Средства художественной
выразительности
Средства художественной выразительности
- композиция
- форма
- ритм
- пропорции
- фактура
- цвет
- тон
- интонация
К каким видам искусства подходит каждое средство?
КОМПОЗИЦИЯ
Композиция — это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением.
- Композиционное равновесие зависит от расположения основных частей произведения.
- Композиция, построенная по законам искусства, придает произведению целостность и гармоничность .
- Композиция акцентирует внимание на определенных деталях , подчеркивает их значимость.
П. Сезанн. Натюрморт с белым кувшином
К. Петров-Водкин. Яблоки
С. Боттичелли. Весна
Антонио Вивальди «Времена года. Весна»
- «Весна» — первый концерт в цикле концертов « Времена года » Антонио Вивальди (1678–1741). Концерты этого цикла — программная музыка, так как каждому из концертов композитор предпослал сонет . Предполагается, что автором стихов является сам Вивальди. Музыка точно следует за образами стихов . Сонеты настолько соответствуют музыкальной форме концертов, что невольно возникает подозрение, не сочинены ли они к уже написанной музыке.
Антонио Вивальди «Времена года. Весна»
Первая часть концерта «Весна грядет!» открывается необычайно радостным мотивом, иллюстрирующим ликование, вызванное приходом весны, — играет весь оркестр (tutti). Этот мотив является своего рода рефреном ( повтором, припевом ) , что придает музыке форму, похожую на рондо («по кругу»)
Весна грядет! И радостною песней
Полна природа. Солнце и тепло,
Журчат ручьи. И праздничные вести
Зефир разносит, точно волшебство.
Вдруг набегают бархатные тучи,
Как благовест, звучит небесный гром.
Но быстро иссякает вихрь могучий,
И щебет вновь плывет в пространстве голубом.
Антонио Вивальди «Времена года. Весна»
Вторая часть — «Сон крестьянина». Вивальди не без юмора нарисовал картину сладкого сна — солирующая скрипка поет мелодию, очень тихое (pp) звучание всех скрипок оркестра в мягком пунктирном ритме изображает шелест листвы , а голоса альтов — лай собаки , «охраняющей» сон хозяина.
Цветов дыханье, шелест трав,
Полна природа грез.
Спит пастушок, за день устав,
И тявкает чуть слышно пес.
А. Венецианов. Спящий пастушок
Антонио Вивальди «Времена года. Весна»
Третья часть - « Танец-пастораль» полна энергии и жизнерадостности . Ритм этой части напоминает поступь старинного итальянского танца сицилианы , его особый признак — повторяющаяся ритмическая фигура
Пастушеской волынки звук
Разносится, гудящий над лугами,
И нимф танцующих волшебный круг
Весны расцвечен дивными лучами.
* Пастора́ль (фр. pastorale — пастушеский, сельский) — жанр в литературе, живописи, музыке и в театре, поэтизирующий мирную и простую сельскую жизнь
Симметричная композиция
Художники разных эпох использовали симметричное построение картины. Такое построение позволяет достигнуть впечатления покоя , величественности, особой торжественности и значимости событий .
В симметричной композиции люди или предметы расположены почти зеркально по отношению к центральной оси картины.
Симметричные композиции – статичные (устойчивые), левая и правая половины уравновешены.
Как вы думаете, почему симметричная композиция придает величественность?
РАФАЭЛЬ. Сикстинская мадонна
Ассиметричная композиция
Противоположным симметрии методом построения и организации пространства является – асимметрия.
В отличии от симметричной композиции, в асимметричной композиции необходимо достичь зрительного равновесия .
Асимметричная композиция более гибка по сравнению с симметричной, она дает возможность неповторимого сочетания элементов и поэтому всегда индивидуальна .
Э.Дега «Прима – балерина»
Сиднейский оперный театр
ФОРМА
Форма представляет собой сумму приемов , выразительных и изобразительных средств для создания художественного образа в любом виде искусства.
Благодаря форме рождается внешнее выражение определенного содержания ( например , изобразительная форма, музыкальная форма, стихотворная форма) .
В разных видах искусства внешнее выражение имеет свои особенности .
Форма изобразительном искусстве
— это очертание, наружный вид, контур предмета .
Самые простые формы приближаются к квадрату, треугольнику, кругу, «амебе ».
Каждая форма имеет свой характер.
Форма изобразительном искусстве
Квадрат — законченная, устойчивая форма — выражает утверждающие образы , ей не свойственно движение, полет.
Треугольник — активная, развивающаяся на плоскости и в пространстве форма — несет в себе возможность движения , выражает борьбу противоположностей, может быть агрессивной.
Круг — наиболее яркое выражение идеи природы (Земли, Солнца, мироздания), поэтому ассоциируется с понятиями « добро », « счасть е», « жизнь ».
«Амеба» - текучая форма, придает образам неустойчивый характер , ассоциируется с романтичностью, меланхолией , пессимизмом.
Определите форму.
И. ВИШНЯКОВ.
Портрет Ксении Тишининой
Определите форму.
П. РУБЕНС. Снятие с креста
Определите форму.
Н. ПУССЕН. Аркадские пастухи
Э.Дега «Голубые танцовщицы»
Э.Дега «Голубые танцовщицы»
Стилизованные и трансформированные формы
Для усиления художественного образа формы могут быть стилизованными или трансформированными .
В них подчеркиваются или изменяются характерные черты предмета , а ненужные детали отбрасываются . Особенно часто эти приемы используются в плакатной и книжной графике и в мультипликации , а также в современной скульптуре .
А. Джакометти. Паук
А. Джакометти. Кошка
Рука 1947 г. Альберто Джакометти Бронза
Альберто Джакометти (1901-1966)
- Швейцарский скульптор, живописец и график.
Кадр из мультфильма «Винни Пух»
Форма в музыке
В музыке под формой подразумеваются организация музыкального целого , способы развития музыкального материала, а также жанровые обозначения , которые авторы дают своим произведениям, например: песня, романс, баллада, прелюдия и др.
Формы композиции в музыке основаны на известных вам принципах — повтор и контраст . Различают двухчастные и трехчастные музыкальные формы, вариации, рондо, сонатная форма и др.
Ритм
Ритм отражает связь природы, человека и его деятельности с мирозданием. Слово ритм означает «мерность».
Ритм сложился под влиянием деятельности человека: шага, танца, заклинания, плача-причета, укачивания ребенка, бытовой речи, этапов работы . Ритм подсказывает и природа : сердцебиение и пульс живого организма, пение птиц, движение морских волн и т. п. Такие ритмы понятны всем людям.
С помощью ритма можно выразить состояния покоя и безмятежности, величия и стабильности, суетливости и испуга.
Фактура
от лат. factura — обработка, строение
В изобразительном искусстве фактура — это характер обработки поверхности изделия декоративно-прикладного искусства, скульптуры или живописной плоскости, способ передачи особенностей реальных предметов ( бархат, шелк, бронза и др .) изобразительными средствами. Это и совокупность технических приемов художника : ведение кисти, наложение красочных слоев, удары резца, полировка .
В музыке под фактурой понимают характер, совокупность средств музыкального изложения , склад, тип взаимоотношений различных голосов музыкальной ткани: гармоническая (аккордовая), в которой голоса движутся «стройными рядами»; полифоническая, в которой каждый голос самостоятелен.