Цели (задачи) урока образовательные: повторить содержание понятия «положительные и отрицательные числа, противоположные числа, модуль числа, координата точки» на уровне способов действия; сформировать навык сравнения положительных и отрицательных чисел, нахождения модуля числа, изображения числа на координатном луче. развивающие: Развивать умение умение самостоятельно работать, развивать логическое мышление. Развивать умение работать в группах, математическую речь. воспитательные: Создать условия для воспитания коммуникативных навыков, воспитывать у учащихся любознательность, уверенность в себе, в своих знаниях. | Результаты урока Предметные: Знание учащимися определения «положительные и отрицательные числа, противоположные числа, модуль числа, координата точки», умение сравнивать положительные и отрицательные числа, находить модуль числа, изображать числа на координатном луче с опорой на определение понятия «координата точки. Метапредметные: Формирование УУД: целеполагание планирование достижения цели урока. Рефлексия, построение высказываний, обобщение. Личностные: проявление любознательности и заинтересованности в изучении данной темы. |
Организационный момент | Учитель начинает со слов приветствия: Чтоб в жизни много добиться и тайны мира нам раскрыть Должны прилежно мы учиться И математику любить. Недаром говорят: «Наука эта- Она царица всех наук» И достигать ее секреты Давайте будем мы без мук. Итак, друзья, вперед, за дело, Звонок уж дан, работа ждет. И будем мы решительны и смелы. Ведь в путь нас математика зовет! Приветствует учащихся, отмечает отсутствующих, проверяет готовность к уроку. | Приветствуют учителя, сообщают об отсутствующих. |
Мотивация и целеполагание | Учитель ведет беседу. -Французский писатель Анатоль Франс однажды заметил: «учиться можно весело… Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом» Пусть эти слова послужат девизом сегодняшнего урока. -Давайте вспомним, о чем мы говорили на предыдущих уроках? Мы будем сегодня работать по модулям, посмотрите на них и как вы думаете, какая сегодня тема урока. Учитель каждому учащемуся на ученический стол ложит индивидуальные модули и оценочные листы. -Итак, тема урока «Сравнение положительных и отрицательных чисел» Что мы сегодня должны повторить? Учитель предлагает модуль «Теоретический». -Заполните кроссворд и выполните самопроверку по презентации. (На презентации указаны критерии оценки) По горизонтали: 3. Числа со знаком "-" называются … (отрицательные) 6. Положительное направление на координатной прямой указывает … (стрелка) 7. Число, показывающее положение точки на координатной прямой, называется … точки. (координата) По вертикали: 1. Числа со знаком "+" называются … (положительные) 2. Расстояние от нуля до данной точки называется … числа. (модуль) 4. Натуральные числа, противоположные им и нуль - это … числа. (целые) 5. Ни положительным, ни отрицательным числом является число … (ноль) Проверка: За 6,7 правильных ответов - оценка «5» За 5, 4 правильных ответов - оценка «4» За 3 правильных ответа - оценка «3» Менее 3- оценка «2» Модуль «Числовой» Учитель предлагает задание: «Записать с помощью рациональных чисел, во второй строке записать числа им противоположные» Сегодня 23мороза. А летом доходит до 31. Температура тела утки 40. Наташа в магазине купила тетрадь за 45 рублей. Мама получила премию 700 рублей. Глубина Марианского желоба 11000м. Высота горы Эльбрус 5500м. Саша за год вырос на 5 см. Термометр на здании московского университета весной показывает 15. Лед на реке стал тоньше на 8 см. Проверка: За 8-9 правильных ответов - оценка «5» За 6-7 правильных ответов - оценка «4» За 5 правильных ответа - оценка «3» Менее 5- оценка «2» | Учащиеся слушают сообщение и смотрят презентацию. -На предыдущих уроках мы изучали тему «Сравнение положительных и отрицательных чисел» -«Сравнение положительных и отрицательных чисел». 1. Какие числа называются положительными, отрицательными? Противоположными? 2. Где на координатной прямой расположены положительные и отрицательные числа? 3. Что такое «модуль числа»? 4. Как сравнивать положительные и отрицательные числа? модуль «Теоретический». Учащиеся отгадывают кроссворд, самопроверка осуществляется фронтально. По горизонтали: 3. Числа со знаком "-" называются … 6. Положительное направление на координатной прямой указывает … 7. Число, показывающее положение точки на координатной прямой, называется … точки. По вертикали: 1. Числа со знаком "+" называются … 2. Расстояние от нуля до данной точки называется … числа. 4. Натуральные числа, противоположные им и нуль - это … числа. 5. Ни положительным, ни отрицательным числом является число … Проверка: За 6,7 правильных ответов - оценка «5» За 5, 4 правильных ответов - оценка «4» За 3 правильных ответа - оценка «3» Менее 3- оценка «2» Ученики выставляют себе оценки. Модуль «Числовой» Учащиеся выполняют задание: «Записать с помощью рациональных чисел» Сегодня 23мороза. (23 ) А летом доходит до 31.(-31) Температура тела утки 40.(40) Наташа в магазине купила тетрадь за 45 рублей.(-45) Мама получила премию 700 рублей.(700) Глубина Марианского желоба 11000м.(-11000) Высота горы Эльбрус 5500м.(5500) Саша за год вырос на 5 см.(5) Термометр на здании московского университета весной показывает 15.(15) Лед на реке стал тоньше на 8 см.(-8) Проверка осуществляется по презентации. 23,-31,40,-45,700,-11000,5500,5,15,-8 -23,31,-40,45,-700,11000,-5500,-15,8. Учащиеся проверяют и выставляют оценки в оценочные листы. |
Актуализация знаний, умений и навыков. | Итак вспомним еще раз, на какие вопросы мы должны ответить? (Вопросы сформулированы в оценочных листах учащихся) -На какие вопросы мы ответили? -Ответим на второй вопрос. Модуль «Координатный» -Используя чертеж, отметить на координатной прямой число 0, если известно, что: 1) а и в – положительные числа 2) а и в – отрицательные числа 3) а и в – противоположные числа 4) а и в – числа разных знаков | | Учитель в этом же модуле предлагает послушать некоторые исторические сведения о положительных и отрицательных числах, приготовленные самими учащимися. В это же модуле учитель предлагает задание: -найди пары противоположных чисел и соедини стрелками: 1 вариант: 2 вариант: Проверка: За 5 правильных ответов - оценка «5» За 4 правильных ответов - оценка «4» За 3 правильных ответа - оценка «3» Менее 3- оценка «2» Модуль «Сравнительный» Учитель предлагает сравнить числа: -соедини стрелками в порядке возрастания числа: 1 вариант: 1 -6 -3 4 -1 5 2 вариант: -2 -0,25 -56 -1 5 89 Сравните числа: 1 Вариант. 2 Вариант. Проверка: За 8,7 правильных ответов - оценка «5» За 6 правильных ответов - оценка «4» За 5 правильных ответа - оценка «3» Менее 4- оценка «2» | У чащиеся вспоминают вопросы: 1. Какие числа называются положительными, отрицательными? Противоположными? 2. Где на координатной прямой расположены положительные и отрицательные числа? 3. Что такое «модуль числа»? 4. Как сравнивать положительные и отрицательные числа? -Мы ответили на первый вопрос. (Учащиеся еще раз отвечают на первый вопрос. -Положительные числа расположены относительно нуля справа, а отрицательные - слева. Модуль «Координатный» Учащиеся выполняют задание и поверяют по презентации. Исторические сведения Отрицательные числа появились значительно позже натуральных чисел и обыкновенных дробей. Первые сведения об отрицательных числах встречаются у китайских математиков во II в. до н.э. Положительные числа тогда толковались как имущество, а отрицательные – как долг, недостача. Но ни египтяне, ни вавилоняне, ни древние греки отрицательных чисел не знали. Лишь в VII в индийские математики начали широко использовать отрицательные числа, но относились к ним с некоторым недоверием. В Европе отрицательными числами начали пользоваться с XII-XIII вв, но до Х\/I в. как и в древности , они понимались как долги, большинство ученых считали их “ложными” в отличие от положительных чисел - “истинных”. Признанию отрицательных чисел способствовали работы французского математика, физика и философа Рене Декарта (1596-1650) . Он предложил геометрическое истолкование положительных и отрицательных чисел - ввел координатную прямую (1637). Окончательное и всеобщее признание как действительно существующие отрицательные числа получили лишь в первой половине ХVIII века. Тогда же утвердилось и современное обозначение для отрицательных чисел. Учащиеся выполняют задания и ставят оценки согласно критериям. 1 вариант: 2 вариант: Модуль «Сравнительный» Учащиеся сравнивают числа: -соединяют стрелками в порядке возрастания числа: 1 вариант: 1 -6 - 3 4 -1 5 2 вариант: -2 -0,25 - 56 -1 5 89 Учащиеся индивидуально сравнивают числа. 1 Вариант 2 Вариант. |
| Модуль «Вычислительный» Учитель предлагает по очереди решать у доски следующие задания, а в свой оценочный лист поставить оценку, заработанную у доски. Найти значение выражения: № 969. Найти значение выражения. № 990. Устно учебник стр. 166. Определить, у какого из двух чисел модуль больше. Чему равен Устно. 5.Сравните устно: А) -2 и 5 В)-6 и 4 С) -7 и -2 Г) 0 и -2 Д) 0 и 5 6. Расставьте на координатной прямой точки, взяв за единичный отрезок длину одной клетки тетради: В(-4), С(-2,5), Д(0), К(0,5), Z(-6), L(-7). (дополнительное задание) № 992. Найдите неизвестные члены пропорции: | Модуль «Вычислительный» Учащиеся решают задания на данном модуле у доски и получают оценку, которую заносят в оценочный лист. Найти значение выражения: № 969. Найти значение выражения. № 990. Устно учебник стр. 166. Определить, у какого из двух чисел модуль больше. Чему равен Устно. 5.Сравните устно: А) -2 В)-6 4 С) -7 -2 Г) 0 -2 Д) 0 5 (дополнительное задание) № 992. Найдите неизвестные члены пропорции: |
Подведение итогов урока | Модуль «Графический» Математический диктант. - Я буду читать утверждение, если вы согласны с ним, то ставьте +, если нет- ставьте -. 1. Число -5 является отрицательным. 2. Число 5 является модулем числа -5. 3. Дана точка В(-3,4). Расстояние от начала отсчета до нее -3,4 см. 4. -4 и 4 – противоположные числа. 5. -50. 6 . 0 не является ни положительным , ни отрицательным числом. 7. Уравнение имеет только годин корень. 8. -15,7915,79. 9. Проверка: За 9-8 правильных ответов - оценка «5» За 6-7 правильных ответов - оценка «4» За 5 правильных ответа - оценка «3» Менее 5- оценка «2» Учитель предлагает вернуться в начало урока и вспомнить, на какие вопросы мы сегодня отвечали. - А теперь выберите себе задание, которое хотели бы выполнить дома. № 996.стр.167. Далее учитель объясняет домашнее задание, тем самым обеспечивая понимание детьми цели содержания и способов выполнения домашнего задания. | Модуль «Графический» Учащиеся осуществляют взаимопроверку по презентации: + + - + - + - - + И выставляют оценки в оценочный лист. Учащиеся читают домашнее задание и рассматривают способ решения на первом примере устно. |
Рефлексия | Учитель проводит рефлексию по поводу психоэмоционального состояния, мотивации и способов деятельности и взаимодействия с другими детьми класса. Звенит звонок, урок окончен! Я всем желаю вам, друзья, Пусть будут знанья ваши прочны. Ведь нам без математики нельзя! | Учащиеся продолжают выбранные ими предложения. Сегодня на уроке мне было интересно… Мне было трудно… Я понял, что… Я почувствовал, что… Больше всего понравилось… Своей работой на уроке я доволен (не совсем доволен, не доволен), потому что… |