Просмотр содержимого документа
«СПП с несколькими придаточными. Урок обобщения и закрепления изученного по теме»
Тема «СПП с несколькими придаточными. Урок обобщения и закрепления изученного по теме».
Цели:
Обучающие:
Углубить знания о СПП с несколькими придаточными;
Закрепить понятие однородного, последовательного, параллельного подчинения;
Развивающие:
Совершенствование пунктуационных навыков, практических навыков анализа СП, умения конструировать СП;
Воспитывающие:
Продолжить формирование привычки к труду, самостоятельной работе;
Развивать умение самооценки.
Тип урока – урок обобщения знаний через работу с информационными источниками.
Средства обучения:
Информационные: презентация сообщения; карточки, опорные схемы, табель оценки.
Этапы:
Входной контроль знаний. Упражнение на избирательность. Задание. Быстро прочитывая грамматические формулировки, отмечайте знаком «+» в пустом квадрате справа лишь те утверждения, которые являются верными
№ | Утверждения | + |
1 | В СПП простые предложения связаны между собой подчинительными союзами и союзными словами | |
2 | Простые предложения в составе СПП всегда равноправны | |
3 | Придаточное предложение может стоять после главного, в середине его или перед ним | |
4 | СПП состоит только из двух простых предложений | |
5 | СПП с двумя или несколькими придаточными бывают двух видов: с последовательным и однородным подчинениями | |
6 | При последовательном подчинении первое придаточное относится к главному, а второе – к этому придаточному | |
7 | Если однородные придаточные связаны одиночными союзами и или или, запятая между ними не ставится | |
8 | СПП с двумя или несколькими придаточными бывают трёх видов: с последовательным, параллельным и однородным подчинением | |
9 | Если в СПП несколько придаточных, то они поясняют только главное | |
10 | При параллельном подчинении придаточные относятся к одному общему главному предложению и являются одинаковыми по значению | |
11 | При однородном подчинении придаточные относятся к одному общему главному предложению и являются разными по значению | |
Актуализация знаний.
Рассмотрите схемы, какую информацию можно получить из схем?
Сформулируйте тему и цель урока. Проверка сразу после выполнения. В табель самооценки вносятся баллы.
1 [ ], (потому что …), (что … ).
Когда? Каких?
2 (когда …), [ ], (которых …).
Зачем? Зачем?
3 [ ], (что … ), (что …).
Ответьте на вопросы пользуясь подсказками:
1. СПП с подчинением. Вопрос задается от предложения к придаточному, от придаточного предложения ко
придаточному.
2. СПП с подчинением. Все придаточные относятся к предложению, но значения придаточных
3. . СПП с подчинением. Все придаточные относятся к предложению, но значения придаточных
Закрепление:
Задание 1. «Синтаксическое лото».
Прочитать предложения, определить, какая схема соответствует тому или иному предложению, а так же определить тип подчинения. Проверка сразу после выполнения. В табель самооценки вносятся баллы.
Предложение | Схема | Тип подчинения |
1.Я увидел, как звёзды стали туманиться и терять свою лучистость, как лёгким вздохом пронеслась по земле прохлада. | | |
2. Когда наша шлюпка направилась от фрегата к берегу, мы увидели, что из деревни бросились бежать женщины и дети. | | |
3.Долго было слышно, как он шагал туда, где светится огонёк. | | |
4.В тишине отчетливо послышалось, как простонал человек и как тяжело захрустел наст под ногами медведя, которого необычный гул и треск выгнали из леса. | | |
Что?
[ ], (как …), (как …).
Когда? Что?
(Когда …), [ ], (что …).
Что? Куда?
[ ], (как …), (где …).
Как? Какого?
[ ], (как …), и (как …), (которого …).
Задание 2. Конструирование предложений.
Из трех простых предложений составить и записать одно СПП. Определить вид подчинения. Начертить схему.
Хлынул дождь. Мы бросились к сараю. Сарай стоял на краю деревни (когда …, который …).
Тело опускается в жидкость. Оно теряет часть своего веса. Эта часть равна весу вытесненной им жидкости (когда …, то …, которая …).
СПП | Схема | Тип подчинения |
1 | | |
2 | | |
4.Домашнее задание (на выбор по степени сложности - разноуровневое).
I уровень. Определите в СПП тип подчинения (знаки расставлены).
Когда сани с Пущиным влетели в ворота Михайловского, Пушкин выскочил на крыльцо босиком, чтобы обнять лицейского друга.
Ждала Татьяна с нетерпеньем, чтоб трепет сердца в ней затих, чтоб прошло ланит пыланье.
Пушкин хотел поехать в деревню, чтобы заняться литературой, которая составляла для него главный смысл жизни.
II уровень. Расставить знаки препинания в СПП. Начертить схему предложения, определить тип подчинения.
Первая встреча Пушкина с Николаем I состоялась 8 сентября 1826 года в Кремле куда царь вызвал поэта из Михайловской ссылки в которой он пробыл 2 года.
Пушкин знал что в делах почти всех осужденных декабристов находили его стихи что эти стихи были широко распространены.
Когда Пушкину стала грозить ссылка в Сибирь отец поэта обратился за помощью к Жуковскому который имел влияние при дворе.
III уровень. Придумайте собственные предложения по данным схемам.
1 [ ], (потому что …), (что … ).
Когда? Каких?
2 (когда …), [ ], (которых …).
Зачем? Зачем?
3 [ ], (что … ), (что …).
5.Итог урока (рефлексия).
6. Д/з параграф 29. Упр. 139.