СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья «Формирование метапредметных компетентностей обучающихся при изучении химии».

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В рамках реализации ГОС мы должны решить несколько важных задач и одна из них, наиболее главная - это развитие личностного интереса к изучению предмета, приводящее к достижению личностных результатов.

Просмотр содержимого документа
«Статья «Формирование метапредметных компетентностей обучающихся при изучении химии».»

Формирование метапредметных компетентностей обучающихся при изучении химии

В рамках реализации программы ГОС мы должны решить несколько важных задач и одна из них, наиболее главная - это развитие личностного интереса к предмету, приводящее к достижению личностных результатов.

В требованиях к условиям реализации ГОС предусматривается три группы результатов: личностные, предметные, метапредметные.

Мир, в котором мы живем, предельно сложен, но в то же время органичен и целостен. Чтобы понимать его, бывает недостаточно знаний, полученных не только в школе, но и в нескольких вузах. А все потому, что мы в течение многих лет изучаем разрозненные дисциплины, не выделяя никакой связи между ними. Сегодня есть надежда, что ситуация кардинально изменится с введением в школе новых стандартов общего образования, в которых в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения.

В системе ГОС образовательный результат имеет отличительные особенности:

Ученик

в прежних условиях: получал готовую информацию;

учитель

транслировал информацию.

ГОС

новый образовательный результат:

ученик

осуществляет: поиск, выбор, анализ, систематизацию и презентацию информации;

учитель

организует деятельность ученика в инновационной образовательной среде.

Отличительной особенностью ГОС являются и изменения требований к результатам (ранее предусматривалось приобретение обучающимися знаний, умений, навыков; особенность ГОС - универсальные учебные действия: личностные, метапредметные и предметные результаты).

Таким образом, установленные стандартом новые требования к результатам учащихся вызывают необходимость в изменении образования на основе принципа метапредметности.

Перед учителем поставлены непростые задачи. Среди них – научить ученика учиться, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это неполучение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки её применения в реальной жизни. В связи с этим потребовалось изучение целевых ориентиров ГОС и технологий, позволяющих реализовать требования Стандарта.


В 2018-2019 учебном году творческой группой учителей района (в составе:

  • Лысенко О.А.; МОУ «Александровская школа Марьинского района»

  • Нагорная О.В.; МОУ № 100

  • Ярковенко О.В.; МОУ № 107 )

теоретически изучалась тема «Формирование метапредметных компетентностей обучающихся при изучении химии», разрабатывались планы-конспекты уроков и разработки внеклассных занятий по теме.

Актуальность темы: в современной школе приоритетными признаны следующие направления и способы организации преподавания химии:

  • гуманизация развивающего обучения;

  • деятельностный подход в обучении;

  • индивидуальный подход в обучении;

  • разноуровневая дифференциация;

  • проектная деятельность учащихся;

  • метапредметный подход в обучении учащихся.

Формирование метапредметных компетентностей происходит при использовании в образовательном процессе следующих современных технологий обучения и воспитания:

  • Развивающего мышления;

  • Развитие критического мышления;

  • Технологический компонент личностно-развивающего урока;

  • Метод проектов;

  • Исследовательская деятельность;

  • Тьюторские технологии и др.

Цели формирование метапредметных компетентностей при изучении химии:

метапредметные образовательные результаты - предполагают, что у обучающихся будут развиты:

  • использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности;

  • использование основных интеллектуальных операций: формирование гипотез, анализ и синтез, сравнение;

  • умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

  • умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

  • использование различных источников для получения информации

Таким образом, данные цели и предполагаемые результаты соответствует новой концепции образования, образовательному стандарту и развивают в ученика не только предметные умения, но и метапредметные, в первую очередь, универсальные учебные действия.

Что же такое метапредметность? Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы действий – познавательные, коммуникативные – и способы регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию.

Универсальные способы действий осваиваются обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов и применяются учащимися, как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

В новых стандартах метапредметным результатам уделено особое внимание, поскольку именно они обеспечивают более качественную подготовку учащихся к самостоятельному решению проблем, с которыми встречается каждый день человек на разных этапах своего жизненного пути в условиях быстро меняющегося общества.

Каким образом консолидировать усилия педагогов по формированию единого образовательного пространства, способствующего достижению метарезультатов?

Для этого возможно использование следующих средств и форм обучения:

  • метапредметный урок,

  • предметный урок + метапредметная тема,

  • метапредметные задания,

  • метапредметные проблемные ситуации,

  • метапредметные проекты.



На наш взгляд, интегрированные уроки, межпредметные уроки, бинарные уроки являются звеньями одной цепочки, усложняющейся по схеме: «межпредметный урок - интегрированный урок - метапредметный урок».

В связи с формированием метапредметных результатов предъявляются и новые требования к профессиональной деятельности и успешности учителя:

  • учителю необходимо знать особенности устройства своего предмета, методы его конфигурирования с другими предметами и зоны его прорывного развития;

  • учителю нужно осваивать и применять новые современные технологии;

  • самое важное для учителя – изменить свою роль, стать модератором, тьютором, учить детей «учиться».

Метапредметные подходы в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, разрозненности, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов.

Способ оценки метапредметных результатов предполагает не репродуцированную обучающимся информацию, а самостоятельно созданный им образовательный продукт, имеющий прикладную ценность.

Метапредметный подход в изучении химии и биологии лежит в основе построения занятий, а метапредметный тип интеграции позволяет творчески подходить к учебному материалу. При этом сокращается разобщенность, оторванность друг от друга предметов естественнонаучного цикла.

Учащиеся на своём личном опыте убеждаются в преобразующей силе науки, а метапредметность формирует у них многогранную, естественнонаучную картину мира. Это способствует решению важнейшей педагогической задачи: каждый учащийся приобретает уверенность в собственных возможностях, а это, в свою очередь, эффективно влияет на повышение интереса учащихся к изучению предмета и на повышение качества знаний.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!