СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Формирование познавательных УУД на уроках русского языка в начальной школе в процессе внедрения ФГОС"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья "Формирование познавательных УУД на уроках русского языка в начальной школе в процессе внедрения ФГОС"»

Формирование познавательных УУД на уроках русского языка в начальной школе в процессе внедрения ФГОС

Свое выступление хотела бы начать со слов И.Г.Песталоцци «Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача - помочь им раскрыться, развить собственные идеи».
(Слайд 1)

Процесс обучения рассматриваю как процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и развития. Я убеждена, что важнейшее место в системе школьного образования отводится начальным классам, как базовому звену в развитии интеллектуально-творческой личности. Передо мной, как учителем, встала проблема: как активизировать интеллектуальную деятельность учащихся с разными складами ума, сделать обучение комфортным, содействовать укреплению психического и физического здоровья детей? Я поставила перед собой цель: создавать условия для активизации интеллектуальной деятельности школьников; повысить эффективность учебной деятельности через развитие интеллектуальных способностей школьников. (Слайд 2)

Русский язык является одним из сложных и отнюдь не самых интересных предметов в школе. Поэтому необходимо ещё в начальной школе развивать у учащихся интерес к этому предмету, сделать его как можно более радостным и увлекательным.

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов становится обеспечение развития универсальных учебных действий. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта  к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

      В составе основных видов универсальных учебных действий  можно выделить четыре блока:1) личностный; 2)регулятивный; 3) познавательный; 4) коммуникативный. (Слайд 3)

Обратим внимание только на 3 группу: познавательные  УУД.

Познавательные  универсальные  действия включают:  общеучебные, логические, а также постановку и решение  проблемы. (Слайд 4)

Общеучебные  универсальные действия:

·        самостоятельное выделение и формирование познавательной цели;

·        поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

·        структурирование знаний;

·        осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

·        выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

·        смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

·        постановка и формирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных  универсальных  действий  составляют знаково-символические действия:

·        моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая  или  знаково – символическая);

·        преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

·        анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

·        синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

·        выбор оснований и критериев для сравнения. сериации, классификации объектов;

·        подведение под понятия, выведение следствий;

·        установление причинно-следственных связей;

·        построение логической цепи рассуждений;

·        доказательство;

·        выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблем:

·        формирование проблемы;

·        самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.


С первых дней обучения грамоте я учу детей:

-пользоваться учебными пособиями: находить страницу, тему, задание, учатся читать и понимать схемы, таблицы и другие символы, представленные в учебной литературе;

-использовать знаково-символичные средство для решения различных учебных задач;

-отрабатываются умения: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей, другой дополнительной литературе.

В 3-4 классах учу поиску нужной информации в дополнительных изданиях: энциклопедиях, справочниках, словарях, в электронных цифровых ресурсах.

         При анализе содержания учебников русского языка можно заметить,  что внутренняя структура каждого параграфа учебника включает в себя такие элементы, которые в той или иной степени направлены на формирование всех групп универсальных учебных действий. Но задания и упражнения, способствующие эффективному развитию учебной деятельности и логических приёмов мышления наиболее  частотны. Так же я использую в работе и дополнительные источники и задания, которые  я подбираю сама.

Для осуществления развивающих целей обучения я стараюсь активизировать познавательную деятельность учащихся, создать ситуацию заинтересованности. Одним из наиболее значимых мотивов учебной деятельности является формирование познавательного интереса. Основным источником стимуляции познавательного интереса является содержание учебного материала, которое несёт учащимся неизвестную ранее информацию, вызывающую чувство удивления, позволяющую по-новому взглянуть на уже известные явления, открыть новые грани в знаниях. Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении. Ещё К.Д.Ушинский подчёркивал, как важно серьёзное занятие сделать для детей занимательным. Он считал, что обучение, лишённое всякого интереса, убивает охоту учиться.

Опираясь на свой опыт работы, хочу рассказать о некоторых видах познавательных заданий творческого характера, которые успешно применяю на своих уроках.

Данные задания и приёмы позволят учителю: сделать процесс обучения творческим, радостным, получить хорошие результаты обучения, постоянно удерживая внимание детей, контролировать дисциплину и эффективны на разных этапах урока: актуализации знаний, открытия нового знания, формирования и систематизации знаний, а также рефлексии.

Хочу отметить, что приведённые ниже упражнения, удобнее всего проводить в форме групповой работы. Работая в сотрудничестве, дети учатся помогать, обращаться за помощью друг к другу, что очень важно в учебном процессе, формулировать свою точку зрения, выяснять точку зрения своих партнеров, обнаруживать разницу точек зрения, пытаться разрешить разногласия с помощью логических аргументов.



  Упражнения и задания для развития общеучебных универсальных действий:

Составь слово”. (Слайд 5)

Упражнение используется на этапе объявления темы урока с целью тренировки внимания и создания положительной мотивации на изучение новой темы.

В словах, которые я назову, запоминайте первую букву. Если вы всё сделаете правильно, то получится слово, имеющее непосредственное значение к теме урока. 1. Глухой – ф, звонкий -… 2. Предпоследняя буква в слове “ветер”. 3. Стоит за буквой Р. 4. Суффикс  в слове “речной”. 5. Первая буква алфавита.

Ответ: ВЕСНА.


Четвёртое лишнее”.(Слайд 6)

Дидактическая игра «Четвёртое лишнее» для детей имеет развивающее значение. Она способствует развитию познавательных процессов. Тренирует наглядно-образное мышление, словесно-логическое мышление, активный словарь. Дети закрепляют умение группировать и классифицировать предметы используя игровые упражнения.

Задание: в каждом ряду три слова по определённому основанию связаны между собой, а четвёртое – отличается. Найдите его, ответ обоснуйте.

1. Корова, медведь, лиса, заяц.

2. Дуремар, Мальвина, Айболит, Пьеро.

3. Маленький, малявка, маляр, малыш.

4. Прыжок, пенал, пена, петь.


Какография”(Слайд 7)

Работая в начальных классах, я пришла к выводу, что наиболее интересные методы и приёмы обучения связаны с вопросом применения на уроках проблемного обучения и создания проблемных ситуаций. Именно поэтому я и стала применять какографические (неверные) написания на уроках русского языка.

Термин «какография» является антонимом к слову «орфография»; отсюда и название «какографические», т.е. умышленно ошибочное письмо, которое предлагается ученику с целью нахождения и исправления ошибок.

Применение приёма какографии, во-первых, помогает выработать у учащихся коммуникативный метод, определяющий правописание как «инструмент» речевой деятельности: писать надо так, чтобы тебя понимали окружающие; во-вторых, позволяет убедить учащихся в необходимости изучения правил т.к. без соблюдения правил нельзя верно оформить свои мысли в письменной речи: в-третьих, даёт возможность в совместной деятельности с учащимися разобрать состав и последовательность операций действия контроля, направленного на предупреждение нарушений норм правописания; в- четвёртых позволяет создать на уроке атмосферу сотрудничества, когда младшие школьники могут поспорить, додуматься до вывода, ответа, а не слепо и доверчиво двигаться за учителем по лабиринту орфографических правил.

Какографические упражнения можно давать на любом типе урока.

Конструкция урока позволяет включать учеников в различные виды парной, групповой и индивидуальной работы.

Детям предлагается неправильно решённая проблема: текст с ошибками, неверно записанная информация, задача, перепутана последовательность действий и т. д.

Условие: найди все ошибки. Мотивируй свой ответ.

Приложение:

Текст№1.

Ну и динёк! Яркое солнце залевает огромное поле. Лёгкий ветерок валнует поле ржы. В оврашке бежыт говорливый ручеёк.


Игра « Антидиктант» (Слайд 8)

Цель: выработка «орфографической зоркости»

Задание: Из некоторых слов текста убежала буква «е». Поставь её на своё место.

Лото

В поезде было жарко. Мы охали долго- долго, пока увидели лис и сало. Нас очень ждали в соли. Тётя Луна и дядя Соня были нам рады. Мы хорошо провыли лото. Ловили рыбу на руку, или ватрушки на моду, кувыркались на лугу в сани. Потом мы поохали в город.

Лото

В поезде было жарко. Мы ехали долго- долго, пока увидели лес и село. Нас очень ждали в селе. Тётя Лена и дядя Сеня были нам рады. Мы хорошо провели лето. Ловили рыбу на реке, ели ватрушки на меду, кувыркались на лугу в сене. Потом мы поехали в город.


Работа в группах. (Слайд 9, 10)

Вот текст стихотворения Агнии Барто, записанный по правилам игры «Антидиктант»

Я люблю сваю лашатку,

Пречишу ей шорздку глатка,

Грибижком преглажу хвозьтик

И вирхом паеду ф гозьти.


Учитель медленно диктует маленький текст. Дети записывают его, сделав все возможные орфографические ошибки. Группам предоставляется время для того, чтобы исправить ошибки в тексте и записать этот текст без орфографических ошибок. Затем группы обмениваются работами и проверяют их по образцу. Побеждает команда, не допустившая ошибок.

(Слайд 11).


В заключении добавлю, систематическое и осознанное выполнение детьми исправлений чужих ошибок позволяет им корректировать собственные записи, видеть и исправлять свои ошибки, допущенные на изученные раннее орфограммы. Л. В. Щерба писал: «Учитель должен уметь использо­вать обучение правописанию для создания обост­ренного чутья языка, без чего невозможна грамот­ность в широком смысле слова»

Наблюдательность – важная черта личности, позволяющая понимать, усваивать новое и на этой основе проявлять творчество. Это помогает воспитывать самостоятельность мышления и интерес к учению, а в свете ФГОС – формировать УУД.


Графическая арифметика” (Слайд 12)

Формулирование темы урока. Помощь в минутках чистописания в 1 классе, работа со словарными словами. Форма занимательная, в то же время развивающая.

Ба + большой деревянный сосуд = летающее насекомое. (бабочка)

Ба + пресноводное животное с клешнями = временное жилище. (барак)


«Буквенный диктант» (Слайд 14)

Методика использования буквенного диктанта

Учитель загадывает понятие, ученики его отгадывают и пишут первую букву отгаданного слова.

Например, учитель загадывает: “Ближайшая к Земле звезда”. Учащиеся отгадывают слово “Солнце” и пишут в тетради букву “С”. Постепенно буква за буквой складывается слово, которое учитель таким образом хотел загадать.

Если буква не бывает в начале слова, при её загадывании делается особая оговорка – указывается, какая по счёту буква в слове загадана.

Например, букву “Ь” можно загадать так: “Последняя буква в названии времени года, которое следует за летом”. Ученики отгадывают слово “осень” и записывают последнюю букву “Ь”.

Буквенный диктант можно использовать на разных этапах урока в зависимости от типа урока и его целей: для определения темы урока, активизации знаний перед введением нового материала, первичного закрепления, проверки знаний.


Цель этих заданий:

  • активизируем познавательную деятельность учащихся, внося в урок элементы занимательности, так как диктанты очень близки к загадке и кроссворду, которые дети очень любят разгадывать;

  • интегрируем знания, так как понятия, которые загадываются в диктантах, берутся из разных областей знаний;

  • развиваем произвольность и концентрацию внимания.


Альтернативные задания” (Слайд 15)


1. Если в следующих парах второе слово – синоним первого, замените его антонимом и наоборот:

Грусть – тоска Ложь – вымысел

Мрак – темнота Жара – холод

Близко – рядом. Работать – трудиться.


Развиваем и обогащаем речь.


2.В крылатых выражениях вставьте пропущенные одинаковые слова, составьте предложения:


(Слайд 16)

Из … вон плохо.

Сидеть сложа ….

Мастер на все ….

Золотые ….


Найди соответствие”. (Слайд 17)

1. Определите каждое слово 3-4 прилагательными. Например: дробь – десятичная, свинцовая, правильная.

Звук –

Речь –

Предложение –

Словарь –


2. Вставьте в текст прилагательные:

После ____, __ зимы с её ____ ненастьем, наконец – то, наступила ____,____весна. ______стаи ____ воробышков с _____чириканьем наслаждались _____ погодой.


«Напиши как  можно больше предложений, в которых каждое слово будет начинаться с указанной буквы». (Слайд 18)


М…………… в………. с………… п……………. г………… .

Мы всей семьёй пошли гулять.

В……………. у……………… в………………. м…………. .

М……………. с………………. г……………….. б……………. .


 Составление  рассказа  по его началу. (Слайд 19)

1) Охотник в густой траве наткнулся на маленького зайчика. Охотник позвал своих друзей посмотреть находку…

2) Сережа и Коля гуляли в лесу. На дереве мальчики увидели гнездо. Они решили взять птенчиков…



       При повторении изученного материала мне помогает такой интересный приём, который называется «Заморочки из бочки».  (Слайд 20) Это может быть картонная бочка, а у нас с ребятами это сундучок, в котором лежат листочки с вопросами. Дети их достают и отвечают на вопросы. Получается и загадочно, и необычно, и полезно!


Видео (Слайд 21).


       Постановка и решение проблемы как неотъемлемая часть познавательного блока УУД включают формулирование проблемы, а также самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.  «Проблемным» оно называется потому, что соотносится с главной категорией проблемного обучения – проблемной ситуацией. В процессе решения такого задания учащиеся самостоятельно приходят к новым знаниям или способам их получения, то есть поиск способа решения или само решение возлагается на учащихся. Как показывает опыт, необходима не случайная совокупность проблемных заданий, а их система. Задания должны быть доступны, важны в общеобразовательном отношении, иметь разную степень сложности. Структура содержания задания необязательно должна отвечать принципу дидактики «от легкого к трудному».

     Для того чтобы подобрать или самостоятельно разработать систему проблемных заданий, учителю необходимо руководствоваться программой действий, в основе которой лежат следующие принципы:

1. Учебный материал следует излагать так, чтобы раскрыть ребенку ведущие, общие свойства понятия или явления, подлежащие дальнейшему изучению.

2. Практические умения и навыки необходимо даже в младших классах развивать на базе соответствующих теоретических сведений.

3. Создаваемая система проблемных заданий должна содержать не только фактический материал, но и описание действий самих детей по его усвоению.

4. В разрабатываемую систему следует включать задания, обеспечивающие овладение способом анализа материала и средствами моделирования открываемых свойств, а также упражнения по использованию детьми уже готовых моделей для открытия новых свойств.

Пример.

Дается цепочка слов: (Слайд 22)

Машина, самолет, Маша, Жучка, лопата, Мурка, Москва.

1. Можно ли эти слова объединить в две группы?

2. Если можно, то по какому принципу?

3. Одни слова пишутся с большой буквы, а другие с маленькой. Почему?

3. К какой категории можно отнести слова, которые написаны с большой буквы

а) имена; б) названия городов, рек; в) клички животных?

4. На какие вопросы отвечают все эти слова? Какими частями речи они являются?

Пример.

I. В каждой группе найди «лишнее» слово, обоснуй свой выбор:

1) море, кофе, солнце, растение

2) соль, пыль, ремень, пристань

3) камень, конь, лань, огонь.


Видео(Слайд 23)


Систематическая деятельность учителя по созданию проблемных ситуаций в процессе решения проблемных заданий на уроках русского языка приводит к тому, что ученики имеют возможность решать посильные для себя задачи самостоятельно, постепенно овладевая познавательными универсальными учебными действиями.


  Упражнения и задания для развития логических УУД:

Логические УУД формируются через анализ объектов с целью выделения признаков. Этому способствуют в первую очередь разные виды разборов: фонетический, слоговой, семантический, словообразовательный и морфемный, морфологический, синтаксический. Одним из видов анализа служит орфографический разбор, т.е. обнаружение орфограмм, их определение и комментирование, указания способа проверки. Эти же УУД формируется через задания на выделение так называемого «лишнего слова».

В период обучения грамоте впервые проводится работа по разведению понятий «слово» и «предмет», «действие», «признак». Слово само по себе достаточно абстрактно, поэтому представляет для детей определенную трудность. Но без усвоения признаков слова и его функции невозможно дальнейшее изучение языка. Сознательное овладение языком идет в параллели с формированием у школьников лингвистического отношения к языковым единицам: слову, морфеме.

Важнейшими целями пропедевтического этапа являются:

подготовка учащихся к пониманию семантической и структурной соотносительности, которая существует между однокоренными словами;

подведение к осознанию единого лексического значения при формоизменении.

Предварительные наблюдения не являются самоцелью отдельных уроков, они органически включаются в содержание учебного материала, и потребность проведения этих наблюдений определяется необходимостью раскрыть лексическое значение слова, объяснить его написание.

Рассмотрим некоторые упражнения в теме «Состав слова», которые способствуют развитию логических УУД.

Для формирования умения анализировать, сравнивать, обобщать знания о морфемных понятиях дается в игровой форме упражнение «Угадай слово». (Слайд 24) 

Найди корень в слове дружить, приставку — в слове поехали, суффикс и окончание — в слове ягодка (подружка).

Найди корень в слове перевязывать, приставку — в слове полетели, суффикс и окончание — в слове тетрадка (повязка).

В пособии Л.Г. Парамоновой «Стихи для развития речи» можно найти дидактический материал для работы с однокоренными словами. (Слайд 25) 

* * *Мы любим мёд, а ласково — медок,

Приятны очень пряники медовые.

Вот села медуница на цветок —

Так называют бабочку весёлую.

Мы часто сахар называем сахарком,

Храним его в большой красивой сахарнице,

А если жидкий мёд вдруг стал

сплошным комком,

То говорят, что этот мёд засахарился.

Работа по вариантам.


Собери  пословицу:

Чему, не выучит, Ваня не научился, Иван того.


 Из букв слова ВТОРОКЛАССНИК составь другие слова. (Слайд 26) 


 Разгадай ребусы: (Слайд 27)

Ш1А, 2Д, 1УМ, ЗА1КА, О5, Ш3Х, 1ОЧКА, 1БОР

Цель:  упражнять детей в умении разгадывать ребусы, упражнять слоговом синтезе, развивать логическое мышление и зрительную память, закреплять в делении слов на слоги.

Анаграммы – это и  слова, образовавшиеся  при чтении справа налево. (Слайд 28, 29)

Анаграмма — это прием развития логического мышления путем перестановки букв в слове, приводящий к составлению нового слова, например: мука — кума, луг — гул, стук — куст, карп — парк, мир — Рим, адрес — среда. Часто анаграммами называют сами слова, составленные из одинаковых букв. Анаграммы — разновидность словесных головоломок, в которых принято загадывать не любые слова, а существительные в форме именительного падежа (в анаграммах допустимо использовать имена собственные, уменьшительные формы существительных, множественное число).


Отгадай слова:

Легко дыша в моей тени,

Меня ты летом часто хвалишь,

Но буквы переставь мои –

И целый лес ты мною свалишь.

(липа – пила)


Закодированное слово” или  «Зашифрованное слово» (Слайд 30)

Кроме быстроты реакции тренирует произвольное внимание.

Обозначим следующие буквы цифрами:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 А Б В К М Н О Л Д Т

Какие слова кроются под номерами: 2780 37281 4756101

Этот вид работы можно использовать на уроках русского языка при введении словарных или новых слов. Выписанные с затруднением, они намного лучше запоминаются.


Видео (Слайд 31,32) 


        Есть упражнения, в которых анализ и синтез тесно переплетаются. Это все виды диктантов, списывания, комментированное письмо. Сообщение о том или ином языковом явлении, объяснение значения слова, фразеологизма, правильное употребление слова, постановка ударения требует поиска необходимой информации, в том числе с помощью ИКТ. Эти же задания способствуют формированию умения строить речевые высказывания в устной речи.


Из каждого слова взять только первые слоги, составить новое слово: (Слайд 33) 

  • автомобиль, тормоз — автор

  • колос, роза, вата — …

  • кора, лото, боксер — …

  • баран, рана, банка — …

Формируемые логические УУД: анализ, синтез.


Задания на составление слов из звуков и слогов, сложных слов из основ, словосочетаний, устойчивых выражений, пословиц из «разбросанных» слов, конструирование и переконструирование предложений, составление слов и предложений по схеме, разгадывание шарад требуют применения такого логического действия как синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты.


Расшифруй слова и скажи, на какие группы их можно разделить. (Слайд 34) 

Упражнение для обратной связи: 

1) е, м, р, о

2) к, у, а, п

3) а, к, о, р, о, с

р, а, е, к

з, я, а, ц

в, л, е

ш, а, а, м, р, о, к

а, и, с, л

щ, а, у, к

о, о, е, з, р

х, м, а, у

а, а, ь, с, р, к

ь, ю, т, л, н, а, п

м, й, е, в, а, у, р

т, р, г, и

ф, к, а, а, л, и

к, в, о, л

а, н, о, о, р, в

 

Ответ: 1) море, река, ромашка, озеро, тюльпан, фиалка;2)паук, заяц, лиса, муха, муравей, волк; 3)сорока, лев, щука, карась, тигр, ворона.

Дети, определяя существенные признаки, выделяют из нескольких слов слово этими признаками не обладающее.


  Заключение.

        Познавательные УУД формирую постепенно с 1-4 классы. В результате системы упражнений, направленных на формирование познавательных УУД ученик должен осознать «Я умею думать, рассуждать, сравнивать, обобщать, находить и сохранять информацию».В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся начальной школы научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты. Использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.

         Отслеживать уровень сформированности познавательных УУД можно через самостоятельное выполнение упражнений учебника. Таким образом, формируя  познавательные УУД,  я  осуществляю развитие  компетентностей личности младших школьников, готовя их к успешной жизни в современном обществе, что соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Формирование познавательных УУД происходит постепенно. Я предлагаю вам семь постепенных шагов в обучении этому умению: (Слайд 35)

1. помогите ученикам осознать, зачем нужно то или иное умение, навык;

2. помогите учащимся понять из чего это умение/навык состоит;

3. организуйте практику;

4. убедитесь, что каждый ученик получает информацию о том, правильно или нет, он выполняет задания по овладению навыком/умением;

5. стимулируйте учащихся в том, чтобы они помогали друг другу во время практики;

6. создайте ситуации, в которых ученики обязательно добьются положительного результата;

7. стимулируйте подобную практику до тех пор, пока учащиеся не почувствуют потребность в ее постоянном применении.

Конечно, подготовка заданий по фомированию познавательных УУД - довольно трудоёмкий процесс, требующий от учителя определённого энтузиазма,. Но учитывая индивидуальные особенности каждого ученика, я добилась положительных результатов. Прежде всего, на уроках исчезли страх и безразличие, у детей появился интерес к учёбе, они стали активными участниками учебного процесса. Сильный ученик старается сделать как можно больше, а слабый тянется за ним, сильный учит слабого ученика. Эти изменения должным образом отразились на качестве успеваемости школьников. (Слайд 36)

Считаю, что подобные задания имеют ряд достоинств. (Слайд 37)

Во- первых, повышается учебная и познавательная мотивация учеников.

Во-вторых, снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.

В-третьих, выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. При совместном выполнении заданий происходит взаимообучение, поскольку каждый ученик вносит свою лепту в общую работу. Ну и, наконец, не стоит забывать о том, что задача школы не сводится только к развитию мыслительных навыков, расширению кругозора, обучению основам теоретических знаний. Школа также должна содействовать личностному росту каждого ученика, развитию его коммуникативных навыков, которые окажутся не менее востребованными в дальнейшей жизни. Именно работа в сотрудничестве над такими заданиями способствует улучшению психологического климата в классе, развитию толерантности, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения, а это и является залогом успешного обучения школьников

Главное для учителя - помнить, что все учащиеся - звезды, маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свою траекторию полета. Каждая звездочка мечтает сиять.

Желаю каждому и найти то средство, которое поможет Вам стать для учеников путеводной звездой!

Сегодняшнюю нашу встречу хочу закончить фрагментов из известного мультфильма «В стране невыученных уроков», в котором задолго да появления ФГОС демонстрируется проблемная ситуация, которая способствует формированию познавательных УУД на уроке русского языка. (Слайд 38)

Спасибо за внимание!






































Список литературы:

1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли./А.Г.Асмолов. М.: Просвещение, 2011. 124с. ISBN 978-5-496-00264-7.

2. Бандурка, А. М. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие / А. М. Бандурка, В. А. Тюрина, Е. И. Федоренко. Ростов н/Д: Феникс, 2009. 250 с. ISBN 978-5-99-10-2921-6.

3. Белопольская, Н.Л. Исключение предметов: Модифицированная психодиагностическая методика: Руководство по использованию / Н.Л. Белопольская. Изд. 3-е, стереотип. Москва: 2009.- 64 с. ISBN 978-5-312-11312-6.

4. Бордовская, Н.В. Педагогика. Учебное пособие / Н.В.Бордовская, А.А. Реан. СПБ.: Питер,2011. 304 с. ISBN 978-5-459-00614-8.

5. Воронцов, А. Б. Организация учебного процесса в начальной школе: Методические рекомендации// Серия «Новые образовательные стандарты»./А.Б.Воронцов - Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2011. 72 с. ISBN 978-5-91658-638-1.

6. Воронцов, А.Б. Проектные задачи в начальной школе. / А.Б.Воронцов. Москва: Просвещение, 2010. 162 с. ISBN 978-5-090-25237-9.

7. Дусавицкий, А. К. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя/ А. К. Дусавицкий, Е. М. Кондратюк, И. Н. Толмачёва, З. И. Шилкунова. 2-е изд. Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2010.-288с ISBN 978-3-19-001613-6.

8. Иванова, К.О. Теория обучения в информационном обществе./ К.О. Иванова, И.М. Осмоловская. Москва: Просвещение, 2014. 192 с. ISBN 978-5-0903-3594-2.

9. Казачкова, С.П. Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности/ С.П.Казачкова, М.С. Умнова. 3-е изд.,стериотип. М.: Планета,2014. 256 с. (Качество обучения) ISBN 978-0-718-15368-9.

10. Как перейти к реализации ФГОС по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2000...» / Под ред. Л.Г. Петерсон. Москва: 2010. 46c. ISBN 5-329-01115-9.

11. Ковалева, Г.С. Планируемые результаты начального общего образования /Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. Москва: Просвещение, 2010.- 142с. ISBN 978-5-0903-0752-9.

12. Ковалева, Г.С. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий./ Г.С Ковалева. Москва: Просвещение, 2010. 176 с. ISBN 978-5-0903-0750-5.

13. Коджаспирова, Г.М., Педагогический словарь: для студ.высш. и сред.пед.учеб.заведений./ Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 176 с. ISBN 5-7695-2145-7

14. Коджаспирова, Г.М. Педагогика: учебник/Г.М.Коджаспирова. М.:КНОРУС,2010.- 744с. ISBN 978-5-406-00237-7.

15. Кудрявцева, Н.Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения//Справочник заместителя директора школы./ Н.Г.Кудрявцева. 2011. №4. С.43-47 ISBN 978-966-14-6762-9.

16. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб.пособие для студентов пед.учеб.заведений и слушателей ИПК и ФПК. 4-е изд., перераб. и доп./Б.Т. Лихачев. М.: Юрайт, 1999. 523с. ISBN 5-85294-080-1.

17. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении/А.М.Матюшкин. М.: Директ-Медиа, 2008. 497с. ISBN 5-06-006942-0.

18. Медведева, Н.В. Формирование и развитие УУД в начальном общем образовании // журнал «Начальная школа плюс До и После» / Н.В. Медведева. 2011. №7.

19. Общие основы педагогики: учебник для студентов педагогических вузов/И.А. Соловцова, Н.М.Борытко; Под ред. Н.М. Борытко. Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. 60 с. ISBN 5-7087-0004-0.

20. Педагогика: Учеб.пособие/ В.Г.Рындак, Н.В.Алехина, И.В.Власюк, и др., Под ред. проф. В.Г.Рындак. М.: Высш.шк, 2006. 495 с. ISBN 5-06-005609-0.

21. Педагогика: учеб./Л.П.Крившенко [ и др.]; под ред. Л.П. Крившенко. М.: ТК Велби, Изд-во Прокпект, 2008. 432с. ISBN 978-5-482-01937-5.

22. Педагогика: учеб.пособие/под ред. П.И.Пидкасистого. 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. 502с. (основы наук) ISBN 978-5-9916-0886-2.

23. Подласый И.П. Педагогика: Учебник. М.: Высшее образование, 2006. 540с. ISBN 5-9692-0012-3.

24. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа (серия «Стандарты второго поколения») / сост. Е.С. Савинов. Москва: Просвещение, 2010. 191 с. ISBN 978-5-0903-3526-3.

25. Психология и педагогика: учебник для вызов/ под ред. П.И.Пидкасистого. М.: Издательство Юрайст; Высшее образование, 2010. 714с - (основы наук) ISBN 5-9652-0132-41.

26. Павлова В.В. Диагностика качества познавательных УУД в начальной школе // журнал «Начальная школа». 2011. №4.

27. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие в 2-х кн. Кн. 1./Е.И.Рогов. М., 1999. 529 с. ISBN 5-03-005843-8.

28. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2014. ISBN 978-5-0903-2842-5.

29. Цукерман, Г.А. Как младшие школьники учатся учиться./ Г.А. Цукерман. М. Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 2000. 216 c. ISBN 978-5-615-00368-5.

30. Эльконин, Д.Б. Система развивающего обучения. / Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов. М., 1999. 243c. ISBN 978-5-249-00784-5.


































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!