СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья: « Использование информационно-коммуникативных технологий как средство формирования функциональной грамотности обучающихся на уроках физики, химии и астрономии »

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья: « Использование информационно-коммуникативных технологий как средство формирования функциональной грамотности обучающихся на уроках физики, химии и астрономии »»

МБОУ «Старокрымский УВК №3«Школа-лицей»» г.Старый Крым

Автор: Кромлиди М.А. учитель физики высшей категории

Статья: « Использование информационно-коммуникативных технологий как средство формирования функциональной грамотности обучающихся на уроках физики, химии и астрономии »

Все, что находится во взаимной связи,

должно преподаваться в такой же связи.

(Я.А.Коменский)

Хочу начать свою статью с понятия функциональной грамотности и использования ИКТ как средство её формиро-вания.

Ключевые слова: функциональная грамотность, компьютерная грамотность, цифровые и информационные технологии

Функциональная грамотность (англ.functionalliteracy ) – результат образования, который обеспечивает навыки и знания, необходимые для развития личности, получения новых знаний и достижений культуры, овладение новой техникой, успешного выполнения профессиональных обязанностей, орга-низации семейной жизни, в т.ч. воспитания детей, решении различных жизненных проблем.

Функциональную грамотность составляют:

- элементы логической грамотности;

  • умения человека понимать различного рода, касающиеся его государственные акты и следовать им;

  • соблюдение человеком норм собственной жизни и правил безопасности;

  • требования технологических процессов, в которые он вовлечен;

  • информационная и компьютерная грамотность.

Функциональная грамотность – это индикатор общественного благополучия.

Высокий уровень указывает на определенные социокультурные достижения общества; низкий – является предостережением возможного социального кризиса.

Поэтому особую актуальность приобретает исследование уровня функциональной грамотности учащихся, т.к. все эти функциональные навыки формируются именно в школе.

Если раньше цели обучения определяли как усвоение знаний, умений и навыков, или как формирование компетентностей, то сегодня целью обучения становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.

Формирование функциональной грамотности личности зависит от 1) профессионализма педагога ;

2) его эрудиции и грамотности.

Педагог обязан в совершенстве владеть 3 группами компетенций:

  • методологическими;

  • мировозренческими;

  • предметно - ориентированными.

В процессе формирования функциональной грамотности личности ребенок рассматривается, как субъект образовательно-го процесса.

И учитель должен работать по принципу «Учитель - ученик». В результате этого формируется осознанные умения и навыки. Учитель должен построить работу так, чтобы каждый ученик мог делать самооценку своих знаний, умений и использовать их в практической деятельности.

Для успешности реализации поставленных задач, необходимо различать технологии развивающего обучения:

1. Проблемно - диалогические (умение самостоятельно осущест-влять деятельность учения);

2. Технология проектной деятельности (формирование интеллектуальных, организационных, коммуникативных и оценочных умений)

3. ИКТ (информационные технологии)

Работу по формированию функциональной грамотности на уроках физики, химии, астрономии осуществляю по следующим направлениям: 

  • создаю презентации, ЛОК и флипчарты к урокам,

  • использую Интернет-ресурсы, с разнообразными обучающими программами

  •  разрабатываю собственные программы и апробирую на уроках

Формирование функциональной грамотности школьников на уроках физики, химии, астрономии возможно через формирование у каждого учащегося опыта творческой социально значимой деятельности в реализации своих способностей средствами ИКТ. 

В эпоху цифровых технологий компьютерная грамотность, как компонент функциональной грамотности, способствует достижению школьниками ключевых и предметных компетенций на уроках физики, химии и астрономии. Необходимым условием успешности является деятельностный характер обучения, развитие самостоятельности и ответственности учеников за результаты своей деятельности на основе ИКТ. 

 Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, корни и тригонометрические функции,

  • построения и исследования простейших физических и химических моделей;

  • описания и исследования с помощью функций реальных зависимостей, представления их графически;

  • интерпретации графиков реальных процессов;

  • решения физических, химических, астрономических экономических, логических и других расчетных задач, в том числе задач на наибольшие и наименьшие значения с применением математических формул;

  • анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, анализа информации статистического характера;

  • исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул, химических и физических свойств ;

  • вычисления сопротивлений, масс, площадей, напряжений и объемов и т.д. реальных объектов при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства”

При формировании функциональной грамотности , основной педагогической задачей являются:


Как учить?

Чему учить?


Ради чего учить?


обновление

средств

обучения

обновление

содержания


Ценности

образования


Образование является особой формой мышления, которая, подчиняясь диалектическим законам, поэтапно проводит обучающегося от незнания – к знанию, от владения знаниями – к их применению, а затем – к созданию новых знаний.

Использование ИКТ позволяет удовлетворить потреб-ности современных детей. На уроках активно использую данную технологию:

1)парная и групповая работа с компьютерной презентацией,

2)самостоятельное составление кластера,

3) логичесеки-опорной схемы по теме ЛОС,

4)составление вопросов к видеофрагменту,

5)использование интерактивной доски.

  • На каждом уроке осуществляю связь физики с математикой историей, астрономией, географией, экономикой, музыкой, биологией, химией, литературой и ОБЖ. Это позволяет многогранно, рассмотреть многие важные явления, связать уроки физики с жизнью, показать богатство и сложность окружающего мира.

  • На таких уроках у ребят появляется возможность создать не только собственную модель мира, но и выработать свой способ взаимодействия с ним.

  • Мне как учителю межпредметный урок позволяет воспитывать у ребят охоту к целенаправленному преодолению трудностей на пути познания.

Новые функции педагога определяются необходимостью чётко представлять структуру учебной деятельности и свои действия на каждом этапе от возникновения замысла до полного его осуществления.

Таким образом, формирование функциональной грамотности учащихся на современном этапе развития школь-ного образования зависит от обновления самого содержания образования, создания учебных программ, учебников, пересмо-тра программ повышения квалификации и переподготовки учителей, мониторинга способностей учащихся применять полученные знания в ученых и практических ситуациях, а также обеспечить адекватные материально-технические, психолого-технические и технологические условия обучения школьников.

Вывод:

  • Проблема формирования функциональной грамотности на уроках физики очень актуальна.

  • Изучение современных теоретических положений и рассмотрение методических способов, форм, приемов реализации среднего физико-математического образования говорит о его фрагментарности, обрывочно-сти реализации.


  • Функциональная грамотность позволяет формировать целостное образное видение мира, избегая дробления знаний.

«В основу воспитательного процесса должна быть положена личная деятельность ученика, и всё искусство воспитателя должно сводиться только к тому, чтобы направля-ть и регулировать эту деятельность…

Учитель является с психологической точки зрения организатором воспитательной среды, регулятором и контро-лёром ее взаимодействия с воспитанником.

Главная психологическая цель воспитания –целенаправленная и преднамеренная выработка у ребёнка новых форм его поведения, деятельности, т.е. планомерная организация его развития»



Подготовила:

Кромлиди М.А. учитель физики высшей категории

МБОУ «Старокрымский УВК №3 «Школа-лицей»»



2021-2022

учебный год




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!