МБОУ «Старокрымский УВК №3«Школа-лицей»» г.Старый Крым
Автор: Кромлиди М.А. учитель физики высшей категории
Статья: « Использование информационно-коммуникативных технологий как средство формирования функциональной грамотности обучающихся на уроках физики, химии и астрономии »
Все, что находится во взаимной связи,
должно преподаваться в такой же связи.
(Я.А.Коменский)
Хочу начать свою статью с понятия функциональной грамотности и использования ИКТ как средство её формиро-вания.
Ключевые слова: функциональная грамотность, компьютерная грамотность, цифровые и информационные технологии
Функциональная грамотность (англ.functionalliteracy ) – результат образования, который обеспечивает навыки и знания, необходимые для развития личности, получения новых знаний и достижений культуры, овладение новой техникой, успешного выполнения профессиональных обязанностей, орга-низации семейной жизни, в т.ч. воспитания детей, решении различных жизненных проблем.
Функциональную грамотность составляют:
- элементы логической грамотности;
умения человека понимать различного рода, касающиеся его государственные акты и следовать им;
соблюдение человеком норм собственной жизни и правил безопасности;
требования технологических процессов, в которые он вовлечен;
информационная и компьютерная грамотность.
Функциональная грамотность – это индикатор общественного благополучия.
Высокий уровень указывает на определенные социокультурные достижения общества; низкий – является предостережением возможного социального кризиса.
Поэтому особую актуальность приобретает исследование уровня функциональной грамотности учащихся, т.к. все эти функциональные навыки формируются именно в школе.
Если раньше цели обучения определяли как усвоение знаний, умений и навыков, или как формирование компетентностей, то сегодня целью обучения становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.
Формирование функциональной грамотности личности зависит от 1) профессионализма педагога ;
2) его эрудиции и грамотности.
Педагог обязан в совершенстве владеть 3 группами компетенций:
В процессе формирования функциональной грамотности личности ребенок рассматривается, как субъект образовательно-го процесса.
И учитель должен работать по принципу «Учитель - ученик». В результате этого формируется осознанные умения и навыки. Учитель должен построить работу так, чтобы каждый ученик мог делать самооценку своих знаний, умений и использовать их в практической деятельности.
Для успешности реализации поставленных задач, необходимо различать технологии развивающего обучения:
1. Проблемно - диалогические (умение самостоятельно осущест-влять деятельность учения);
2. Технология проектной деятельности (формирование интеллектуальных, организационных, коммуникативных и оценочных умений)
3. ИКТ (информационные технологии)
Работу по формированию функциональной грамотности на уроках физики, химии, астрономии осуществляю по следующим направлениям:
создаю презентации, ЛОК и флипчарты к урокам,
использую Интернет-ресурсы, с разнообразными обучающими программами
разрабатываю собственные программы и апробирую на уроках
Формирование функциональной грамотности школьников на уроках физики, химии, астрономии возможно через формирование у каждого учащегося опыта творческой социально значимой деятельности в реализации своих способностей средствами ИКТ.
В эпоху цифровых технологий компьютерная грамотность, как компонент функциональной грамотности, способствует достижению школьниками ключевых и предметных компетенций на уроках физики, химии и астрономии. Необходимым условием успешности является деятельностный характер обучения, развитие самостоятельности и ответственности учеников за результаты своей деятельности на основе ИКТ.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, корни и тригонометрические функции,
построения и исследования простейших физических и химических моделей;
описания и исследования с помощью функций реальных зависимостей, представления их графически;
интерпретации графиков реальных процессов;
решения физических, химических, астрономических экономических, логических и других расчетных задач, в том числе задач на наибольшие и наименьшие значения с применением математических формул;
анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, анализа информации статистического характера;
исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул, химических и физических свойств ;
вычисления сопротивлений, масс, площадей, напряжений и объемов и т.д. реальных объектов при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства”
При формировании функциональной грамотности , основной педагогической задачей являются:
Как учить? | Чему учить? | Ради чего учить? |
обновление средств обучения | обновление содержания | Ценности образования |
Образование является особой формой мышления, которая, подчиняясь диалектическим законам, поэтапно проводит обучающегося от незнания – к знанию, от владения знаниями – к их применению, а затем – к созданию новых знаний.
Использование ИКТ позволяет удовлетворить потреб-ности современных детей. На уроках активно использую данную технологию:
1)парная и групповая работа с компьютерной презентацией,
2)самостоятельное составление кластера,
3) логичесеки-опорной схемы по теме ЛОС,
4)составление вопросов к видеофрагменту,
5)использование интерактивной доски.
На каждом уроке осуществляю связь физики с математикой историей, астрономией, географией, экономикой, музыкой, биологией, химией, литературой и ОБЖ. Это позволяет многогранно, рассмотреть многие важные явления, связать уроки физики с жизнью, показать богатство и сложность окружающего мира.
На таких уроках у ребят появляется возможность создать не только собственную модель мира, но и выработать свой способ взаимодействия с ним.
Мне как учителю межпредметный урок позволяет воспитывать у ребят охоту к целенаправленному преодолению трудностей на пути познания.
Новые функции педагога определяются необходимостью чётко представлять структуру учебной деятельности и свои действия на каждом этапе от возникновения замысла до полного его осуществления.
Таким образом, формирование функциональной грамотности учащихся на современном этапе развития школь-ного образования зависит от обновления самого содержания образования, создания учебных программ, учебников, пересмо-тра программ повышения квалификации и переподготовки учителей, мониторинга способностей учащихся применять полученные знания в ученых и практических ситуациях, а также обеспечить адекватные материально-технические, психолого-технические и технологические условия обучения школьников.
Вывод:
Проблема формирования функциональной грамотности на уроках физики очень актуальна.
Изучение современных теоретических положений и рассмотрение методических способов, форм, приемов реализации среднего физико-математического образования говорит о его фрагментарности, обрывочно-сти реализации.
Функциональная грамотность позволяет формировать целостное образное видение мира, избегая дробления знаний.
«В основу воспитательного процесса должна быть положена личная деятельность ученика, и всё искусство воспитателя должно сводиться только к тому, чтобы направля-ть и регулировать эту деятельность…
Учитель является с психологической точки зрения организатором воспитательной среды, регулятором и контро-лёром ее взаимодействия с воспитанником.
Главная психологическая цель воспитания –целенаправленная и преднамеренная выработка у ребёнка новых форм его поведения, деятельности, т.е. планомерная организация его развития»
Подготовила:
Кромлиди М.А. учитель физики высшей категории
МБОУ «Старокрымский УВК №3 «Школа-лицей»»
2021-2022
учебный год