СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Исследовательская деятельность обучающихся начальной школы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы "Исследовательская деятельность обучающихся начальной школы". Внеурочные занятия, посвящённые народным художественным промыслам, помогают ребёнку получить яркое, эмоциональное впечатление от встречи с культурным наследием русского народного творчества.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Исследовательская деятельность обучающихся начальной школы"»

Исследовательская деятельность обучающихся начальной школы


Дубровина А.Н., Пенькова В.М., учителя ОГАОУ «Гимназия № 2,


Обучающиеся нашей гимназии успешно представляют свои достижения на разных уровнях: от муниципального до международного, что в полной мере соотносится с задачами проекта «Базовые школы РАН», участником которого является гимназии № 2 г. Ульяновска.

В ряду детских исследовательских работ находятся результаты гимназистов, которые выполнены в рамках нашего педагогического проекта «Народные художественные промыслы как источник творчества художников Симбирского-Ульяновского края».

Проект предусматривает организацию внеурочных занятий на основе межпредметных связей, включения обучающихся в исследовательскую деятельность и ознакомления с культуроведческим материалом, в котором предметы народных художественных промыслов рассматриваются с точки зрения включённости в работы художника А.А. Пластова и его быт, и преследует следующие цели:

- формирование ключевых компетенций обучающихся, повышение мотивации и развитие творческого и личностно-ориентированного потенциала младших школьников;

- обеспечение условий для самоопределения личности в системе социальных и межличностных отношений;

- развитие культурологического мышления и грамотности;

- формирование чувства ответственности за сохранение культурного наследия.

На занятиях дети, опираясь на свой личный опыт, развивают познавательный интерес, что даёт каждому ребёнку возможность проявить свою инициативу, внести творческие элементы в практическую работу.

При создании внеурочного курса «Народные художественные промыслы как источник творчества художников Симбирского – Ульяновского края» мы учитывали интересы и склонности детей, которые:

- любят природу, и для занятий по народным промыслам готовы собирать коренья, шишки, травинки, веточки, лепестки для будущей поделки;

- хотят работать руками, и из природного материала и бумаги, картона и клея появляются детские шедевры;

- готовы говорить, поэтому рассказывают о своей идее или поделке тому, кто находится рядом с ним;

- стремятся понять, из чего состоят вещи и как устроен окружающий мир и нацелены на то, чтобы на занятиях получить ответы опытным путем;

- любят быть самостоятельными, поэтому находят ответы на свои вопросы во время «делания» руками;

- хотят быть активными - изготовив даже не до конца своё изделие, начинают с ним играть, наполняясь новой мечтой;

- готовы осознавать, что его работа имеет особенный смысл, а учитель создаёт такие условия, чтобы активность ребёнка приносила ему пользу.

Нами активно используется и индивидуальная, и групповая работа младших школьников, которая развивает исследовательские умения обучающихся. Сочетание различных форм работы развивает навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма. При этом в совместной работе школьники учатся воплощать собственные идеи в коллективном творчестве.

Например, создавая коллективный проект «Жостовская роспись», учащиеся:

- выясняли точку зрения других участников группы, обращались к учителю в ситуации «дефицита» информации или способа действия (например, выясняли, каким клеем приклеивать части аппликации);

- стремились говорить чётко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации: «чтобы все слышали»;

- выражали свою точку зрения в понятных формулировках, предоставляли аргументы и доказательства (например, «предлагаю в центр аппликации приклеить красную розу, потому что она крупная»);

- договаривались, стремились выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, оригинальное решение, рассуждение (например, «если в центре аппликации красная роза, то вокруг неё приклеиваем красные розы, но мелкие»).

Во время занятий и ученики, и педагоги пользуются активным словарём исследователя: метод, проблема, проблемная ситуация, проблемный вопрос, учебный проект, исследование.

Педагогическая практика показала, что в ходе освоения народных художественных промыслов создаются оптимальные условия для ознакомления обучающихся с народными промыслами Ульяновской области: макетирование, ткачество, лозоплетение, работа с глиной и деревом по следующим темам: «Кузоватовская резьба: основатели и потомки», «Дерево как источник творчества народных мастеров», «Акшуатское лозоплетние», «Карсунский ткацкий промысел», «Глиняная игрушка» - «Горшечный промысел села Сухой Карсун».

Часть занятий посвящена творчеству народного художника СССР А.А. Пластова, его отношению к народной культуре, народным художественным промыслам, их использованию в его картинах: павлопосадский платок можно увидеть в портрете «Татьяна Юдашнова», на картине «Мама» и полотне «Колхозный праздник»; глиняную посуду – на картинах «Жница с кувшином», «Жнец», «Жатва»; лозоплетение – в натюрморте «Грибы».

Нами организованы исследования и по творчеству А.А. Пластова: «Работники и работницы», «Троицкая ярмарка», которые стали социальными проектами, потому что были показаны в детском саду и в детском доме.

Предлагая детям творческие занятия по написанию рефератов, макетированию, мы надеемся, что дети постепенно будут из простых исполнителей становиться настоящими творцами. Главный результат совместной работы учителя и ученика не просто красивая, детально проработанная презентация и подготовленное сообщение. Педагогический результат - это прежде всего бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной поисковой исследовательской работы, новые знания и умения.

Практика показывает, что внеурочные занятия, посвящённые народным художественным промыслам, помогают ребёнку получить яркое, эмоциональное впечатление от встречи с культурным наследием русского народного творчества. Наша программа обеспечивает свободное творческое развитие ребёнка, его нацеленность на самообразование и самосозидание.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!