Повышение технического уровня юных волейболистов в обучении верхней передачи с применением координационных упражнений.
Аннотация
Статья посвящена изучению проблемы повышения технического уровня учащихся в обучении верхней передачи. Предприняты попытки внедрения в учебный процесс учащихся инновационной методики подготовки, влияющей на качественное овладение техническими приемами игры. Разработана методика технической подготовки юных волейболистов с использованием координационных упражнений.
Ключевые слова: координационные упражнения, технические приемы волейбола, начальный этап обучения, комплекс упражнений.
Введение
Выполнение любого технического приема в волейболе строится на основе старых координационных связей. Чем больше запас разнообразных двигательных навыков имеет волейболист, тем успешнее идут овладение техникой игры и использование ее в постоянно меняющихся условиях. В связи с этим, основной путь развития координационных способностей – это обогащение учащихся разнообразными навыками и умениями, развития координации.
Поиск инновационных подходов показал, что в научно-методической литературе нет обоснованных приемов использования координационных упражнений в учебном процессе юных волейболистов, что, несомненно, ограничивает возможности нетрадиционных средств подготовки, направленных на овладение техническими приемами волейбола.
Проведено исследование.
Объектом исследования явился процесс повышения технического уровня учащихся с применением координационных упражнений на начальном этапе обучения.
Предмет исследования – методика использования средств и форм организации координационных упражнений в технической подготовке юных волейболистов на начальном этапе обучения.
Цель данного исследования – разработать и экспериментально обосновать методику повышения технического уровня юных волейболистов с применением координационных упражнений.
Гипотеза исследования – предполагалось, что возможно лучше освоить технику верхней передачи мяча за счет координационных способностей с помощью комплекса специальных упражнений.
Поставленные цель, объект, предмет и гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
Изучить современное состояние процесса подготовки юных волейболистов в общеобразовательных школах и выявить теоретические предпосылки повышения качества учебного процесса средствами координационных упражнений на начальном этапе обучения.
Разработать методику, основанную на использовании средств координационных упражнений в технической подготовке юных волейболистов на начальном этапе обучения.
Обосновать влияние использования средств координационных упражнений в учебном процессе юных волейболистов на технический уровень учащихся.
Выявить эффективность разработанной методики и ее влияние на процесс обучения техническим приемам волейбола.
Для обоснования эффективности разработанной методики педагогический эксперимент проводился на базе ГБОУ СОШ № 280 им.М.Ю. Лермонтова Адмиралтейского района г.Санкт-Петербурга. В исследовании приняли участие 30 учащихся 11-12 лет. По результатам обследования испытуемые были разделены на две группы по 15 человек в каждой: контрольная и экспериментальная, равные по возрастным показателям, уровню физической подготовленности. Эксперимент проводился с 18.01.2016 – 31.03.2016 г (2, 5 месяца).
Упражнения на освоение техники верхней передачи мяча в обеих группах одинаковые. Различные методы использовали для развития координационных способностей. В контрольной группе – интервальный метод, игровой, соревновательный, метод круговой тренировки. В экспериментальной группе занятия проходили по тем же методам, но дополнительно использовали повторный метод.
Контрольная группа тренировалась по программе 3 раза в неделю по 45 минут. Программа включала занятия интервальным методом. После выполнения каждого упражнения время отдыха 30 секунд.
Занятия состояли из трех частей: подготовительная, основная, заключительная.
Подготовительная часть: продолжительность 10 минут. В нее входят подготовительные упражнения для дальнейшей работы.
Основная часть: продолжительность 25 минут. В нее входят специальные физические упражнения для развития координационных способностей: проведение эстафеты, выполнение специальных физических упражнений на усвоение, и развитие технических приемов игры, принятие исходного положения для верхней передачи мяча.
Заключительная часть: продолжительность 10 минут. Проходили подвижные игры: «Борьба за мяч», «Перестрелка» с измененными правилами.
В экспериментальной группе координационные способности развивались с помощью комплекса специальных упражнений. В экспериментальной группе дополнительно был использован повторный метод с использованием комплекса специально-разработанных упражнений. Все упражнения многократно повторяли. Занятия проводили 3 раза в неделю по 45 минут. Занятие состояло из трех частей:
Подготовительная часть: продолжительность 10 минут. В нее входят подготовительные упражнения для дальнейшей работы.
Основная часть: продолжительность 25 минут. В нее входят специальные физические упражнения для развития и совершенствования координационных способностей: упражнения в парах, имитация принятия исходных положений верхней передачи, упражнения в парах через сетку, проведение эстафеты, выполнение специальных физических упражнений на усвоение, и развитие технических приемов игры.
Заключительная часть: продолжительность 10 минут. Использовали подвижные, развивающие игры «Попади в цель» и «Попади в кольцо», упражнения на растягивание всех групп мышц.
Тестирование координационных упражнений провели по следующим тестам:
Челночный бег 4х9 метров – на расстоянии 9 метров от старта находятся два кубика. Исходное положение – высокий старт. По сигналу следует с максимальной скоростью добежать до первого кубика, взять его рукой, вернуться обратно и положить на линию старта. Тоже самое повторить со вторым кубиком;
Метание теннисного мяча на точность – на расстоянии 10 м, попадание теннисным мячом в мишень диаметром 1 метр. Считать количество попаданий с 5 попыток.
Проба Ромберга (30 секунд)
Для контроля за техникой выполнения верхней передачи мяча использовали:
Показатель «Верхняя передача мяча над собой». Определение количества передач сверху в круге диаметром 3 метра;
Показатель «Верхняя передача в цель» (30 передач). Количество передач сверху без «провала» в цель на стене диаметром 1 метр, расстояние до стены и от пола до цели на стене – 2 метра;
Показатель «Верхняя передача в цель за 30 секунд». Определение количества попаданий в цель за 30 секунд.
Результаты и их обсуждение. В начале педагогического эксперимента нами были проведены исходные данные координационной и технической подготовленности юных волейболистов. Статических различий между исследуемыми показателями в обеих группах не было выявлено. (Диаграмма 1)
Диаграмма 1
Показатели в начале эксперимента
В конце педагогического эксперимента были проведены заключительные тесты координационной и технической подготовленности юных волейболистов. По диаграмме 2 видно, что по всем исследуемым показателям учащиеся экспериментальной группы значительно превосходили своих сверстников.
Диаграмма 2
Показатели после эксперимента
Сравнительный анализ доказывает, что предполагаемая методика положительно влияет на координационную и техническую подготовку юных волейболистов.
Выводы:
В результате анализа научной и учебной литературы по волейболу выявлено, что в настоящее время на начальном этапе обучения в общеобразовательных учреждениях существует недостаток методических разработок по технической подготовке юных волейболистов.
Разработана методика повышения технического уровня учащихся в обучении верхней передачи мяча двумя руками сверху с применением координационных упражнений.
Положенный в основу методики повторный метод обучения позволяет при помощи разработанных комплексов упражнений с использованием координационных упражнений оказать дополнительное положительное воздействие на отстающие виды координационных проявлений учащихся.
Эффективность разработанной методики дает возможность существенно повысить технический уровень учащихся в обучении верхней передачи мяча с применением координационных упражнений, что подтверждается результатами исследования.
Литература:
Ашмарин Б.А., Вилявский М.Я, Грантынь К.Х. Те и МФВ.: Учебное пособие для студентов факультета ФВ педагогических институтов.-М.: Просвещение, 1989, 173 с.
Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. Учебник. М.: Советский спорт, 2003, 464 с.
Матвеев А.П. Теория и методика физической культуры. М.: Наука, 1991, 212 с.
Гаськов А.В. Развитие педагогического творчества учителей физической культуры в системе повышения квалификации: Улан-Удэ: Изд-во Бурятского государственного университета, 2010, 137 с.
Железняк Ю.Д. Волейбол в школе. М.: Просвещение, 1989, 24 с.
Железняк Ю.Д. Юный волейболист. Учебное пособие для тренеров. М.: Высшая школа, 1984, 98 с.
Круцевич Т.Ю. Издательство «Олимпийская литература», 2003, 422 с.
Лаптев А.П. Возрастные особенности организма. Журнал «Физическая культура и спорт», 1984, 124 с.
Клещев Ю.Н., Айрирянца А.Г. Учебник для институтов физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1985, 86 с.