СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Игра как способ развития творческих способностей младших школьников в детской библиотеке"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья "Игра как способ развития творческих способностей младших школьников в детской библиотеке"»

Н.А. Якутина,

библиотекарь МБОУ «СШ № 13 им. Э.Д. Балтина»

ББК 78.33

УДК 37.013-053



ИГРА КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОЙ БИБЛИОТЕКЕ


В статье рассматривается роли детских библиотек развитие творческих способностей младших школьников через игру. Описывается опыт работы детских библиотек и библиотеки МБОУ «СШ № 13 им. Э.Д. Балтина» по развитию творческих способностей младших школьников.

Ключевые слова: младший школьник, творческие способности, детская и школьная библиотека.


N.A.Yakutina

The librarian MBOU « School № 13 named after E.D. Baltina»


THE GAME AS A WAY TO DEVELOP CREATIVE ABILITIES

JUNIOR SCHOOLCHILDREN IN THE CHILDREN'S LIBRARY


The article discusses the role of children's libraries in the development of creative abilities of younger students through the game. The experience of the work of children's libraries and the library of the MBOU "Secondary School No. E.D. Baltin" for the development of creative abilities of younger students.

Key words: junior schoolchild, creative abilities, children's and school library.

Важный этап в процессе формирования современной личности ребенка представляет собой младший школьный возраст. Попадая в совершенно новую для себя атмосферу, младшему школьнику приходится набираться нового опыта в общении с людьми, обдумывать свои поступки, действовать в той или иной ситуации. Поэтому возраст этот дает дополнительные преимущества для развития творческих способностей, с одной стороны, обогащая уже имеющиеся навыки.

Ребенок, имеющий возможность с раннего детства проявлять свои творческие способности, сохраняет креативность и в зрелом возрасте, а именно это качество наряду с деловыми задатками высоко ценится в современном мире.

Творчество пронизывает все виды деятельности, обеспечивая её новое, более высокое качество. Оно является тем мостиком, через который проходят эмоционально-эстетическая реакция от восприятия к воспроизведению и закрепляются как личностные новообразования.

Исследования  психологов и педагогов  М.Г. Ахметвалиевой; Л.С. Выготского; Л.Б. Константиновой; С.В. Максимовой указывают  на связь творческих способностей с  развитием личности и интеллекта, с развитием воображения, которое имеет свои особенности у младшего школьника. Отсюда можно предположить, что в данном возрасте особую форму имеют и творческие способности. Творческие способности младшего школьника развиваются в ходе взаимодействия его со средой, под влиянием обучения и воспитания [3].

Развитие творческой активности младших школьников осуществляется в процессе разнообразной творческой деятельности, в которой они взаимодействуют с окружающей действительностью и с другими людьми. В младшем возрасте юный читатель открывает для себя мир по - новому: переживает, радуется, общается, ищет пути решения различных проблем.

Роль детских библиотек в этом процессе неоспорима.

Детская библиотека – это особый, удивительный мир: книжный мир, в котором дети получают уникальную возможность познания нового, делают первые шаги в неизвестное и загадочное. Все для них в этом мире – удивление, открытие, так или иначе воздействующее на развитие или саморазвитие ребенка, на пробуждение интереса, а затем воображения, приводящего к творческому поиску, задумкам [5].

Библиотечные мероприятия являются самыми благоприятными, на которых можно существенно повысить уровень развития творческих способностей.

Если дать младшему школьнику почувствовать свою умелость, значимость, право на авторство, то произойдёт чудо: раскроются способности, о которых даже не подозревали, ребенок начнёт успешно управляться с тем, что ему было недоступно ранее. Иногда даже сама читаемая книга играет с ребенком, доставляя младшему школьнику не только огромную радость, но и позволят поднять их познавательную активность на новую ступень.

Книга, чтение и игра часто становятся стимулом и необходимым фактором проявления желания, чтобы творить [5].

Игра не только доставляет младшим школьникам огромную радость, но и позволят поднять их познавательную активность на новую ступень.

Классификация детских игр имеет множество видов. Но остановиться хочется на тех играх, которые применяются в работе детских библиотек и способствуют творческому развитию младших школьников. В последние годы в деятельности детских библиотек успешно используются в работе разные формы массовых мероприятий и средства развития творческих способностей младших школьников, стимулируемые книгой, чтением и игрой.

Библиотечные игры – это игры, обусловленные спецификой библиотеки как особого социального института. Они являются посредником между ребенком и миром книжной культуры; содержание их– не вне библиотеки и не внешнее по отношению к ней, а сама суть библиотеки; предмет их– книга, библиотека, читательская деятельность во всем многообразии ее проявлений [6].

Специфика работы с младшим школьником в библиотеке предопределяет необходимость заниматься развитием разнообразных литературно-творческих, читательских и сочинительских способностей, при этом отметим, что роль книги и чтения в формировании духовных ценностей детей младшего школьного возраста трудно переоценить.

Н.К. Сафонова разработала ряд игр, применяемых в работе с детьми в детских библиотеках. Одной из них является игра – путешествие. Нужно отметить, что игра – путешествие – это стационарный вид игр, имеющий поисково-познавательную направленность. Сюжет игры имитирует ситуации путешествия. В игре – путешествии присутствуют элементы сюжетно-ролевой игры, так как участникам игры по ее сюжету отводятся определенные роли, в которые они перевоплощаются. Чтобы как можно полнее раскрыть свой личностный потенциал и одновременно получить больше возможностей для разных вариантов познавательной и творческой деятельности во время игры участники могут меняться ролями [7].

Младшие школьники любят отправляться в экологическое путешествие к лесным обитателям. Отправляясь в экологическое путешествие, ребята не узнают о природе, животных и птицах родного края, но и показывают свое творчество. Мордовская республиканская детская библиотека для своих читателей провела экологическую игру - путешествие «В мир заповедной природы». С загадками, прибаутками, играми ребята встретились с покровительницей леса Виравой. Она познакомила участников путешествия с выставкой детских поделок из природного материала и помогла ребятам составить «Правила природы друзей» [4].

Необычную эко – игру «Экологический теремок» в Год экологии провела детская библиотека города Инты республики Коми. Участники игры перевоплощались в животных и птиц. В одном из конкурсов с завязанными глазами они доставали зверушку из теремка и угадывают на ощупь, а потом изображали повадки и поведение выбранного животного [4].

Среди игр, описанной Н.П. Опариной следует обратить на игры - драматизации «Игра в театр», которые являются наиболее характерными играми для младших школьников и занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью этих игр является то, что они создаются по литературным произведениям. Игровая деятельность таких игр носит ярко выраженный самостоятельный и творческий характер. В них сочетаются методы театральной, музыкальной, литературной и игровой деятельности.

Реализация проекта «Волшебные куклы» Тоской областной детско - юношеской библиотеки создает творческую площадку для общения. В рамках проекта показываются различные кукольные спектакли. Ребята мастерят куклы своими руками, а затем разыгрывают с ними спектакли, которые посещают не только дети, но и взрослые. Взрослые отметили, что такие мероприятия положительно влияют на формирование и развитие творческих способностей детей, привлекают к чтению [4].

Одной из форм работы в детских библиотеках, стимулирующей инициативу и позволяющей школьникам развивать творческую активность, является проведение различных литературных конкурсов (праздников) с элементами театрализации. Н.П. Опарина в своем учебо – методическом пособии «Игровые формы и методы в работе детских библиотек» дала определение литературным конкурсам с элементами театрализации, о которой рассказала в своем учебно – методическом пособии Н.П. Опарина. При их подготовке и проведении праздника, необходимо использовать технологию создания сценария праздника, опираясь на приемы и методы, широко применяемые в социально-культурной деятельности [6].

Конкурсное мероприятие «Спичка-невеличка и большой пожар» прошло в Центральной детской библиотеке города Мончегорска Мурманской области для младших школьников. Ребята узнали историю изобретения спички, из какого материала их делают, какие бывают спички и как применяются они в наши дни. Полученные знания участники мероприятия смогли закрепить в игровых ситуациях: измеряли спичечным коробком отрезки, «тушили пожар», «спасали жильцов из горящего дома», складывали картинки на пожарную тематику, уверенно ответили на вопросы предложенной викторины [4].

Интересный необычный экологический творческий конкурс провела для своих читателей Юсьвиннкая детская библиотека республики Коми «Звериная Дума Коми края». В ходе выборов в звериную Думу Коми края младшие школьники выдвигали, а затем защищали своего кандидата, прочитав немало книг о своем кандидате- зверюшке, подготовили инсценировки, нарисовали рисунки, сделали поделки. Для заключительного конкурса «Разноцветные книжки» ребята собственными руками изготовили собственными руками и издали 17 книжек – самоделок о природе с собственными сказками, стихами и рассказами [4].

Большое место в возрождении культурных традиций русского народа отводится игре. Дети с удовольствием участвуют в развлечениях, пришедших к нам от наших прадедушек и прабабушек. Издавна частью народных праздников были подвижные игры. Они присутствуют и в игровых программах библиотеки [2].

В детских библиотеках стало традицией на масленичной неделе проводить фольклорные праздники «Собирайся народ! Масленица в гости идёт!»; «Широкая масленица», «Пришла Коляда – открывай ворота», этно - игротека «Старинные Коми - игры» и т.д.

Дети и их родители закликают Масленицу, водят хороводы, знакомятся не только со старинными играми своего края, но и сравнивают их с играми русского народа. В конце праздника гостей ждет вкусное угощение – блины, приготовленные по разным рецептам. Побывав на этом празднике, ребята узнают историю весёлого праздника, выучивают заклички - приговорки, которыми в народе встречали Масленицу, участвуют в различных игровых конкурсах, но и в мастер-классе по изготовлению из соломы чучела Масленицы, которое в последний день с обрядовыми песнями сжигается на костре [2].

Сегодня библиотеки считают своей приоритетной задачей повышение качества услуг и улучшение условий работы читателей. Организация обслуживания читателей неизбежно порождает определенные проблемы и для читателей, и для персонала библиотеки.

Библиотеки постоянно ведут диалог с читательской аудиторией, используя различные методы изучения удовлетворенности читателей предоставляемыми услугами [1].

Библиотекари, работающие с младшими школьниками постоянно находятся в поиске способов развития творческих способностей и интересов детей. С целью эффективной работы библиотеки с младшими школьниками, для определения основных направлений при проведении массовых мероприятий с младшими школьниками после проведения мероприятия было проведено анкетирование «Оценка мероприятия».

В рамках Недели детской книги на базе МБОУ «СШ «13 им. Э.Д. Балтина» для обучающихся 4А класса была проведена игра – викторина по сказке А.Н. Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино». Ребятам предстояло пройти много испытаний, найти ответы на предложенные вопросы, представить жюри творческое домашнее задание: книжные закладки с полюбившимися героями, добраться до таинственной двери, за которой хранится золотой ключик.

Анкетирование проводилось анонимно в форме закрытой анкеты, состоящей из 5 вопросов, в каждом из которых представлены готовые ответы. Общее количество респондентов 23 человека (обучающиеся 4А класса). По итогам анкетирования обучающихся, участников данного мероприятия можно сделать вывод, о том, что при проведении мероприятий с детьми детским библиотекам нужно использовать конкурсы с элементами игры, подбирая их таким учетом, чтобы все участники мероприятия стремились принять в нем участие, раскрыть свои возможности.

В работу с детьми в детских библиотеках можно включать разнообразные творческие конкурсы рисунков, поделок, стихов и рассказов собственного сочинения, презентаций своих любимых книг, что вызывает у младших школьников интерес и чувства сопричастности к общему делу.

Анализируя опыт работы детских библиотек с младшими школьниками видно, что в своей работе они используют все возможные формы массовой работы при проведении библиотечных мероприятий, не только приобщая ребенка к чтению, но и помогают раскрыть творческие способности растущего человека.

Любая игра, если она грамотно организована, являясь развлечением, отдыхом, способна перерасти в обучение, творчество. Игру принято называть основной нормой деятельности младшего школьника. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности. Удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Игра помогает создавать и поддерживать положительный эмоциональный фон в детском коллективе, создаёт хорошее настроение, является «школой радости» для каждого ребёнка [8].

Каждый ребёнок уникален и неповторим. Главное, чтобы тебя поддержали и поняли.

Будущее за теми библиотеками, которые поддерживают и развивают творческие способности учащихся с использованием ими новейших технологий, воспитавшие в школьнике творческого читателя.

 СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:

1. Васильев, И. Г. Социологические исследования в библиотеках: практическое пособие / И. Г. Васильев, М. Е. Илле, Д. К. Равинский. – Санкт-Петербург: Профессия, 2001. – 176 с. – (Библиотечный практикум).

2.Интерактивные формы работы с читателями в муниципальных библиотеках: (методические рекомендации) [Электронный ресурс] / ГУК "Тульская областная универсальная научная библиотека", сектор науч.- метод.работы; сост. М. В. Лунева, Л. Л. Леонова. – Тула, 2013. – 19 с. – Режим доступа: http://www.pandia.ru/text/79/195/72489.php (дата обращения: 28.02.2017).

3. Максимова, С.В. Развитие творческой активности учащихся./ С.В. Максимова // Управление начальной школой. – 2010. - № 2. – С. 15 – 21.

4.Научно – методический отдел: виртуальный методический центр [Электронный ресурс]/ Российская Государственная детская библиотека.- Режим доступа: http://metodisty.rgdb.ru/02/dokumenty/144-rukovodstvo-dlya-detskikh-bibliotek (дата обращения: 07.03.2017)

5. Опарина, Н.П. Книга – дети - творчество: учебно – методическое пособие / Н.П. Опарина.- Москва: Литера, 2011.- 192с.

6. Опарина, Н.П. Игровые формы и методы в работе детских библиотек: учебно-методическое пособие / Н.П.Опарина. –Москва: Литера, 2010. – С. 105 – 107. (Серия «Современная библиотека».Вып. 76)

7. Сафонова, Н. К. Игры в детской библиотеке: теория, методика, библиотечная практика: учебное пособие / Н. К. Сафонова.- Челяб. гос. акад. культуры искусств. – Челябинск, 2006. – 58 c.

8. Современные формы работы с детьми и подростками в библиотеке: словарь / Российская государственная библиотека: сост. О.Л. Кабачек; ред. О.Л. Кабачек, М.В. Карданова – Москва, 2013.- 116 с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!