СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка технологии проблемного обучения на уроках 

Просмотр содержимого документа
«Статья Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы»

Никулина Т. Н. ,

учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №5»

г. Камень - на - Оби им. Е.Е. Евтушенко»


Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

Каждый учитель думает о том, как сделать свой урок интересным, запоминающимся, ярким. Пути достижения этого могут быть разными: нетрадиционные формы проведения уроков, использование элементов игры и т.д. Самое главное, мы должны научить своих учеников мыслить. Задача современного образования - воспитать активную, творческую личность, которая умеет учиться. Технология проблемного обучения в школе является эффективным средством познавательной деятельности учащихся. Основой личности человека является творческое начало, поэтому целью проблемного обучения является развитие индивидуальных способностей ученика, формирование и развитие мотивационной сферы, развитие мышления, речи. Что представляет собой проблемное обучение? Прежде всего, это самостоятельное открытие знаний школьниками. Создание проблемной ситуации на уроке является средством, которое способно побудить у учащихся интерес к изучаемой теме. Такие ситуации предполагают высказывание своих мыслей, предположений. Знаменитый классик Л.Н. Толстой говорил: «Знания только тогда являются знаниями, когда они получены усилием своей мысли, а не памяти».

Структура проблемного обучения состоит из следующих этапов: постановка проблемы, поиск проблемы, описание решения, реализация решения. От постановки проблемы зависит ход урока и усвоение учебного материала, поэтому она имеет важное значение в структуре урока.

Педагог М. Н. Скаткин предлагал различать 3 вида проблемного обучения:

1) проблемное изложение знаний.

Учитель не только сообщает учащимся те или иные положения, ставит проблему, но и показывает процесс её решения. Такое обучение учит школьников мыслить, вести познавательный поиск.

2) привлечение учащихся к поиску на отдельных этапах изложения знаний.

Учитель выдвигает проблему. Сам излагает учебный материал, но в ходе изложения ставит перед учениками вопросы, которые требуют от них включиться в процесс поиска и самостоятельно решать ту или иную задачу.

3) исследовательский метод обучения.

Ученики сами намечают план поиска, осознают поставленную проблему, проводят свои наблюдения, фиксируют факты, доказывают, делают вывод.

По мнению философа, педагога и психолога П.П. Блонского, «обучать ребенка - значит не давать ему нашей истины, но развивать его собственную истину до нашей, т. е не навязывать ему нашего мира, созданного нашей мыслью». Проблемный подход не считается новым. Его использовал в свое время еще Сократ в дискуссиях с собеседником.

Педагоги - новаторы всегда стремились разработать новые методы обучения, более эффективные, чем простое заучивание. Один из наиболее активных исследователей в области проблемного обучения И.Я. Лернер утверждал, что «проблемное обучение не может и не должно стать ни единственной, ни преобладающей системой обучения». Ученый считал, что «основная масса знаний и умений передается учащимся не проблемным путем. Но применять усвоенные знания и умения ученик должен научиться творчески, поэтому их применение неизбежно строится проблемно». Несмотря на высокую эффективность, технологию нельзя считать единственно приемлемой для обучения. Учителю важно помнить и о том, что нельзя в любом простейшем вопросе видеть проблему.

Проблемное обучение имеет свои трудности и требует дифференцированного подхода. Учителю необходимо уметь подвести ученика к противоречию, а ученик должен сам найти способ решения. Мастерство педагога заключается в умении создать проблемную ситуацию. В качестве заданий данного обучения можно предложить учащимся провести сравнение, сделать выводы из проблемной ситуации, сформулировать вопросы, сопоставить факты. При организации обучения знания приобретаются путем самостоятельного решения проблемных вопросов. Если при традиционном обучении характерно преобладание наглядно-демонстрационного метода, то проблемное обучение направлено на развитие исследовательской деятельности.

В своей педагогической деятельности использую разные методы и приемы реализации технологии проблемного обучения. Тестирование – одна из таких форм, которую можно успешно применять как на уроках русского языка, так и на уроках литературы. Тестирование позволяет осуществить объективную, эффективную и быструю диагностику знаний учащихся.

Проблема решается и в виде дискуссий с помощью логических аргументов, подтверждающих выдвинутую версию. При изучении литературных произведений перед учениками ставлю проблемный вопрос, предлагаю им поделиться своими версиями развития сюжета. Учащиеся высказывают свои версии, подкрепляя мнение примерами из литературных произведений или из жизни.

Учебная дискуссия – обмен мнениями, идеями, суждениями в группе ради поиска истин, коллективное исследование проблемы, в котором каждая сторона, оппонируя мнение собеседника, аргументирует свою позицию. Урок- дискуссия вызывает большой интерес, особенно в старших классах. Можно провести интересный урок по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» « Суд над Ноздревым». С этим героем мы встречаемся в 4 главе поэмы знаменитого классика. Старшеклассники с удовольствием «примеряют» на себя роли судьи, прокурора, адвоката, присяжных. Цель сторон - убедить судью и присяжных в своей правоте. Судья направляет обсуждение в нужное русло и после выносит приговор.

При изучении повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет» перед группой учащихся ставятся вопросы:

  1. Пессимистичен или оптимистичен финал повести?

  2. Что могло бы быть в эпилоге?

  3. Могла бы эта история случиться с Анной Николаевной Фриессе?

Ответы могут быть самыми разными, что и позволит развернуть дискуссию.

Первый вопрос откровенно дискуссионен. Учителю важно подвести участников к выводу, что финал повести оптимистичен. Желтков своим примером показал Вере Николаевне Шеиной и Василию Львовичу Шеину, какой должна быть настоящая любовь. Вера проснулась для новых чувств. Желтков расколдовал «снегурочку».

Не стоит забывать и о правилах дебатов и дискуссий:

  1. Проявление уважения к другим участникам;

  2. Честность в аргументах;

  3. Проигравших нет;

Учащиеся могут и сами ставить перед собой проблемные вопросы, на которые будут пытаться найти ответы. При изучении произведения М.Ю.Лермонтова «Мцыри» можно спросить о том, что им непонятно в тексте. Ребята спрашивают: «Почему Мцыри бежал во время грозы без всякой подготовки? Он же мог подготовиться к побегу?» «Непонятно, почему Мцыри сразился с барсом. Ведь он мог спокойно уйти, пока барс его не почуял».

На уроке литературы прийти к проблемной ситуации часто помогает

мотивирующий прием – “яркое пятно” (ассоциации, музыка, иллюстрации,

отрывки из произведений, любой материал, способный захватить внимание,

заинтриговать учеников). Путём сбора ассоциаций, которые возникают в связи

с каким-либо литературным именем или с названием произведения, можно

актуализировать знания учащихся по проблеме.

Таким образом, применение технологий проблемного обучения на уроках усиливает мотивацию учебной деятельности, активизирует познавательную активность, приводит к росту качественной успеваемости и сохраняет устойчивый интерес к предмету на протяжении многих лет обучения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!