СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОСОЗНАННЫХ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье обосновываются возможности выработки адаптивного поведения старшеклассников и  эффективности применения копинг-стратегий, связанных со стрессовыми жизненными ситуациями в предэкзаменационный период

Просмотр содержимого документа
«Статья "ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОСОЗНАННЫХ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ"»

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОСОЗНАННЫХ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ


Коренец Анна Викторовна,


педагог доп. образования,

МОБУ СОШ № 34, г. Таганрог


Анотация: в статье обосновываются возможности выработки адаптивного поведения старшеклассников и эффективности применения копинг-стратегий, связанных со стрессовыми жизненными ситуациями в предэкзаменационный период.

Ключевые слова: копинг-стратегии, адаптивные и не адаптивные варианты копинг-поведения подростков, осознанный выбор, практическое использование, саморегуляция, эффективность психологической поддержки.

Актуальность. Выпускные экзамены в школе – это не простой этап в жизни подростков. Большой груз ответственности и не совсем окрепшая психика тинейджеров ежегодно даёт определённый процент сбоев в сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Зачастую, это не связано с реальными знаниями учеников. Поэтому наша инициативная группа, в которую вошли школьный психолог, классные руководители и наши добровольные помощники из числа самих старшеклассников, решили пойти экспериментальным путем. Мы задались вопросом, как помочь нашим обучающимся выработать адаптивные механизмы совладающего поведения в ситуации подготовки к сдаче экзаменов. Для этого мы более детально изучили психологическое состояние детей данной возрастной категории и разработали программу в помощь обучающимся-выпускникам.

Тема нашего исследования «Эффективность осознанных копинг-стратегий у старшеклассников» Для совладания со стрессовыми ситуациями человек на протяжении своей жизни вырабатывает так называемое копинг-поведение или копинг-стратегии, то есть систему целенаправленного поведения по сознательному овладению ситуацией для уменьшения вредного влияния стресса. Об этом говорили многие выдающиеся психологи (Р. Лазарус, С. Фолкман, Э. Хейм и др.). В отечественной психологии изучению индивидуальных способов взаимодействия человека с ситуацией посвящено немало исследований (К.А. Абульханова, В.А. Бодров, Л.А. Китаев-Смык, А.А. Либин, К. Муздыбаев, С.К. Нартова-Бочавер, И.М. Никольская, Н.А. Сирота и др.) Но копинг-стратегии подростков ещё мало изучены. Эффективной стратегией, по мнению В.А. Бодрова, является поиск информации о данной ситуации или проблеме. В.А. Бодров отмечает, что отсутствие возможности и способности предсказывать развитие событий ведут к невозможности осуществления эффективного преодоления ситуации. Поскольку отсутствует возможность прогнозировать развитие событий, то это приводит к увеличению эмоционально-ориентированных копинг-стратегий.[1]

А теперь, в связи с нашей темой, более подробно рассмотрим понятие эффективности. В толковом словаре прилагательное эффективный (от лат. effectus – «исполнение, действие») означает дающий эффект, приводящий к нужным результатам, действенный (т.е. способный воздействовать, активный). [3] А эффективность в широком смысле можно определить как достижение необходимого или желаемого результата с оптимальными затратами ресурсов (временных, материальных, энергетических, интеллектуальных, эмоциональных и пр.). Эффективность важна практически во всех сферах человеческой жизни: общении, влиянии, воспитательных воздействиях. В основном, это методы достижения цели оптимальными средствами. В нашем случае показаны связи копинг-стратегий с успешностью в учебной деятельности, эффективностью саморегуляции и психологическим благополучием старшеклассников. Старший подростковый возраст является наиболее приемлемым для того, чтобы сформировать правильную жизненную позицию для совладания со стрессовыми ситуациями. Чтобы это произошло важно предоставить участникам эксперимента возможность не только узнать о данном направлении в психологии, но и апробировать данные методы в своих жизненных ситуациях.

Новизна нашего исследования состоит в том, что эту проблему мы предлагаем решать параллельно с её практическим применением. В эксперименте приняли участие обучающиеся-выпускники нашей школы, которым в этом году предстоит сдавать экзамены. Всего 55 человек, из них – 27 девушек и 28 юношей. Из числа анкетируемых образовалась группа выпускников, которые на добровольной основе дали согласие на дальнейшее участие в эксперименте. 9-А класс под руководством своего классного руководителя разделились на две группы, по 15 человек в каждой. Первая группа приняла решение под руководством школьного психолога и психологического тренера освоить комплекс имеющихся копинг-стратегий, апробировать на себе воздействие психологических тренингов в этом направлении. А вторая группа решила справляться с данными проблемами самостоятельно. В этих двух группах проводили замеры предпочтительных копинг-стратегий и в завершение эксперимента сделали сравнительный анализ.

Диагностический комплекс данной проблемы состоял из следующих методик:

1. Анкетирование и диагностирование при помощи теста «Самочувствие, активность, настроение» (САН).

2. Проективная методика выявления копинг-стратегий Р. Лазаруса. «Человек под дождём».

3. Методика «Индикатор копинг-стратегий» разработана Джеймсом Амирханом.

Цель исследования: проследить эффективность копинг-стратегий, связанных со стрессовыми жизненными ситуациями в предэкзаменационный период, и разработать цикл занятий для психологического практикума.

Задачи: ознакомиться с понятием копинг-стратегий, проработать психологическую литературу по данной тематике и дать её сравнительный анализ с учётом возможности её практического использования, подобрать приемлемые методики для прохождения тестов, продумать методы сбора информации и её обработки, обобщить и подготовить материал практических занятий по данному вопросу для использования в работе школы, для классных руководителей, школьных психологов, органов школьного самоуправления.

Гипотиза: осознанный подбор копинг-стратегий увеличивает эффективность их использования в различных жизненных ситуациях.

По мнению С.К. Нартовой-Бочавер, копинг – это индивидуальный способ взаимодействия человека с ситуацией в соответствии с ее собственной логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями [6]. К. Муздыбаев соответственно выделяет следующие специфические копинг-стратегии: стратегия, сфокусированная на оценке, стратегия, сфокусированная на проблеме, и стратегия, сфокусированная на эмоциях [4]. Существует достаточно большое количество различных классификаций стратегий копинг поведения. Можно выделить три основных критерия, по которым строятся эти классификации:

1. Эмоциональный/проблемный: – эмоционально-фокусированный копинг – направлен на урегулирование эмоциональной реакции; – проблемно-фокусированный – направлен на то, чтобы справиться с проблемой или изменить ситуацию, которая вызвала стресс.

2. Когнитивный/поведенческий: – «скрытый» внутренний копинг – когнитивное решение проблемы, целью которой является изменение неприятной ситуации, вызывающей стресс; – «открытый» поведенческий копинг – ориентирован на поведенческие действия, используются копинг-стратегии, наблюдаемые в поведении.

3.Успешный/неуспешный: – успешный копинг – используются конструктивные стратегии, приводящие в конечном итоге к преодолению трудной ситуации, вызвавшей стресс; – неуспешный копин – используются неконструктивные стратегии, препятствующие преодолению трудной ситуации [3].

По результатам исследования все виды копинг-поведения мы условно разделили на три основные группы по степени их адаптивных возможностей: адаптивные, относительно адаптивные и неадаптивные. Согласно методике Э. Хейма  диагностика копинг-механизмов методика наметила адаптивные варианты копинг-поведения :

  • когнитивные копинг-стратегии: «проблемный анализ», «установка собственной ценности», «сохранение самообладания» – формы поведения, направленные на анализ возникших трудностей и возможных путей выхода из них, повышение самооценки и самоконтроля, более глубокое осознание собственной ценности как личности, наличие веры в собственные ресурсы в преодолении трудных ситуаций;

  • эмоциональные копинг-стратегии: «протест», «оптимизм» – эмоциональное состояние с активным возмущением и протестом по отношению к трудностям и уверенностью в наличии выхода в любой, даже самой сложной, ситуации;

  • поведенческие копинг-стратегии: «сотрудничество», «обращение», «альтруизм» – под которыми понимается такое поведение личности, при котором она вступает в сотрудничество со значимыми людьми, ищет поддержки в ближайшем социальном окружении или сама предлагает ее близким в преодолении трудностей.

Неадаптивные варианты копинг-поведения включают:

  • когнитивные копинг-стратегии: «смирение», «растерянность», «диссимуляция», «игнорирование» – пассивные формы поведения с отказом от преодоления трудностей из-за неверия в свои силы и интеллектуальные ресурсы, с умышленной недооценкой неприятностей;

  • эмоциональные копинг-стратегии: «подавление эмоций», «покорность», «самообвинение», «агрессивность» – варианты поведения, характеризующиеся подавленным эмоциональным состоянием, состоянием безнадежности, покорности и недопущения других чувств, переживанием злости и возложением вины на себя и других;

  • поведенческие копинг-стратегии: «активное избегание», «отступление» – поведение, предполагающее избегание мыслей о неприятно-

На основе полученных результатов мы сделали вывод, дополнительная информация о копинг-стратегиях и психологии личности помогает старшеклассникам более легко преодолевать стрессовые ситуации, связанные с экзаменами. Проблемно-орентированные копинги считаются более эффективными, чем эмоционально-ориентированные. В ходе эксперимента нами было замечено, что подростки, имеющие развитые проблемно-ориентированные копинги, то есть нацеленные на разрешение конкретной проблемы, также хорошо умеют справляться со своими негативными эмоциями, то есть имеют внутренние ресурсы в виде разнообразных конкретных способов совладания с негативными эмоциями. Старшие подростки могут оказывать помощь другим в качестве совета и психологической поддержки в трудных жизненных ситуациях. Проверка этого предположения была целью исследования. Исходя из полученных данных нашего исследования, можно сделать вывод, что преимущество у тех, кто знаком с копинг-стратегиями не понаслышке, а на научно-практической основе. Им легче, в зависимости от конкретной жизненной ситуации, воспользоваться ориентированно направленными копинг-стратегиями на разрешение конкретной проблемы. Они более грамотно могут воспользоваться стратегией поиска социальной поддержки. И у них появляется более разумный и осознанный подход к стратегиям избегания конструктивного характера. Так что мы за осознанный и позитивный выбор копинг-стратегий. Замечено, что у подростков с трудностями в успеваемости, но хорошо развитыми копинг-стратегиями адаптации к жизненным проблемам, есть реальный шанс удачного «разрешения жизненных проблем», неплохо развит «поиск социальной поддержки» и наименее выражена стратегия «избегания проблем». Этим и объясняется парадокс, когда не совсем успешный в учебе ученик, устраивается в этой жизни лучше, чем бывший отличник. И наоборот, успешный в школе ученик с трудом находит своё место во взрослой жизни. Адекватно реагировать на любую жизненную ситуацию, помогает осознанный выбор копинг-стратегий. Немаловажно, если подростков вовремя вооружить осознанными знаниями о копинг-стратегиях, навыками аутотренинга и другим способам здорового снятия стресса. Подростку будет легче понять себя и справиться со всеми жизненными проблемами.

Выводы. Повышению эффективности копинг-стратегий способствуют наличие осознанной цели и продуманного плана, соотнесение плана и цели, возможность выбора, сравнение эффективности разных вариантов работы над собой, определение приоритетных дел, извлечение уроков из собственного опыта и ответа на вопрос «Для чего?», а не «Почему?», вера в себя, в собственные силы, в успех и удачу.

Таким образом, мы можем сделать общий вывод, что более эффективными являются копинг-стратегии на основе осознанного выбора личности, направленного на конструктивное разрешения жизненных проблем. Итогом нашей работы является экспериментальная программа психологического практикума «Экзамен как шаг к успеху или эффективность осознанных копинг-стратегий у старшеклассников».

Список литературы

1. Бодров В.А. Проблема преодоления стресса. Часть 3. Стратегии и стили преодоления стресса // Психологический журнал. 2006. Т. 27. № 3. С. 106-116.

2. Либин А.В. Дифференциальная психология на пересечении европейских, российских и американских традиций. М., Смысл, 1999.

3. Малкина-Пых И. Г. Психосоматика: Справочник практического психолога. М. Эксмо, 2005.

4. Муздыбаев К. Стратегия совладания с жизненными трудностями. Теоретический анализ // Журнал социологии и социальной антропологии. Том I, выпуск 2. 1998.

5. Набиуллина Р.Р., Тухтарова И. В. Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом (определение, структура, функции, виды, психотерапевтическая коррекция). Учебное пособие. – Казань, 2003.

6. Нартова-Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности. // Психол. журнал. 1997. Вып.5. С. 20–30.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!