СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья Организация инклюзивного обучения детей с ЗПР в условиях общеобразовательного класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья поможет организовать инклюзивное обучения учащихся с задержкой психического развития в условиях общеобразовательного класса в начальной школе.

Просмотр содержимого документа
«Статья Организация инклюзивного обучения детей с ЗПР в условиях общеобразовательного класса»

Организация инклюзивного обучения детей с ЗПР в условиях общеобразовательного класса

При формировании первого класса передо мной возникла проблема. По рекомендации районной ПМПК часть детей должна обучатся по программе 7 вида (дети с задержкой психического развития ЗПР). Для каждого учителя работа с детьми ЗПР, известно каких усилий стоит поднять уровень обученности ученика, сохранив их психологическое здоровье.

Необходимо было организовать продуктивное обучение и развитие детей с особыми потребностями, создать условия, учитывающие индивидуальные особенности каждого участника образовательного процесса классного коллектива. Решить эти задачи помогает инклюзивное образование.

Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю)- процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

В процессе инклюзивного обучения учитываются индивидуальные особенности познавательной деятельности, осуществляется дифференцированный подход, позволяющий преодолевать противоречия между школьными требованиями и учебными возможностями детей с задержкой психического развития. Это позволяет обеспечить полноценное психологическое здоровье в процессе обучения детей данной группы.

Одним из первых этапов работы по организации инклюзивного обучения детей с задержкой в развитии стало изучение документов регламентирующих деятельность учителя в работе с детьми ЗПР в условиях общеобразовательного класса. Нами были изучены следующие документы:

  1. Методические рекомендации «Организация интегрированного обучения детей с задержкой психического развития в условиях общеобразовательного класса массовой школы», разработанные Банкрашковой И. В. – главным методистом ХК ИППК ПК;

  2. Методические рекомендации для педагогов «Реализация индивидуального учебного плана для школьников, обучающихся по программе 7 и 8 видов в классах общеобразовательной школы – составленные Ульяновой И. А. – методистом отдела специального (коррекционного) образования и охраны прав детства НРЦРО;

  3. Статьи и публикации в методических журналах по данной теме;

  4. Материалы учителей – практиков и банк данных по теме в школьном методическом кабинете.

Чтобы оценить возможности учащегося, испытывающие трудности в обучении, необходимо изучить и отслеживать его уровни развития, определять необходимые условия для планирования учителем зоны ближайшего развития ребёнка. Это позволяет сделать технология мониторинга результативности учебного процесса.

Технология мониторинга результативности учебного процесса позволяет решить следующую задачу:

  • увидеть динамику изменения в учебном и личностном росте ребёнка.

Данная технология даёт учителю возможность выявить уровень обученности школьника с целью динамического развития и организации коррекционной работы с учащимися по формированию общеучебных умений и навыков (ОУУН).

Обученность ученика – это оценка результата его учебной деятельности.

Для обеспечения успешной деятельности учащегося учителю также необходимо знать уровень владения учащимися мыслительными общеучебными умениями и навыками, что позволяет наметить наиболее эффективные методы и приёмы тех умений и навыков, которые требуют коррекции.

Мониторинг учебного процесса учащихся с задержкой психического развития осуществляется в следующей последовательности:

  1. Определяются параметры результативности учебного процесса.

  2. Уточняются процедуры оценки результативности (как измеряются выделенные параметры).

  3. Производится анализ полученных данных и на основе этого анализа делаются необходимые выводы.

  4. Планируется и осуществляется коррекционная работа с учащимися.

Индивидуальный анализ мониторинга позволяет полнее увидеть картину роста каждого ученика или его проблемы, построить план индивидуальных занятий с каждым учеником. Использование мониторинга позволяет наглядно проводить консультационную работу с родителями, показать, как помочь ребёнку, на что обратить внимание при подготовке домашнего задания, дополнительных занятиях.

Дифференцированный подход, целенаправленная коррекционная помощь позволяют добиться тем более значительных успехов, чем раньше эта помощь будет оказана ученику с задержкой в развитии.

Из множества изученных материалов по мониторингу были выбраны следующие, позволяющие, на мой взгляд, увидеть более полно и многогранно проблемы детей и построить работу по их коррекции:

  • Психолого-педагогическая характеристика;

  • Развитие общеучебных умений и навыков;

  • Динамическая карта обученности учащихся по предметам;

  • Динамическая карта развития учащихся по годам;

  • «Паспорт здоровья»;

Для учащихся данной категории были заведены специальные папки, которые содержат все материалы мониторинга заполняемые учителем. Все эти материалы позволяю следить за продвижение ученика, как по усвоению учебного материала, так и изменения в уровне психических процессов и познавательной деятельности, позитивного взаимодействие всех участников образовательного процесса. Важно, что в такой форме это доступно как учителю, так и родителям, которые могут увидеть проблему своего ребёнка, получить консультацию или порадоваться за маленькие, но значимые победы.

Если в традиционной дидактике учебная деятельность направлена на усвоение учебного материала, то в коррекционной педагогике на неё возлагается и функция педагогической терапии. Мерой профилактики возможных трудностей становится обогащение содержания учебной работы системой разнообразных коррекционно - развивающих упражнений по развитию внимания, памяти, мышления учащихся с задержкой в развитии. Необходимо организовать системную работу и отслеживать её результативность.

Для эффективной организации обучения был составлен план коррекционно – развивающей работы :

Этапы работы

Структура этапов

Сроки реализации

Взаимодей

ствие

1

Подготовительный

  1. Организации школы будущего первоклассника по планированию коррекционно – развивающих занятий.

  2. Знакомство с семьями учащихся и социально-бытовыми условиями проживания детей.

Июль

Родители, соц. педагог, учитель.

2

Теоретический

  1. Знакомство с методическими материалами по организации детей ЗПР в условиях общеобразовательной школы.

  2. Разработка календарно-тематического планирования с учётом развития и коррекции психических процессов детей обучающихся по программе 7 вида

  3. Изучение и разработка карт индивидуального сопровождения

Август

Заместитель директора по УМР, библиотекарь, педагог-психолог.

3

Практический

  1. Построение учебно-воспитательного процесса с учётом коррекционно развивающего пространства для детей ЗПР

  2. Использование технологии мониторинга результативности учебного процесса и ведение документации по сопровождению учащихся.

В течение всего года

Учителя предметники педагог-психолог, соц. педагог, родители уч-ся.

4

Аналитический

  1. Провести анализ результатов коррекционно-развивающей работы с учащимися.

  2. Скорректировать дальнейшую работу по организации коррекционно – развивающего пространства для учащихся на следующий учебный год.

Май

Педагог-психолог, родители, учителя предметники.


В ходе знакомства с семьями своих учащихся были заполнены сопроводительные документы, которые позволили более полно и подробно изучить семьи, их проблемы и возможности по организации коррекционно-развивающей работы в семье и привлечение родителей к совместной деятельности.

В процессе инклюзивного образования у всех учеников есть возможность для значимого, активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса. Индивидуальная помощь, предлагаемая детям, не отделяет, не изолирует ученика от общего процесса обучения. У учеников разного уровня развития появляются возможности для обобщения и передачи своих навыков и умений.

Школы была, есть и будет единственным социальным институтом, который охватывает всех без исключения детей не зависимо от уровня их интеллектуального развития. Внедрение в практику общеобразовательных учреждений системы мониторинга результативности процесса обучения позволит рационализировать работу учителя с учащимися различных групп здоровья.

Литература:


  1. Архипенко Г. М. Коррекционная работа с младшими школьниками // Журнал «Начальная школа» 200. №2.

  2. Банкрашковой И. В. Методические рекомендации «Организация интегрированного обучения детей с задержкой психического развития в условиях общеобразовательного класса массовой школы», разработанные– главным методистом ХК ИППК ПК;

  3. Бескоровайная Л. С. Настольная книга учителя начальных классов// Ростов н/Д: изд –во «Феникс», 2001.

  4. Дощицина З.В. Оценка степени готовности детей к обучению в школе в условиях разноуровневой дифференциации//М.: Новая школа, 1994.

  5. Измайлова О. С. Мониторинг результативности учебного процесса в красах КРО //Журнал «Начальная школа» 2005. №3.

  6. Измайлова О. С. практические задания по развитию познавательных способностей учащихся в классах КРО// Журнал «Начальная школа» 2005. №1.

  7. Пивоварова Л. Т. Речевая зарядка на уроках чтения для детей с ЗПР // Журнал «Начальная школа» 2008. №3.

  8. Ульяновой И. А. Методические рекомендации для педагогов «Реализация индивидуального учебного плана для школьников, обучающихся по программе 7 и 8 видов в классах общеобразовательной школы – составленные– методистом отдела специального (коррекционного) образования и охраны прав детства НРЦРО;

  9. Уроки психологического развития // Газете «Начальная школа» 1998. № 36,45.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!