СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Способы развития личностных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка показывает, как на уроках русского языка и литературы формируются личностные универсальные учебные действия.

Просмотр содержимого документа
«Способы развития личностных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы.»

Способы формирования личностных УУД на уроках русского языка и литературы.

Личностные универсальные учебные действия отражают систему ценностных ориентаций школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира.

К личностным УУД относятся:

- положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;

- желание приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся;

- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

- осваивать новые виды деятельности;

- участвовать в творческом, созидательном процессе;

- осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества;

- признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;

- осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;

- стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

На материале учебников русского языка и литературы формируются ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ, направленные на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, которые позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего. Кроме того, помогают в формировании личностных УУД такие формы, как этические беседы, литературные гостиные, коллективные творческие дела, например, фразеологический КВН на параллель 7-х классов. Интересным мероприятием в этом году стала литературная гостиная на тему «Читаем Пушкина». Совместная деятельность учащихся 6 « Г», «Д» и 9 «В» классов и сотрудничество учащихся и педагога позволило сформировать у учащихся любовь к творчеству А.С.Пушкина, к природе, к Родине. По-новому зазвучали такие понятия как «мир», «справедливость», «желание понимать друг друга», «доверие к людям», «милосердие», «честь» и «достоинство». Произведения русских писателей и поэтов воспитывают уважение к своему народу, помогают осмыслить жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей гражданина.

Работа с текстом открывает возможности для формирования ЛОГИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения обеспечивает развитие знаково-символических действий замещения (например, звука буквой) моделирования (например, состава слова путём составления схемы) и преобразование модели (видоизменения слова).

Любимым заданием для моих учеников является ГРУППИРОВКА.

Цель этого задания состоит в совершенствовании орфографической грамотности и развитии умения устанавливать причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями, находить обобщённое значение.

Занимаясь группировкой, ученик встречается со многими словами, в которых он должен опознать несколько орфограмм, предложить несколько вариантов ответа и одновременно осмыслить связи между отдельными языковыми явлениями.

Например, задание. Сгруппируйте слова по определённому признаку. Предложите несколько вариантов группировки.

Дядя, зевака, прадедушка, тётя, недоучка, плакса, сластёна, зубрила.

В результате предложенные слова группируются:

- по наличию звонких, глухих согласных в начале слова;

- по родам (существительные общего рода, мужского и среднего);

- по наличию орфограмм.

ЗАДАНИЯ НА ИСКЛЮЧЕНИЕ ЛИШНЕГО.

Цель состоит в усвоении учащимися большого объёма знаний языкового материала на основе установления связей между отдельными его элементами, явлениями, в развитии поэтапных операционных умений переноса знаний в другие области и построения доказательных монологических высказываний.

Готовиться к Государственной итоговой аттестации в 9 классе мы начали с 5 класса. В связи с этим такое задание, как УЧЕБНАЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА.

Цель выполнения такого задания состоит в освоении теоретического языкового материала на высоком уровне трудности, в развитии умения последующего практического применения теории при анализе языковых явлений, а также в повышении речевой активности на основе сравнения, анализа и синтеза при описании изучаемого объекта.

Итак, для формирования личностных универсальных учебных действий использую следующие виды заданий:

- работа с текстом;

- творческие задания;

- группировка;

- задания на исключение лишнего;

- учебная лингвистическая задача;

- самооценка;

- листки достижений.

Для формирования личностных универсальных учебных действий использую различные технологии в комплексе: технологию проблемного диалога, технологию продуктивного чтения, технологию оценивания учебных успехов, информационно – коммуникативную технологию.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!