Исследовательская деятельность обучающихся начальной школы
Дубровина А.Н., Пенькова В.М., учителя ОГАОУ «Гимназия № 2,
Обучающиеся нашей гимназии успешно представляют свои достижения на разных уровнях: от муниципального до международного, что в полной мере соотносится с задачами проекта «Базовые школы РАН», участником которого является гимназии № 2 г. Ульяновска.
В ряду детских исследовательских работ находятся результаты гимназистов, которые выполнены в рамках нашего педагогического проекта «Народные художественные промыслы как источник творчества художников Симбирского-Ульяновского края».
Проект предусматривает организацию внеурочных занятий на основе межпредметных связей, включения обучающихся в исследовательскую деятельность и ознакомления с культуроведческим материалом, в котором предметы народных художественных промыслов рассматриваются с точки зрения включённости в работы художника А.А. Пластова и его быт, и преследует следующие цели:
- формирование ключевых компетенций обучающихся, повышение мотивации и развитие творческого и личностно-ориентированного потенциала младших школьников;
- обеспечение условий для самоопределения личности в системе социальных и межличностных отношений;
- развитие культурологического мышления и грамотности;
- формирование чувства ответственности за сохранение культурного наследия.
На занятиях дети, опираясь на свой личный опыт, развивают познавательный интерес, что даёт каждому ребёнку возможность проявить свою инициативу, внести творческие элементы в практическую работу.
При создании внеурочного курса «Народные художественные промыслы как источник творчества художников Симбирского – Ульяновского края» мы учитывали интересы и склонности детей, которые:
- любят природу, и для занятий по народным промыслам готовы собирать коренья, шишки, травинки, веточки, лепестки для будущей поделки;
- хотят работать руками, и из природного материала и бумаги, картона и клея появляются детские шедевры;
- готовы говорить, поэтому рассказывают о своей идее или поделке тому, кто находится рядом с ним;
- стремятся понять, из чего состоят вещи и как устроен окружающий мир и нацелены на то, чтобы на занятиях получить ответы опытным путем;
- любят быть самостоятельными, поэтому находят ответы на свои вопросы во время «делания» руками;
- хотят быть активными - изготовив даже не до конца своё изделие, начинают с ним играть, наполняясь новой мечтой;
- готовы осознавать, что его работа имеет особенный смысл, а учитель создаёт такие условия, чтобы активность ребёнка приносила ему пользу.
Нами активно используется и индивидуальная, и групповая работа младших школьников, которая развивает исследовательские умения обучающихся. Сочетание различных форм работы развивает навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма. При этом в совместной работе школьники учатся воплощать собственные идеи в коллективном творчестве.
Например, создавая коллективный проект «Жостовская роспись», учащиеся:
- выясняли точку зрения других участников группы, обращались к учителю в ситуации «дефицита» информации или способа действия (например, выясняли, каким клеем приклеивать части аппликации);
- стремились говорить чётко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации: «чтобы все слышали»;
- выражали свою точку зрения в понятных формулировках, предоставляли аргументы и доказательства (например, «предлагаю в центр аппликации приклеить красную розу, потому что она крупная»);
- договаривались, стремились выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, оригинальное решение, рассуждение (например, «если в центре аппликации красная роза, то вокруг неё приклеиваем красные розы, но мелкие»).
Во время занятий и ученики, и педагоги пользуются активным словарём исследователя: метод, проблема, проблемная ситуация, проблемный вопрос, учебный проект, исследование.
Педагогическая практика показала, что в ходе освоения народных художественных промыслов создаются оптимальные условия для ознакомления обучающихся с народными промыслами Ульяновской области: макетирование, ткачество, лозоплетение, работа с глиной и деревом по следующим темам: «Кузоватовская резьба: основатели и потомки», «Дерево как источник творчества народных мастеров», «Акшуатское лозоплетние», «Карсунский ткацкий промысел», «Глиняная игрушка» - «Горшечный промысел села Сухой Карсун».
Часть занятий посвящена творчеству народного художника СССР А.А. Пластова, его отношению к народной культуре, народным художественным промыслам, их использованию в его картинах: павлопосадский платок можно увидеть в портрете «Татьяна Юдашнова», на картине «Мама» и полотне «Колхозный праздник»; глиняную посуду – на картинах «Жница с кувшином», «Жнец», «Жатва»; лозоплетение – в натюрморте «Грибы».
Нами организованы исследования и по творчеству А.А. Пластова: «Работники и работницы», «Троицкая ярмарка», которые стали социальными проектами, потому что были показаны в детском саду и в детском доме.
Предлагая детям творческие занятия по написанию рефератов, макетированию, мы надеемся, что дети постепенно будут из простых исполнителей становиться настоящими творцами. Главный результат совместной работы учителя и ученика не просто красивая, детально проработанная презентация и подготовленное сообщение. Педагогический результат - это прежде всего бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной поисковой исследовательской работы, новые знания и умения.
Практика показывает, что внеурочные занятия, посвящённые народным художественным промыслам, помогают ребёнку получить яркое, эмоциональное впечатление от встречи с культурным наследием русского народного творчества. Наша программа обеспечивает свободное творческое развитие ребёнка, его нацеленность на самообразование и самосозидание.