СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Информационные технологии на уроках истории."

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья "Информационные технологии на уроках истории. "

Просмотр содержимого документа
«Статья "Информационные технологии на уроках истории."»

Информационные технологии на уроках истории.

(статья для публикации)

Могли ли братья Райт, 100 лет назад поднявшие в воздух на несколько секунд первый самолёт, и их современники представить себе такой стремительный бег технического прогресса, который мы наблюдаем сейчас? Мог ли Ю.А. Гагарин, пятьдесят лет назад открывший дорогу в космос, писавший ещё чернилами, представить что его внуки и правнуки будут писать и читать не по бумаге, общаться через «аську», соединяться через доли секунд со своими друзьями из США или Австралии? Вероятно, им представить это было так же сложно, как нам сейчас сложно представить даже в самых смелых фантазиях, «до чего дойдёт прогресс, до каких невиданных чудес» лет через пятьдесят. Время стремительно несётся, словно сверхзвуковой лайнер по рельсам научно-технического прогресса. И школа, и образовательный и воспитательный процесс в целом не может оставаться где-то на обочине, в стороне от прогресса. Школа должна идти в ногу со временем, именно поэтому мы переживаем процесс модернизации системы образования. Современность диктует достаточно жёсткие требования: молодые люди на рынке рабочей силы XXI века должны быть конкурентно способными, компетентными, грамотными, коммуникабельными, способными быстро реагировать на изменения, уметь перестраиваться, находить нестандартные решения, быть толерантными, терпеливыми, но в то же время инициативными, активными, открытыми к принятию нового, мобильными. Таков социальный заказ современного общества. Именно таких молодых людей помогает воспитывать применение информационно-коммуникативных технологий на уроках и во внеурочной деятельности. Применение информационно-коммуникативных технологий даёт возможность не разрастись глубокой пропасти между учителем и учащимися. Не секрет, что для многих учащихся компьютер — это всего лишь средство общения, приятного времяпрепровождения, развлечения и игры. У многих подростков развиваются Интернет—зависимость, психологические отклонения, потеря реального времени, притупляются человеческие чувства, морально—нравственные понятия уходят на второй план. Поэтому задача современного педагога, по—моему мнению, состоит в том, чтобы стать добрым волшебником, превратив компьютер учащегося из «стрелялки» и «пыхалки» в:

1) «орудие труда»,

2) «источник информации»,

3) «средство облегчения учебного труда»,

4) «средство контроля и проверки знаний»,

5) «средство делового и дружеского общения».

Для реализации данных планов учителю самому необходимо быть компетентным в применении информационно—коммуникативных технологий, опережать своих учеников в знании и умении пользоваться ими. С этой целью я на своих уроках истории применяю проектный метод обучения.

В своей педагогической практике я и мои ученики в процессе подготовки проектов используют информационно—коммуникативные технологии как «средство делового и дружеского общения». Наиболее чёткое представление о методе проектов я получила в ходе дистанционного обучения Intel. Используя данный метод обучения, мне и моим ученикам удаётся наиболее полно применить все преимущества информационно—коммуникативных технологий на различных этапах подготовки и реализации проектов. При подготовке проектов учащиеся осваивают и проходят все вышеперечисленные этапы превращения ПК из «игрушки» в инструмент добывания знания, приобретение навыков, реализацию и демонстрацию своих умений и полученных результатов.

Мои ученики при подготовке своих школьных проектов используют компьютер в качестве «орудия труда», осваивая и применяя на практике программы Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint, Microsoft FrontPage, Microsoft Publisher, Adobe Photoshop и другие.

Также ученики используют компьютер в ходе подготовки проектов в качестве «источника информации» — это различные Интернет—сайты, виртуальные библиотеки, электронные энциклопедии и словари (CD “Энциклопедия истории России 862-1917 гг.”, CD “Династия Романовых. Три века российской истории”, CD “Святая Русь”, “Храмы Санкт—Петербурга”, “Золотое кольцо России”, CD “Московский Кремль”, CD “Энциклопедия классической музыки”, “Эрмитаж. Искусство Западной Европы”, “Мировая художественная культура”, “Шедевры русской живописи”, “Шедевры мировой живописи 11 111 репродукций”, “Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства”, “Мировая художественная культура”, “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия”, CD “Битва за Москву” и CD “От Кремля до Рейхстага”, CD “Наполеон и Александр”, CD “Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона”, “Биографии: Россия”, CD “Библейский компьютерный справочник”, в серии CD “Классика. История России” помещены собрания сочинений Н.М. Карамзина, И.Н. Костомарова, С.С. Платонова, В.О. Ключевского и др.). Средства информационных технологий имеют двойственный характер: с одной стороны — это предмет изучения, с другой — средство обучения. Учитель перестает быть первоисточником информации, превращаясь в посредника, облегчающего ее получение. Не выходя из дома и не посещая библиотек, можно найти самую свежую информацию, поскольку в Интернете имеется огромное количество платных и бесплатных баз данных и самых различных знаний. При помощи Интернета можно получить доступ ко многим заочным курсам, принять участие в дискуссиях, найти сведения практически о любом виде деятельности человека.

Как «средство облегчения труда школьников» (для подготовки ученических презентаций, сообщений, проектов) ребята используют различные готовые диски: “История Росси XX век”, “Карамзин Н.М. История государства Российского”, “Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс”, “Всеобщая история. История средних веков. 6 класс”, “Всеобщая история. История нового времени. 7 — 8 класс”, “Основы правовых знаний 8—9 класс”, “Обществознание. 8—9 класс”, “Обществознание. 10—11 класс” и др.).

Так же все вышеперечисленные диски и Интернет—ресурсы я использую для подготовки собственных презентаций в качестве иллюстративного сопровождения урока (наглядно—иллюстративный метод).

Очень удобно, экономично по времени, объективно оправдано применение информационных технологий как средство «контроля и проверки знаний» (контрольные работы, промежуточные тесты во время подготовки проектов, тесты к урокам, подготовки к сдаче ГИА и ЕГЭ). В этом может помочь как отдельная программа (типа редактор тестов), так и отдельные специализированные диски для подготовки к сдаче экзаменов, а так же программы, задания, тесты находящиеся на готовых тематических дисках (например, на дисках типа “Всеобщая история”, “История России XX век” и др.).

В целом информационные технологии позволяют повысить интерес к изучению предмета, расширить информационное поле, ускорить процесс получения и использования информации, развить познавательные способности школьников. Применение информационно—коммуникативных технологий способно существенно углубить содержание материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование практических умений и навыков учащихся в освоении исторического материала.

В итоге необходимо отметить, что применение информационно—коммуникативных технологий на уроках истории:

1. формируют высокую степень мотивации, повышают интерес к процессу обучения, стимулируют интерес к предмету;

2. предают содержанию образовательного процесса творческий, проблемный, исследовательский характер

3. повышают интенсивность обучения;

4. позволяют достигнуть индивидуализации обучения;

5. обеспечивают объективность оценивания результатов;

6. увеличивают долю самостоятельной работы;

7. заставляют людей, работающих вместе в одной группе над общей проблемой, распределять между собой нагрузку, ответственность, учатся взаимодействию, взаимопониманию, толерантности, коммуникативности, умению идти на компромисс, вести продуктивную дискуссию;

8. позволяют просматривать, использовать, оперировать и применять огромное количество источников информации;

9. облегчают и упрощают процесс добывания информации;

10. делают учебный процесс ярким, запоминающимся, наглядным, а полученные знания более лёгкими для усвоения.


Список использованной литературы и Интернет—ресурсов:

1. http://www.openclass.ru/io/5/kustusheva%20

2.http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,4786/Itemid,118/

3. http://www.rusedu.info/Article79.html

4. http://festival.1september.ru/articles/312247/

5. http://festival.1september.ru/articles/100302/

6. http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00131797_0.html



Аннотация.

В своей работе «Информационные технологии на уроках истории» я на исторических примерах доказала убыстряющийся темп научно—технического прогресса; охарактеризовала требования, которым должен отвечать молодой специалист, чтобы быть востребованным в обществе; обозначила роль ПК на уроке; обосновала применение информационно—коммуникативных технологий на уроке в процессе подготовки учащимися проектов, добывании и применении информации; указала на значение информационных технологий как иллюстративного метода обучения, для проверки полученных знаний, подготовки к ЕГЭ и ГИА; сделала выводы о том, какое в итоге имеет значение применение информационно—коммуникативных технологий на уроке.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!