СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Средства воздействия искусства

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку МХК.  Композиция. Форма. Рим. Фактура

Просмотр содержимого документа
«Средства воздействия искусства»

Средства художественной выразительности

Средства художественной

выразительности

Средства художественной выразительности  композиция  форма  ритм  пропорции  фактура  цвет  тон  интонация К каким видам искусства подходит каждое средство?

Средства художественной выразительности

  • композиция
  • форма
  • ритм
  • пропорции
  • фактура
  • цвет
  • тон
  • интонация

К каким видам искусства подходит каждое средство?

КОМПОЗИЦИЯ Композиция — это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением. Композиционное равновесие зависит от  расположения основных частей произведения. Композиция, построенная по законам искусства, придает произведению целостность и гармоничность . Композиция акцентирует внимание на определенных деталях , подчеркивает их значимость.

КОМПОЗИЦИЯ

Композиция — это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением.

  • Композиционное равновесие зависит от расположения основных частей произведения.
  • Композиция, построенная по законам искусства, придает произведению целостность и гармоничность .
  • Композиция акцентирует внимание на определенных деталях , подчеркивает их значимость.
П. Сезанн. Натюрморт с белым кувшином К. Петров-Водкин. Яблоки

П. Сезанн. Натюрморт с белым кувшином

К. Петров-Водкин. Яблоки

С. Боттичелли. Весна

С. Боттичелли. Весна

Антонио Вивальди «Времена года. Весна» «Весна» — первый концерт в цикле концертов « Времена года » Антонио Вивальди (1678–1741). Концерты этого цикла — программная музыка, так как каждому из концертов композитор предпослал сонет . Предполагается, что автором стихов является сам Вивальди. Музыка точно следует за образами стихов . Сонеты настолько соответствуют музыкальной форме концертов, что невольно возникает подозрение, не сочинены ли они к уже написанной музыке.

Антонио Вивальди «Времена года. Весна»

  • «Весна» — первый концерт в цикле концертов « Времена года » Антонио Вивальди (1678–1741). Концерты этого цикла — программная музыка, так как каждому из концертов композитор предпослал сонет . Предполагается, что автором стихов является сам Вивальди. Музыка точно следует за образами стихов . Сонеты настолько соответствуют музыкальной форме концертов, что невольно возникает подозрение, не сочинены ли они к уже написанной музыке.
Антонио Вивальди «Времена года. Весна» Первая часть концерта «Весна грядет!» открывается необычайно радостным мотивом, иллюстрирующим ликование, вызванное приходом весны, — играет весь оркестр (tutti). Этот мотив является своего рода рефреном ( повтором, припевом ) , что придает музыке форму, похожую на рондо («по кругу») Весна грядет! И радостною песней Полна природа. Солнце и тепло, Журчат ручьи. И праздничные вести Зефир разносит, точно волшебство. Вдруг набегают бархатные тучи, Как благовест, звучит небесный гром. Но быстро иссякает вихрь могучий, И щебет вновь плывет в пространстве голубом.

Антонио Вивальди «Времена года. Весна»

Первая часть концерта «Весна грядет!» открывается необычайно радостным мотивом, иллюстрирующим ликование, вызванное приходом весны, — играет весь оркестр (tutti). Этот мотив является своего рода рефреном ( повтором, припевом ) , что придает музыке форму, похожую на рондо («по кругу»)

Весна грядет! И радостною песней

Полна природа. Солнце и тепло,

Журчат ручьи. И праздничные вести

Зефир разносит, точно волшебство.

Вдруг набегают бархатные тучи,

Как благовест, звучит небесный гром.

Но быстро иссякает вихрь могучий,

И щебет вновь плывет в пространстве голубом.

Антонио Вивальди «Времена года. Весна» Вторая часть — «Сон крестьянина». Вивальди не без юмора нарисовал картину сладкого сна — солирующая скрипка поет мелодию, очень тихое (pp) звучание всех скрипок оркестра в мягком пунктирном ритме изображает шелест листвы , а голоса альтов — лай собаки , «охраняющей» сон хозяина. Цветов дыханье, шелест трав, Полна природа грез. Спит пастушок, за день устав, И тявкает чуть слышно пес.

Антонио Вивальди «Времена года. Весна»

Вторая часть — «Сон крестьянина». Вивальди не без юмора нарисовал картину сладкого снасолирующая скрипка поет мелодию, очень тихое (pp) звучание всех скрипок оркестра в мягком пунктирном ритме изображает шелест листвы , а голоса альтов — лай собаки , «охраняющей» сон хозяина.

Цветов дыханье, шелест трав,

Полна природа грез.

Спит пастушок, за день устав,

И тявкает чуть слышно пес.

А. Венецианов. Спящий пастушок

А. Венецианов. Спящий пастушок

Антонио Вивальди «Времена года. Весна» Третья часть - « Танец-пастораль» полна энергии и жизнерадостности . Ритм этой части напоминает поступь старинного итальянского танца сицилианы , его особый признак — повторяющаяся ритмическая фигура Пастушеской волынки звук Разносится, гудящий над лугами, И нимф танцующих волшебный круг Весны расцвечен дивными лучами. * Пастора́ль  (фр.  pastorale  — пастушеский, сельский) — жанр в литературе, живописи, музыке и в театре, поэтизирующий мирную и простую сельскую жизнь

Антонио Вивальди «Времена года. Весна»

Третья часть - « Танец-пастораль» полна энергии и жизнерадостности . Ритм этой части напоминает поступь старинного итальянского танца сицилианы , его особый признак — повторяющаяся ритмическая фигура

Пастушеской волынки звук

Разносится, гудящий над лугами,

И нимф танцующих волшебный круг

Весны расцвечен дивными лучами.

* Пастора́ль  (фр.  pastorale  — пастушеский, сельский) — жанр в литературе, живописи, музыке и в театре, поэтизирующий мирную и простую сельскую жизнь

Симметричная композиция Художники разных эпох использовали симметричное построение картины. Такое построение позволяет достигнуть впечатления покоя , величественности, особой торжественности и значимости событий . В симметричной композиции люди или предметы расположены почти зеркально по отношению к центральной оси картины. Симметричные композиции – статичные (устойчивые), левая и правая половины уравновешены. Как вы думаете, почему симметричная композиция придает величественность? РАФАЭЛЬ. Сикстинская мадонна

Симметричная композиция

Художники разных эпох использовали симметричное построение картины. Такое построение позволяет достигнуть впечатления покоя , величественности, особой торжественности и значимости событий .

В симметричной композиции люди или предметы расположены почти зеркально по отношению к центральной оси картины.

Симметричные композиции – статичные (устойчивые), левая и правая половины уравновешены.

Как вы думаете, почему симметричная композиция придает величественность?

РАФАЭЛЬ. Сикстинская мадонна

Ассиметричная композиция Противоположным симметрии методом построения и организации пространства является – асимметрия. В отличии от симметричной композиции, в асимметричной композиции необходимо достичь зрительного равновесия . Асимметричная композиция более гибка по сравнению с симметричной, она дает возможность неповторимого сочетания элементов и поэтому всегда индивидуальна . Э.Дега «Прима – балерина»

Ассиметричная композиция

Противоположным симметрии методом построения и организации пространства является – асимметрия.

В отличии от симметричной композиции, в асимметричной композиции необходимо достичь зрительного равновесия .

Асимметричная композиция более гибка по сравнению с симметричной, она дает возможность неповторимого сочетания элементов и поэтому всегда индивидуальна .

Э.Дега «Прима – балерина»

Сиднейский оперный театр

Сиднейский оперный театр

ФОРМА Форма  представляет собой сумму приемов , выразительных и изобразительных средств для создания художественного образа в любом виде искусства. Благодаря форме рождается внешнее выражение определенного содержания ( например , изобразительная форма, музыкальная форма, стихотворная форма) . В разных видах искусства внешнее выражение имеет свои особенности .

ФОРМА

Форма представляет собой сумму приемов , выразительных и изобразительных средств для создания художественного образа в любом виде искусства.

Благодаря форме рождается внешнее выражение определенного содержания ( например , изобразительная форма, музыкальная форма, стихотворная форма) .

В разных видах искусства внешнее выражение имеет свои особенности .

Форма изобразительном искусстве — это очертание, наружный вид, контур предмета . Самые простые формы приближаются к квадрату, треугольнику, кругу, «амебе ». Каждая форма имеет свой характер.

Форма изобразительном искусстве

— это очертание, наружный вид, контур предмета .

Самые простые формы приближаются к квадрату, треугольнику, кругу, «амебе ».

Каждая форма имеет свой характер.

Форма изобразительном искусстве  Квадрат  — законченная, устойчивая форма — выражает утверждающие образы , ей не свойственно движение, полет.  Треугольник  — активная, развивающаяся на плоскости и в пространстве форма — несет в себе возможность движения , выражает борьбу противоположностей, может быть агрессивной.  Круг  — наиболее яркое выражение идеи природы (Земли, Солнца, мироздания), поэтому ассоциируется с понятиями « добро », « счасть е», « жизнь ».  «Амеба» - текучая форма, придает образам неустойчивый характер , ассоциируется с романтичностью, меланхолией , пессимизмом.

Форма изобразительном искусстве

Квадрат — законченная, устойчивая форма — выражает утверждающие образы , ей не свойственно движение, полет.

Треугольник — активная, развивающаяся на плоскости и в пространстве форма — несет в себе возможность движения , выражает борьбу противоположностей, может быть агрессивной.

Круг — наиболее яркое выражение идеи природы (Земли, Солнца, мироздания), поэтому ассоциируется с понятиями « добро », « счасть е», « жизнь ».

«Амеба» - текучая форма, придает образам неустойчивый характер , ассоциируется с романтичностью, меланхолией , пессимизмом.

Определите форму. И. ВИШНЯКОВ. Портрет Ксении Тишининой

Определите форму.

И. ВИШНЯКОВ.

Портрет Ксении Тишининой

Определите форму. П. РУБЕНС. Снятие с креста

Определите форму.

П. РУБЕНС. Снятие с креста

Определите форму. Н. ПУССЕН. Аркадские пастухи

Определите форму.

Н. ПУССЕН. Аркадские пастухи

Э.Дега  «Голубые танцовщицы»

Э.Дега «Голубые танцовщицы»

Э.Дега  «Голубые танцовщицы»

Э.Дега «Голубые танцовщицы»

Стилизованные и трансформированные формы Для усиления художественного образа формы могут быть стилизованными  или трансформированными . В них подчеркиваются или изменяются характерные черты предмета , а ненужные детали отбрасываются . Особенно часто эти приемы используются в плакатной и книжной графике и в мультипликации , а также в современной скульптуре .

Стилизованные и трансформированные формы

Для усиления художественного образа формы могут быть стилизованными или трансформированными .

В них подчеркиваются или изменяются характерные черты предмета , а ненужные детали отбрасываются . Особенно часто эти приемы используются в плакатной и книжной графике и в мультипликации , а также в современной скульптуре .

А. Джакометти. Паук А. Джакометти. Кошка

А. Джакометти. Паук

А. Джакометти. Кошка

Рука 1947 г.  Альберто Джакометти  Бронза

Рука 1947 г. Альберто Джакометти Бронза

Альберто Джакометти  (1901-1966) Швейцарский скульптор, живописец и график.

Альберто Джакометти (1901-1966)

  • Швейцарский скульптор, живописец и график.
Кадр из мультфильма «Винни Пух»

Кадр из мультфильма «Винни Пух»

Форма в музыке   В музыке под формой подразумеваются организация музыкального целого , способы развития музыкального материала, а также жанровые обозначения , которые авторы дают своим произведениям, например: песня, романс, баллада, прелюдия и др.   Формы композиции в музыке основаны на известных вам принципах — повтор и контраст . Различают двухчастные и трехчастные музыкальные формы, вариации, рондо, сонатная форма и др.

Форма в музыке

В музыке под формой подразумеваются организация музыкального целого , способы развития музыкального материала, а также жанровые обозначения , которые авторы дают своим произведениям, например: песня, романс, баллада, прелюдия и др.

Формы композиции в музыке основаны на известных вам принципах — повтор и контраст . Различают двухчастные и трехчастные музыкальные формы, вариации, рондо, сонатная форма и др.

Ритм   Ритм отражает связь природы, человека и его деятельности с мирозданием. Слово ритм означает «мерность».   Ритм сложился под влиянием деятельности человека:  шага, танца, заклинания, плача-причета, укачивания ребенка, бытовой речи, этапов работы . Ритм подсказывает и природа : сердцебиение и пульс живого организма, пение птиц, движение морских волн и т. п. Такие ритмы понятны всем людям.  С помощью ритма можно выразить состояния покоя и безмятежности, величия и стабильности, суетливости и испуга.

Ритм

Ритм отражает связь природы, человека и его деятельности с мирозданием. Слово ритм означает «мерность».

Ритм сложился под влиянием деятельности человека: шага, танца, заклинания, плача-причета, укачивания ребенка, бытовой речи, этапов работы . Ритм подсказывает и природа : сердцебиение и пульс живого организма, пение птиц, движение морских волн и т. п. Такие ритмы понятны всем людям.

С помощью ритма можно выразить состояния покоя и безмятежности, величия и стабильности, суетливости и испуга.

 Фактура     от лат. factura — обработка, строение В изобразительном искусстве фактура  — это характер обработки поверхности изделия декоративно-прикладного искусства, скульптуры или живописной плоскости, способ передачи особенностей реальных предметов ( бархат, шелк, бронза и др .) изобразительными средствами. Это и совокупность технических приемов художника : ведение кисти, наложение красочных слоев, удары резца, полировка .  В музыке под фактурой понимают характер, совокупность средств музыкального изложения , склад, тип взаимоотношений различных голосов музыкальной ткани: гармоническая (аккордовая), в которой голоса движутся «стройными рядами»; полифоническая, в которой каждый голос самостоятелен.

Фактура

от лат. factura — обработка, строение

В изобразительном искусстве фактура — это характер обработки поверхности изделия декоративно-прикладного искусства, скульптуры или живописной плоскости, способ передачи особенностей реальных предметов ( бархат, шелк, бронза и др .) изобразительными средствами. Это и совокупность технических приемов художника : ведение кисти, наложение красочных слоев, удары резца, полировка .

В музыке под фактурой понимают характер, совокупность средств музыкального изложения , склад, тип взаимоотношений различных голосов музыкальной ткани: гармоническая (аккордовая), в которой голоса движутся «стройными рядами»; полифоническая, в которой каждый голос самостоятелен.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!