СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Справочник старшеклассника

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В справочнике старшеклассника собраны основные виды деятельности учащихся на  любых уроках. Представлены рекомендации как правильно делать записи за учителем, как работать по проекту и многое другое. 

Просмотр содержимого документа
«Справочник старшеклассника»






Оглавление.



  1. Учись слушать………………………………..2 стр.

  2. Правила записи текста………………………2 стр.

  3. Как делать выписки………………………….3 стр.

  4. Как составить конспект……………………...3 стр.

  5. План конспект…………………………………3 стр.

  6. Цитатный конспект…………………………...4 стр.

  7. Свободный конспект………………………….4 стр.

  8. Тематический конспект………………………4 стр.

  9. Как составить тезисы…………………………5 стр.

  10. Как подготовить реферат…………………….5 стр.

  11. Работа над проектом…………………………..7 стр.

  12. Рецензия на книгу или статью……………….14 стр.

  13. Как сделать сообщение ……………………….15 стр.

  14. Как сделать доклад по теме …………………..15 стр.

  15. Как составить опорный конспект ……………16 стр.












1. Учись слушать.


  1. Настройся на восприятие материала, прими удобную позу. Помни: когда расслаблено тело, расслабляется внимание.

  2. Вникни в формулировку темы лекции.

  3. Осознай поставленную цель.

  4. Изучи план лекции.

  5. Обращай внимание на интонацию изложения материала учителем, следи за повторами в его рассказе – таким образом, учитель выделяет главные, существенные мысли.

  6. Сопоставляй услышанное с уже имеющимися знаниями.

  7. Выдели в лекции основные мысли, положения, объедини их вокруг темы лекции.

Учись вести записи с голоса:

- не начинай записывать сразу, сначала выслушай высказываемую им мысль до конца и пойми её;

- приступай к записи тогда, когда учитель начинает её комментировать;

- не старайся записывать мысль дословно, сокращай слова, а после сокращения оставляй место, чтобы закончить мысль дома;

- старайся писать быстро;

- если в лекции встречаются непонятные места – оставь место в тетради, а после урока уточни у учителя и допиши;

- соблюдай общие правила написания конспекта (делай выделения, соблюдай отступы и т.д.);

- в ближайшие дни обработай текст конспекта: выправь стиль, расставь знаки препинания, допиши текст, подчеркни главное и т.д.




2. Правила записи текста.


1.Запись должна быть компактной, убористой (чтобы на странице уместилось как можно больше текста).

2. В тексте применяй выделения и разграничения:

- подчёркивание и отчёркивание (заголовки, подзаголовки, выводы), в процессе первой записи выделения лучше делать чернилами, которыми написан текст; вторичное выделение можно делать другим цветом;

- отступы (для обозначения абзацев и пунктов плана);

- пробельные строки (для отделения одной мысли от другой);

- нумерацию;

- выделение текста с помощью рамки (правила, законы, формулы);

3. При записи текста необходимо пользоваться сокращениями (можно придумать свои обозначения).


3. Как делать выписки.


Выписать – найдя в источнике нужную мысль, списать её, записать.

1.Вчитайся в название статьи, осмысли его.

2.Внимательно читая текст, выписывай основные мысли.

3.Стремись к краткости записи.

4.Отделяй одну мысль от другой.

5.Закончив работу, выпиши все данные источника.




4. Как составить конспект.


Конспект – краткое изложение или краткая запись содержания.


Виды конспектов: план – конспект, цитатный (текстуальный), свободный, тематический, схематический.


Основные требования к написанию: системность и логичность изложения материала; краткость; убедительность и доказательность.


Этапы конспектирования:

1.Прочитать текст, отметить: новые слова, непонятные места, имена, даты. Составь простой план.

2.Выясни в словаре значение новых непонятных слов, выпиши их в тетрадь.

3.Вторичное чтение сочетай с записью основных мыслей автора. Запись веди своими словами, кратко, пользуясь правилами записи текста.

4.Прочитай конспект ещё раз, доработай его.



5. План – конспект.


Сжатый в форме плана пересказ прочитанного или услышанного.


Характеристика конспекта: краток, прост, учит выбирать главное, чётко и логично излагать мысли. Используется при подготовке доклада, выступления.


Этапы работы: 1.Составь план прочитанного текста или воспользуйся готовым.

2. Разъясни кратко и доказательно каждый пункт плана, выбери разумную и эффективную форму записи.

3. Сформулируй и запиши вывод.



6. Цитатный конспект.


Конспект, созданный из отрывков подлинника – цитат.


Характеристика конспекта: состоит из высказываний автора, из изложенных им фактов; работа с первоисточником; однако он не способствует активной мыслительной работе, а служит иллюстрацией к изучаемой теме.


Этапы работы: 1.Прочитай текст, отметь главные мысли, выдели цитаты, которые пойдут в конспект.

2.Цитаты выпиши в тетрадь. Форма записи разная, например:

1… (цитата);

… (цитата);

… (вывод).

2. основные вопросы; доказательства (цитаты); выводы.

3. Прочти написанный текст, сверь его с оригиналом.

4. Сделай общий вывод.



7. Свободный конспект.


Сочетание выписок, цитат, тезисов.


Характеристика конспекта: требует серьёзных усилий, способствует усвоению материала, требует умения активного использования всех типов записей: планов, тезисов, выписок.



Этапы работы: 1. Из источника выбери материал по интересующей теме, изучи его и глубоко осмысли.

2. Сделай необходимые выписки основных мыслей, цитат, составь тезисы.

3.Используя подготовленный материал, сформулируй основные положения по теме.




8. Тематический конспект.



Это конспект ответа на поставленный вопрос или конспект учебного материала темы.


Характеристика конспекта: Может быть обзорным и хронологическим; учит анализировать различные точки зрения на один и тот же вопрос, привлекать имеющиеся знания и личный опыт.


Этапы работы: 1.Изучи несколько источников и сделай по ним выборку материала по теме или хронологии.

2.Мысленно оформи прочитанный материал в виде плана.

3.Пользуясь этим планом, коротко, своими словами изложи осознанный материал.




9. Как составить тезисы.


Тезис – положение, кратко излагающее какую – либо идею, а также одну из основных мыслей лекции, доклада, сочинения.

1.Разбей текст на смысловые блоки (подчеркни или составь план);

2.Определи главную мысль каждой части;

3.Осмысли суть выделенного, сформулируй своими словами или найди подходящую формулировку в тексте.

4. Тезисы пронумеруй – это позволит сохранить логику авторских суждений.

5. Отделяя пробельной строкой один тезис от другого – это облегчит последующую работу с ним.



10. Работа над рефератом.


Реферат – это доклад на определённую тему, включающий обзор соответствующих литературных, научных и других источников. Любой реферат имеет две стороны – формальную (внешнюю) и содержательную (внутреннюю).

Внешняя – это оформление, которое должно отвечать определённым требованиям. На второй странице реферата помещают план работы (содержание): введение, основная часть, заключение, список литературы.


Общие положения по написанию реферата


Содержание реферата показывает уровень овладения учащимся программного материала и способность анализировать различные источники в соответствии с темой исследования. Анализ источников по теме реферата должен продемонстрировать умения обучающегося выделять существенное из массива информации по заявленной проблеме, чётко излагать её суть и формулировать собственную точку зрения на явления, события и факты, изложенные в тексте. Необходимо, чтобы содержание материала, на основе которого выполняется реферат, выходило за рамки содержания программы по учебному курсу.


  1. Выбор формулировки темы реферата


До 1 октября текущего учебного года обучающиеся под руководством учителя формулируют тему реферата, которая должна быть стилистически грамотна. В названии реферата следует определить чёткие рамки рассматриваемых вопросов, которые не должны быть слишком широкими или слишком узкими. При формулировании темы желательно воздерживаться от использования спорных с научной точки зрения терминов, излишней наукообразности, а также от чрезмерного упрощения формулировок.

  1. Требования к оформлению реферата

Титульный лист - в верхней его части указывается название учебного заведения, в котором обучается ученик. В центре листа размещается формулировка темы. Слева, выше темы реферата и ниже названия учебного заведения, размещается название учебного предмета и форма защиты («экзаменационная работа по математике», или «проектная работа по математике», «ученическая научно-практическая конференция»). Ниже справа указывается фамилия, имя ученика, класс обучения, фамилия, инициалы руководителя (учителя). Внизу по центру указывается название города и год написания.

Оглавление - состоящее из четырёх основных частей: введения, основной части, заключения, списка использованной для написания реферата литературы, приложений.

Введение реферата включает в себя краткое обоснование актуальности его темы, которая может рассматриваться в связи с недостаточной научной разработанностью проблемы, ее объективной сложностью для изучения и информационной ценностью материала, а также в связи с многочисленными дискуссиями, возникающими вокруг неё. В этой части необходимо также показать, почему заявленная тема представляет научный интерес и практическое значение. Таким образом, тема реферата должна быть актуальна: с научной точки зрения, познавательных моментов, расширение кругозора, углубление узких учебных тем или из практических соображений. Во введении реферата указывается цель работы (или несколько целей), а также задачи, которые требуются решить для её достижения. Объём введения может составлять 1-2 страницы текста.

Основная часть реферата содержит материал, который отобран обучающимся для рассмотрения проблемы. Он может быть разделён на параграфы. В основной части реферата должно быть изложено собственное мнение обучающегося по заявленной проблеме. Объём основной части может составлять 12-14 страниц.

В заключение реферата обучающийся самостоятельно формулирует выводы, опирающиеся на приведённые в основной части факты, обращает внимание на выполнение поставленных во введении цели и задач. Объём заключительной части может составлять 1-2 страницы.


В списке использованной литературы для написания реферата в алфавитной последовательности указываются все источники, которыми пользовался обучающийся при подготовке к работы. В информации о них необходимо указать: автор, название источника, место его издания, название издательства, год издания источника и желательно используемые страницы. В списке использованной для написания реферата литературы должно быть указано не менее четырёх источников.


  1. Процедура защиты реферата


Защита реферата производится на ученической научно-практической конференции. Реферат представляется к защите на листах формата А4. Текст на них должен быть отпечатан на компьютере. В тексте реферата могут содержаться рисунки, чертежи, графики и прочий иллюстративный материал, необходимый для раскрытия заявленной темы. К реферату могут прилагаться фотографии, выполненные самим обучающимся. Окончательный вариант реферата сдаётся в учебную часть за 20 дней до дня защиты с письменной рецензией руководителя проекта. В процедуру защиты реферата входит: выступление рецензента (до 5 мин), выступление автора реферата (до 15 минут), ответы на поставленные вопросы.




11. Работа над проектом.


ПОЛОЖЕНИЕ

о проектной деятельности


1. Общие положения


1.1. Проектная деятельность учащихся направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, интегрирует знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.



Рекомендации по работе с проектом


  1. Этапы проведения проекта


а) подготовительный или вводный (погружение в проект)

    • выбор темы и его конкретизация (определение жанра проекта)

    • определение цели, формулирование задач

    • поиск источников информации и определение объёма литературы

    • выдача рекомендаций (требования, сроки, график выполнения, консультации и пр.)

б) поисково-исследовательский этап

  • определение источников информации

  • планирование способов сбора и анализа информации

  • подготовка к исследованию и его планированию

  • проведение исследования. Сбор и систематизация материалов

в) трансляционно-оформительский этап

  • «предзащита проекта»

  • доработка проекта с учётом замечаний и предложений

  • подготовка к публичной защите проекта

г) заключительный этап

  • публичная защита проекта

  • подведение итогов, конструктивный анализ реферата.


  1. Типология проектов:

  • исследовательские - требуют хорошо продуманной структуры проекта, его целей, актуальности, его социальной значимости, продуманных методов

  • творческие – не имеют, как правило, детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается по ходу работы, результат – видеофильм, компьютерная программа, фотоальбом и пр.

  • приключенческие, игровые - участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Результат – спектакль, сцены, раскрывающие социальные или деловые отношения

  • информационные – этот проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте, а анализ и обобщение этих фактов предназначены для широкой аудитории

  • практико-ориентированные – чётко обозначенный результат деятельности учащихся прослеживается сразу и должен ориентироваться на социальные интересы участников проекта

  • литературно-творческие – творчество писателей, сопоставление различных точек зрения на литературные произведения, жанровые сочинения, собственные литературные произведения

  • естественнонаучные – чаще всего бывают исследовательскими, имеющими чётко обозначенную проблему

  • экологические – исследовательские проекты, требующие привлечения научных методов и интегрированных знаний, затрагивающие проблемы экологии посёлка

  • лингвистические – затрагивают проблемы изучения русского и иностранного языков

  • культурологические – связаны с историей, различными аспектами культуры и искусства, традициями народов разных стран

  • спортивные – раскрывают историю и развитие отдельных видов спорта, спортивных соревнований, состязаний, исследуется олимпийское движение

  • географические – связанные с организацией и проведением экспедиций, а также раскрывающие практическое значение географических открытий

  • исторические – позволяют исследовать разнообразные исторические проблемы и факты, прогнозировать развитие политических событий, анализировать прошлое

  • музыкальные – охватывают любые аспекты музыкальной жизни различных стран.


  1. Рекомендации

по оформлению проекта


1. Общие требования к оформлению:

- текст, иллюстрации, таблицы должны размещаться на белой бумаге формата А4 (297х210) на одной стороне листа;

- размеры полей: левое – не менее 30 мм, правое – не менее 10 мм, верхнее и нижнее обычно делают 20 мм;

- размер шрифта – 14, междустрочный интервал – полуторный, отступ красной строки – 1,25 см;

- сокращение слов и словосочетаний, кроме общепринятых, не допускается;

- нумерация страниц делается арабскими цифрами в верхнем правом углу, начинается с титульного листа, которому присваивается номер 1, но на страницу он не ставится. Далее весь последующий объем работ, включая библиографический список и приложения, нумеруется по порядку до последней страницы;

- каждый структурный элемент реферата начинается с новой страницы;

- наименование структурных элементов реферата: оглавления, введения, названия глав основной части, заключения, библиографии, приложений – служат заголовками реферата и располагаются посередине строки без точки, без подчеркивания и печатаются жирным шрифтом, как правило, прописными буквами;

- между заголовком и текстом делается интервал, обычно 3 пт.;

переносы слов в заголовках не делают;

- подзаголовки оформляют по тем же правилам, что и заголовки, но строчными буквами.

2. Оформление титульного листа.

В верхнем поле посередине указывается полное наименование министерства, учебного заведения, на базе которого пишется реферат, образовательная область и предмет. В среднем поле указывается вид работы (реферат, проект и пр.), дается заглавие работы, которое оформляется без слова «тема» и в кавычки не заключается. Ниже и ближе к правому краю титульного листа указываются фамилия, имя, отчество исполнителя, под ними пишутся фамилия и инициалы руководителя, его научное звание и должность. В нижнем поле посередине указывается местонахождение учебного заведения и год написания работы.

3. Оформление оглавления:

- заголовки оглавления должны точно повторять названия глав и параграфов в тексте;

- заголовки одинакового уровня располагаются друг под другом;

- заголовки каждого последующего уровня смещаются на 1,25 см вправо по отношению к заголовкам предыдущего уровня;

- все они начинаются с заглавной буквы без точки в конце. Номера страниц фиксируются в правом столбце содержания;

-главы и параграфы могут нумероваться по многоуровневой системе, в этом случае порядковый номер главы указывается одной арабской цифрой (например, 1, 2, 3), а параграфы имеют двойную нумерация (например: 1.1, 1.2, 1.3): здесь первая цифра указывает на принадлежность к главе, вторая – на собственную нумерацию параграфов;

- введение и заключение не нумеруются.

4. Оформление иллюстрации (рисунков, схем, графиков, диаграмм):

- все иллюстрации должны быть пронумерованы в порядке появления их в тексте

5. Оформление таблиц:

- таблицы размещаются сразу после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице;

- слово «таблица» без сокращения и кавычек пишется в правом верхнем углу над самой таблицей и ее заголовком; нумерация таблиц производится арабскими цифрами без номера и точки в конце; если в тексте встречается только одна таблица, то номер ей не присваивается и слово «таблица не пишется;

- название таблицы, если оно есть, располагается между ее номером и соответственно таблицей и пишется с прописной буквы без точки в конце;

- заголовки столбцов таблицы пишут с прописной буквы; подзаголовки – со строчной, если они составляют одно предложение с заголовком;

- при переносе таблицы на следующую страницу заголовок таблицы воспроизводится на новой странице и над ним помещается надпись «Продолжение таблицы такой то». Если заголовок громозкий, то можно его не повторять - в этом случае в начале таблицы, в строке, следующей после заголовков столбцов, ставят номера столбцов и на следующей странице повторяют только нумерацию.

6. Оформление списков:

- элементы списков могут нумероваться как арабскими цифрами с точкой и печататься с абзацного отступа с прописной буквы, так и маркироваться символом тире и печататься абзацным отступом со строчной буквы;

- если в конце перечисления ставится точка, то следующее перечисление пишется с прописной буквы; если ставится запятая или точка с запятой, то следующее перечисление начинается со строчной буквы.

7. Оформление цитат

- при дословном цитировании мысль автора заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в которой дана в первоисточнике. По окончании цитаты делается ссылка на источник. В ссылке указываются номер книги или статьи (в ссылке использованной литературы), номер страницы, где находится цитата. Например, обозначение [4.с.123] указывает, что цитата находится на странице 123 в первоисточнике под номером 4 из списка литературы;

- при недостоверном цитировании (пересказ, изложение точек зрения различных авторов своими словами) текст в кавычки не заключается, после высказанной мысли необходимо в скобках указать номер источника в списке литературы без указания конкретных страниц, например: [23];

- если текст цитируется не по первоисточнику, а по другому изданию, то ссылку следует начинать словами «Цит. по…» или «Цит. по кн.…» и указать номера страниц и номера источника в списке литературы, например: (Цит. по кн. [6.с.240]);

- если цитата выступает самостоятельным предложением, то она начинается с прописной буквы, даже если первое слово в первоисточнике начинается со строчной буквы, и заключается в кавычки; цитата, включенная в текст после подчинительного союза (что, ибо, если, потому что) заключается в кавычки и пишется со строчной буквы, даже если в цитируемом источнике она начинается с прописной буквы;

- при цитировании допускается пропуск слов, предложений, абзацев без искажения содержания текста первоисточника; пропуск в тексте обозначается многоточием и ставится в том месте, где пропущена мысль; в цитатах сохраняются те же знаки препинания, что и в цитируемом источнике.

8. Оформление сносок

Сноски – примечания, вынесенные в конец страницы или в конец документа, в тексте обозначаются звездочками или цифрами. От основного текста в конце страницы отделяют чертой в треть величины строки. Чаще используют обычные сноски (в конце страницы), чем кольцевые (в конце документа)

9. Оформление уравнений и формул.

Уравнения и формулы, встречаемые в работе, должны удовлетворять следующим требованиям к их оформлению:

- каждое уравнение или формулу следует писать в новой строке;

- выше и ниже каждого уравнения и формулы должно быть оставлено не менее одной свободной строки;

- пояснение значений символов и числовых коэффициентов проводится непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле, первую строку пояснения начинают со слова «где» без двоеточия, и значение каждого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки.



10. Оформление библиографии

Библиография – список используемой литературы, рекомендуемые материалы или перечень книг по данному вопросу: источники, используемые при написании работы.

Список располагается чаще всего в алфавитном порядке по фамилии авторов и заглавиям книг.

Правила оформления библиографических списков:

- если книга написана одним автором или авторским коллективом (не более 4 человек), то ее библиографическое описание должно начинаться с указания фамилии и инициалов автора или авторов. После фамилии ставится точка; далее указывается полное название книги, снова ставится точка и тире; вслед за тире идет название города, в котором вышла книга, точка, двоеточие, название выпустившего книгу издательства (без кавычек), запятая, год издания, точка, тире, общее количество страниц. Например:

Графский В.Г. Всеобщая история права и государства.- М.: Норма – Инфа М, 2000. – 744с.

- если книга написана большим авторским коллективом или автор вообще не указан, она должна указываться по заглавию; в таком случае библиографическое описание выглядит так: заглавие, косая черта, фамилия ответственного редактора, точка, тире, название города, двоеточие, название издательства, запятая, год издания, точка, тире, количество страниц. Например:

Социальная работа / под. Общ. Редакцией В.И. Курбатова. – Ростов н/ д.: Феникс, 1999. – 576 с.

- если использованы материалы статьи, опубликованной в сборнике или периодическом изданий, она описывается так: Ф.И.О. автора, название статьи (главы, раздела), две косые черты, название сборника или периодического издания, в котором помещена статья (без кавычек), тире, год издания, точка, номер, точка, тире, номера первой и последней страниц. Например:

Мигдал А.Б. Физика и философия / / Вопросы философии. – 1990. № 1. – с. 5–33.

11. Оформление приложений.

Приложения по своему содержанию могут быть разнообразны. При их оформлении следует учитывать общие правила оформления:

- приложения следует оформлять как продолжение реферата, в порядке появления на них ссылок в тексте;

- каждое приложение должно начинаться с новой страницы с указания номера в правом верхнем углу, например: Приложение 1

- каждое приложение имеет заголовок, напечатанный прописными буквами, который располагается посередине строки под нумерацией приложения;

- если приложений более одного, их следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией и они должны иметь содержательный заголовок, напечатанный прописными буквами;

- нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста;

- связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки словом «см.»; указание обычно заключается в круглые скобки, например: эмпирические данные (см. приложение 1) можно сгруппировать следующим образом


Требования к оформлению презентаций

Оформление слайдов


Стиль

  • Соблюдайте единый стиль оформления.

  • Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.

  • Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текст, рисунки)

Фон

  • Для фона выбирайте более холодные тона (синий или зелёный).

Использование цвета

  • На одном слайде рекомендуется использовать не более 3 цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста.

  • Для фона и текста используйте контрастные цвета.

  • Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования).

Анимационные эффекты

  • Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде.

  • Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде


Представление информации


Содержание информации

  • Используйте короткие слова и предложения.

  • Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных.

  • Заголовки должны привлекать внимание аудитории.

Расположение информации на странице

  • Предпочтительно горизонтальное расположение информации.

  • Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

  • Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.

Шрифты

  • Для заголовков – не менее 24.

  • Для информации – не менее 18.

  • Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния.

  • Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.

  • Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчёркивание.

  • Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).

Способы выделения информации

  • Следует использовать:

- рамки, границы, заливку

- разные цвета шрифтов, штриховку, стрелки

- рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.

Объём информации

  • Не стоит заполнять один слайд слишком большим объёмом информации: люди могут единовременно запомнить не более 3 фактов, выводов, определений.

  • Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.

Виды слайдов

  • Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов:

- с текстом

- с таблицами;

- с диаграммами







12. Как работать над рецензией на книгу или статью.


1.Внимательно прочитайте или перечитайте книгу, статью.

2. Подумайте над вопросами:

  • Как книга или статья читалась? Как будет она восприниматься другими читателями?

  • Какова тема произведения? Какова его главная мысль? В чём убеждает нас автор?

  • Как автор приводит нас именно к этим выводам: кто герои книги или статьи; каковы их стремления, дела, характеры; какое отношение вызывают они у читателей?

  • В чём художественное своеобразие книги? Как она построена? Каков её язык? Что в языке вам показалось необычным, ярким?

  • Какова ваша общая оценка книги, статьи? Что в этом произведении особенно ценного, нового? А, что может быть, недостаточно убедительно, не совсем удачно?

3. Оформите письменно рецензию или отвечайте устно.




13. Как сделать сообщение.


Сообщение – это выступление информативного, иллюстрирующего или аналитического характера как, правило, по одной проблеме. Оно может быть продуктивного (анализ материала) или репродуктивного (пересказ материала) характера. Готовясь к сообщению, ученик использует один или несколько источников.

Требования к сообщению: 1.Отбор информации, заключающей в себе главную идею и основные положения, раскрывающие суть процесса, явления и т.п.

2. Рассмотрение разных точек зрения по данному вопросу.

3. Осмысление информации, выделение главных мыслей.

4. Выстраивание структуры ответа.

5. Соблюдение стиля выступления: А. научный стиль (логичность, четкость, объективность, доказательность, отсутствие эмоциональности, точная передача научных фактов). Б. публицистический стиль (логичность, образность, эмоциональность, оценочность).



14. Как сделать доклад по теме.


Доклад – это развёрнутое, аргументированное, подробное рассмотрение какой либо проблемы. Докладчик не просто излагает информацию, а проводит её доказательный анализ, даёт собственную оценку, подтверждает или опровергает мнения других авторов или источников.

Требования к докладу: 1. Правильный отбор материала, его анализ (сравнение, обобщение, классификация).

2. Наличие собственных суждений их аргументация (цитирование, комментарии).

3. Умение привлечь внимание слушателей (риторические приёмы).

4.Терминологическая и речевая грамотность.

5.Научный стиль изложения.













15. Как составить опорный конспект.


Опорный конспект – это краткое изложение содержания учебного материала с использованием опорных сигналов.

Требования к опорному конспекту: логичность, разнообразие способов и средств выделения главного в изучаемом. Структурирование учебного материала, чёткость.

Опорные сигналы – наглядная схема, в которой закодировано основное содержание подлежащих усвоению знаний.

Требование к опорным сигналам: доступность усвоения,

Оригинальность оформления,

Многообразие форм,

Эмоциональная насыщенность.


Как составить опору. 1.Прочитайте текст.

2.Выделите в нём главные мысли, понятия, выводы, определения.

3. Зашифруйте их.

4. Прочитайте текст ещё раз.

5. Сверьте его с опорой.

6. Выучите опору, расскажите по опоре содержание учебного материала.

7. Самостоятельно письменно воспроизведите опорные сигналы.










16



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!