Детская практическая психология : учеб. / под ред. проф. Т. Д. Марцинковской. - М.: Гардарики, 2001.

7. Процесс учения: контроль, диагностика, коррекция, оценка / под ред. Е. Д. Божович - М.: Изд-во Моск. псих.-соц. ин-та, 1999.

8. Сорокина, О. А. Коррекция недостатков учебной деятельности школьника / О. А. Сорокина // Начальная школа. - 2003.

9. Чернухина, Е. Е. Эмоциональные состояния младших школьников как объект педагогической коррекции / Е. Е. Чернухина // Начальная школа. - 2003.

10. Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детском возрасте/Д. Б. Эльконин; Под ред. Д.И.Фельдштейна. М.:Институт практической психологии: Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!