СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему: "Система профессиональных компетентностей учителя"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья включает комплексную таблицу, отражающую компетентности педагога в условиях введения   стандартов второго поколения.

В настоящее время наиболее актуальными задачами для системы повышения квалификации учителей являются:

  • принятие идеологии нового государственного образовательного стандарта и концептуальных подходов к его построению;
  • освоение структуры и содержания основных документов нового государственного стандарта;
  • овладение технологиями системно-деятельностного и развивающего обучения;
  • обучение новой системе требований к оценке итогов образовательной деятельности учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Комплексная таблица»

Комплексная таблица, отражающая компетентности педагога

в условиях введения стандартов второго поколения.



Этапы формирования профессиональной компетентности

Основные составляющие компетентности

Требования к учителю по каждой компетентности

1 этап

Самодиагностика, проблемный анализ собственной деятельности, фиксация проблем и причин их возникновения

Развивающая компетентность

Работа в методических объединениях, творческих группах; Исследовательская деятельность; Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий; Различные формы педагогической поддержки; Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях; Трансляция собственного педагогического опыта; использование ИКТ.

Профессиональная компетентность

Качество действий учителя, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей. Владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), психолого-педагогической коррекции, снятия стрессов и т.п., методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование; использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися (воспитанниками, детьми), осуществление оценочно-ценностной рефлексии.

2 этап

Формирование общей концепции « Я в будущем»

Информационная компетентность

Качество действий учителя, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, её адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, формулировку учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач, использование автоматизированных рабочих мест учителя в образовательном процессе; регулярная самостоятельная познавательная деятельность, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности, использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, ведение школьной документации на электронных носителях.

3 этап

Выбор стратегии саморазвития

Коммуникативная компетентность

Качество действий учителя, обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком. Установление контакта с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, родителями (лицами их замещающими), коллегами по работе; умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей. Умение убеждать, аргументировать свою позицию; владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации.

4 этап

Конкретизация ближайших целей;

Правовая компетентность

Качество действий учителя, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности нормативных правовых документов для решения профессиональных задач.

5 этап

Составление плана действий по саморазвитию.


Когда основные задачи обрастают конкретными механизмами, методами и средствами реализации



Просмотр содержимого документа
«Система профессиональных компетентностей учителя»

Система профессиональных компетентностей учителя

Профессиональная компетентность – важнейшая характеристика специалиста, который должен быть готовым к выполнению профессиональной деятельности, чтобы самостоятельно, ответственно и эффективно выполнять профессиональные функции. Профессиональная компетентность в педагогической сфере рассматривается как: педагогическая компетентность, психолого-педагогическая компетентность, профессионально педагогическая компетентность, компетентность учителя.

Развитию профессиональной компетентности учителя посвящены работы российских и украинских исследователей: Н. Бибик, И. Зимней, Б. Ельконина, Н. Кузьминой, М. Кадемии, О. Локшиной, А. Марковой, Л. Митиной, О. Овчарук, Е. Пометун, И. Прокопенко, С. Ракова, А. Савченко, Г. Тарасенко, С. Трубачевой, А. Хуторского, М. Чошанова, В. Шахова и др. Большое внимание проблемам анализа и определения компетентностей учителя уделяют польские ученые: И. Желиньска, В. Османьска-Фурманек, Е. Смирнова-Трибульска, В. Стрыковский и др.

Анализ подходов к содержанию понятия «профессиональная компетентность учителя» показывает, что эта проблема активно изучается, причем одни ученые определяют эту категорию как способность учителя выполнять профессиональные функции, другие – как теоретическую и практическую готовность осуществлять профессиональную деятельность, или как сформированность профессиональных качеств педагога. Также, до сих пор не существует общепринятой технологии формирования профессиональной компетентности учителя, исследователи по большей части изучают лишь отдельные стороны этого процесса.

В структуре компетентности ученые выделяют когнитивные, мотивационные, нормативные, волевые, общественные компоненты. Мы исходим из структуры профессиональной компетентности учителя как единства профессионально-деяльностного, коммуникативного и личностного компонентов, и предлагаем следующую трактовку этого понятия:

  • свойство личности, которое проявляется в способности к педагогической деятельности;

  • единство теоретической и практической готовности учителя к осуществлению педагогической деятельности;

  • возможность результативно действовать, эффективно решать стандартные и проблемные ситуации, возникающие в педагогической деятельности.

  • Рассматривая профессиональную компетентность учителя как свойство личности, мы имеем в виду профессионально важные свойства личности педагога, необходимые для эффективного выполнения им задач обучения, развития и воспитания учеников, обеспечивающие профессиональную деятельность учителя. Эти свойства определяют его возможности, способности к выполнению педагогической деятельности. Сущностью способности как психического новообразования есть готовность к продуктивному выполнению новых заданий. Исходя из этого, мы понимаем педагогическую компетентность учителя как единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности.

  • Способность - важнейшая составляющая образовательно-квалификационной характеристики випускника учебного заведения, которая предусматривает, что специалист должен владеть способностью выполнять определенные производственные функции и типичные задачи для этих функци. Способность развивается, углубляется в процессе практической деятельности человека. Поэтому, мы обращаем внимание на ту сторону профессиональной компетентности учителя, которая проявляется в возможности эффективно решать стандартные и проблемные ситуации, возникающие в педагогической деятельности. Профессиональная возможность исполнять свои обязанности на заданном уровне рассматривается как педагогический потенциал, который представляет совокупность естественных и приобретенных качеств личности. Таким образом, профессиональная компетентность учителя «держится на трех столбах»: способность, готовность и возможность эффективно действовать, решая задачи обучения, развития и воспитания учеников.

  • Школы и педагоги республики включены в инновационную деятельность, потому что понимают, что без инноваций в наше время невозможно быть успешными и поддерживать должный уровень педагогического майстерства .



  • Для успешной реализации Республиканского государственного образовательного стандарта необходима система профессиональной компетентностей учителя.








Система профессиональных компетентностей учителя

Компетентность

Содержание компетентности

Предметно-методологическая компетентность.

Знания в области преподаваемого предмета; ориентация в современных исследованиях по предмету; владение методиками преподавания предмета.

Психолого-педагогическая компетентность.

Теоретические знания в области индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов ученика, умение использовать эти знания в конструировании реального образовательного процесса.

Умение педагогическими способами определить уровень развития «познавательных инструментов» ученика.

Компетентность в области валеологии образовательного процесса.

Теоретические знания в области валеологии и умения проектировать здоровьесберегающую образовательную среду (урок, кабинет).

Владение навыками использования здоровьесберегающих технологий.

Теоретические знания и практические умения по организации учебного и воспитательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Компетентность в сфере медиатехнологии и умения проектировать дидактическое оснащение образовательного процесса.

Практическое владение методиками, приемами, технологиями, развивающими и социализирующими учащихся средствами предмета.

Умение проектировать и реализовать программу индивидуальной траектории обучения ученика.

Владение методиками и технологиями медиа-образования.

Коммуникативная компетентность.

Практическое владение приемами общения, позволяющее осуществлять направленное результативное взаимодействие в системе «учитель-ученик»

Компетентность в области управления системой «учитель-ученик».

Владение управленческими технологиями (педагогический анализ ресурсов, умение проектировать цели, планировать, организовывать, корректировать и анализировать результаты учебного и воспитательного процесса).

Исследовательская компетентность.

Умение спланировать, организовать, провести и проанализировать педагогический эксперимент по внедрению инноваций.

Компетентность в сфере трансляции собственного опыта.

Умение транслировать собственный положительный опыт в педагогическое сообщество (статьи, выступления, участие в конкурсах).

Акмеологическая компетентность.

Способность к постоянному профессиональному совершенствованию. Умение выбрать необходимые направления и формы деятельности для профессионального роста.


В настоящее время наиболее актуальными задачами для системы повышения квалификации учителей являются:

  • принятие идеологии нового государственного образовательного стандарта и концептуальных подходов к его построению;

  • освоение структуры и содержания основных документов нового государственного стандарта;

  • овладение технологиями системно-деятельностного и развивающего обучения;

  • обучение новой системе требований к оценке итогов образовательной деятельности учащихся.


2


Просмотр содержимого документа
«компетентности»

Система профессиональных компетенций учителя.

  • Владение содержанием и методологией предмета.

  • Знание закономерностей познавательных процессов ученика в обучении и умение применять их при проектировании реального учебного процесса.

  • Знание требований к уроку и умение использовать их при проектировании учебного процесса.

  • Владение приёмами эффективного общения с детьми,  коллегами, родителями.

  • Компетенция в сфере медиатехнологий. Владение методиками, приёмами, социализирующими и развивающими средствами учебного предмета.

  • Владение управленческими технологиями (педагогический анализ, постановка целей, планирование, организация).

  • Умение управлять инновационным процессом (проектировать, провести и проанализировать эксперимент).

  • Владение навыками обобщения и передачи своего опыта.

  • Способность к профессиональному самосовершенствованию.

Основные составляющие компетентности и требования к учителю.

1 Компетентность - качество действий учителя, обеспечивающих адекватное и эффективное решение профессионально значимых задач, носящих проблемный характер, а так же готовность нести ответственность за свои действия.

2 Профессиональная компетентность – качество действий учителя, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей; владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), психолого-педагогической коррекции, снятия стрессов и т.п., методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование; использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися (воспитанниками, детьми), осуществление оценочно-ценностной рефлексии.

3 Информационная компетентность – качество действий учителя, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, её адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, формулировку учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач, использование автоматизированных рабочих мест учителя в образовательном процессе; регулярная самостоятельная познавательная деятельность, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности, использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, ведение школьной документации на электронных носителях.

4 Коммуникативная компетентность – качество действий учителя, обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком; установление контакта с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, родителями (лицами их замещающими), коллегами по работе; умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей; умение убеждать, аргументировать свою позицию; владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации.

5.Правовая компетентность – качество действий учителя, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности нормативных правовых документов для решения профессиональных задач.



Этапы формирования профессиональной компетентности.



Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний учителя и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.).

Исходя из современных требований можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

  1. Работа в методических объединениях, творческих группах;

  2. Исследовательская деятельность;

  3. Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;

  4. Различные формы педагогической поддержки;

  5. Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях;

  6. Трансляция собственного педагогического опыта;

  7. Использование ИКТ и др.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности.

Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.

Отсюда можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:

1 этап – самодиагностика, проблемный анализ собственной деятельности, фиксация проблем и причин их возникновения;

2 этап – формирование общей концепции « Я в будущем»;

3 этап – выбор стратегии саморазвития;

4 этап – конкретизация ближайших целей;

5 этап – составление плана действий по саморазвитию, когда основные задачи обрастают конкретными механизмами, методами и средствами реализации.

Основные компетенции учителя.



  • Уметь учиться вместе с учениками, самостоятельно закрывая свои «образовательные дыры».

  • Уметь планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся (помогать учащемуся определять цели и образовательные результаты на языке умений/компетенций).

  • Уметь мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать им требуемые компетенции;

  • Уметь «сценировать» учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая разных учащихся в разные виды работы и деятельности, с учетом их склонностей, индивидуальных особенностей и интересов.

  • Уметь занимать позицию эксперта в отношении демонстрируемых учащимся компетенций в разных видах деятельности и оценивать их при помощи соответствующих критериев.

  • Уметь подмечать склонности учащегося и в соответствии с ними определять наиболее подходящий для него учебный материал или деятельность.

  • Владеть проектным мышлением и уметь организовать групповую проектную деятельность учащихся и руководить ею.

  • Владеть исследовательским мышлением, умея организовать исследовательскую работу учащихся и руководить ею.

  • Использовать систему оценивания, позволяющую учащимся адекватно оценивать свои достижения и совершенствовать их.

  • Уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения и уметь организовать ее у учащихся в процессе учебных занятий.

  • Уметь организовать понятийную работу учащихся.

  • Уметь вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавая атмосферу, в которой учащиеся хотели бы высказывать свои сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет, дискутируя не только между собой, но и с учителем, принимая то, что собственная точка зрения может быть также подвергнута сомнению и критике.

  • Владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!