СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья из опыта работы ИКТ технологии в специальном образовании как условие повышения качества ЗУН у обучающихся с нарушением интеллекта на уроках биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья из опыта работы ИКТ технологии в специальном образовании как условие повышения качества ЗУН у обучающихся с нарушением интеллекта на уроках биологии»

Выступление учителя биологии Е.Н.Фроловой


Доклад

«Информационно-коммуникационные технологии в специальном образовании как условие повышения качества знаний, умений и навыков у обучающихся с ОВЗ на уроках биологии»


Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя,

мерило его интеллектуального богатства,

показатель его кругозора и эрудиции.

В.Сухомлинский


Современное содержание образования предполагает активное внедрение компьютерных технологий в общеобразовательные учреждения. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Учитывая психофизические особенности обучающихся в специальной (коррекционной) школе VIII вида, у которых характерной особенностью дефекта является нарушение высших психических функций, что выражается в нарушении познавательных процессов–ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения, внимания, речи, страдает ЭВС, мелкая моторика, компьютерные технологии приобретают ценность не только как предмет изучения, но и как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия; как помощник в освоении нового, развитии мотивации, один из способов социализации, что особенно актуально в условиях новой школы.


Использование ИКТ на уроках биологии позволяет:

1.Сделать урок более интересным, наглядным.

2.Индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения за счет возможности изучения с индивидуальной скоростью усвоения материала.

3.Вовлечь обучающихся в активную познавательную и исследовательскую деятельность.

4.Способствует стремлению обучающихся реализовывать себя, проявлять свои возможности.

5.Визуализировать микромир, в том числе скрытый в реальном мире.

6.Изучать явления и процессы в макро- и микромире, внутри сложных биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и компьютерного моделирования.

7.Представлять в удобном для изучения масштабе времени различные биологические процессы, реально протекающие с очень большой или очень малой скоростью.

8.Осуществлять контроль, самоконтроль.

9.Проводить лабораторные и практические работы.


Можно отметить несколько наиболее важных причин необходимости применения ИКТ на уроках биологии:

1.Организация процесса обучения в соответствии с психоэмоциональными и физиологическими особенностями детей.

2.Реальная возможность технологизировать процесс индивидуализации и дифференциации обучения.

3.Расширяется возможность соблюдения основных принципов коррекционного образования: от сохранного к нарушенному, многократность повторений, выполнение действий по образцу, коррекция психологических функций. 


А так же при обучении в школе с ОВЗ большое значение имеют наглядные методы обучения что хорошо реализуется при использовании информационно-коммуникативных технологий. Множество объектов, изучаемых в школьном курсе естествознания, в силу их удаленности, больших или малых размеров, редкости, не может наблюдаться обучающимися, поэтому значение наглядности для формирования представлений и понятий очень велико. Изучение биологии требует широкого использования таких пособий, как коллекции, гербарии, схемы, таблицы, фотографии, иллюстративный материал учебника, модели, муляжи, аудио-, кино-, и видеоматериалы, которые способствуют актуализации имеющихся знаний, запоминанию и воспроизведению программного материала.  Для облегчения усвоения новых знаний необходимо использование методических приемов, которые требуют работы различных анализаторов: слухового, зрительного и тактильного.
ИКТ, как универсальное средство сбора, хранения, обработки обмена и представления информации, способен частично заменить некоторые наглядные средства обучения: печатные (таблицы, схемы, дидактические игры) и экранные (слайды, фильмы). Компактность хранения информации позволит разместить на одном носителе огромное количество научных и художественных текстов, звуковых фрагментов, высококачественных изображений, эпизодов, видеофильмов. Используя базу данных, можно подготовить раздаточный материал (карточки, схемы, дидактические игры), иллюстративный материал (таблицы, схемы, видеофрагменты), создать мультимедийную учебную презентацию.
Существующие мультимедийные учебные комплексы по биологии, рекомендованные Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебных пособий для общеобразовательных школ, малоприемлемы для обучения детей с интеллектуальной недостаточностью. Карты, схемы, сопроводительные тексты, большинство заданий и инструкций к ним не соответствуют интеллектуальными речевым возможностям умственно отсталых обучающихся. Поэтому, возникает потребность в разработке относительно несложных электронных пособий–мультимедийных презентаций.

Мультимедийная учебная презентация – электронное пособие, разработанное с помощью мультимедийных технологий, которое исполняет роль наглядного представления учебного материала и предъявляется учащимся на мониторе или на специальном экране посредством компьютера.
         Учебный материал, представленный в виде разнообразных носителей информации: тексты, иллюстрации, видеофрагменты, музыкальное сопровождение, звуки природы, компьютерная анимация, способствует активизации учебной деятельности, воспитанию интереса к изучаемому предмету.

Информационная функция презентации заключается в том, что посредством ее демонстрации за короткий промежуток времени передается такой объем сведений, который невозможно представить при словесном изложении с использованием других средство бучения, имеющихся в распоряжении учителя.

Мультимедийная презентация при объяснении учителя выполняет иллюстративную функцию. Использование крупных, красочных изображений, фрагментов учебных кино- видеофильмов и телепередач, адаптированных с учетом познавательных способностей умственно отсталых детей, окажет положительное влияние на формирование более четких представлений об изучаемых объектах или явлениях.

Презентация может использоваться в различных учебных ситуациях: в процессе рассказа учителя и учащихся, при обобщении и закреплении материала. Желательно, чтобы демонстрация мультимедийного пособия сочеталась с работой по карте, тексту учебника, выполнением упражнений в тетрадях и на печатной основе, с гербарными образцами, моделями, муляжами и т.д.


Мультимедийная презентация позволяет:

1.Регулировать темп предъявления информации в соответствии с возможностями у/о школьников (благодаря управлению сменой слайдов учителем).

2.Регулировать объем информации, что будет способствовать лучшему усвоению материала (учитывая небольшой объем восприятия, замедленный темп усвоения).

3.Включать задания, тесты, вопросы, дидактические игры разного уровня сложности–способствует актуализации имеющихся знаний, закреплению и обобщению полученных в ходе урока сведений, осуществляя индивидуальный подход.

В случае затруднений–есть возможность неоднократного возвращения к нужному слайду для уточнения, получения подсказки в виде разъяснения или выбора варианта ответа.

4.Реализовать принцип многократного повторения–при изучении нового материала всегда идет повторение или опора на ранее изученный материал. Это предполагает использование большого количество таблиц, схем и т.д. Мультимедийная презентация позволяет заменить 1-2 слайдами.

5.Осуществлять самопроверку обучающимися при показе на экране правильного ответа.

6.Осуществлять коррекцию речи обучающихся, облегчает работу с основными понятиями и словарными словами. Трудные орфограммы следует выделять в словах цветом или увеличивать в размере. Обучающиеся могут переписать словарные слова с экрана в рабочие тетради, а затем придумать с ними словосочетания или предложения. Усваивая и запоминая специальную терминологию, школьники с интеллектуальной недостаточностью пополняют свой словарный запас, закрепляют навыки грамотного написания терминов.


Обучающимся при работе с мультимедийной учебной презентацией должна быть отведена активная роль, которая не сводится только к прослушиванию комментария учителя и к просмотру видеофильма. Опираясь на зрительные образы конкретных объектов и явлений, дети с интеллектуальной недостаточностью под руководством учителя должны учиться сравнивать, анализировать, выделять главное, делать обобщения. Таким образом, учитель сможет организовать единый процесс развития образного восприятия и мыслительной деятельности умственно отсталых учащихся.
        

Опыт работы показывает, что применение мультимедийной презентации на уроках естествознания целесообразно в тех случаях, когда необходимо:

1.Познакомить обучающихся с природными объектами, явлениями, которые невозможно наблюдать непосредственно (растительный и животный мир, нехарактерный для проживающей местности, добыча полезных ископаемых, стихийные бедствия и т.д.).

2.Продемонстрировать опыты, связанные с трудоемкостью («Обнаружение в почве минеральных солей»).

3.Показать обучающимся скрытые процессы и явления (движение крови в организме, влияние курения и алкоголя на внутренние органы).

4.Продемонстрировать очень медленно или очень быстро протекающие процессы (образование плодов и семян).

5.Познакомить с микро или макро объектами (клетка, планета ит.д.).

6.Провести дидактическую игру (коллективное разгадывание кроссвордов, ребусов и т.д.).

7.Продемонстрировать животных в движении (птицы в полете, добывающие пищу хищники, вскармливание детенышей).


Требования к созданию презентаций:

1.Четкий, крупный шрифт (размер букв, знаков, цифр, их контрастность определяют с возможностью их четкого рассмотрения с последнего ряда парт).

2.Заливка фона, букв- краской спокойного, «неядовитого» цвета, не вызывающего раздражения и утомления глаз; для текста приемлемым являются коричневые, бордовые цвета.

3.Чертежи, рисунки, фотографии другие иллюстративные материалы должны по возможности иметь максимальный размер, заполнять все экранное поле. Не перегружать слайды зрительной информацией.

4.Звуковое сопровождение не должно быть резким, отвлекающим.

5.Отводить достаточное время на просмотр одного слайда (не менее 2-3 минут).


Современный урок должен возбуждать интерес учащихся к познанию. Поэтому учителю важно начинать каждую тему с интересного вопроса, привлекающего внимание учащихся, или с постановки проблемы, решение которой будет осуществляться в процессе изучения всей темы или на данном уроке.

Для меня компьютер – это источник не только информации, средство моей успешной работы, это будто живой организм, который порождает энергию для творческих планов, преодоления трудностей, которые обязательно возникают, когда ты занимаешься творчеством и в то же время информационно - пространственный аккумулятор питательных сил, которые создадут успешного ученика, успешного человека.

 Таким образом, можно сделать вывод, что использование компьютерных технологий в школе для обучающихся с ОВЗ позволяет создать оптимальные условия для повышения эффективности преподавания биологии, способствует росту профессионализма и самообразованию учителя, а также активизирует познавательную активность учащихся, меняет отношение учащихся к компьютеру, как к игрушке, а начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы.
 
Список литературы:

1.Башмаков М. И., Поздняков С. Н., Резник Н. А. Процесс обучения в информационной среде. //Школьные технологии. 2000. №6,3.

2.Дворецкая А. В. Основные типы компьютерных средств обучения. // Школьные технологии. 2004. №3.

3.Бартенева Т.П., Ремонтов А.П. Использование информационных компьютерных технологий на уроках биологии. Международный конгресс «Информационные технологии в образовании». — Москва, 2003.

4.Золочевская М.В., Рыкова Л.Л. Роль и место компьютера в учебно – воспитательном процессе. — Киев, 2002.

5.Смирнов В.А. Пути использования персонального компьютера // Биология в школе. 1995. №6.

6.Проблемы компьютеризации обучения предметам естественно-научного цикла: По материалам телеконференции "ИН- ФОБИО–97". — Научно–методический сборник, Сост. Смирнов В.А.. Под редакцией Соломина В.П. СПб.:РГПУ, СЗФ–ИНИНФО, 1998.

7.Смолянинова О.Г. Мультимедиа в образовании. – Красноярский государственный университет, Красноярск, 2002.

8.Никонова Е.Н. Определение количества информации в содержании урока. — Системная педагогика. Бюллетень №3. Красноярск, 2004.

9.Смирнов В.А. Научно-методические основы формирования системы обучения биологии в открытом информационном обществе: автореф. дис. док.апед. наук: гос.пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб.: 2000. - 42с.

10.Осин А.В. Модели образования на базе компьютерных технологий/ГНУ "Республиканский мультимедиа центр" - М., -2001.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!