СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Средства формирования универсальных учебных действий у учащихся 5 классов. Использование элементов технологии продуктивного чтения.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Средства формирования УУД у учащихся 5 классов. 

Просмотр содержимого документа
«Средства формирования универсальных учебных действий у учащихся 5 классов. Использование элементов технологии продуктивного чтения.»

Средства формирования универсальных учебных действий у учащихся 5 классов. Использование элементов технологии продуктивного чтения.


Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения строится на системно-деятельностном подходе. Следовательно, сегодня предстоит отойти от традиционной передачи готового знания от учителя ученику. Задачей учителя становится включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми нового знания, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем.

Известно, что формирование любых личностных новообразований − умений, способностей, личностных качеств − возможно лишь в деятельности (Л.С. Выготский). При этом формирование любых умений, в том числе и универсальных учебных действий (УУД) проходит через следующие этапы:

1) вначале при изучении различных учебных предметов у учащегося формируется первичный опыт выполнения УУД и мотивация к его самостоятельному выполнению;

2) основываясь на имеющемся опыте, учащийся осваивает знания об общем способе выполнения этого УУД;

3) далее изученное УУД включается в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин, организуется самоконтроль и, при необходимости, коррекция его выполнения;

4) в завершение организуется контроль уровня сформированности этого УУД и его системное практическое использование в образовательной практике, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Например, при формировании умения ставить перед собой цель вначале учащиеся под руководством учителя приобретают опыт целеполагания на уроках по разным учебным предметам. Затем организуется их мотивация и знакомство с понятием цели деятельности и алгоритмом целеполагания. Далее учащиеся начинают уже самостоятельно применять изученный способ действия на уроках по разным учебным предметам и во внеурочной деятельности, рефлексировать свой опыт, уточнять и корректировать свои действия, осуществлять их самоконтроль. Здесь, собственно, у детей и формируется, отрабатывается, закрепляется требуемое умение, после чего уровень сформированности УУД контролирует учитель.

В примерной программе основного общего образования по биологии по каждому разделу/классу определены как предметные, так и метапредметные результаты. Уточним их и определим средства и способы формирования: как формировать универсальные учебные действия в курсе биологии? С чего начать?

В первую очередь с изучения нормативной документации, т.е. самого стандарта. В основу стандарта положен системно-деятельностный подход, т.е. урок нужно разрабатывать используя различные виды деятельности. 


Классификация видов учебной деятельности

Виды деятельности со словесной основой:

  • Контент-анализ выступлений одноклассников;

  • Самостоятельная работа с учебником, электронными образовательными ресурсами (ЭОР);

  • Подготовка и представление публичного выступления в виде презентации;

  • Поиск информации в электронных справочных изданиях: электронной энциклопедии, словарях, в сети Интернет, электронных базах и банках данных;

  • Отбор и сравнение материала из нескольких источников (образовательный ресурс сети Интернет, ЭОР, текст учебника, текст научно-популярной литературы);

  • Составление с помощью различных компьютерных средств обучения плана, тезисов, резюме, аннотации, аннотированного обзора литературы и др;

  • Подготовка выступлений и докладов с использованием разнообразных источников информации;

  • Решение задач

Виды деятельности на основе восприятия образа:

  • Просмотр и обсуждение учебных фильмов, презентаций, роликов;

  • Участие в телеконференциях;

  • Наблюдение за демонстрациями учителя;

  • Объяснение и интерпретация наблюдаемых явлений;

  • Анализ графиков, таблиц, схем

Виды деятельности с практической основой:

  • Постановка опытов для демонстрации классу;

  • Постановка фронтальных опытов;

  • Выполнение фронтальных лабораторных работ;

  • Выполнение работ практикума;

  • Разработка новых вариантов опыта;

  • Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных;

  • Проведение исследовательского эксперимента;

  • Моделирование и конструирование:

  • Решение экспериментальных задач;

  • Подготовка и оформление с помощью прикладных программ общего назначения результатов самостоятельной- работы в ходе учебной и научно-познавательной деятельности


Использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

(Формируются все виды УУД)

В результате использования элементов технологии продуктивного чтения учитель способствует формированию Познавательных УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенностиобъектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

В результате использования элементов технологии продуктивного чтения учитель способствует формированию Коммуникативных УУД:


1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.

В результате использования элементов технологии продуктивного чтения учитель способствует формированию Регулятивных УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

В результате использования элементов технологии продуктивного чтения учитель способствует формированию Личностных УУД:

1) формируем умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной

деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.


Приём «Составь определение» используется для формирования предметных компетенций.

Задание:

Составьте определение «Вакуоль», используя текст учебника.

Примечание: определение отвечает на вопрос «что?».

Приём «Составление плана параграфа» используется для выделения главных мыслей в содержании темы.

Памятка

Для того чтобы лучше усвоить материал параграфа, составьте его план, отвечающий требованиям:

1. Пункты плана должны отражать главные мысли.

2. Пункты плана должны быть связаны между собой по смыслу.

3. Пункты плана формулируются кратко и чётко.

Читая текст, задавайте два вопроса: «О чём здесь говорится?» (поможет вам разбить текст на «смысловые единицы») и «Что об этом говорится?» (поможет выделить самое существенное)

Задание:

Составьте план § в соответствии с памяткой

Примечание: план должен содержать 3 пункта.

Приём «Чтение между строк» используется для нахождения подтекстовой информации.

Задание:

Прочитайте первый абзац.

Укажите практические методы (наблюдение и эксперимент).

Назовите теоретические методы.

Приём «Шесть вопросов» используется для всестороннего  изучения текста.

Задавать вопросы в указанном порядке:

  1. Кто? Что?

  2. Если я правильно понял, то…

  3. Почему?

  4. Чем отличается?

  5. Как вы думаете, … ?

  6. Как бы вы поступили, если… ?

Задание: Задайте вопросы к тексту.

При изучении биологии большое значение имеет смысловое чтение несплошных текстов (рисунков, таблиц, схем…)

Такие же вопросы можно задать к рисунку

Задание:

Задайте вопросы к рисунку.


Приём «Сравнение» используется для полноценного анализа.

I. Обшее

1, 2, 3…

II. Различия

Объект 1

Объект2.

Не менее важным УУД является – обучение приемам поиска информации – одна из самых востребованных на практике задач. Основные современные источники информации - это глобальная сеть Интернет и печатные источники. Существуют три основных способа поиска информации в Интернете.

По-прежнему важным и надежным источником информации являются печатные источники и, в первую очередь, учебники. В ходе обучения биологии используются разнообразные приемы работы с текстом учебника:

  • найди место в учебнике, где описывается объект, представленный на рисунке ...;

  • уточни текст, упрости его, так, чтобы смысл не потерялся (упражнение “редактор”);

  • поставь вопросы к данному абзацу;

  • составь суждение по тексту параграфа...;

  • выдели ключевые слова в отрывке текста, расположи их на листе;

  • расскажи по опорным словам (разверни информацию);

  • заполни “слепой текст” терминами из изучаемой темы ...;

  • создай таблицу (сверни информацию) по ...;

  • составь план изучения темы ... (алгоритмируя его в зависимости от того, что мы изучаем – процесс, организмы, признаки организмов);

  • составь набор понятий темы...;

  • составь предложения по теме ..., используя слова “так, как”, “потому что”, следовательно”, “если, то”;

  • зашифруй понятия темы ... в символы, систему или последовательность символов;

  • составь разные предложения с одним и тем же понятием ....

Важной задачей учителя является работа, направленная на обучение анализу учебного текста, актуализации имеющихся у учащихся знаний, формирование понимания предлагаемого содержания, выявление логических связей между фактами, понятиями, законами, установление связей между отдельными текстовыми фрагментами, параграфами, разделами.

Работа с таблицами, графиками, отражающими как строение, так и процессы жизнедеятельности объектов живой природы, требует от учащихся активизации внимания, воли, памяти, мышления.

Для формирования и развития умения “свертывания” информации можно использовать алгоритм составления схемы.

Алгоритм составления схемы:

  • Запишите тему, выделите ключевые слова.

  • Найдите основные разделы текста, дайте им названия.

  • Установите взаимосвязи (стрелки, блоки).

  • Приведите примеры.

На уроках биологии для развития познавательных УУД можно использовать всевозможные биологические задачи:

а) Задачи, способствующие развитию логического мышления.

б) Задачи на распознавание натуральных объектов.

в) Задачи на формирование умений выдвигать и доказывать гипотезы.

г) Задачи, способствующие развитию исследовательских навыков.

д) Задачи, помогающие устанавливать связь теоретических знаний с практическими.

е) Задачи, связанные с самонаблюдением.

ж) Задачи, содержащие новую для учащихся информацию.

Задача 1. Один юннат рассказал об опыте, который он начал за 2 недели до урока. Он вырастил проросток фасоли и, когда стебель достиг 15 см, срезал его верхушку примерно настолько, насколько прищипывал корешок проростка. Ежедневно наблюдал, что происходит с этим растеньицем. Делал записи в дневнике наблюдений. Предположите, как выглядели результаты опыта.

Задача 2. Желая подготовить семена к посеву, ученик поместил их в две пробирки с водой. В одной пробирке семена проросли, а в другой - нет. Как это можно объяснить?

Задача 3. Дачник-любитель посеял весной семена моркови, но большинство из них не проросли. Как объяснить эту неудачу? Что необходимо было предварительно сделать дачнику? Выскажите всевозможные предположения.

Задача 4. У каких растений – болотных, луговых или пустынных - корневая система должна уходить в землю на большую глубину? Почему вы так считаете?

Задача 5. Клетки кожицы листа прозрачные, бесцветные. Какое значение в жизни растения имеет такая особенность их строения?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!