СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья. Тема: "Системно-деятельностный подход на уроках истории"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе представлены методы и приёмы работы с текстом учебника на уроках истории в рамках системно-деятельностного подхода.

Просмотр содержимого документа
«Статья. Тема: "Системно-деятельностный подход на уроках истории"»

О.А.Аносова

МКОУ СОШ №3 города Мирного Архангельской области,

учитель истории и обществознания


Тема. «Системно-деятельностный подход на уроках истории».


В основе построения содержания федерального государственного образовательного стандарта общего образования лежит системно-деятельностный подход. Деятельностный подход в обучении – это планирование и организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности учащихся, ориентированных на заданный результат.

Сегодня основные цели современного образования можно сформулировать следующим образом: 1) формирование мышления через обучение деятельности: умению адаптироваться внутри определенной системы относительно принятых в ней норм (самоопределению), 2) осознанно строить свою деятельность по достижению цели (самореализации) и оценивать собственную деятельность, и ее результаты (рефлексии); 3) формирование системы ключевых компетенций и их проявлений в личностных качествах; 4) формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания.

Реализовывать новые цели невозможно, если ученик пассивно усваивает готовые истины. Необходим его самостоятельный поиск, в процессе которого как раз и приобретается опыт общения, целеполагания, достижения поставленных целей, опыт рефлексивной самоорганизации и самооценки – то есть формируются способности к самодеятельности. Деятельностный подход на уроке истории предполагает формирование и развитие в ходе образовательного процесса качеств личности, отвечающих потребностям «знаниевого» общества, инновационной экономики, демократического строя и многонационального, поликультурного российского общества.

Данный подход  обеспечивает включение детей в деятельность: 1) целеполагания и мотивация осуществляется на этапе постановки учебной задачи; 2) прохождение всех необходимых этапов усвоения понятий, что позволяет существенно увеличить прочность знаний; 3) учебные действия детей — на этапе «открытия» нового знания; 4) действия самоконтроля и самооценки — в ходе выполнения самостоятельной работы, которую дети проверяют здесь же в классе. Деятельностный подход создает благоприятные условия для разноуровневого обучения и практической реализации всех дидактических принципов.

Одним из важнейших условий системно-деятельностного подхода при изучении истории является умение обучающимися осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, иллюстрация), извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (художественных, научных, публицистических) знания по заданным темам, анализировать и обобщать информацию. Данные виды учебной деятельности необходимо начинать уже в 5 классе.

Некоторые дети, приходя в 5 класс, испытывают трудности при работе с текстом учебника, затрудняются пересказать материал, ответить на поставленные вопросы, составить рассказ на основе иллюстрации. Для них история становится трудным предметом, а ведь текст учебника – это основной источник информации. Поэтому перед учителем встаёт задача – научить работать с учебным текстом на уроках, активизировать познавательный интерес учащихся, повысить мотивацию к изучению истории. При работе с текстом необходимо учитывать разные способности и интересы детей. Использование документов и заданий разного уровня сложности позволяет осуществить дифференциацию, которая развивает личность обучаемого. Данные приёмы позволяют на уроках активизировать деятельность всех школьников и большую часть домашнего задания сделать на уроке, таким образом, даже слабые учащиеся будут заняты творческим поиском в решении проблем.

Тема данной работы является очень актуальной, так как важно не только научить учащихся работать с текстом учебника, но и сформировать умение учиться, привить интерес к предмету, увидеть личностный подход каждого ученика, раскрыть его творческий потенциал. Цель данной работы – показать некоторые методические приёмы системно-деятельностного подхода, которые используются на уроках истории, позволяющие активизировать деятельность учащихся и повысить мотивацию к обучению. Многие приёмы работы достаточно традиционны, но и они требуют обновления методов работы с ними, совершенно иных познавательных вопросов и заданий. Цели исторического образования больше ориентированы на духовно-нравственный мир личности ученика, и субъективное мнение в нём так же ценно, как факты и теории, принятые научным сообществом. В этой связи «текст» учебника оказывается актуальнее и перспективнее, он обладает способностью быть объектом для исследования и мышления.

Текст – это авторское сочинение или документ, воспроизведённые на письме или в печати. Текст это во всех смыслах произведение «другого»: он создан в другое время, в другом месте, в других обстоятельствах, отличных от сегодняшних, другим человеком, отличающимся не только от нас, но и от своих современников по множеству признаков. [4, с. 3] Это может быть не только текст учебника, исторический документ, но и авторский текст и иллюстрации учебника (репродукции, фотографии, плакаты, карикатуры, учебные рисунки). Рассмотрим некоторые приёмы работы с текстом.

Традиционными приёмами работы с учебным текстом на уроках истории считаются планы. Учебные планы бывают: простые, развёрнутые, картинные, смысловые, стереотипные, тезисные.

Простой (информативный) план составляется на основе всех типов основного текста (описательном, повествовательном, объяснительном), т.е. передающим информацию кратким, лишённым образности и эмоциональности способом. Его задача – помочь ученикам выделить в тексте главное, существенное, осознать исторический факт логически целостно, соблюдая внутренние связи и отношения между его компонентами.

Развёрнутый план отличается сложной структурой и несёт дополнительную информацию – научить учащихся не только выделять и кратко формулировать основные идеи источника, но и находить в нём положения, раскрывающие, конкретизирующие, подтверждающие главные мысли.

Картинный план – воспроизведение внешних деталей/эпизодов главного исторического факта в кратких, но образных формулировках с целью сохранения его уникального эмоционально окрашенного образа. Его цель – развитие образных способностей учащихся, умения ярко и красочно описывать исторические факты, обращая внимание на интонации и литературные приёмы рассказчиков.

Пример простого информативного плана « Чумной бунт в Москве».

1) В сентябре 1771 г. в Москве началась эпидемия чумы.

2)Карантинные дома становились последним приютом и больных, и здоровых…

Пример картинного плана:

1) Страшная болезнь с театра русско-турецкой войны перекочевала в Москву и её окрестности.

2) Основными средствами борьбы со страшной болезнью стали карантинные меры…

Смысловой план – это перечисление существенных признаков, положений, характеризующих главные исторические факты, которые могут быть выявлены при анализе соответствующего текста под определённым углом зрения (причины, последствия, историческое значение, факты и т.д.)

Стереотипный план – это рассмотрение однородных исторических фактов с целью выявления их единичных, особенных и общих признаков (народные восстания, завоевательные и освободительные войны, образования государств).

Пример стереотипного плана «Время обитания человека умелого (Homo habilis

1) «Адам» рода человеческого жил примерно 2,5 – 1,5 млн лет назад.

2) По археологической периодизации время его обитания – верхний палеолит.

3) Внешний вид и образ жизни человека умелого (Homo habilis):

а) это были люди маленького роста (примерно 125 см) с очень прямой фигурой;

б) предполагаемый вес «первочеловека» около 39 кг;

3) объём мозга достигал 430-530 см3;

4) Homo habilis жил семейными кланами, строил простейшие жилища из веток и листвы деревьев.

Тезисный план – перечисление существенных сторон, признаков, причин, следствий единичных фактов, не имеющих в истории аналогов. Цель – актуализация уникальности, неповторимости событий и явлений, а также источников, содержащих информацию о них.

Пример тезисного плана «Реформы Избранной рады»:

1) С лёгкой руки князя Андрея Курбского новое правительство, состоявшее из узкого круга вельмож, получило название Избранной рады.

2) В 1549 г. в Москве впервые был созван Земский собор – совещательный орган при царе, представлявший высшее духовенство, бояр и служилых людей.

3) На следующий год «уложили» новый Судебник, большая часть статей которого посвящалась вопросам управления и суда.

4) Церковные соборы 1549 и 1551 гг. утвердили единый пантеон православных святых, унифицировали обряды, осудили произвол монастырских игуменов и падение морали среди духовенства.

5) Впервые в Русском государстве создавались специализированные по отраслям органы центрального управления – приказы.

Кроме планов учебные исторические тексты могут быть преобразованы в текстовые таблицы. В основе работы с ними лежат приёмы анализа, обобщения и систематизации исторического материала и составление смысловых и тезисных планов. Таблицы бывают сравнительно-обобщающие, конкретизирующие, синхронические и др.

Сравнительно-обобщающие таблицы являются итогом анализа и сопоставления сравниваемых фактов и обобщения в форме выводов. [9, с.226]

Начиная сравнение, в тексте учебника или документа в учебнике нужно:

1) выделить существенные признаки (линии), по которым целесообразно провести сопоставление исторических фактов;

2) сформулировать их в виде пунктов краткого стереотипного плана в графу 1;

3) в другие графы (2, 3, 4) по горизонтали занести сведения по каждой линии сравнения;

4) сформулировать частные выводы о сходстве или различии сравниваемых объектов;

5) итоги всей сравнительной работы свести в обобщающем выводе, представляющем собой:

а) либо систематизированный перечень сходств и различий (вывод-перечисление),

б) либо оценку значимости общего и отличного в сопоставляющих объектах (оценочный вывод). (Приложение 1)

Конкретизирующие таблицы способствуют лучшему усвоению понятий, учат доказательству, всестороннему анализу фактов и также опираются на умения учащихся составлять смысловые и тезисные планы, делать разнообразные обобщающие выводы. Содержание и количество граф зависит от темы и проблематики таблицы. (Приложение 2)

Синхронические – разрабатываются с учётом происходивших в мире фактов и событий и используются для более углублённого изучения истории Отечества на фоне мировых цивилизаций. (Приложение 3)

Характерной особенностью инновационных приёмов работы с учебным текстом является отношение к учебнику как основному источнику знаний и средству формирования логического мышления и умения. Но эти приёмы не подвергают сомнению изложенную в тексте информацию, версии и оценки исторических фактов, т.е. не учат учащихся приёмам критического анализа текста. Между тем в условиях современного образования критическое мышление школьников выступает на первый план как цель и результат исторического образования личности и характеризуется умениями: 1) определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам; 2) выявлять предвзятое отношение, мнение, суждение; 3) отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения; 4) определять суть проблемы и альтернативные пути её творческого решения; 5) уметь делать выводы о том, чьи конкретно интересы, идейные установки отражает текст или говорящий человек. Одним из таких приёмов, формирующих критический подход к источникам является составление кластеров.

Кластер – это графический способ организации материала. [4, с. 12]

Технологическая цепочка составления кластера:

1) Учащийся читает текст и выделяет в нём большие и малые смысловые единицы.

2) После обсуждения и уточнения формулировок смысловых блоков на листе бумаги в прямоугольниках записывают принятые названия.

3) На основе текста учебника вокруг каждого прямоугольника в кружках кратко записываются сведения, раскрывающие смысловые блоки.

4) Устанавливается связь между отдельными блоками и информацией в кружках, соединяя их стрелками.

5) На основе других источников или после обсуждения в группе кластер дополняется новыми «веточками» - сведениями, отсутствующими в учебнике или представляющими иной взгляд на исторические факты, или важные для анализа учебной проблемы. (Приложение 4)

Кластер позволяет ученикам проявить индивидуальные особенности в восприятии и осмыслении текста, самостоятельно оценить его сведения как главные и второстепенные, подвергнуть сомнению логику изложения и аргументации авторской точки зрения, сформулировать собственный взгляд на проблему, представить дополнительную информацию, сконструировать иной угол зрения на исторический факт.

Одним из результатов обновления общего исторического образования стало более активное обращение на уроках к разнообразным историческим документам. Они представлены как правило фрагментами межгосударственных соглашений, исторических сочинений и литературных произведений. Изменились и вопросы к тексту: задания, акцентирующие в документе авторскую позицию, критическое восприятие источника, ценностные аспекты изучаемой проблемы. Данный приём уже активно используется в 5-6 классах. [3]

Пример: К летописному рассказу об убийстве князя Андрея Боголюбского: «Как относится к убийству князя летописец? Предположите, когда мог быть записан этот рассказ: сразу после происшедшего или же спустя какое-то время. Почему вы так решили?

Работа с иллюстрациями [8, с. 2]. Обычно при работе с текстом учебника иллюстрации, схемы и таблицы использовались учителями как средство обучения для образной демонстрации новых фактов, для обобщения и проверки знаний и умений учащихся. Гораздо реже в иллюстрациях видят источники исторической информации, равнозначные печатным текстам. Каждая иллюстрация может стать объектом критического и аксиологического анализа учащихся. Но данный вид учебной работы представляется довольно сложным, потому что в учебниках истории иллюстрации, как правило, обеспечены только кратким пояснительным текстом, и лишь изредка вопросы и задания к ним предлагают учащимся образно описать иллюстрацию или творчески прокомментировать её сюжет. Развитие данных умений представляется важным для жизни в многокультурном и быстро меняющемся мире.

Пример работы с иллюстрацией А.Н.Бенуа «Парад при Павле I». (Приложение 5)

Прекрасно разбираясь в событиях прошлого, А.Н.Бенуа умел видеть глазами человека XVIII в. Примером этого служит картина «Парад при Павле I», где показано тонкое знание истории, архитектуры, костюмов, быта и вместе с тем чувствуется оттенок юмора, едва ли не сатиры.

Образец пояснительного текста к картине «Парад при Павле I» А.Бенуа (1907): На картине изображён мрачный зимний день. Тёмное небо. Сыплет снег. В глубине плац-парада – мрачное здание строящегося Михайловского замка. Император и два его сына на конях (справа) только что подъехали. Павел вызывает из строя несколько провинившихся солдат и офицеров. Они онемели от ужаса, видя безумный, уничтожающий взгляд Павла, и слыша его гневный голос. На втором плане проходят полки под громыхание оркестра. За полками бегут солдаты, которые подбирают упавшие с голов неудобные кивера и шляпы.

«…я с давних пор питал какое-то особенное чувство к личности Павла, нечто даже похожее на сочетание благоговения с нежностью и жалостью…странное существо – художник. Вот я, например, всеми силами души ненавижу войну, военщину, строевое рабство, а между тем нахожу какое-то необъяснимое наслаждение…изображать и как бы временно перевоплощаться и в безумного Павла, и в каждого из этих фронтовых мучеников. Да мне и этот мрачный день, и этот мокрый снег, и эта серая стужа – всё это ненавистно, но мне нравится воскрешать в памяти и изображать в картинах такие видения». (Из книги А.Бенуа «Мои воспоминания» Гл. 3).

«Не всем пришлась по душе и военная реформа Павла, вводившая прусские порядки в армии. Уже в конце ноября 1796 года он обнародовал новые уставы, в соответствии с которыми солдаты одевались в прусские мундиры, а в армии начали практиковать муштру и палочную дисциплину. Солдат по этим уставам готовили, скорее, не к войне, а к парадам. Многие из известных полководцев того времени высказывались против этой реформы. Например, А.В.Суворов говорил: «Русские прусских всегда бивали, что ж тут перенять». Недовольство со стороны дворянства вызвало ответную реакцию Павла. Начались репрессии. «Дворянин в России лишь тот, - сказал однажды Павел, - с кем я говорю и пока я с ним говорю». Уравнение – превращение привилегий некоторых классов в общие права всех. Павел превращал равенство прав в общее бесправие».

Вопросы к иллюстрации:

1) Какое событие или явление изображено на картине? К чему оно относится: к политическому событию, к историческому деятелю, к повседневной жизни? Кто изображён на картине? Легко ли узнать реальные исторические лица, определить социальное положение представителей общественных групп?

2) Кто изображён на первом плане картины? Для чего на переднем плане А.Бенуа изобразил верстовой столб и шлагбаум? Почему они не изображены слева, справа или на заднем плане? Какой вывод можно сделать о проблеме безопасности? Придавалось ли ей большое значение при Павле или не придавалось вовсе? Почему?

3) Кто изображён на среднем плане картины? Как расположены фигуры на среднем плане: поодиночке, группами, строем? Как вы думаете, почему?

4) Чем заняты люди на картине? Как они одеты? Можно ли определить социальное положение представителей общественных групп?

5) Что изображено на заднем плане картины? Почему автор изобразил Михайловский замок недостроенным? С какой целью художник нарисовал памятник перед зданием Михайловского замка? Чья статуя, по вашему мнению, изображена на картине?

6) Как композиция картины передаёт атмосферу правления Павла I? Соответствует ли изображение Павла, выговаривающего что-то офицеру, торжественности парада? Достаточно ли полно отражено на картине такое явление, как парад? В чём ценность информации, которую несут в себе данные произведения живописи? Можно ли на основе картины охарактеризовать историческую эпоху?

7) Почему художник изобразил парад не в ясный, солнечный, летний день, а в сырую, промозглую, зимнюю, петербургскую погоду? Какие цвета использует художник? Как использует свет? Какова значимость этого изображения как свидетельства эпохи Павла I?

8) Какова общественная позиция автора картины, он поддерживает или не одобряет изображённое им событие? Какое ощущение сложилось у вас, как у зрителей от картины?

Таким образом, в представленной работе были рассмотрены достаточно важные приёмы работы учащихся с текстом на уроках истории. Несомненно, влияние учителя на познавательную деятельность учащихся в большей степени зависит от методов и приёмов обучения. Оно не будет плодотворным без активной деятельности самих обучающихся, их творческой работы на всех стадиях учебного процесса. Любое обучение невозможно без самостоятельной работы учащегося, организатором которого в учебном процессе выступает учитель. В историческом образовании такая работа особенно важна, без неё невозможно формирование глубоких знаний и умений применять их в познавательной и практической деятельности. Владея целой системой приёмов, специальных заданий, учитель активизирует познавательную деятельность учащихся, проектируя их движение к собственной цели обучения и развитию их личности.


































Список литературы:

1. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1999.

2. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе: Практическое пособие для учителей. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

3. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю.Методические рекомендации учителю истории: Основы профессионального мастерства: Практическое пособие. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

4. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю в современной школе: теория и методика. – М: Педагогический университет «Первое сентября» , 2006.

5. Захарова Е.Н. Методические рекомендации к изучению истории в 10 классе: Практическое пособие для учителя. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000.

6. Короткова М.В.Наглядность на уроках истории: Практическое пособие для учителя. – М., 2000.

7. Петерсон Л.Г.: «Интегративная технология развивающего обучения», Москва: НИИ школьных технологий, 2006.

8. Попова С.Г., Гуружалов В.А. Исторические диалоги: изобразительное искусство на уроках истории // Преподавание истории в школе. 2003. №9

9. Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.























Приложение 1.

Сравнительно-обобщающая таблица.

Объекты сравнения (вопросы для сравнения)

1

2

3

Результаты сравнения по каждой линии (частные выводы)

1

2

3

4

5

1)





2)





3)





Обобщение результатов сравнения (обобщающий вывод)

Приложение 2.

Конкретизирующая таблица.

Повинности зависимых крестьян.

Название повинностей

Содержание повинностей

барщина


оброк


Приложение 3.

Синхроническая таблица.

Годы

Запад

Россия

Восток

1662 г.

Основание академии наук в Англии

«Медный бунт» в Москве.

1664 г. – учреждение французской Ост-Индской компании

Приложение 4.

Кластер «Межкультурное взаимодействие на границах Древнего Рима в последние века его истории».



Приложение 5.


А.Н.Бенуа «Парад при Павле I»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!