Федорова Т.В.
учитель технологии, МБОУ СОШ №1 им. А. И. Герцена
г. Тимашевск, Россия
ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ СРЕДСТВАМИ ПРЕДМЕТНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Аннотация: в данной статье представлен опыт применения приёмов формирования функциональной грамотности на уроках технологии и во внеурочной деятельности. В статье поднимается вопрос о том, как повысить эффективность преподавания функциональной грамотности, сформировать умение нестандартно смотреть на ситуацию и решать проблему творчески и видеть её с разных сторон, а также представлены приёмы на формирование функциональной грамотности. Автор показывает способы, методы и приемы достижения этой цели.
Ключевые слова: функциональная грамотность, приёмы: «Лови ошибку», «Выбирайка», «Верно - не верно», «Цепочка заметок», «Сгущенка».
В наше время человек должен быть функционально грамотный, т.е. умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям. Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Формирование функциональной грамотности у школьников может осуществляться как на уроке, так во внеурочной деятельности. [2, с. 51].
Предмет «Технология» обладает огромным потенциалом для развития функциональной грамотности, но задания должны соответствовать определённым критериям для повышения эффективности.
Как же включить в мотивированную, продуктивную и осмысленную деятельность всех учащихся класса? Как сформировать функционально грамотную личность? Для выращивания функциональной грамотной личности ведущую роль играют не столько предметные результаты, сколько личностные и метапредметные, что полностью соответствует новому стандарту. Это залог успешной адаптации в обществе, а также профессионального роста. А чтобы научить ребёнка понимать и находить для себя нужную информацию, каждый учитель на своих уроках ищет наиболее эффективные приёмы, методы и технологии обучения, которые бы давали стабильный результат в освоении предмета, стимулировали учащихся к познавательной и творческой активности. Приёмов повышающих познавательный интерес к изучаемой теме и активизирующих мыслительную деятельность ребенка очень много: «Лови ошибку», «Выбирайка», «Разыгрывается пятерка», «Верно-не верно», «Цепочка заметок», «Сгущенка», «Рассказ-эстафета», «Один на один», «Заполнить всё», «Шесть шляп мышления» [1, с. 21].
Приём «Верно – не верно» лучше проводить в паре. После изучения темы предложите детям составить 5 верных и 5 неверных утверждений по теме урока на одном листе, предварительно раздайте один на пару. Предложите парам обменяться по часовой стрелке и отметить в листочках верные утверждения, затем вернуть и проверить работы. В ходе урока обсудите, кто и какие варианты отметил, что осталось непонятным. Например, по теме: «Кулинария. Основы рационального питания, можно задать вопросы» (см. табл. 1):
Таблица 1 — Вопросы по теме: «Кулинария»
Жиры активно участвуют в обмене веществ. | нет |
Уровней пирамиды бывает только 5. | нет |
Белки содержатся в продуктах животного происхождения. | да |
Витамины усиливают сопротивляемость организма. | да |
Нутриенты – общее название питательных веществ. | да |
Приём «Один на один». Предложите ученикам обменяться тетрадями с соседом по парте, проверить задание, поставить оценку. Предложите рассказать друг другу о допущенных ошибках, обсудить спорные вопросы. После оценки другим учеником попросите поделиться собственными результатами. Например, при изучении темы: «Многообразие культурных растений» в 5 классе необходимо составить классификацию культурных растений по определенным признакам и привести примеры (см. табл. 2):
Таблица 2 — Классификация культурных растений
полеводство | овощеводство | садоводство |
злаковые | плодовые | плодовые |
крупяные | листовые | ягодные |
зернобобовые | корнеплодные | цветочные |
клубнеплоды | луковичные | декоративные |
Приём «Цепочка заметок» проводится в группе. Предложите ученикам изучить материал заранее. Перед началом урока подготовьте список вопросов по теме по количеству учеников. Выдайте лист с вопросами каждому и попросите учеников индивидуально письменно ответить на вопрос и передать лист с ответом следующему. Ученик должен добавить что-либо новое к тому, что написал предыдущий. Попросите учеников ответить на 5 вопросов и вернуть листок «владельцу». Ученики проверяют свои листы. Например, при изучении темы: «Дикорастущие растения, используемые человеком» в 6 классе, можно использовать вопросы: 1. Какие растения относят к пищевым? 2. Какие растения содержат эфирные масла? 3. Что используют для получения дубильных веществ? 4. Приведите примеры лекарственных растений и для чего они используются, 5. Как вы понимаете красильные растения, приведите примеры использования в кулинарии, при производстве волокон [2, с. 201].
Приём «Сгущенка» можно проводить в паре, в группе, индивидуально, предварительно раздать лист А4. Попросите написать основные мысли урока на одной стороне. Затем лист складывается и вы повторяете задание, но просите сократить текст, оставив главное. Лист складывается пока это возможно, с каждым разом мысль становиться более ёмкой. Спросите, какие финальные слова у кого получились. Например, при изучении темы: «Искусственные волокна» в 6 классе попросите написать алгоритм получения прядильного раствора, перечислить положительные и отрицательные свойства всех волокон, полученных из древесины (вискоза, ацетат, триацетат, модал, рэйон, лиоцелл, бамбук). В итоге можно закончить – древесные ткани. [3, с. 127].
Используя приём «Заполнить всё» можно проверить, как усвоили учащиеся материал на уроке. Для этого необходимо подготовить таблицу по теме урока с пропущенными полями. Раздать в начале урока и попросить во время урока заполнить поля. В конце обсудить, что осталось незаполненным.
При изучении новой темы и постановке проблемного вопроса всегда есть разные мнения. Надо сформировать три группы с общими позициями, где ребята обсудят разные точки зрения и приведут аргументы своего доказательства, такой приём называется «Три стены».
В конце урока очень хорошо провести в группе приём «Рефлексивное сочинение», где учащиеся должны закончить предложение:
Сначала мы рассуждали так …
Потом мы столкнулись с проблемой ….
Затем мы наблюдали, сравнивали, делали …
Мы поняли….. Значит ….
Теперь мы будем ….
Формирование функциональной грамотности – это непростой процесс, который требует от учителя использования современных форм и методов обучения. Применяя разные приёмы: «Лови ошибку», «Выбирайка», «Разыгрывается пятерка», «Верно-не верно», «Цепочка заметок», «Сгущенка», «Рассказ-эстафета», «Один на один», «Заполнить всё» у школьников сформируются универсальные учебные действия такие как: умение анализировать, преобразовывать, осуществлять отбор информации; формулировать проблему; самостоятельно находить способы выполнения поставленных задач; объективно оценивать результат выполнения поставленных заданий; осуществлять рефлексию деятельности и другое. Если систематически организовывать такую работу на уроках и во внеурочной деятельности, то учащиеся начнут демонстрировать свои знания, которые позволят им активно участвовать в жизненных ситуациях, относящихся к области науки и технологии.
Список используемой литературы:
Оленицкий А.А. Развитие функциональной грамотности учащихся на занятиях по дополнительной общеразвивающей программе «LEGO-конструирование» /Сборник материалов онлайн-форума г. Лесосибирск, 9-10 ноября 2021 года - С. 51-53. (дата обращения: 28.02.2023).
Тищенко А.Т., Синица Н.В. Технология 5 кл.: учебник /А.Т. Тищенко, Н.В. Синица – 3-е издание, стереотипное. – Москва: «Просвещение», 2021. – 254 с.
Тищенко А.Т., Синица Н.В. Технология 6 кл.: учебник /А.Т. Тищенко, Н.В. Синица – 3-е издание, стереотипное. – Москва: «Просвещение», 2021. – 254 с.
Юрикова О. И. Приемы формирования функциональной грамотности на уроках русского языка в начальной школе / О. И. Юрикова // Педагогика и психология: перспективы развития: сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 21-23. (дата обращения: 28.02.2023).
© Федорова Т.В., 2023