СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Использование технологии проблемного обучения на уроках биологии"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье рассматривается вопрос применения технологии проблемного обучения на уроках биологии. Проблемное обучение имеет неоспоримое преимущество перед классическими методами изложения материала. В процессе решения проблемных вопросов, творческих задач у учащихся формируются новые знания, умения, навыки, развивается их познавательная и творческая активность, активизируются мыслительные процессы, развиваются эрудиция и любознательность. Автором приводятся примеры применения проблемного обучения на уроках биологии в 5-6 классах.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Использование технологии проблемного обучения на уроках биологии"»

Е.А.Чембрович

учитель биологии первой категории

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 18

Г. Симферополь, Республика Крым


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ


Как сделать современный урок не просто интересным для учащихся, а в то же время познавательным, заставляющим думать, размышлять, делать выводы? Этот вопрос волнует учителя в условиях современности: когда внимание детей привлекают различные компьютерные игры, интернет, так называемые, гаджеты. Поэтому урок в школе часто для детей становится скучным, неинтересным. Учителю необходимо всё время придумывать новые методы, технологии, которые бы заинтересовали учащихся. Думаю, ещё более важной и сложной задачей является заставить учащихся думать, размышлять, находить ответы на поставленные вопросы. Умение учителя стимулировать, пробуждать мышление учащихся является одним из важных признаков мастерства педагога.

Активизация мышления играет важную роль в повышении качества знаний учащихся. Одним из способов активизации мышления является метод проблемного обучения.

Психологи установили, что потребность мыслить появляется тогда, когда возникает проблема, необходимость узнать и понять что-либо новое, неизвестное. Согласно С.Л. Рубинштейну, начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия [6].

С. И. Ожегов в словаре русского языка даёт определение проблемы, как сложного вопроса, задачи, требующей разрешения, исследования[3].

В педагогической литературе существует множество определений проблемного обучения. Например, согласно В. Оконь, проблемное обучение включает в себя совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам помощи в решении данных проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретённых знаний [4].

По И.Я. Лернеру, при проблемном обучении учащиеся систематически включаются в процесс решения проблем и проблемных задач, построенных на содержании программного материала [1]. Из данного определения следует, что проблемное обучение предполагает самостоятельное полное или частичное посильное решение для учащихся проблем, а также для решения данных проблем нужно создавать ситуацию, побуждающую учащихся к их решению [5]. В процессе создания и решения проблемных ситуаций происходит творческое овладение знаниями и умениями, навыками, развиваются мыслительные способности [2].

В своей педагогической деятельности применяю технологии проблемного обучения на разных этапах урока: в начале урока, при озвучивании темы урока, для пробуждения интереса к изучаемому материалу; при актуализации знаний; при изложении нового материала; на этапе закрепления знаний. При обсуждении с учащимися проблемного вопроса или ситуации на начальном этапе урока, перед изучением темы, учащиеся в итоге приходят к выводу, что имеющихся знаний у них недостаточно для точного и конкретного ответа, для разрешения ситуации. Учитель делает акцент на необходимость получения недостающих знаний и умений; переходит к изложению материала.

На этапе изложения нового материала можно использовать метод создания проблемной ситуации при раскрытии одного из вопросов содержания, разрешение ситуации в процессе поисковой работы. Часто в своей работе применяю метод мозгового штурма. Учащиеся предлагают варианты ответов на вопрос, варианты решения ситуаций, учитель записывает их на доске. В процессе детального обсуждения, изучения материала, учащиеся приходят к одному варианту ответа, делают вывод. На этапе закрепления знаний, учащиеся для решения проблемной ситуации используют уже имеющиеся знания.

Проблемное обучение имеет ряд трудностей. Необходимо большее количество времени; учителю приходится распределять время подачи сложного материала; необходимо наличие у учащихся определённых биологических знаний для успешного разрешения проблемы. Проблемный урок проводить значительно труднее, чем используя классический объяснительно-иллюстративный метод. Важно также, для учителя, включить всех учащихся в данный процесс мышления. Уделить внимание отстающим учащимся.

Примеры использования проблемного обучения на уроках биологии.

На начальном этапе урока, перед объяснением нового материала, в своей работе применяю методы проблемного вопроса, создания проблемной ситуации.

Предлагаю возможные варианты вопросов для обсуждения.

6 класс.

Раздел: «Органы и системы органов живых организмов»

1. В девятнадцатом веке зоолог Теодор Шванн и его друг ботаник Матиас Шлейден обнаружили, что и растения и животные состоят из похожих элементов - клеток. Как вы думаете, какими функциями должны обладать клетки, чтобы состоящий из них организм мог успешно жить?

2. Если выделить отдельно какую-то растительную ткань, например покровную, сможет ли она существовать самостоятельно? Почему? Объясните свой ответ.

3. Надземная и подземная часть растения устроены по-разному. Как вы думаете, почему?

4. Как доказать, что корневище - это видоизменение побега?

5. Как доказать, что луковица - это видоизменение побега?

6. Пока листья растут на дереве, они свежие и сочные, но сорванный с дерева лист быстро высыхает. Почему так происходит?

7. Если снять со ствола дерева слой коры, то растение погибает. Почему?

Раздел: «Строение и жизнедеятельность живых организмов»

1. Растения на свету синтезируют сложные питательные вещества. Как вы думаете, для чего растение может использовать эти вещества?

2. Что бы случилось, если бы с лица Земли исчезли бы вдруг все зелёные растения?

3. В растениеводческих хозяйствах никогда не станут много лет подряд сеять на одном и том же участке земли одно и то же растение, например, рожь. Будут обязательно менять культуру. Объясните, почему?

4. Почему у растений, растущих в засушливых местах, листья могут превращаться в колючки?

5. Подруги увлеклись цветоводством. Наташа хотела, чтобы у неё была такая же фиалка, как у Ольги. Она попросила у подруги семена этой фиалки. Но Ольга ответила, что можно получить такое же растение не из семян. Как вы думаете, что предложила Ольга своей подруге?

6. Люди на праздники дарят друг другу цветы. Мы любуемся их красотой, вдыхаем аромат. Но цветок у растений возник задолго до того, как на Земле появился человек. Почему же он такой красивый и для чего нужны цветы?

7. В большие сады стараются привести в период цветения ульи с пчёлами. Как вы думаете, для чего это делается?

8. Семена многих цветковых растений могут оказаться очень далеко от того растения, на котором они образовались. Как вы думаете, каким образом это возможно?

9. Мальчик решил прорастить семена гороха. Он положил их в банку и залил водой. Но семена так и не проросли, хотя находились в тепле. Как вы думаете, почему семена не проросли?

10. Что случится, если в самоопыляющихся цветках пестики и тычинки будут созревать в разное время?

На этапах изучения нового материала, закрепления знаний возможно применение следующих проблемных ситуаций, проблемных заданий:

5 класс. Раздел: «Разнообразие живых организмов. Среды обитания»

1. Учитель называет животных (или предлагает также изображения этих животных): крот, дельфин, жираф, сова, дождевой червь, акула. Могут ли все эти животные встретиться в одном месте в природе? Почему?

2. Учитель называет три группы экологических факторов: живой природы (биотические), неживой природы (абиотические), деятельность человека (антропогенные); но не приводит примеры. Затем предлагает учащимся варианты различных экологических факторов. Задача учащимся самим распределить их по трём группам. Учитель, при необходимости, корректирует работу учащихся.

3. После изучения особенностей водной среды обитания, учитель задаёт вопрос: почему киты, оказавшись на берегу, быстро погибают, ведь дышат они атмосферным воздухом с помощью лёгких?

4. Вы наверняка когда-либо трогали свежую рыбу? Какая она на ощупь? Как это связано со средой обитания?

5. Многие животные, обитающие в наземно-воздушной среде, могут развивать большую скорость. Как это связано с особенностями данной среды обитания?

6. Почему многие цветы имеют сильный аромат, яркую окраску?

7. Как вы думаете, могут ли животные обитать отдельно от растений в природных сообществах? Почему?

8. Задания на закрепление знаний.

Выбрать лишний термин из предложенных, а также объяснить свой выбор.

1. К теме урока «Экологические факторы»:

а) ветер, снег, насекомые, свет, дождь;

б) испарение, вырубка, распашка, рыболовля;

в) волк и заяц, божья коровка и тля, охота человека на медведя.

2. К теме урока «Среда обитания»:

а) плотность высокая, давление увеличивается с глубиной, кислорода много;

б) света много, плотность низкая, давление стабильное, кислорода почти нет;

в) крот, дождевой червь, карась, землеройка;

г) акула, чайка, дельфин, горбуша, кит.

9. После изучения компонентов природного сообщества, учитель задаёт вопрос: как вы думаете, какие организмы (растения, животные, грибы, бактерии) играют ведущую роль в природном сообществе?

6 класс. Раздел: «Строение и жизнедеятельность живых организмов»

1. Если мы лишим растение каких-либо вегетативных органов, то оно погибает. Как вы думаете, почему? Могут ли другие органы выполнять функции утраченных?

2. Предложите варианты опытов, доказывающих наличия процесса фотосинтеза в листьях.

3. Как доказать, что в листьях на свету образуется крахмал?

4. Докажите, что семена дышат. Почему дыхание листьев определяют в темноте.

5. Объясните, какой путь проходит вода по растению. На какие процессы она расходуется?

6. С помощью, каких опытов можно продемонстрировать испарение воды растением?

7. Какие условия влияют на транспирацию? Может ли растение регулировать транспирацию?

8. Как вы думаете, почему корень ветвится гораздо сильнее, чем стебель?


Использование проблемного обучения на уроках, как сказано выше, имеет свои трудности. Но, с точки зрения, качества усвоения материала, познавательной активности учащихся, имеет неоспоримое преимущество перед классическими методами изложения материала. Таким образом, в процессе решения проблемных вопросов, ситуаций, творческих задач у учащихся формируются новые знания, умения, навыки, развивается их познавательная и творческая активность, активизируются мыслительные процессы, развиваются эрудиция и любознательность.


Список использованной литературы:

1. Лернер И. Я. Вопросы проблемного обучения на Всесоюзных педагогических чтениях // Советская педагогика.- 1968 г. - №7

2. Новикова И. Этапы познания: Организация проблемного обучения / И. Новикова // Спорт в школе. Газета Издательского дома «Первое сентября». -2010.- №4.- С.8.

3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1953 г.

4. Оконь В. Основы проблемного обучения. - М.:Просвещение, 1968 г.

5. Разумная Е.В. Использование элементов проблемного обучения на уроках биологии // Молодой учёный.-2011.-№10.Т.2.-С.175-177.

6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - Издательство: Питер, 2002 г.

© Е.А. Чембрович, 2016





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!