СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья к презентации "Метод решения проблем"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наиболее эффективным методом обучения, особенно в преподавании технических дисциплин является метод решения проблем. Вместо того чтобы «транслировать» обучающимся факты и их взаимосвязь, можно предложить им проанализировать ситуацию и осуществить поиск путей изменения ситуации к лучшему. Если в традиционной лекции используются преимущественно разъяснение, иллюстрация, описание, приведение примеров, то в проблемной - всесторонний анализ явлений, научный поиск истины.  

Просмотр содержимого документа
«Статья к презентации "Метод решения проблем"»

Председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев, во время встречи в Московском энергетическом институте со студентами и преподавателями технических вузов и колледжей выслушал предложения, касающиеся модернизации технического образования в России и отметил, что: «Не будет хороших техников – не будет сильной страны».

Современные социально-экономические тенденции актуализируют проблемы повышения качества профессиональной подготовки студентов. В связи с жесткой конкуренцией на рынке труда возрастают требования к выпускникам технических специальностей.  Они должны обладать не только фундаментальными знаниями по специальности, но и многими личностными  качествами, такими как  креативность, критическое мышление, целеустремленность, способность к профессиональному росту и др.

Для успешной подготовки специалистов необходимо преподавателям владеть современными педагогическими технологиями.

Наиболее эффективным методом обучения, особенно в преподавании технических дисциплин является метод решения проблем. Вместо того чтобы «транслировать» обучающимся факты и их взаимосвязь, можно предложить им проанализировать ситуацию и осуществить поиск путей изменения ситуации к лучшему. Если в традиционной лекции используются преимущественно разъяснение, иллюстрация, описание, приведение примеров, то в проблемной - всесторонний анализ явлений, научный поиск истины. Уровень сложности, характер проблем зависят от подготовленности обучающихся, изучаемой темы и других обстоятельств.

В самом общем виде метод решения проблем подразделяется на четыре уровня.




Первый уровень.  Развитие социальных навыков в контексте предметной технической области. Например, решение «нетехнических» задач, которые ждут их в профессиональной деятельности:

  • писать научно-технические тексты;

  • профессионально строить научно-технические презентации, в частности, укладываться с выступлениями в заданное время, удерживать внимание аудитории;

  • хорошо задавать вопросы и отвечать на них.

Второй уровень. Использование активного подхода обучения.

Активное обучение вынуждает студентов вести активную работу со знанием, задумываясь над ним, анализируя его и сравнивая с уже имеющимися у них знаниями. При активном обучении не должен поддерживаться подход к обучению некоторых студентов, когда они говорят: “А вы скажите как нужно, мы так и сделаем”.

Для привязки знаний к личному опыту мною используется кластер. Кластер создает условия для построения ассоциативных связей между новым материалом и имеющимся опытом.

Последовательность действий при рисовании кластера следующая:

  1. Посередине чистого листа каждый студент пишет ключевое слово или фразу, ключевую для данной темы.

  2. Вокруг него без какого-либо плана или упорядоченности записываются слова или фразы, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.

  3. По мере записи, появившиеся слова соединяются связями с ключевым понятием.

При этом должны соблюдаться следующие правила:

  • Не нужно бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

  • Стараться построить как можно больше связей.


Когда кластер у каждого нарисован, нужно попросить одного студента нарисовать свой кластер на доске. Если желающих рисовать нет, то преподаватель рисует свой собственный кластер. Каждый самостоятельно сравнивает свой кластер с тем, который нарисован на доске и при желании может внести изменения в свой кластер.

Очень полезно при возможности организовать обсуждение кластера в малых группах или в парах. Результатом такого обсуждения должны стать невыясненные вопросы, ответы на которые должны быть получены на последующих занятиях. Кроме того, такое обсуждение позволяет повысить коммуникабельность студентов.

 Применение субъективных методов оценки дает хорошие результаты для осмысления своей учебной деятельности. Можно сделать эту оценку еще более свободной.

Можно проставить оценки идеи или какого-либо процесса на приведенной мишени. Для этого сначала каждый студент называет каждый квадрант и затем в нем ставит точку на нужном уровне, то есть оценка идет по четырем параметрам, определенным студентом самостоятельно.

Оценить перспективы использования идеи можно на следующей схеме.



Понравилось:

Дополнение:

Недостатки:

Оригинальность идеи:

  





Третий уровень.  Деловая игра – это искусственно сконструированная последовательность ситуаций, имитирующая те или иные важные стороны реальной деятельности. Игра позволяет задать в обучении предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности и тем самым смоделировать более адекватные по сравнению с традиционным обучением условия формирования  личности специалиста. 


Четвертый уровень.  Проблемные ситуации.

Формирование ситуаций заключается в построении цепочки «проблем», таким образом, чтобы для разрешения каждой следующей «проблемы» нужно было использовать как можно больше навыков, полученных при решении уже «пройденных». На слайдах показаны примеры проблемных ситуаций в преподавании специальных дисциплин.

 Можно еще добавить, что любая форма наглядной информации содержит элементы проблемности. Поэтому визуализация способствует созданию проблемной ситуации, разрешение которой происходит на основе анализа, синтеза, обобщения информации, т.е. с включением активной мыслительной деятельности. Задача преподавателя использовать такие формы наглядности, которые на только дополняли бы словесную информацию, но и сами являлись носителями информации.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!