СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Средневековые рыцари

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Средневековые рыцари»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА №8 имени КАЗБУЛАТА ХАРИТОНОВИЧА КАРСАНОВА
















Методическая разработка урока по истории

6 класс по теме

«Средневековые рыцари»

(§ 12, УМК Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. Всеобщая история.

История Средних веков. 6 класс. Учебник.

ФГОС / Агибалова Е.В., Донской Г.М./Под ред. Сванидзе А.А.

– М.: Просвещение, 2016.)

Разработала

учитель истории и обществознания

Плиева Кристина Нодаровна







г. Владикавказ

2023
















Средневековые рыцари

Урок – открытие новых знаний

Цель: используя исторический материал познакомить учащихся с замком феодала, снаряжением рыцарей, их развлечениями, моральными ценностями, нормами и установками феодалов.

Задачи:

1. Способствовать формированию представлений учащихся об условиях жизни феодалов; развитию всесторонне развитой личности, формирование умения принимать события из прошлого, анализируя их через исторические тесты.

2. Развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, синтез, обобщение.

3. Исследовать и сопоставлять исторические события, раскрывая причинно-следственные связи.

4. Способствовать развитию внимания, памяти, речи, логического мышления.

Тип урока: открытие новых знаний.

Оборудование и средства обучения: Презентация «Средневековые рыцари», проектор, ПК для учителя, экран.


СЦЕНАРИЙ УРОКА

Этап урока: мотивация к учебной деятельности

Вступительное слово учителя:

Учитель:

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы повторим то, что изучали ранее на уроках окружающего мира в начальных классах о средневековых рыцарях, об их жизни и быте. Но мы не только будем повторять изученный ранее материал, но и узнаем много нового. Но вначале послушайте стихотворение.

(Слайд 1)

Когда-то в средние века,

Повсюду жили рыцари.

И жизнь была их нелегка

В тяжёлой амуниции.

Гордились рыцари собой,

Мечами и доспехами.

Играли рыцари судьбой

И на турниры ехали.

А кто такие рыцари? Что означает это слово?

Предполагаемые ответы обучающихся: войны, герои, защитники слабых. (Слайд 2)

Верно. Слово «рыцарь» первоначально обозначало «всадник». Рыцари несли службу в войске короля или других знатных людей, хозяев больших земельных владений - герцогов, графов, баронов.

Ребята, а любой человек мог стать рыцарем? Почему? Когда начинали готовиться стать рыцарем? Предполагаемые ответы обучающихся: не каждый человек мог стать рыцарем, возможно это могут только храбрые и сильные люди, возможно только для людей высшего сословия. (Слайд 3)

Правильно. Рыцарями могли стать только люди «благородного» происхождения, достаточно богатые, чтобы приобрести коня и вооружение - меч, щит, латы. Снаряжение стоило очень дорого (30-40 коров). Для того

чтобы стать настоящим воином - рыцарем, требовалось много времени и сил. К военной службе рыцари готовились с детства.

(Слайд 4)

Вот что об этом говориться в стихотворении:

В семь лет, оставив отчий дом,

Покинув мать, отца,

Малыш пошел служить пажом,

Слугою стал тогда.

Его наукам обучали,

Учили петь и танцевать,

Учили правильно стрелять,

Верхом скакать, копье метать.

Прошли года, подрос малыш,

Ему уже пятнадцать.

Дорога в рыцари трудна:

Пришлось ему в боях сражаться.

И только храбрость проявив,

Мог рыцарем он стать,

И кодекс чести рыцаря

Уже не запятнать.

Этап урока: актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии

А сейчас мы поиграем в игру «Как одевались рыцари?» (Слайд 6)

- Это соревнование. Ваша задача написать на листочке номера той одежды, которую надевали рыцари. Соревнование проходит между рядами. У какого ряда будет меньше ошибок, тот ряд и победил. Трудность состоит в том, что вам дано снаряжение и одежда из разных эпох.

(учащиеся записывают номера снаряжения рыцаря на листочках)

Предайте листочки с ответами на первые парты своего ряда. Ребята, сидящие на первой парте каждого ряда, вы назначаетесь членами жюри. Ваша задача – проверить правильность ответов и посчитать сумму ошибок у ребят вашего ряда. (Слайд 6)

- Посмотрите на слайд. На нём номера правильных ответов (1, 2, 4, 7, 9).

Этап урока: выявление причины затруднения

Почему не все ответили правильно?

Предполагаемые ответы обучающихся: еще не изучали, недостаточно владеем информацией о рыцарях.

Этап урока: построение проекта выхода из затруднения

Какова же цель нашего урока?

Предполагаемые ответы обучающихся: узнать о снаряжении рыцарей, их развлечениях, о моральным ценностях, о рыцарском замке.

Какая тема нашего урока?

Предполагаемые ответы обучающихся: рыцари средневековья.

Записываем в тетрадь тему: «Средневековые рыцари» (слайд 7).

Каков план нашей работы по получению новых знаний?

Предполагаемые ответы обучающихся: чтение текстов учебника, изучение иллюстрации, сравнение вооружения рыцаря и современного оружия.

Этап урока: реализация построенного проекта

- Действительно, основной оборонительной одеждой рыцаря была кольчуга, сплетённая из стальных колец, иногда в два-три слоя. Она имела разрез спереди и сзади (для удобства при верховой езде) и свисала до колен. Достоинство кольчуги была её подвижность и прочность. Эпоха кольчуг закончилась в XII в. На смену кольчуге приходят латы - доспехи рыцарей из стальных пластин, которые сделались сплошными. Эти доспехи не были такими подвижными, как кольчуга и много весили, но зато гарантировали неуязвимость в самой горячей схватке боя. Причём доспехами стали покрывать даже коней. Если всадника сбрасывали с коня, он не мог подняться без посторонней помощи и часто попадал в плен.

В конце XI в. рыцари начинают надевать на ноги кольчужные чулки, а сама кольчуга дополняется длинными рукавами с перчатками и капюшоном. Полное прикрытие воина завершал - шлем. Голову закрывал капюшон, подбитый мягкой материей, а шлем надевали поверх него. Первоначально он представлял собой куполовидный железный головной убор с наносником и нащёчниками. С конца XII в. появляются массивные горшковидные шлемы, которые покрывали голову целиком и опирались на плечи. Удар противника плохо достигал своей цели и в то же время позволял воину свободно дышать.

- Итак, рыцаря мы снарядили, а теперь поговорим об оружии. (Слайд 8)

- Что вы знаете о щите, мече, копье, луке и стрелах?

Этап урока: первичное закрепление во внешней речи.

(Учащиеся отвечают, рассказывают о том, что им известно о элементах снаряжения рыцаря)

- А теперь сравним ваши знания с той информацией, что я разместил на следующих слайдах. Быть может, что вы всё это уже знаете. (Слайд 9)

Щит.

Был у каждого рыцаря. Были распространены щиты каплевидной формы, закрывавшие всю фигуру воина. Щиты делали из кожи, снаружи были слегка выпуклыми. Они надёжно укрывали от стрел, а меч и копьё, если их пробивали, могли застрять или сломаться, стоило только принять удар на выступ-умбон. (Слайд 10)

Меч.

Рыцарь был вооружён железным мечом. С X в. мечи стали массивные и длинные (до метра). Мечи с полукруглым набалдашником и прямой крестовиной. Мечам давали прозвища (у Роланда - Дюрандаль, а у короля Артура - Эскалибур). Рукояти мечей украшали драгоценными камнями. Их передавали по наследству, о них складывались легенды. (Слайд 11)

Копьё.

Основным наступательным оружием рыцаря было длинное копьё. Его длинна достигала до 4,5 метров. Оно состояло из ясеневого древка и железного наконечника, на конце которого привязывали флажок. Применение копья стало возможным только тогда, когда появилось стремя, которое давало опору всаднику. Без неё он не смог бы действовать огромной пикой. Копьё редко переживало одно сражение. (Слайд 12)

Лук и стрелы.

Лук делали из орешника, ясеня, белого вяза. Стрелы из сосны. Длина стрел достигала 1 м, а самого лука до 2 метров. Дистанция стрельбы достигала 200 шагов. Бывали и такие стрелки, дистанция стрельбы достигала до 785 шагов.

- Переходим к следующему этапу урока. Посмотрите на экран. (Слайд 13)

- Перед вами ребус, отгадайте, о чём пойдёт речь дальше. (Слайд 14)

(Учащиеся отгадывают слово – ЗАМОК)

- Правильно — это замок. А какое место вы выбрали бы для строительства замка? Почему?

Предполагаемы ответы обучающихся: высокий холм, обрывистый утес, остров посреди реки) (Слайд 15)

- Представим себе, что мы попали в средневековый замок. В центре – главная башня – донжон. Здесь и жил сеньор на втором этаже в большом зале. На третьем этаже обитают слуги и охрана. На нижнем этаже располагаются кладовые, кухня, в подземелье – тюрьма. Рядом с донжоном располагались колодец, часовня, конюшни. В замке все было подчинено одному требованию – защищенности, поэтому о внутренних удобствах в них не заботились. В замках было сыро, холодно, гуляли сквозняки. Погреться можно было только у каминов, но и они не давали особого тепла. Помещения освещались факелами или свечами, которые делали из воска или сала. Мебели в замке было немного: деревянные кровати, шкафы, сундуки.

- Можно ли назвать замки удобными жилищами? Хотелось ли вам жить в таком замке?

Предполагаемы ответы обучающихся: нет, в них не было удобств и уюта, и жить в таком замке не хочется. (Слайд 16)

- А теперь посмотрите на следующий слайд. Перед вами рыцарский замок, какие исторические неточности вы видите?

Предполагаемы ответы обучающихся:

1) автомобиль,

2) девочка в купальнике,

3) охранники играют в теннис на подъёмном мосту,

4) электрический светильник.



- Проверим, все ли ошибки мы нашли. Внимание на следующий слайд. (Слайд 17)

- Мы переходим к следующему этапу урока. Он называется «Рыцарские турниры и гербы». Внимание на слайд. Посмотрите небольшой фильм о рыцарских турнирах. (Слайд 18)

* https://youtu.be/p1mP4SsFtU4

Учащиеся смотрят фильм (продолжительность - 4 мин. 38 сек.)

Этап урока: физкультминутка.

Давайте, выполним несколько не сложных упражнений.

Учащиеся выполняют комплекс спортивных упражнений:

Раз - подняться, потянуться,

Два - нагнуться, разогнуться,

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть.

- Ребята, а что же такое турнир?

Предполагаемые ответы учащихся: Рыцарский турнир - военное состязание рыцарей в средневековой Западной Европе. Назначение турнира - демонстрация боевых качеств рыцарей, составлявших главную военную силу Средневековья.

- Если вы были внимательны, то увидели, что у каждого рыцаря был свой герб. Кто знает, что такое герб? На чём он изображался? (Слайд 19)

- Герб – это эмблема с определёнными символическими фигурами, выражающие исторические традиции владельца и передающиеся из поколения в поколение. Зрители, взглянув на герб, без труда могли узнать человека, лицо которого было закрыто шлемом. В те времена люди обязаны были "читать" герб. Гербы могли многое рассказать о своих хозяевах. В Средневековье грамотность не была распространена, а вот условные знаки все понимали и запоминали быстро. (Слайд 20)

Этап урока: самостоятельная работа с самопроверкой по образцу

- Следующее задание «Прочитай герб». Но чтобы его прочитать, надо знать значение цветов и символов, размещаемых на гербе.

- Перед вами на слайде значение цветов:

Красный - мужество, страсть

Зеленый - величие, красота, ясность

Серебро - чистота и скромность, благородство

Золото - богатство, сила, верность, знатность

И символика изображений:

лев - отвага, сила, гнев, великодушие;

журавль - бдительность и осторожность;

лилия - расцвет и успех;

единорог - непобедимость,

гриф - неустрашимость и свирепость;

кошка - независимость;

волк - злость, жадность;

кабан - бесстрашие;

петух - воинственность;

павлин - хвастовство;

розы - чистота, святость;

лилии - расцвет;

ключи - открытость.

Задание: Перед вами герб. Прочтите его. Составьте краткий рассказ о рыцаре. Время на подготовку 3 минуты.


Этап урока: включение в систему знаний и повторение

- Итак, мы выполнили все задания и можем с вами составить рассказ «Один день из жизни средневекового рыцаря». (Слайд 21)

Домашнее задание: §12. А кто не успел на уроке рассказать о жизни средневеково рыцаря делает это дома по желанию. Составить рассказ «Один день из жизни рыцаря», используя знания, полученные на уроке. (Слайд 22)

Этап урока: рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Перед вами на парте по два смайлика. Выберете один из них, ответив на вопрос «Как я сегодня работал на уроке» и поднимите их над головой, а я увижу, каких смайликов больше. - Спасибо! Улыбок так много! Желаю вам, чтобы улыбающихся смайликов на уроках было как можно больше! До свидания! До следующего урока! (Слайд 23)





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!