Становление нидерландской литературы
Литература голландцев и фламандцев на нидерландском языке развивалась в Нидерландах исторических, а с момента их политического
разъединения развивается на территории Бельгии и Нидерландов.
Древнейший памятник нидерландской литературы -это т. н. Каролингские псалмы (IX в.). Куртуазный стиль представлял Генрих фон Фельдеке, творчество которого относят также к немецкой литературе.Во 2‑й половине XIII в. начался расцвет бюргерской дидактической литературы: Я. ван Марлант, Я. ван Бундале («Зеркало мирян») и др. Критика феодальных порядков звучала в народных песнях, эпосе «О лисе Рейнарде» (ок. 1235 — 1250). Процветала церковная литература :миракли, мистерии, моралите.
Религиозный характер имеет творчество поэтессы Хадевейх. Трактаты
мистики Яна ван Рёйсбрука направлены против церковной знати; они
сыграли важную роль в подготовке Реформации.
Во 2‑й половине XIV в. возник жанр абеле спелен — ранний образец светской драмы в западноевропейской литературе:
анонимные пьесы «Эсморейт» и «Ланселот». Национальная культура
концентрировалась вокруг т. н. камер редерейкеров (риторов), объединявших горожан для совместных упражнений в искусстве стихосложения и театраль иных представлений.
Теоретик их искусства М. де Кастелейн (трактат «Искусство риторики»).
Деятельность редерейкеров способствовала расцвету национальной
драматургии и поэзии; они сыграли значительную роль в подготовке
Реформации (против которой выступала поэтесса Анна Бейнс), а также
буржуазной революции. В т. н. спроках и бурде, дидактических рассказах и
стихах, нашло отражение народное сознание.
В литературе XVI в. отчетливо обозначились черты Возрождения,
наметившиеся у нее в поэзии Д. Поттера. Нидерландское Возрождение
выдвинуло писателя и мыслителя мирового масштаба Эразма
Роттердамского; его сатира «Похвала глупости» высмеивает невежество,
тщеславие и лицемерие духовенства, придворных и т. д. Ян ван дер Нот — зачинатель новых поэтических жанров и стихотворных форм (ода, сонет,
александрийский стих). Сатиры Ф. Марникса ван Синт-Алдегонде направлены против католической церкви. Гуманисты Д. В.
Корнхерт, Х. Л. Спигел, К. ван Мандер сыграли большую роль в становлении нидерландской прозы. В период Нидерландской буржуазной революции XVI в. распространялись песни гёзов, народная поэзия.
XVII в. «золотой» век в культуре Нидерландов. Для творчества писателей
этой эпохи, принадлежащих к разным направлениям (главным был
классицизм), характерно внимание к социальным и этическим проблемам.
Писатель П. К. Хофт возглавлял т. н. «Мейденский кружок», сыгравший значительную роль в истории
гуманистической литературы XVII в. В национальной драматургии важное
место заняли драмы С. Костера. Демократическими идеями проникнуты
сочинения Г. А. Бредеро. Лирическая и дидактическая поэзия К. Хёйгенса отмечена усложненностью поэтического слога. Известностью пользовались
романы Й. ван Хемскерка и Н. Хейнзиуса. Центральное место в литературе
XVII в. принадлежит поэту и драматургу Й. ван ден Вонделу; в его
творчестве взаимодействуют черты классицизма и барокко. Трагедия Вондела «Люцифер» — одно из значительных достижений мировой драматургии.
В литературе XVIII в. наблюдается ослабление национально-демократических традиций. Новые буржуазно-патрицианские идеалы привели к эпигонскому следованию литературным
образцам др. стран, особенно французскому классицизму. В идейно-художественном отношении значительной была драматургия П.
Лангендейка, опиравшегося на традиции Мольера.
Особое место занимает поэзия Х. К. Пота, демократическая по характеру.
Ю. ван Эффен издавал журнал «De Hollandsche Spectator» (1731 — 1735), в котором, подражая английским просветителям, подверг критике
бюргерские нравы. Братья В. ван Харен и О. З. ван Харен, испытавшие
влияние Вольтера, выступали с демократических позиций. О. З. ван Харен
осудил злодеяния нидерландских колониальных властей (трагедия «Агон»), а в историческом эпосе «Гёзы» прославил восстание Нидерландов против Испании.
Видным представителем сентиментализма, сформировавшегося во 2‑й
половине XVIII в., был Р. Фейт. Просветительским и критическим пафосом проникнуты семейно-бытовые романы Элизабеты Волф-Беккер и Агье Декен. Я. Беллами — автор патриотических стихов. Эстетико-литературные сочинения Й. Кинкера подготовили предромантические
течения.
Подъем национального самосознания в конце XVIII в. (под влиянием Великой французской революции) нашел выражение в
гражданской поэзии Я. Ф. Хелмерса, К. Лотса и др. С другой стороны, крайним субъективизмом отмечено творчество поэта-романтика и историка В. Билдердейка. Его деятельность предшествовала
появлению группы романтиков «Пробуждение» (1823 — 1860‑е гг.), а также антирационалистических и антидемократических
течений. Кинкер и др. следовали принципам просветительского реализма и
подготовили почву для появления в 40‑х гг. реалистических произведений,
лучшее из которых — сборник рассказов Н. Бетса «Камера обскура» — зарисовки голландской жизни. Образцы оригинального нидерландского
исторического романа создал Я. ван Леннеп. Романы Анны Босбом-Туссен отмечены реалистическими чертами. Значительным событием Н. л. было основание журнала либерального направления «De Gids» (1837), объединившего прогрессивных писателей (Э. И. Потгитер, К. Бюскен Хют и др.). В их творчестве отразилось критическое отношение к мещанству; они заложили основы реалистической эстетики.